Решение от 6 мая 2021 г. по делу № А66-4359/2021 АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ Именем Российской Федерации Дело № А66-4359/2021 г.Тверь 06 мая 2021 года Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Пугачева А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляковой Я.А., при участии представителей от заявителя — Михайловой А.С. (онлайн), ответчика — Ионеску А.А. (онлайн), рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЭКОГАЗ» (ОГРН: 1026901670950, Дата присвоения ОГРН: 10.12.2002, ИНН: 6927005779) к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании постановления, Общество с ограниченной ответственностью «ЭКОГАЗ» (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – ответчик) в котором просит изменить постановление № 8.2-Пс/0022-0908пл-2021 от 23.03.2021 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, заменив наказание в виде штрафа на предупреждение. Заявитель поддержал свои требования, указал на устранение выявленных нарушений. Ответчик возражал против требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве. Как усматривается из материалов дела, общество осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта – «Станция газозаправочная автомобильная» per. № А05-10053-0001, III класс опасности; «Установка резервуарная» per. № А05-10053-0002, III класс опасности. При проведении плановой выездной проверки Общества в период с 02.03.2021 по 05.03.2021 на основании распоряжения Центрального управления Ростехнадзора от 18.12.2021 № РП-211-908-о «О проведении плановой выездной проверки общества выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов и принадлежащего (находящегося в эксплуатации) Общества – «Станция газозаправочная автомобильная» per. № А05-10053-0001, III класс опасности; «Установка резервуарная» per. № А05-10053-0002, III класс опасности Как следует из материалов дела, обществом допущены нарушения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации вышеуказанных опасных производственных объектов, установленных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 № 116-ФЗ, и иными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности, а именно: 1. Не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных ООО «ЭКОГАЗ» в государственный реестр опасных производственных объектов, а именно: в сведениях, характеризующих опасный производственный объект «Станция газозаправочная автомобильная» per. № А05-10053-0001, III класс опасности, расположен по адресу: Тверская область, Кимрский район, сельское поселение Центральное, поселок Центральный, улица Мира, дом 31, отсутствует информация о фактически используемых устройствах, обладающих признаками опасности: - насос НСВГ-01.00.000М-01, зав. № 5, (год выпуска 2020). 2. Не проводятся ежесменные осмотры технологического оборудования, газопроводов, арматуры, электрооборудования, средств измерений и сигнализации с записью в эксплуатационном журнале (эксплуатационный журнал не представлен). 3. Проведено периодическое техническое освидетельствование сосуда per. № 808052 (01.02.2021) специализированной организацией с нарушением периодичности, установленной ФНП (предыдущее техническое освидетельствование проведено 06.05.2016). 4. Проведено периодическое техническое освидетельствование сосуда per. № 82708 (01.02.2021) специализированной организацией с нарушением периодичности, установленной ФНП (03.02.2017) проведено техническое освидетельствование специалистом организации без участия специализированной организации). 5. Не представлена производственная инструкция по эксплуатации предохранительных устройств, предусматривающая порядок и сроки поверок исправности, ремонта и проверки настроек предохранительных устройств. 6. Не проводятся проверки исправности, ремонта и проверки настроек срабатывания предохранительных устройств, на сосудах (per. № 82708, per. № 90061, per. № 97181, per. № 90014, per. № 90103) (акты результатов проверок не представлены, эксплуатационный журнал не представлен). 7. Нарушены законодательные требования промышленной безопасности, предъявленный план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасном производственном объекте «Станция газозаправочная автомобильная», утвержденный руководителем организации, не соответствует установленным требованиям к содержанию этих планов, т.к. не предусматривает: - мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения. 8. Нарушены законодательные требования промышленной безопасности. Представленный план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на установке резервуарной ООО «ЭКОГАЗ» не соответствует установленным требованиям к содержанию этих планов, т.к. не предусматривает: - мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения. По факту выявленных нарушений составлен протокол об административном правонарушении от 10.03.2021 № 8.2-0908пл-Пр/0022-2021. По результатам рассмотрения дела управлением было принято обжалуемое по настоящему делу постановление от 23.03.2021 № 8.2-Пс/0022-0908пл-2021 о наложении на общество предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ штрафа в размере 200 000 руб. В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: – соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; – обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; – организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; – принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; – анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов. Частью 1 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Совершение вмененных обществу оспариваемым постановлением нарушений подтверждается материалами дела. Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Суд считает, что административным органом, в соответствии с частью 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ, представлены достаточные доказательства, подтверждающие наличие вины общества в совершении административного правонарушения. Суд не находит оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным, а также применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ наказание в виде штрафа, назначенное субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение, которое выявлено в ходе государственного контроля (надзора), муниципального контроля, если назначение наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит замене на предупреждение при наличии предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 4.1.1 Кодекса). В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и при отсутствии имущественного ущерба. Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса. Суд не может согласиться с доводами заявителя об отсутствии ущерба, поскольку в рассматриваемом случае совершенное обществом административное правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, угрозу чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Кроме того, состав административного правонарушения, указанный в части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, является формальным, следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В данном случае возможность причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также безопасности государства выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Недобросовестное отношение заявителя как лица, эксплуатирующего опасные производственные объекты, к добровольно принятой публично-правовой обязанности свидетельствует об угрозе состоянию защищенности жизненно-важных интересов личности и общества от аварий на опасно-производственных объектах, а также создает угрозу общественным отношениям в сфере осуществления государственного контроля проведения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, необходимых мероприятий по реализации правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Вместе с тем, в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ). Суд, учитывая документарный характер совершенных правонарушений, отсутствие прямого умысла, устранение правонарушений, привлечение к административной ответственности впервые, считает возможным снизить назначенный оспариваемым постановлением административный штраф до 100 000 руб. на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ. При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат частичному удовлетворению. Руководствуясь статьями 167–170,202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Заявленные требования удовлетворить частично. Признать незаконным и отменить постановление Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.03.2021 № 8.2-Пс/0022-0908пл-2021 в части наложения на Общество с ограниченной ответственностью «ЭКОГАЗ» (ОГРН: 1026901670950, Дата присвоения ОГРН: 10.12.2002, ИНН: 6927005779) административного штрафа в размере 200 000 руб. Считать Общество с ограниченной ответственностью «ЭКОГАЗ» (ОГРН: 1026901670950, Дата присвоения ОГРН: 10.12.2002, ИНН: 6927005779) привлеченным к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб. В остальной части оспоренное постановление оставить без изменения. Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в десятидневный срок со дня его принятия. Судья А.А. Пугачев Суд:АС Тверской области (подробнее)Истцы:ООО "ЭКОГАЗ" (подробнее)ООО "ЭКОГАЗ" Михайлова Анна Сергеевна (подробнее) Ответчики:Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (подробнее)Последние документы по делу: |