Решение от 25 января 2024 г. по делу № А73-4998/2023




Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


дело № А73-4998/2023
г. Хабаровск
25 января 2024 года

Резолютивная часть объявлена 15 января 2024 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Татаринова В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО1,

рассмотрел в заседании суда дело по исковому заявлению Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 681000, <...>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ОГРНИП 304270323200112, ИНН <***>)

третье лицо: Администрация города Комсомольска-на-Амуре (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 681000, <...>)

о возложении обязанности передавать навигационные данные по муниципальному маршруту № 2 в муниципальную информационную систему,

о присуждении судебной неустойки.

При участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не прибыли; извещены надлежащим образом.

Суд

УСТАНОВИЛ:


Управление дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре (далее – Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – ИП ФИО2, ответчик, предприниматель), в соответствии с которым просит:

- возложить на ИП ФИО2 обязанность в течение всего срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 2, выданного на срок с 14.12.2022 по 14.12.2027, передавать навигационные данные по муниципальному маршруту № 2 в муниципальную информационную систему, установленную постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 14.01.2021 № 27-па «О создании муниципальной информационной системы «Мониторинг транспорта»;

- присудить в пользу Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, в случае неисполнения ИП ФИО2 решения суда, судебную неустойку в размере 20 000 руб. в день, начиная со дня, следующего за днем выявления факта неисполнения данного решения.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечена Администрация города Комсомольска-на-Амуре.

Определением от 29.05.2023 производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу № А73-18641/2022 Арбитражного суда Хабаровского края.

Определением от 22.09.2023 производство по делу возобновлено.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Отзывы не представлены.

Управление направило в суд ходатайство о приостановлении производства по делу, а также ходатайство об оставлении заявления Управления без рассмотрения.

Ходатайство о приостановлении производства по делу мотивировано невозможностью рассмотрения настоящего дела до рассмотрения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобы Управления на постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.12.2023 № Ф03-4423/2023 по делу №А73-18641/2022 по аналогичному спору.

Ходатайство об оставлении заявления без рассмотрения обосновано положениями пункта 9 части 1 статьи 148 АПК РФ и утратой Управлением интереса к спору на период рассмотрения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобы Управления на постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.12.2023 № Ф03-4423/2023 по делу №А73-18641/2022.

Рассмотрев ходатайства Управления о приостановлении производства по делу и об оставлении заявления без рассмотрения, суд, протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайств в силу отсутствия оснований как для приостановления производства по делу, так и для оставления заявления Управления без рассмотрения.

При этом суд исходил из того, что Управлением не представлено доказательств подачи кассационной жалобы на постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.12.2023 № Ф03-4423/2023 по делу №А73-18641/2022. Также судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие об утрате истцом интереса к спору, что является препятствием для оставления искового заявления без рассмотрения по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 148 АПК РФ.

На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, по имеющимся материалам.

В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО2 на основании свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 05 № 000228 (срок действия с 14.12.2022 по 14.12.2027), выданного по результатам конкурсных процедур, осуществляет пассажирские перевозки по маршруту № 2 в г. Комсомольске-на-Амуре.

Требованиями к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Хабаровского края, утвержденными Постановлением Правительства Хабаровского края от 23.08.2018 № 308-пр, на перевозчиков возложена обязанность передавать в РНИС (региональная навигационная информационная система) или организованную муниципальную навигационную информационную систему (МНИС), при ее наличии, в режиме реального времени мониторинговую информацию о местоположении транспортного средства, следующего по маршруту регулярных перевозок, с аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленной на указанном транспортном средстве.

Согласно информации организатора перевозок, по маршруту № 2 перевозка пассажиров осуществляется десятью транспортными средствами. По итогам проведенного анализа данных, поступающих в МНИС, установлено отсутствие передачи навигационных данных всеми транспортными средствами, осуществляющими регулярные пассажирские перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 2.

24.01.2023 предпринимателю объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятии мер по устранению допущенных правонарушений и обеспечению соблюдения данных требований в срок до 24.02.2023.

По истечении срока, указанного в предостережении, Управлением проведен анализ данных (мониторинг) поступающих в МНИС, и установлено, что ранее выявленное нарушение, а именно передача в режиме реального времени информации о местоположении транспортных средств, следующих по маршрутам регулярных перевозок, с аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНACC/GPS, установленной на транспортных средствах предпринимателя, в МНИС не устранено.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.

В обоснование требования Управление указывает на обязанность предпринимателя соблюдать принятые на себя обязательства при проведении открытого конкурса в течение всего срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, а также осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, Хабаровского края и муниципальных нормативных правовых актов города Комсомольска-на-Амуре.

Свое право на обращение в суд Управление обосновывает отсутствием у него иных мер реагирования, установленных действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно части 4 статьи 4 АПК РФ обращение в арбитражный суд осуществляется в форме: искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений; заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, по делам приказного производства и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе присуждение к исполнению обязанности в натуре, иные способы, предусмотренные законом.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 17 Закон № 220-ФЗ уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 19 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты. По общему правилу свидетельство выдается по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Следовательно, свидетельство, вопреки доводам Управления, является правоустанавливающим и правоподтверждающим документом на осуществление пассажирских перевозок, а не договором между организатором перевозки и перевозчиком.

Порядок оформления, переоформления свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, карт маршрута регулярных перевозок, прекращение и приостановление действия свидетельства предусмотрены в главе 5 Закона № 220-ФЗ.

Так, пунктом 5 статьи 29 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств: неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; расторжение договора простого товарищества (в случае, если данное свидетельство выдано участникам договора простого товарищества); непредставление в случаях и в сроки, которые предусмотрены частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества заявления об изменении маршрута регулярных перевозок; наличие обоснованной жалобы на выполнение в течение одного месяца двух и более рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок с отправлением транспортных средств из остановочных пунктов ранее времени, предусмотренного установленным расписанием; иные обстоятельства, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).

Обязанности перевозчика при осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок определены Положением, утвержденным Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 04.08.2021 № 1399-па (далее – Положение № 1399-па), а также Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре 11.06.2021 № 1014-па Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории г. Комсомольска-на-Амуре на 2021 - 2026 годы.

Подпунктом 4 пункта 9 Положения № 1399-па установлена обязанность Перевозчика соблюдать требования постановления Правительства Хабаровского края от 23 августа 2018 года № 308-пр «Об утверждении Требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Хабаровского края» (далее – Требования № 308-пр).

В свою очередь, Требованиями № 308-пр предусмотрена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Хабаровского края по передаче в режиме реального времени мониторинговой информации о местоположении транспортного средства, следующего по маршруту регулярных перевозок, с аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленной на указанном транспортном средстве, в государственную информационную систему «Региональная навигационная информационная система Хабаровского края», а при наличии муниципальной навигационной информационной системы - бесперебойную передачу информации в режиме реального времени о местоположении транспортных средств, работающих на муниципальных маршрутах, только в муниципальную навигационную информационную систему.

На основании постановления администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 14.01.2021 № 27-па с 01.04.2021 создана и введена в эксплуатацию муниципальная информационная система «Мониторинг транспорта».

Пунктом 5 Положения № 1399-па определены понятия, используемые в данном Положении. В частности, уполномоченным органом является администрация города Комсомольска-на-Амуре; организатором перевозок - отраслевой орган администрации города, наделенный в установленном порядке полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения.

Отраслевым органом администрации города, наделенным полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения города Комсомольска-на-Амуре, является Управление.

Пунктом 7 Положения № 1399-па определены полномочия организатора перевозок в сфере организации транспортного обслуживания населения, к которым отнесен, в том числе, контроль за выполнением Перевозчиками условий свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам.

Согласно пункту 115 Положения № 1399-па контроль за соблюдением Перевозчиками требований, установленных Федеральным законом № 220-ФЗ и настоящим Положением, осуществляется в рамках муниципального контроля на автомобильном транспорте, в соответствии с нормативным правовым актом, утвержденным решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы.

Контроль за соблюдением условий выданного свидетельства (далее - Контроль) осуществляется организатором перевозок в соответствии с Положением № 1399-па (пункт 116 Положения).

Предметом Контроля является выполнение Перевозчиками обязанностей, предусмотренных муниципальным контрактом и выданным свидетельством, определенными условиями муниципального контракта и конкурсной документации (пункт 117 Положения № 1399-па).

В соответствии с пунктами 10.1, 10.1.1,:10.1.2, 10.1.3, 10.1.4 Конкурсной документации участник открытого: конкурса, получивший право на осуществление перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, получивший свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок, обязан соблюдать принятые на себя обязательства при проведении открытого конкурса в течение всего срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, а также осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, Хабаровского края и муниципальных нормативных правовых актов города Комсомольска-на-Амуре.

В соответствии с пунктом 120 Положения № 1399-па по результатам выявленных нарушений в рамках проведения Контроля организатор перевозок вправе направлять Перевозчикам требование об устранении нарушений в определенный срок.

Подпунктом 6 пункта 122 Положения № 1399-па к полномочиям организатора перевозок отнесена подготовка искового заявления для обращения в суд по основаниям, указанным в пункте 110 раздела XI настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 110 раздела XI уполномоченный орган, выдавший свидетельство, обращается в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) неоднократное в течение одного года привлечение Перевозчиков, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 - 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

2) расторжение договора простого товарищества (в случае, если данное свидетельство выдано участникам договора простого товарищества);

3) неоднократное в течение одного года непредставление в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 Федерального закона № 220-ФЗ, Перевозчиками ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по муниципальному маршруту;

4) несоблюдение Перевозчиком условий выданного свидетельства.

Таким образом, отношения, связанные с перевозкой пассажиров по муниципальным маршрутам, в том числе обязанности перевозчиков по соблюдению установленных требований, вопросы организации контроля за соблюдением перевозчиками установленных требований, регулируются в административном порядке.

При этом нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, не предоставляют уполномоченному органу, организатору перевозки право на обращение в суд с иском к перевозчику, осуществляющему перевозки на основании свидетельства, выданного по результатам конкурсных процедур, об обязании перевозчика исполнять обязанности, предусмотренные действующим законодательством, при осуществлении перевозки.

Управление дорожной деятельности, являясь уполномоченным лицом, осуществляющим организацию такой деятельности, в том числе пассажирские перевозки, вправе требовать от перевозчиков соблюдения правил, а в случае их нарушения - применять к перевозчикам, допускающим нарушения порядка осуществления регулярных перевозок меры ответственности, установленные местным законодательством, нормами КоАП РФ, а также положениями Закона № 220-ФЗ.

В этой связи обращение в суд с требованием в порядке искового производства противоречит вышеприведенным положениям.

Следовательно, Управлением избран ненадлежащий способ защиты права, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Вопрос о государственной пошлине судом не разрешается, поскольку Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении заявленных Управлением дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.


Судья В.А. Татаринов



Суд:

АС Хабаровского края (подробнее)

Истцы:

УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВНЕШНЕГО БЛАГОУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ (ИНН: 2703090001) (подробнее)

Ответчики:

ИП Карпунов Михаил Николаевич (ИНН: 272700262911) (подробнее)

Иные лица:

Администрация г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ИНН: 2703000150) (подробнее)

Судьи дела:

Татаринов В.А. (судья) (подробнее)