Решение от 11 ноября 2021 г. по делу № А07-42311/2019








АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/



Именем Российской Федерации



РЕШЕНИЕ


Дело № А07-42311/2019
г. Уфа
11 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 10.11.2021

Полный текст решения изготовлен 11.11.2021


Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Тагировой Л. М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муратовой А.А., рассмотрев дело по иску

Общества с ограниченной ответственностью "СП Девелопмент" (ИНН: 0274933217, ОГРН: 1170280081773)

к Открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан " (ИНН: 027307260, ОГРН: 1080273007583)

Третье лицо: Третье лицо: 1) АО «Инвестиционное агентство»

2) МУП «Единый расчетно-кассовый центр ГО г.Уфа РБ»

3) МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе п. Чесноковка» ГО г. Уфа РБ

4) Администрация ГО г. Уфа Республики Башкортостан

о признании подпункта 2.2.17 пункта 2.1. раздела 2 Главы 13 Положения о закупках товаров, работ, услуг АО "УЖХ Орджоникидзевского района ГО г.Уфа РБ от 07.03.2019 г. недействительным

при участии в судебном заседании:

от истца – не явились, уведомлены надлежащим образом

от ответчика - Плотникова Т.А., дов. от 11.01.2021г.


Общество с ограниченной ответственностью «СП Девелопмент» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан " (далее – ответчик, АО УЖХ Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ) о признании подпункта 2.2.17 пункта 2.1 раздела 2 главы 13 положения о закупках товаров, работ, услуг акционерного общества «Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа РБ от 07.03.2019 недействительным.

Определением суда от 16.03.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Чесноковка ГО г. Уфа РБ».

Ответчик иск не признал по мотивам, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву, заявил ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности.

Истец в возражениях на доводы ответчика возразил по изложенным в них мотивам.

14.04.2021 определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Третье лицо Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, не соглашаясь с требованиями истца, поддержало позицию ответчика.

Третьи лица АО «Инвестиционное агентство», МУП «Единый расчетно-кассовый центр ГО г.Уфа РБ», МУП «Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Чесноковка ГО г. Уфа РБ» извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, пояснений по существу спора не представили.

Представитель истца поддерживает исковые требования и настаивает на их удовлетворении.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд



УСТАНОВИЛ:


АО УЖХ Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ создано и зарегистрировано в качестве юридического лица 18.12.2008.

Согласно информации регистратора АО «Регистраторское общество «Статус» по состоянию на 01.03.2020 уставный капитал общества разделен на 100 000 обыкновенных акций, акционерами являются МУП «Единый расчетно-кассовый центр ГО г.Уфа РБ», которому принадлежит 74 000 обыкновенных акций и истец, которому принадлежит 26 000 обыкновенных акций.

Протоколом заседания совета директоров ОАО «Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ от 06.03.2019 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг акционерного общества «Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ».

Как следует из материалов дела, предметом иска истцом определено требование о признании недействительным подпункта 2.2.17 пункта 2.1 раздела 2 главы 13 положения о закупках товаров, работ, услуг акционерного общества «Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ» от 07.03.2019, утвержденного протоколом заседания совета директоров ОАО «Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа РБ от 06.03.2019г.), согласно которому при возникновении потребности в закупке юридических услуг закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному контрагенту.

Истец полагает, что данное положение противоречит законодательству о закупках.

Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает иск не подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Указанными нормами закреплено право Заказчика закупки самостоятельно определять способы закупки, предусмотренные законодательством, не ограничиваясь только конкурентными способами.

Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения. При этом заказчик закупки самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, условия применения, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке. Иным способом закупки выступает, в частности, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Проведение закупки способом закупки у единственного поставщика, с соблюдением всех требований действующего законодательства само по себе не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением Закона о защите конкуренции.

Невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, а также Положением о закупках, которое разработано в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 2 указанного Закона и утверждено решением Совета директоров ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ» 07.03.2019. (дата составления протокола 06.03.2019).

При этом члены Совета директоров проголосовали единогласно за утверждение Положения. Кроме того, в состав Совета директоров также входит представитель акционера ООО «СП» Девелопмент», который также голосовал за утверждение Положения.

В законе отсутствует требование об обязательном проведении открытого конкурса на заключение договора на оказание юридических услуг.

Согласно статье 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ, неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным ч. 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (пункт 4 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме", перечень не содержит такого вида услуг как юридические услуги.

Как следует из смысла указанных норм, конкурентная закупка проводится в электронном виде, Правительством установлен перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. В указанном перечне такой вид как юридические услуги отсутствует.

Таким образом, утверждение в Положении о закупках способа неконкурентной закупки юридических услуг у единственного поставщика - не противоречит действующему законодательству.

Подпункт 2.2.17 раздела главы 13 Положения о закупках составлен и утвержден в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ.

Положение о закупках утверждено протоколом заседания Совета директоров АО «УЖХ Орджоникидзевского района ГО г.Уфа РБ» от 06.03.2019 г., на котором присутствовали представители акционера ООО «СП Девелопмент». По результатам заседания Советом директоров единогласно было утверждено Положение о закупках.

В соответствии с частью 5 статьи 68 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» член совета директоров (наблюдательного совета) общества, не участвовавший в голосовании или голосовавший против решения, принятого советом директоров (наблюдательным советом) общества в нарушение порядка, установленного настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, вправе обжаловать в суд указанное решение в случае, если этим решением нарушены его права и законные интересы.

Такое заявление может быть подано в суд в течение одного месяца со дня, когда член совета директоров (наблюдательного совета) общества узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного члена совета директоров (наблюдательного совета) общества не могло повлиять на результаты голосования и допущенные нарушения не являются существенными.

Истцом не обжаловано решение Совета директоров, на котором истец присутствовал и голосовал «за».

В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.

В соответствии со статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства являются защита и восстановление нарушенных прав и законных интересов лиц, обращающихся в арбитражный суд.

Условиями удовлетворения заявленных в арбитражный суд требований являются наличие и доказательства нарушенного права, законного интереса заявителя, истца (статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Требование о признании недействительным отдельных пунктов Положения может быть удовлетворено лишь в случаях, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании его отдельных положений недействительными.

По смыслу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление таких прав, то есть целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2015 N 305-КГ15-7535).

Истцом не представлено доказательств нарушения его прав, несения убытков вследствие утверждения Положения о закупках в части оспариваемого пункта.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что Положение о закупках утверждено Советом директором 07.03.2019, соответственно срок исковой давности начинает течь с указанной даты, а с иском истец обратился 25.12.2019, трехлетний срок исковой давности не пропущен.

Оснований для применения, в рассматриваемом деле специальных сроков, исходя из предмета заявленных требований, суд не усматривает.

На основании изложенного иск удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.

Поскольку при принятии искового заявления истцу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины и в удовлетворении исковых требований отказано, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение иска в сумме 6000 руб. подлежит взысканию с истца непосредственно в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:


В иске отказать.

Взыскать с ООО "СП Девелопмент" (ИНН: 0274933217, ОГРН: 1170280081773) в доход федерального бюджета 6000 руб. суммы расходов по государственной пошлине.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.



Судья Л.М. Тагирова



Суд:

АС Республики Башкортостан (подробнее)

Истцы:

ООО "СП Девелопмент" (подробнее)

Ответчики:

ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района" (подробнее)

Иные лица:

МУП Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе п.Чесноковка ГО г.УФа РБ (подробнее)
Администрация ГО г.Уфа (подробнее)
АО "ИНВЕСТИЦИОННОЕ АГЕНТСТВО" (подробнее)
МУП "ЕРКЦ" городского округа г. Уфа РБ (подробнее)


Судебная практика по:

Исковая давность, по срокам давности
Судебная практика по применению норм ст. 200, 202, 204, 205 ГК РФ