Решение от 29 января 2024 г. по делу № А19-12320/2023АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99 дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761 http://www.irkutsk.arbitr.ru Именем Российской Федерации г. Иркутск Дело № А19- 12320/2023 29.01.2024 Резолютивная часть решения принята 18.01.2024 Решение в полном объеме изготовлено 29.01.2024 Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Липатовой Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - ОСФР ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) (664007, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, ДЕКАБРЬСКИХ СОБЫТИЙ УЛИЦА, ДОМ 92, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.10.2003, ИНН: <***>) к ОБЛАСТНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ АВТОНОМНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "БРАТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 5" (далее - ОГАУЗ "БРАТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 5") (665732, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, БРАТСК ГОРОД, КУРЧАТОВА (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ Ж/Р) УЛ, Д. 3, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о взыскании 2 091 103,20 руб., при участии в судебном заседании: от истца: представитель по доверенности от 19.12.2023 ФИО2, паспорт, диплом, от ответчика: руководитель учреждения главный врач ФИО3, паспорт, ОСФР ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к ОГАУЗ "БРАТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 5" о взыскании излишне понесенных расходов в размере 2 091 103,20 руб. Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, представил исправленные возражения на отзыв ответчика. Ответчик в судебном заседании исковые требования признал в части, представил дополнительные возражения на исковое заявление с приложением дополнительных документов, которые приобщены к материалам дела. Иных заявлений, ходатайств не поступило. Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее. Как следует из материалов дела, оперативное управление средствами социального страхования на территории Иркутской области осуществляет ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ. В целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19) внесении изменений во временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее – Постановление Правительства РФ № 1762). Для вышеуказанной категории медицинских и иных работников постановлением Правительства РФ № 1762 предусмотрена специальная социальная выплата (ССВ), которая является выплатой, не относящейся к оплате труда, осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (пункт 3 постановления Правительства РФ №1762). Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2020 г. № 894н приняты Разъяснения по применению постановления Правительства РФ от 30 октября 2020 года N 1762 (далее по тексту - приказ № 894н). В целях реализации постановления Правительства РФ № 1762 приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.06.2021г. № 272 утвержден Порядок осуществления территориальными органами Фонда социального страхования РФ контроля за полнотой и достоверностью сведений, предоставляемых медицинским и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам» (далее - Порядок контроля № 212). В период с 21.07.2022г. по 21.10.2022г. путем выборочного метода филиалом регионального Отделения проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений, предоставления страхователем - ОГАУЗ "БРАТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 5" за проверяемый период с 01.11.2020 г. по 30.06.2022г. для получения работниками ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 специальных социальных выплат, предусмотренных постановлением Правительства № 1762. В ходе проведения камеральной проверки выявлен факт не правильно произведенного ОГАУЗ "БРАТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 5" медицинским работникам расчета ССВ и необоснованного превышения количества нормативных смен отработанного времени - в нарушение требований постановления Правительства РФ № 1762, норм трудового законодательства условий трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним, а также выявления факта указания в реестрах для назначения и перечисления специальной социальной выплаты работников, не относящихся к категории работников, имеющих в силу пункта 2 Постановления Правительства РФ №1762 право на получение специальной социальной выплаты., что, в свою очередь, привело к сумме излишне понесенных региональным отделением Фонда расходов в общем размере 2 091 103,20 руб. Уведомлением от 17.01.2023 № 35 истец указал ответчику, что срок возмещения расходов в связи с представлением недостоверных сведений истек. Неисполнение ответчиком требований истца послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском. Оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к следующим выводам. В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Правительство Российской Федерации постановлением от 30.10.2020 № 1762 утвердило Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее – Правила). В соответствии с пунктом 2 Постановления № 1762 в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) постановлено производить ежемесячно в период с 01.11.2020 по 31.12.2022 специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, следующим категориям указанных работников: а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19): врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи – 2430 руб., 1215 руб., 950 руб. соответственно за одну нормативную смену; фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи – 600 руб. за одну нормативную смену; врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, – 3880 руб., 2430 руб. и 1215 руб. соответственно за одну нормативную смену; врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медикосанитарной помощи в амбулаторных условиях, – 2430 руб., 1215 руб. и 600 руб. соответственно за одну нормативную смену; врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), – 3880 руб., 2430 руб. и 1215 руб. соответственно за одну нормативную смену; водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) – 1215 руб. за одну нормативную смену; члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) – 1215 руб. за одну нормативную смену; б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, – 2430 руб., 1215 руб., 600 руб. соответственно за одну нормативную смену. В соответствии с пунктом 3 Правил специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специальная социальная выплата производится ежемесячно. Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце. Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно. Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен. Размер специальной социальной выплаты повышается на сумму, определяемую умножением специальной социальной выплаты (без учета районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах), на повышающий коэффициент к специальным социальным выплатам, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2020 № 1962 «Об утверждении повышающих коэффициентов к специальным социальным выплатам и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В силу пункта 4 Правил для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца. Реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (пункт 5 Правил). Пунктом 6 Правил указан порядок формирования реестра. В соответствии с пунктом 7 Правил фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации. Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника (пункт 8 Правил). Пунктом 10 Правил предусмотрено, что организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых организациями, осуществляют территориальные органы фонда в порядке, устанавливаемом фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 11 Правил). В силу пункта 12 Правил расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответчик в представленном письменном отзыве требования истца в части выплат врачу неврологу ФИО4 - 13 968 рублей, инструктору- методисту по лечебной физкультуре ФИО5 - 20 952,00 руб., ФИО6 - 234096,8 рублей, врачу-стажеру ФИО7 - 138 981,6 рубль., врачу- кардиологу ФИО9 в размере 889 063,2 рубля, итого на общую сумму 1 297 061,60 рублей признал, в остальной части требования оспорил, указав на их неправомерность и необоснованность; ссылался на то, что в Постановлении № 1762 содержится только расчет нормативных смен; некорректное заполнение табелей и реестров объяснил особенностями программы 1C Бухгалтерия, которые не позволяли ответчику корректно отражать соответствующие сведения, пояснил, что общее количество смен, подлежащих, оплате, отраженные ответчиком в представленных в ОПФР документах, соответствует действительности. Требования истца в размере 794 041,6 рублей полагал также не обоснованными и потому, что поименованные в исковом заявлении работники не просто контактировали с заболевшими пациентами, как на то указывает истец, а оказывали именно специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, направленную на лечение новой коронавирусной инфекции. Фонд, не оспаривая по существу представленные учреждением доказательства по работникам: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9, указывает, что данные документы не были представлены учреждением в ходе проверки, в связи с чем, не могут являться надлежащими доказательствами. Указанный довод судом отклоняется, как основанный на формальном подходе к оценке обстоятельств дела и противоречащий положениям статьи 401 ГК РФ, в соответствии с которой отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство; представление в суд доказательств, опровергающих вину учреждения в нарушении Правил осуществления специальных выплат, является неотъемлемым правом ответчика. Формальный подход заявителя к применению указанных Правил, предусматривающих дополнительное материальное стимулирование сотрудников медицинских организаций, осуществляющих неотложную помощь пациентам с коронавирусной инфекцией в экстраординарных условиях повышенной нагрузки, недопустим. Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Для наступления гражданско-правовой ответственности суду необходимо установить наличие состава правонарушения, включающего в себя наличие убытков и их размер, противоправность поведения субъекта ответственности, причинную связь между убытками и действиями (бездействием) указанного лица, а также его вину. Требование о привлечении к гражданско-правовой ответственности может быть удовлетворено судом только при доказанности всех названных элементов в совокупности. Согласно пункту 12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно принципу состязательности арбитражного процесса, закрепленному в части 2 статьи 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о не доказанности совокупности элементов состава убытков в отношении исковых требований в размере 794 041,60 руб., а именно – о не доказанности наличия в действиях ответчика вины и противоправности его поведения. Действительно, в соответствии с положениями Постановления № 1762 размеры выплат предусмотрены в зависимости от того, оказывает работник медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или контактирует с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей. При этом суд не может согласиться с выводом фонда о том, что не закрепление обязанностей работников, перечисленных в представленных ОГАУЗ "БРАТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 5" реестрах, по осуществлению деятельности в отделениях Центра для оказания медицинской помощи пациентам новой коронавирусной инфекции с (COVID-19) в трудовых договорах, дополнительных соглашениях к трудовым договорам лишает указанных лиц на получение специальной социальной выплаты, как оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Как следует из пояснений медицинской организации, указанный в реестре медицинский персонал оказывал медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, что подтверждается записями в первичной медицинской документации. Перевод пациента в COVID-центр при подозрении на коронавирусную инфекцию, но без подтвержденного анализа угрожает его потенциальному заражению в случае отрицательного результата, при этом неоказание медицинской помощи по диагностике и лечению (противовирусная терапия) коронавирусной инфекции в период ожидания результата анализа также является угрозой жизни пациента. Лаборатории города не справлялись с объемом поступающих к ним проб день в день, результатов приходилось ждать. Возможность экспресс-тестирования отсутствовала. Для суда очевидно, что в связи с необходимостью обеспечения одновременной работы и инфекционного, и хирургического стационаров при кадровом дефиците, приходилось задействовать непрофильных специалистов (неврологи, кардиологи, методистов по лечебной физкультуре и пр.) для ведения пациентов по профилю в COVID-центре. Делая вывод о том, что медицинским работникам ОГАУЗ "БРАТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 5" специальные социальные выплаты необходимо было выплачивать как «контактирующим», а не как «лечащим» фонд ссылается на то, что трудовыми договорами и дополнительными соглашениями к ним, заключенными с работниками, не закреплены обязанности по осуществлению деятельности в подразделении больницы для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией с COVID-19. Однако данный вывод сделан без анализа оказания медицинским персоналом помощи по заболеванию, связанному с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Более того, трудовое законодательство исходит из того, что если работник, имея необходимую квалификацию, был допущен работодателем до исполнения им трудовых обязанностей и исполнял их (но письменно трудовые отношения не были оформлены), то он не может быть ущемлен в праве на получения всех выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации для данной категории работников. Фонд также указывает, что врачи отделений больницы оказывали медицинскую помощь пациентам до получения результата лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 и перевода пациента в центр или его выписки. Между тем, суд не может согласиться с данным доводом заявителя в силу следующего. Временными методическими рекомендациями «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 9 (26.10.2020)», утвержденными Минздравом России, предусмотрены критерии вероятного (клинически подтвержденного) случая COVID-19, к ним относятся: 1. Клинические проявления ОРИ (t тела > 37,5 °C и один или более признаков: кашель, сухой или со скудной мокротой, одышка, ощущение заложенности в грудной клетке, SpO2 <= 95%, боль в горле, заложенность носа или умеренная ринорея, нарушение или потеря обоняния (гипосмия или аносмия), потеря вкуса (дисгевзия), конъюнктивит, слабость, мышечные боли, головная боль, рвота, диарея, кожная сыпь) при наличии хотя бы одного из эпидемиологических признаков: – возвращение из зарубежной поездки за 14 дней до появления симптомов; – наличие тесных контактов за последние 14 дней с лицом, находящимся под наблюдением по COVID-19, который в последующем заболел; – наличие тесных контактов за последние 14 дней с лицом, у которого лабораторно подтвержден диагноз COVID-19; – наличие профессиональных контактов с лицами, у которых выявлен подозрительный или подтвержденный случай заболевания COVID-19. 2. Наличие клинических проявлений, указанных в пункте 1, в сочетании с характерными изменениями в легких по данным компьютерной томографии (КТ) вне зависимости от результатов однократного лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 и эпидемиологического анамнеза. 3. Наличие клинических проявлений (указаны в пункте 1), в сочетании с характерными изменениями в легких по данным лучевых исследований (указаны в пункте 2) при невозможности проведения лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2. Таким образом, необходимость лечения пациента обуславливается его общей клинической картиной, а не результатом лабораторного исследования. Лабораторные исследования производятся при наличии клинических показаний, срок их выполнения составлял от нескольких дней до недели, в данный период (до получения результатов тестирования) пациент обязан был получать лечение от коронавирусной инфекции при наличие клинических показаний. В противном случае, из-за молниеносного развития заболевания и не осуществлении лечения (в ожидании результатов тестирования) возможен летальный исход. Протоколы лечения велись на основании клинических показаний. Судом установлено, что в соответствии с п.2 ст.32 Федерального закона от 21.11.2011. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон №323-Ф3) к видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь. Медицинская помощь может оказываться, в том числе, в следующих условиях: вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации) (п. 4 ст. 32 Закона 323-ФЗ). Частями 1 и 2 статьи 34 Федерального закона № 323-ФЗ дано определение специализированной помощи: Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара. ОГАУЗ «Братская городская больница №5» имеет лицензию на оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, что истцом не оспаривалось. Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения в том числе медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг (часть 14 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ). Выполнение такой медицинской услуги как осмотр - предусмотрен Временными методическими рекомендациями "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (C0VID-19)." (утв. Минздравом России) в версии, действовавшей на дату оказания медицинской помощи. Так, в соответствии с Разделом 4 Временных методических рекомендаций, установлено, что при наличии факторов, свидетельствующих о случае, подозрительном на COVID-19, пациентам вне зависимости от вида оказания медицинской помощи проводится комплекс клинического обследования для определения степени тяжести состояния, включающий сбор анамнеза, физикальное обследование, исследование диагностического материала с применением МАНК, пульсоксиметрию. При сборе эпидемиологического анамнеза устанавливается наличие ранее перенесенного заболевания C0VID-19, вакцинации и повторной вакцинации (ревакцинации) против C0VID-19, зарубежных поездок за 7 дней до первых симптомов, а также наличие тесных контактов за последние 7 дней с лицами, подозрительными на инфицирование SARS-CoV-2, или лицами, у которых диагноз C0VID-19 подтвержден лабораторно. В соответствии с Приказом Минздрава России от 10.05.2017 N 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи", по итогом проведенного осмотра, врач, оказывающий медицинскую помощь осуществляет проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения: проведение коррекции плана обследования и плана лечения по результатам осмотра лечащего врача профильного отделения (дневного стационара), осмотра заведующим профильным отделением (дневным стационаром) после установления клинического диагноза; проведение коррекции плана обследования и плана лечения по результатам осмотра лечащего врача профильного отделения (дневного стационара), осмотра заведующим профильным отделением (дневным стационаром) при изменении степени тяжести состояния пациента; осуществление при наличии медицинских показаний перевода пациента в другое профильное отделение внутри медицинской организации с принятием решения о переводе заведующими соответствующими структурными подразделениями (из которого переводится пациент и в которое переводится пациент) с внесением соответствующей записи в стационарную карту. Коррекция плана лечения отражается в процедурном листе с указанием наименования лекарственной терапии (этиотропного и патогенетического лечения COVID-19), дозы, кратности и длительности. Сведения о необходимости перевода, по результатам осмотра, отражаются в учетной форме №003/у. Таким образом, осматривая в профильном отделении пациента, имеющего клинические проявления или лабораторное подтверждение заболевания COV1D-19, врач-специалист оказывал медицинскую помощь (осуществлял медицинское вмешательство) в соответствии с Временными методическими рекомендациями, а не контактировал с пациентом, как это ошибочно расценивает истец. Кроме того, пациентам стационарных отделений вышеуказанными медицинскими работниками учреждения одновременно продолжала оказываться специализированная медицинская помощь по заболеваниям, ставшим основанием для госпитализации в стационар, что подтверждается данными стационарных медицинских карт, представленных фонду учреждением. Таким образом, истолкование фондом процесса оказания медицинской помощи пациентам стационарных отделений учреждения, как элемент амбулаторной медицинской помощи в условиях стационара является неверным, противоречит законодательству Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 04.05.2011 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», приказ МЗ РФ от 19.08.2021 №866н «Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность». В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что учреждением правомерно произведены специальные социальные выплаты медицинским работникам, обозначенным в настоящем исковом заявлении, по мотиву оказания ими именно специализированных медицинских услуг. При таких обстоятельствах, суд признает заявленные исковые требования о взыскании убытков правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению частично – в размере 1 297 061 рубль 60 копеек; в удовлетворении остальной части исковых требований суд отказывает. В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков. В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Из положений части 3 статьи 110 АПК РФ следует, что государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины. На основании правил статьи 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 20 753 рубля, рассчитанная пропорционально удовлетворенным требованиям, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета. Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Исковые требования удовлетворить частично. Взыскать с ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "БРАТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 5" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) 1 297 061 рубль 60 копеек основного долга. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Взыскать с ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "БРАТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 5" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 20 753 рубля. Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия. Судья Ю.В. Липатова Суд:АС Иркутской области (подробнее)Истцы:Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (ИНН: 3808096980) (подробнее)Ответчики:Областное государственное автономное учреждение здравоохранения "Братская городская больница №5" (ИНН: 3804002194) (подробнее)Судьи дела:Липатова Ю.В. (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Судебная практика по:Упущенная выгодаСудебная практика по применению норм ст. 15, 393 ГК РФ Возмещение убытков Судебная практика по применению нормы ст. 15 ГК РФ |