Постановление от 4 марта 2024 г. по делу № А55-13566/2023ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45 www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда, не вступившего в законную силу Дело № А55-13566/2023 г. Самара 04 марта 2024 года Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2024 года Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО1, при участии: от Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лучший Квартал" – представителя ФИО2 (доверенность от 09.01.2024), от Публичного акционерного общества "Т Плюс" – представителя ФИО3 (доверенность от 29.06.2023), от Администрации городского округа Тольятти - представителя ФИО4 (доверенность от 29.12.2023 № 9917/1), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лучший Квартал" на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2023 года по делу № А55-13566/2023 (судья Михайлова М.В.), по иску Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лучший Квартал" к Публичному акционерному обществу "Т Плюс", Администрации городского округа Тольятти, об обязании, Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Лучший Квартал» (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Публичному акционерному обществу «Т Плюс» (далее - ответчик) об обязании ответчика осуществлять содержание, ремонт и эксплуатацию транзитного трубопровода горячего водоснабжения (подающий и обратный трубопровод), проходящего через подвал многоквартирного жилого дома №18 по ул. Куйбышева в г. Тольятти, в том числе привести трубопровод горячего водоснабжения в подвале многоквартирного дома №18 по ул. Куйбышева в г.Тольятти в технически исправное состояние. Определением суда первой инстанции от 20.06.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация городского округа Тольятти. Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано. В апелляционной жалобе истец просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2023 года по делу № А55-13566/2023 и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Истец в жалобе указывает что теплосеть, проходящая через подвал спорного многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, является транзитной и используется ПАО «Т Плюс» в производственной деятельности. В материалы дела от ПАО «Т Плюс» и Администрации городского округа Тольятти поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых ответчики просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2023 года по делу № А55-13566/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную. В судебном заседании апелляционного суда представитель истца апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить. Представители ответчиков в судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения. Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Как следует из материалов дела, ООО УК «Лучший Квартал» является управляющей организацией по отношению к многоквартирному жилому дому по адресу: <...> с 01 июня 2016 года. Между ООО УК «Лучший Квартал» и ПАО «Т Плюс» заключен договор горячего водоснабжения № 30589кв от 11.08.2014. Дополнительным соглашением №5 от 20.06.2016 г. нагрузка на ГВС на жилой дом по ул. Куйбышева, 18 включена в договор. В соответствии с данным Договором №30589в организация, осуществляющая горячее водоснабжение обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме, а Абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета. Из Актов, приложенных к Дополнительному соглашению № 5 от 20 июня 2016 г. видно, что граница разграничения балансовой и эксплуатационной принадлежности трубопровода горячего водоснабжения проходит по наружной стене фундамента здания. Операции в тепловой системе, ремонты всех видов, надзор и содержание производятся силами и средствами каждой из Сторон по балансовой принадлежности. Таким образом Абонент (Управляющая компания) несет ответственность за состояние, обслуживание и ремонт внутридомовой системы отопления. 01 октября 2021 года между ООО УК «Лучший Квартал» и ПАО «Т Плюс» заключен Договор теплоснабжения №30589ко-Ц3, согласно которого теплоснабжающая организация обязуется подавать Потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный Договором режим их потребления. Приложением № 3 к Договору №30589ко-ЦЗ (подписан управляющей компанией с протоколом разногласий) определены границы разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности. Согласно представленного проекта Приложения №3 границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственностью является: наружная стена многоквартирного дома. Внутренние теплопотребляющие энергоустановки, расположенные в здании ООО «Квартал» от наружной стены здания, находятся на содержании и техническом обслуживании ООО УК «Квартал». Операции в тепловой системе, ремонты всех видов, надзор и содержание производятся силами и средствами каждой из Сторон по балансовой принадлежности. Однако, подающий и обратный трубопроводы горячего водоснабжения, проходят не только через подвал многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Куйбышева, д. 18, но и обеспечивают водоснабжением многоквартирные жилые дома по адресам: <...> и Куйбышева, д. 16, сети проходят через подвалы данных многоквартирных томов. Транзитные сети, проходящие через подвал многоквартирного дома Куйбышева, 18 не относятся к общедомовому имуществу и возлагать обязанность по содержанию данных участков тепловых сетей ( ремонт, надзор. содержание и т.п.) на потребителей является неправомерным. Статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре. Так, согласно <...> Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006) в состав общего имущества включаются в том числе оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. В соответствии со статьей 134 ГК РФ если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное. Трубопроводы, проложенные транзитом через помещения жилых домов и (или) объектов соцкультбыта, являются неотъемлемой частью тепловой сети на участке от центрального теплового пункта или тепловой камеры до конечных потребителей. Транзит с участков тепловых сетей до транзита и после являются сложным составным объектом, в силу их конструктивной и производственно-технической связанности, интегральности - выполнения единой функции по поставке тепловой энергии. Данный объект предназначен для передачи энергии от источника энергии (точки разделения) до потребителя, наиболее отдаленного от источника. Данные участки имеют друг к другу непосредственное присоединение. В случае их разделения трубопровод перестает существовать как объект, предназначенный для транспортировки энергии. Транзитные участки тепловых сетей, проходящие через подвалы многоквартирных домов № 18, 16, 14 по ул. Куйбышева г. Тольятти, используются ПАО «Т Плюс» для поставки ресурсов, т.е. используются в производственной деятельности. Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда, изложенной постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 г. № 14801/08, по смыслу п. 5, 6 Правил № 491 сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме. Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд. Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств. Ответчики возражали против удовлетворения заявленных требований, согласно доводам, изложенным в отзыве. Как указало ПАО «Т Плюс», спорные участки сетей ответчику ПАО «Т Плюс» не принадлежат и им не эксплуатируются. ПАО «Т Плюс» осуществляет деятельность по теплоснабжению в г.о. Тольятти, при этом использует имущество, в том числе сети теплоснабжения, принадлежащие Обществу на праве собственности, на праве аренды, а также эксплуатируемые Общество на основании Постановлений Администрации г.о. Тольятти о признании сетей бесхозяйным имуществом и определении Общества в качестве эксплуатирующей их организации. Спорное имущество - сети теплоснабжения, походящие по подвалу многоквартирного жилого дома №18 по ул. Куйбышева в городе Тольятти, ПАО Т Плюс не принадлежат на праве собственности, не входят в перечень арендуемого имущества, не передавались как бесхозяйное имущество. Информация об их собственнике отсутствует. В силу положений статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 1.31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), устанавливающего правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого, имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами (часть 6 статьи 14 Закона № 261-ФЗ). Согласно пункту 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления городского округа обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления городского округа. Согласно пункту 6.1 статьи 15 Закона о теплоснабжении до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления городского округа организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения. Согласно пункту 6.2 статьи 15 Закона о теплоснабжении при несоответствии бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям безопасности и (или) при отсутствии документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления городского округа организует приведение бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствие с требованиями безопасности и (или) подготовку и утверждение документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, в том числе с привлечением на возмездной основе третьих лиц. Согласно пункту 6.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении до определения организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйного объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления городского округа уведомляет орган государственного энергетического надзора о выявлении такого объекта теплоснабжения и направляет в орган государственного энергетического надзора заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения. Согласно пункту 6.4 статьи 15 Закона о теплоснабжении в течение тридцати дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, но не ранее приведения его в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления городского округа обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения, либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения (далее - организация по содержанию и обслуживанию), если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения. Бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении которого принято решение об определении организации по содержанию и обслуживанию, должен быть включен в утвержденную схему теплоснабжения. Согласно пункту 6.5 статьи 15 Закона о теплоснабжении с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения и до определения организации по содержанию и обслуживанию орган местного самоуправления городского округа отвечает за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения. После определения организации по содержанию и обслуживанию за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения отвечает такая организация. Датой определения организации по содержанию и обслуживанию считается дата вступления в силу решения об определении организации по содержанию и обслуживанию, принятого органом местного самоуправления городского округа. Согласно пункту 6.6 статьи 15 Закона о теплоснабжении орган регулирования обязан включить затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных объектов теплоснабжения, тепловая мощность которых распределена в отношении тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии, подключенных к системе теплоснабжения в соответствии с утвержденной схемой теплоснабжения, в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Как следует из пунктов 1, 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с пунктами 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580, действующего до 31.12.2014, объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 ГК РФ принимаются на учет Федеральной регистрационной службой по месту нахождения недвижимого имущества. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Аналогичный порядок принятия на учет объекта недвижимого имущества предусмотрен пунктом 5 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12,2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей». В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей. Из буквального толкования и анализа указанных выше норм действующего законодательства следует, что орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения теплоснабжения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты недвижимого имущества, в том числе объекты теплосетевого хозяйства, принимать их на учет, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами теплосетевого хозяйства. При выявлении находящегося на подведомственной ему территории городского округа бесхозяйных тепловых сетей, а равно тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, орган местного самоуправления сам становится участником правоотношений по теплоснабжению и несет обязанность по определению теплосетевой или единой теплоснабжающей организации. При этом, выявление бесхозяйных тепловых сетей должно производится не только по заявлениям заинтересованных лиц в случае аварии, но и в порядке каждодневной работы муниципальных органов, при исполнении ими социально значимых функции по организации нормального теплоснабжения населения, муниципальные органы должны были полностью установить всю тепловую систему города и определить теплосетевые организации для их обслуживания. Отсутствие заявления ресурсоснабжающей организации о постановке на учет спорных участков тепловой сети, не может являться основанием для освобождения администрации от обязанности по проведению мероприятий по выявлению и постановке на учет бесхозяйных участков тепловых сетей. Аналогичная правовая позиция изложена в решения Арбитражного суда Самарской области, оставленных в силе апелляционной и кассационной инстанциями по делам №А55-28543/2018 (определение Верховного суда РФ №306-ЭС20-9406 от 13.07.2020 об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения судебной коллегией по экономическим спорам Верховного суда РФ), № А55-2057/2019 (определение Верховного суда РФ №306-ЭС2Ы9418 от 22.10.2021 об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения судебной коллегией по экономическим спорам Верховного суда РФ), Дело № А55-5862/2019 (определение Верховного суда РФ №30б-ЭС21-3957 от 09.04.2021 об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения судебной коллегией по экономическим спорам Верховного суда РФ). Нормативные акты в области ценообразования в теплоснабжении предусматривают возможность включения в стоимость тепловой энергии только экономически обоснованных расходов ответчика ПАО «Т Плюс» начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, которые включаются в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом документально подтвержденными являются расходы, понесенные на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных объектов теплоснабжения только после их передачи в эксплуатацию теплоснабжающей организации. До даты передачи затраты будут являться не обоснованными и в стоимость тепловой энергии включены быть не могут. Все указанные истцом нормативные акты: Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок от 24.03.2003 №115, Федеральный закон от 30.12.2009 №384-Ф3, Правила и нормы технической эксплуатации зданий и сооружений от 27.09.2003 №170 возлагают обязанности по содержанию и ремонту только на эксплуатирующую организацию, каковой в отношении спорных сетей ПАО «Т Плюс» не является. Из буквального толкования вышеуказанных специальных норм права следует, что обязанности осуществлять содержание, ремонт и эксплуатацию сетей теплоснабжения возникают у ПАО «Т Плюс» только с даты получения сетей на каком-либо законном праве. Таким образом, ПАО «Т Плюс» является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску. Кроме того, ПАО «Т Плюс» указало на то, что спорные участки сетей не являются транзитными. В соответствии с пунктом 3.15 СП 124.13330.2012 СНиП 41-02-2003. Тепловые сети, утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 30.06.2012 №280 транзитная тепловая сеть – тепловая сеть, проходящая по земельному участку и (или) через здание, но не имеющая ответвлений для присоединения теплопотребляющих установок на таком земельном участке или в здании. Согласно пункта 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 870 под транзитной прокладкой газопровода понимается прокладка газопровода по конструкциям негазифицированного здания или помещения. Из указанного определения следует, что транзитным является трубопровод, проходящий через здание, которое не потребляет носитель, передаваемый по нему. Аналогичная правовая позиция изложена Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в письме от 24 августа 2012 г. N 10-00-12/2677 по отношению к зданию транзитный тепловой трубопровод - это трубопровод, проходящий через здание, теплоустановки которого не производят и не потребляют транзитный теплоноситель. В рассматриваемых правоотношениях общедомовая система теплоснабжения многоквартирных домов врезана (присоединена) в спорные участки сетей, в связи с чем, из буквального толкования указанных норм, спорная сеть не может являться транзитной. Кроме того, ПАО «Т Плюс» указало на то, что спорные участки сетей эксплуатируются самим истцом в качестве общедомового имущества. Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Как указала Администрация г.о. Тольятти, истец является коммерческой организацией, основной вид деятельности которой управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. Согласно норм Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 общее имущество собственников многоквартирного дома составляют сети, которые находятся внутри контура многоквартирного дома. При этом указанные нормы не содержат исключений в зависимости от того, обслуживают ли эти сети также систему за пределами дома. Таким образом, учитывая факт врезки (присоединения) общедомовых систем теплоснабжения многоквартирных домов в спорные участки сетей, истец использует спорные сети для исполнения своих обязанностей по предоставлению коммунальных услуг жителям спорных многоквартирных домов, следовательно, истец также обязан нести ответственность за содержание и ремонт используемого для осуществления предпринимательской деятельности имущества. Учитывая вышеизложенные доводы, обязанности осуществлять содержание, ремонт и эксплуатацию сетей теплоснабжения возникают у ПАО «Т Плюс» с даты получения сетей на каком-либо законном праве. В соответствии с ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Согласно указанной норме право собственности на вновь создаваемые объекты недвижимости возникает на основании совокупности юридических фактов: для строительства объекта в установленном законом порядке должен быть отведён земельный участок, получено разрешение на строительство, за исключением случаев, когда такого разрешения не требуется, при возведении объекта соблюдены градостроительные, строительные, природоохранные нормы. В силу п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений — вспомогательного — использования. Тепловые — сети, — водопровод, канализация фекальная, необходимые для снабжения построенных зданий и сооружений тепловой энергией, горячей и холодной водой, отведения стоков представляют собой сооружения вспомогательного использования. В соответствии с п. 10 ст. 1 ГК РФ объект капитального строительства — это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства необходимо получение разрешения на строительство. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1816 утвержден, в том числе перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Не требуется получение разрешения на строительство тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150 градусов по Цельсию включительно, а также водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм. Таким образом, ввиду того, что разрешение на строительство линейных объектов не требуется, то разрешение на ввод в эксплуатацию таких объектов также не требуется. Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок. В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно:технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения — (технологического присоединения)' к системам — теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (п. 5); канализационная сеть - комплекс технологически связанных — между — собой — инженерных — сооружений, — предназначенных — для транспортировки сточных вод (п. 9). В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗЗ «О водоснабжении и водоотведении» подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для* подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с -учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными — Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2023 № 703 утверждены критерии отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования. Строение или сооружение строится на одном земельном участке с основным зданием, строением или сооружением (далее - основной объект), строительство строения или сооружения предусмотрено проектной документацией, подготовленной применительно к основному объекту, и предназначено для обслуживания основного объекта. Таким образом, спорные тепловые сети являются сооружениями вспомогательного использования, так как строились на земельном участке, предоставленном для строительства многоквартирных домов, строительство сетей предусмотрено проектной документацией, подготовленной применительно к многоквартирным домам, и предназначено для обслуживания многоквартирных домов. Согласно части 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений, в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование. Также, в Законе РСФСР от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» указано, что собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами инженерного оборудования и мест общего пользования дома. С момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом о приватизации жилищного фонда, жилой дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), утрачивал статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности. Состав общего имущества в многоквартирном доме определен Дравидами, содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491. Согласно указанных Правил в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. Из разъяснений, изложенных в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 №64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» (далее - Постановление) следует, что собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания. Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр). Трубопровод горячего водоснабжения, проходящий через подвал многоквартирного жилого дома №18 по ул. Куйбышева в реестре муниципальной собственности городского округа Тольятти и в перечне объектов недвижимости, в отношении которых реализуется процедура признания права муниципальной собственности, не числится. Как бесхозяйный объект указанная сеть не выявлялась, организация, ответственная за содержание бесхозяйного объекта администрацией городского округа Тольятти не определялась. В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Таким образом, деятельность по управлению многоквартирным домом предполагает обязанность предоставлять собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги, а также приобретать коммунальные услуги с целью содержания общего имущества многоквартирного дома, для чего лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, заключаются соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, отказаться от заключения которых лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, не вправе. При этом, управляющая компания при оказании коммунальных услуг населению, выступая как посредник, не имеет собственного экономического интереса. По общему правилу, вытекающему из части 1 статьи 36 ЖК РФ, пунктов 1, 2, 5, 6, 8 Правил № 491 состав общего имущества определяется собственниками помещений в МКД. Правомочия управляющей компании (исполнителя услуг по договору управления) в отношении инженерных сетей как части общего имущества МКД производны от прав собственников помещений в этом доме (заказчиков по тому же договору). Управляющая компания не вправе по собственному усмотрению устанавливать состав общедомового имущества. Таким образом, вывод ООО УК «Лучший квартал» о том, что сеть, проходящая через подвал многоквартирного дома Куйбышева, 18 не относятся к общедомовому имуществу, является несостоятельным, управляющая компания не имеет полномочий распоряжаться имуществом, принадлежащим собственникам помещений в МКД. Как следует из п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме №491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. В исковом заявлении ООО УК «Лучший квартал» указывает, что граница балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности, согласно условиям договора с ПАО «Т Плюс» является наружная стена многоквартирного дома, что соответствует требованиям, установленным в п. 8 Правил №491. Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, точка поставки тепловой энергии (в Обзоре рассмотрен пример с тепловыми сетями, который применим и к иным видам сетей) в МКД по,, общему правилу должна находиться на внешней стене МКД в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в МКД на тепловые сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вопросы об эксплуатационной ответственности теплоснабжающей организации и абонента определяются условиями заключаемого между ними договора, стороной которого администрация городского округа Тольятти не является. В случае наличия между ПАО «Т Плюс» и ООО УК «Лучший квартал» разногласий по вопросу о бремени содержания спорных тепловых сетей истец не лишен возможности разрешить возникший спор в установленном законом порядке, в том числе, в порядке преддоговорного спора. Другое толкование названных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания общего имущества жителей всех МКД на муниципальное образование городской округ Тольятти. Администрация городского округа Тольятти соглашается с доводами ПАО «Т Плюс» о том, что сети, проходящие в подвале МКД №18 по ул. Куйбышева не являются транзитными, поскольку истец использует спорные сети для исполнения своих обязанностей по предоставлению коммунальных услуг жителям многоквартирного дома. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы апелляционной жалобы истца подлежат отклонению. Податель жалобы, со ссылками на проект застройки МКД в котором содержится указание, что проектом принято: прокладка трубопроводов теплосети - транзитная, приводит доводы о том, что теплосеть, проходящая через подвал спорного многоквартирного жилого дома является транзитной. Данные доводы не принимаются апелляционным судом, поскольку судом установлен факт врезки (присоединения) общедомовых систем теплоснабжения многоквартирного дома – <...> в спорные участки сетей. Согласно схеме, врезка в трубопровод теплосети имеет место быть в подвале каждого подъезда указанного МКД. Истец подтвердил потребление носителя, передаваемого по нему. То есть, общедомовая система теплоснабжения спорного многоквартирного дома врезана (присоединена) в спорные участки сетей, осуществляется потребление теплоносителя, в связи с чем, исходя из норм СП 124.13330.2012 СНиП 41-02-2003. «Тепловые сети», спорная сеть в подвале спорного МКД, не может быть признана транзитной. Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится. Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется. Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы - истца по делу. Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2023 года по делу № А55-13566/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа. Председательствующий Е.Г. Попова Судьи И.С. Драгоценнова Н.В. Сергеева Суд:11 ААС (Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд) (подробнее)Истцы:ООО Управляющая Компания "Лучший Квартал" (подробнее)Ответчики:ПАО "Т Плюс" в лице филиала Самарский (подробнее)Иные лица:Администрацию городского округа Тольятти (подробнее)Судьи дела:Попова Е.Г. (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |