Решение от 13 марта 2024 г. по делу № А05-10416/2023АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799 E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru Именем Российской Федерации Дело № А05-10416/2023 г. Архангельск 13 марта 2024 года Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2024 года Полный текст решения изготовлен 13 марта 2024 года Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Сухановой О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павловой О.С., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (ОГРН <***>; ИНН <***>; адрес: Россия 115114, Москва, 1-й Дербеневский <...>; Россия 163000, <...>) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (ОГРН <***>; ИНН <***>; адрес: 163000, <...>) об обязании принять в государственную казну Российской Федерации объекты недвижимого имущества, прекратить право оперативного управления и право постоянного бессрочного пользования, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (ОГРН <***>; адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, <...>) и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163000, <...>, корп 1) при участии в заседании представителей: от истца – ФИО1 по доверенностям от 17.02.2023 и 02.02.2024 от ответчика - ФИО2 по доверенности от 09.01.2024 от Управления – ФИО3 по доверенности 25.12.2023 от иных третьи лиц – не явились, извещены. установил следующее: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (далее – ответчик), в котором просит обязать ответчика принять в государственную казну Российской Федерации объекты недвижимого имущества: - квартиру (жилое помещение), расположенную по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>, общей площадью 45,7 кв.м. Номер регистрации права оперативного управления на объект недвижимости 83:00:050008:151-29/019/2017-1 от 09.06.2017, номер регистрации права собственности РФ 29-АК 911971 от 07.10.2013 г., кадастровый (условный) номер 83:00:050008:151, реестровый номер федерального имущества П13310000905; - нежилое здание (гараж), расположенное по адресу: Архангельская область, Лешуконский район, село Лешуконское, в районе улицы Молодежная, дом 3, корпус 1, общей площадью 329 кв.м. Номер регистрации права оперативного управления на объект недвижимости 29:10:000000:110-29/015/2017-2 от 07.06.2017, номер регистрации права собственности РФ 29-АК 624677 от 26.07.2011., кадастровый (условный) номер 29:10:000000:110, реестровый номер федерального имущества 1112310001218; - нежилое здание (гараж), расположенное по адресу: <...> общей площадью 59,6 кв.м. Номер регистрации права оперативного управления на объект- недвижимости 29:14:000000:117-29/006/2017-1 от 09.06.2017, номер регистрации права собственности РФ 29-АК 943470 от 25.09.2013, кадастровый номер 29:14:000000:117, реестровый номер федерального имущества П12310001150; - нежилое здание (промысловая изба), расположенное по адресу: Архангельская область, Онежский район, участок на озере Лавозеро, общей площадью 44,5 кв.м. Номер регистрации права оперативного управления на объект недвижимости 29:13:000000:169-29/005/2017-1 от 08.06.2017 г., номер регистрации права собственности РФ 29-АК 587880 от 02.06.2011 г., кадастровый номер 29:13:000000:169, реестровый номер федерального имущества П12310001171; - сооружение (дорога), расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, поселок Камбалица, протяженностью 290 метров. Номер регистрации права оперативного управления на объект недвижимости 29:28:112214:32-29/006/2017-1 от 16.06.2017 г., номер регистрации права собственности РФ 29-АК 768848 от 16.09.2013 г., кадастровый номер 29:28:112214:32, реестровый номер федерального имущества Ш2310001219, а также два земельных участка, переданных Федеральному государственному бюджетному учреждению «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» на правах постоянного (бессрочного) пользования: - земельный участок, расположенный по адресу: <...>, общей площадью 112 кв.м. Номер регистрации права постоянного (бессрочного) пользования па земельный участок 29:14:140701:9-29/006/2017-1 от 19.06.2017, номер регистрации права собственности РФ 29-АК 657521 от 31.10.2011, кадастровый номер 29:14:140701:9, реестровый номер федерального имущества П11310001042; - земельный участок, расположенный по адресу: Архангельская область, Онежский район, Онежский лесхоз, квартал 138, квартал 162 Чекуевского лесничества, участок на озере Лавозеро, общей площадью 4340 кв.м. Номер регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок 29:13:170101:6-29/005/2017-1 от 08.06.2017, номер регистрации права собственности РФ 29-АК 398833 от 17.11.2009, кадастровый номер 29:13:170101:0006, реестровый номер федерального имущества Ш1310003771. После принятия указанных объектов недвижимого имущества в государственную казну Российской Федерации прекратить на них права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки Федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» Также истец просит обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе принять в государственную казну Российской Федерации от Федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов»: - квартиру № 1 общей площадью 71,1 кв.м с кадастровым номером83:00:050020:274, расположенную в жилом доме, находящемся по адресу: Ненецкийавтономный округ, <...>, годпостройки- 1983; - жилую комнату площадью 10,1 кв.м (номер 2 на поэтажном плане) в квартире № 2, расположенной в жилом доме, находящемся по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>, год постройки - 1983; - жилую комнату площадью 11,2 кв.м (номер 3 на поэтажном плане) в квартире № 2, расположенной в жилом доме, находящемся по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>, год постройки- 1983. После принятия указанных помещений прекратить право оперативного управления Федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» на жилой дом, расположенный по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>, общей площадью 144,1 кв.м, год постройки - 1983. Номер регистрации права оперативного управления на объект недвижимости 83:00:050020:152-29/019/2017-1 от 09.06.2017, кадастровый (условный) номер 83:00:050020:152, реестровый номер федерального имущества П12310001143. Требования изложены с учетом уточнения принятого судом в судебном заседании 28.02.2024. Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске и уточнениях к нему. Представитель ответчика требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему. Представитель Управления представил суду пояснения в части объектов, расположенных по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>. Администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направила, в связи с чем в порядке статьи 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие. Заслушав представителей сторон, принявших участие в судебном заседании, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд установил следующее. Как следует из материалов дела, за истцом зарегистрировано право оперативного управления на следующие объекты недвижимого имущества: - квартиру (жилое помещение), расположенную по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>, общей площадью 45,7 кв.м. Номер регистрации права оперативного управления на объект недвижимости 83:00:050008:151-29/019/2017-1 от 09.06.2017, номер регистрации права собственности РФ 29-АК 911971 от 07.10.2013, кадастровый номер 83:00:050008:151, реестровый номер федерального имущества П13310000905; - нежилое здание (гараж), расположенное по адресу: Архангельская область, Лешуконский район, село Лешуконское, в районе улицы Молодежная, дом 3, корпус 1, общей площадью 329 кв.м., номер регистрации права оперативного управления на объект недвижимости 29:10:000000:110-29/015/2017-2 от 07.06.2017, номер регистрации права собственности РФ 29-АК 624677 от 26.07.2011, кадастровый (условный) номер 29:10:000000:110, реестровый номер федерального имущества 1112310001218; - нежилое здание (гараж), расположенное по адресу: <...> общей площадью 59,6 кв.м. Номер регистрации права оперативного управления на объект- недвижимости 29:14:000000:117-29/006/2017-1 от 09.06.2017 г., номер регистрации права собственности РФ 29-АК 943470 от 25.09.2013 г., кадастровый номер 29:14:000000:117, реестровый номер федерального имущества П12310001150; - нежилое здание (промысловая изба), расположенное по адресу: Архангельская область, Онежский район, участок на озере Лавозеро, общей площадью 44,5 кв.м. Номер регистрации права оперативного управления на объект недвижимости 29:13:000000:169-29/005/2017-1 от 08.06.2017 г., номер регистрации права собственности РФ 29-АК 587880 от 02.06.2011 г., кадастровый номер 29:13:000000:169, реестровый номер федерального имущества П12310001171; - сооружение (дорога), расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, поселок Камбалица, протяженностью 290 метров. Номер регистрации права оперативного управления на объект недвижимости 29:28:112214:32-29/006/2017-1 от 16.06.2017., номер регистрации права собственности РФ 29-АК 768848 от 16.09.2013., кадастровый номер 29:28:112214:32, реестровый номер федерального имущества Ш2310001219, Кроме того, на праве постоянного (бессрочного) пользования истцу переданы - земельный участок, расположенный по адресу: <...> дом За, общей площадью 112 кв.м, номер регистрации права постоянного (бессрочного) пользования па земельный участок 29:14:140701:9-29/006/2017-1 от 19.06.2017, номер регистрации права собственности РФ 29-АК 657521 от 31.10.2011, кадастровый номер 29:14:140701:9, реестровый номер федерального имущества П11310001042; - земельный участок, расположенный по адресу: Архангельская область, Онежский район, Онежский лесхоз, квартал 138, квартал 162 Чекуевского лесничества, участок на озере Лавозеро, общей площадью 4340 кв.м., номер регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок 29:13:170101:6-29/005/2017-1 от 08.06.2017, номер регистрации права собственности РФ 29-АК 398833 от 17.11.2009, кадастровый номер 29:13:170101:0006, реестровый номер федерального имущества Ш1310003771. Согласно Устава, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 22.11.2016 № 728, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федерального агентства по рыболовству в сфере аквакультуры (рыбоводства) и сохранения водных биологических ресурсов. Письмом от 17.09.2018 № 01-06/1745 Северный филиал ФГБУ «Главрыбвод» обратилось к руководителю ФГБУ «Главрыбвод» с просьбой согласовать прекращение прав оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования в связи с отсутствием сотрудников в месте нахождения имущества, невостребованностью имущества. Письмом от 26.10.2018 № 4003 ФГБУ «Главрыбвод» обращалось в Федеральное агентство по рыболовству по вопросу согласования прекращения прав оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанные объекты недвижимого имущества. Письмом от 20.11.2018 № 10489-ПС/У09 Федеральное агентство по рыболовству согласовало ФГБУ «Главрыбвод» отказ от прав оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования на данные объекты недвижимого имущества в связи с отсутствием потребности в их использовании. Как поясняет истец, указанное недвижимое имущество не использовалось ФГБУ «Главрыбвод» с момента его передачи ему в оперативное управление и постоянное (бессрочное) в начале 2017 года. В настоящее время содержание данного недвижимого имущества нецелесообразно, его дальнейшее использование не планируется. Необходимость в указанном недвижимом имуществе отсутствует. Данное недвижимое имущество является непрофильным активом. Отказ от права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования на данные объекты недвижимого имущества не повлияет на деятельность Учреждения и способность выполнения им поставленных целей и задач, а наоборот повлияет на эффективное расходование бюджетных средств. Письмом от 28.11.2018 № 4447 ФГБУ «Главрыбвод» обращалось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве с просьбой согласовать отказ Учреждения от права оперативного управления и постоянного (бессрочного пользования) на вышеуказанные объекты недвижимого имущества и издать соответствующее Распоряжение, к которому прилагался пакет документов для передачи указанных объектов недвижимости в казну Российской Федерации. В рамках рассмотрения данного обращения со стороны Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве в адрес Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (далее - МТУ Росимущества в АО и НАО) давалось поручение об установлении потребности федеральных организаций в объектах, указанных в обращении ФГБУ «Главрыбвод» от 28.11.2018 № 4447. В связи с тем, что вопрос передачи недвижимого имущества в казну Российской Федерации не решался и по состоянию на 29 июня 2021 года ответ на обращение ФГБУ «Главрыбвод» в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве от 28.11.2018 № 4447 в Учреждение так и не поступил, ФГБУ «Главрыбвод» обратилось с просьбой сообщить информацию о стадии рассмотрения письма об отказе от права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования на объекты недвижимого имущества в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (письмо от 30.06.2021 № 3205). На данное обращение ФГБУ «Главрыбвод» со стороны Федерального агентства по управлению государственным имуществом в адрес ответчика было направлено поручение (№ АШ-07/24862 от 29.07.2021), согласно которого последнему поручалось проработать вопрос по дальнейшему использованию указанного недвижимого имущества, в том числе путем: закрепления за иными федеральными организациями; передачи на иной уровень публичной собственности; сдачи в аренду; включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества. 07 сентября 2021 года в ФГБУ «Главрыбвод» поступил ответ из Федерального агентства по управлению государственным имуществом (№ 07/28557 от 30.08.2021), согласно которого следовало, что поручение № АШ-07/24862 от 29.07.2021 со стороны ответчика не исполнено. Истец письмом от 03.04.2023 № 01-06/715 обратился к ответчику с заявлением об отказе от прав на спорное недвижимое имущество. Ответчик письмом от 05.05.2023 №29/2993 известил истца о том, что учитывая и отсутствие потребности со стороны федеральных структур, принятие их в казну Российской Федерации не представляется возможным. Истец, ссылаясь на то, что спорные объекты недвижимого имущества являются непрофильным активом и не используется им, решение об отказе от права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования согласовано с Федеральным агентством по рыболовству, а МТУ Росимущества в Архангельской области и Ненецкому автономному округу не предпринимает мер по принятию имущества в казну Российской Федерации, истец необоснованно несет бремя содержания имущества, обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Оценив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), вещными правами наряду с правом собственности являются, в том числе право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268 ГК РФ), право хозяйственного ведения имуществом (статья 294 ГК РФ) и право оперативного управления имуществом (статья 296 ГК РФ). Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику. Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В силу пункта 2 статьи 296 ГК РФ, собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению. По правилам пункта 3 статьи 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом. В соответствии со статьей 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Пунктом 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Следовательно, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, отказ истца от права оперативного управления на имущество предусмотрен законом в качестве основания прекращения права. Материалами дела подтверждается, что истец неоднократно обращался к ответчику с соответствующими заявлениями об отказе от права оперативного управления и прекращении права оперативного управления в отношении спорных объектов недвижимого имущества. Факт неиспользования истцом имущества для осуществления его деятельности и согласования отказа от права оперативного управления с Федеральным агентством по рыболовству подтверждается материалами дела. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в данном случае истец реализовал свое право на отказ от права оперативного управления. При прекращении прав истца на спорное имущество данный объект остается в собственности Российской Федерации, что согласуется с положениями статьи 236 ГК РФ. В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 (далее - Положение №432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений. Пунктом 4 Положения №432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В соответствии с пунктом 1.12. Приказа Росимущества от 23.06.2023 №131 утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (далее – Положение № 131). Согласно пункту 1 Положения № 131 Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (далее - территориальный орган) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Территориальный орган закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за федеральными государственными предприятиями, а также производит правомерное изъятие этого имущества, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Закрепляет находящееся в федеральной собственности движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и федеральными государственными учреждениями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению движимого и недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и федеральными государственными учреждениями (пункты 6.4., 6.5. Положения). Следовательно, ответчик обладает необходимой компетенцией по распоряжению спорным имуществом, в том числе правом его изъятия из оперативного управления. Таким образом, бездействие ответчика, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого истцом, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа. В данном случае суд исходит из того, что спорное имущество было закреплено на праве оперативного управления за истцом на основании распоряжения ТУ Росимущества в Архангельской области от 15.05.2023 № 170-р, расположено на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа и именно ответчику Федеральным агентством по управлению имуществом было дано поручение от 29.07.2021 о проработке вопроса по эффективному использованию федерального имущества. Из содержания пункта 4 Положения следует, что Территориальный орган осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации. Имеющееся у истца право на отказ от права оперативного управления на неиспользуемое в соответствии с целями деятельности учреждения здание влечет для собственника соответствующие правовые последствия в виде принятия этого имущества в казну независимо от того, каким образом собственник намерен распорядиться этим имуществом в дальнейшем. Истец предпринял все необходимые действия по отказу от закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества и по передаче его ответчику. Отказ истца согласован с Федеральным агентством по рыболовству. При этом ответчик доказательств, подтверждающих правомерность его бездействия по непринятию имущества в казну, в материалы дела не представил. Отсутствие согласия уполномоченного органа на принятие имущества в казну Российской Федерации не является основанием для отказа в иске, поскольку на Росимущество и на его территориальные органы возложены полномочия по обеспечению эффективного использования федерального имущества и недопущению ситуации, при которой возникает излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество. Данные выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2021 № 306-ЭС21-971, от 10.07.2018 № 307-ЭС18-2637, от 28.04.2017 № 306-КГ17-4810, от 14.12.2015 № 307-КГ15-15650. Доводы ответчика о том, что дорога с кадастровым номером 29:28:112214:32 не может быть принята в состав казны, поскольку не предложены для передачи в казну объекты, к которым эта дорога является подъездным путем, не принимаются судом. Как указывает ответчик, согласно сведениям ЕГРН в оперативном управлении Североморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству находится производственная база, расположенная по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, п. Камбалица и состоящая из следующих объектов недвижимого имущества: внутриплощадочные электросети РНФИ П12310001209, кадастровый номер: 29:28:112214:40; забор РНФИ П12310001205, кадастровый номер: 29:28:112214:38; навес РНФИ П12310001206, кадастровый номер: 29:28:112214:47; временный постовой дом РНФИ П12310001204, кадастровый номер: 29:28:112214:33; подъездные пути и внутренние площадки РНФИ П12310001207, кадастровый номер: 29:28:112214:39. В данном случае как установлено судом истец фактически объект с кадастровым номером 29:28:112214:32 не использует и использовать фактически не может, поскольку иному юридическому лицу на праве оперативного управления принадлежат объекты к которым данная дорога является подъездным путем. Ответчик вправе самостоятельно провести согласительные мероприятия по передаче сооружения, протяженностью 290 м, расположенного по адресу: Архангельская обл., г. Северодвинск, п. Камбалица, в оперативное управление Североморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворению исковых требований в части обязания принять в состав казны следующих объектов: - квартиры (жилое помещение), расположенной по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>, общей площадью 45,7 кв.м. кадастровый (условный) номер 83:00:050008:151; - нежилого здания (гараж), расположенного по адресу: Архангельская область, Лешуконский район, село Лешуконское, в районе улицы Молодежная, дом 3, корпус 1, общей площадью 329 кв.м. кадастровый (условный) номер 29:10:000000:110, - нежилого здания (гараж), расположенного по адресу: <...> общей площадью 59,6 кв.м. кадастровый номер 29:14:000000:117, - нежилого здания (промысловая изба), расположенного по адресу: Архангельская область, Онежский район, участок на озере Лавозеро, общей площадью 44,5 кв.м. кадастровый номер 29:13:000000:169, - сооружения (дорога), расположенного по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, поселок Камбалица, протяженностью 290 метров, кадастровый номер 29:28:112214:32. Согласно статьей 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон № 218- ФЗ) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. Как пояснил в ходе судебного заседания представитель ответчика, прекращение права оперативного управления осуществляется путем принятия соответствующего распоряжения. Таким образом, ответчику с целью прекращения соответствующего права надлежит принять распоряжение о прекращении права оперативного управления на вышеуказанные объекты недвижимого имущества. Также истцом заявлены требования о принятии в казну земельных участков переданных на праве постоянного (бессрочного) пользования и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования. Ответчик возражает в части требования о передаче в казну спорных земельных участков, ссылаясь на то, что земельные участки не выбывали, находятся в казне и следует в данном случае прекратить право постоянного (бессрочного) пользования на них в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Представитель истца в судебном заседании пояснил, что на требованиях о передаче в казну земельных участков не настаивает, требования направлены на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования. В силу пункта 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством. Согласно пункту 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (пункт 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации). Земельные участки находится в федеральной собственности и закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования за учреждением. Последним соблюдена нормативно установленная административная процедура отказа от данного права. Бездействие ответчика в вопросе прекращения права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельные участки не соответствует приведенным нормам Земельного кодекса РФ. Сохранение права постоянного (бессрочного) пользования влечет дополнительные расходы учреждения, связанные с внесением платы за землю, в отсутствие фактической необходимости использования земельного, чем нарушает его права. Судом установлено, что истцом согласован с Федеральным агентством по рыболовству отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Ответчик в ходе судебного разбирательства не возражал, в части прекращения соответствующих прав истца в связи с чем судом откладывалось судебное заседание для решения вопроса во внесудебном порядке. Как следует из пояснений истца, данных в судебном заседании 28.02.2024 им повторно в адрес ответчика было направлено заявление об отказе от прав на земельные участки, однако право постоянного (бессрочного) пользования не прекращено. Учитывая, изложенные обстоятельства суд считает, что требования истца в части прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, общей площадью 112 кв.м. кадастровый номер 29:14:140701:9, а также на земельный участок, расположенный по адресу: Архангельская область, Онежский район, Онежский лесхоз, квартал 138, квартал 162 Чекуевского лесничества, участок на озере Лавозеро, общей площадью 4340 (+/-291) кв.м. кадастровый номер 29:13:170101: 6 подлежит удовлетворению. В части требований истца о передаче в казну спорных земельных участков суд отказывает. В отношении объекта недвижимого имущества - жилой дом, расположенный по адресу: Ненецкий автономный округ, <...> суд отмечает следующее. Судом установлено, что согласно сведениям из ЕГРН за истцом зарегистрировано право оперативного управления на жилой дом, расположенный по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>, общей площадью 144,1 кв.м, год постройки – 1983, номер регистрации нрава оперативного управления на объект недвижимости 83:00:050020:152-29/019/2017-1 от 09.06.2017, кадастровый номер 83:00:050020:152. Вместе с тем согласно Выписок из ЕГРН в состав объекта с кадастровым номером 83 00 050020 152 входят: - квартира № 1, общей площадью 71.1 кв. м, кадастровый номер 83:00:050020:274, зарегистрированные права отсутствуют; - квартира № 2. общей площадью 73 кв. м, кадастровый номер 83:00 050020:275 зарегистрированные права отсутствуют; - квартира № 2, общей площадью 26,8 кв. м, кадастровый номер 83:00:050020:496, зарегистрировано право собственности физического лица ФИО4, запись от 11.07.2001 №83-01/00-04/2001-202. Согласно техническому паспорту жилого дома (кадастровый номер 83:00:050020:152), общая площадь жилого дома составляет 144,1 кв.м., число квартир – 2, площадь квартиры 1 – 71,1 кв.м., площадь квартиры 2 – 73 кв.м. Как установлено судом, 26.12.2000 между Севрыбводом (Северное бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства) и гражданином ФИО5 на основании Приказа № 102пр от 10.07.1995 о порядке и условиях приватизации жилищного фонда в г. Нарьян-Маре, утвержденного постановлением Нарьян-Марского городского Совета за № 88 от 08.06.1998 заключен договор передачи квартиры в собственность граждан, по условиям которого Севрыбвод бесплатно передает, а гражданин приобретает в частную собственность квартиру за номером 2 в доме № 12а по ул. Малый Качгорт в городе Нарьян-Маре. Квартира состоит из двух жилых комнат размером 14,9кв.м. и 11,9 кв.м., общей площадью 26,8 кв.м. Право собственности ФИО5 зарегистрировано 17.05.2001. Впоследствии на основании нотариального договора купли-продажи от 05.07.2001 ФИО5 продает указанную квартиру ФИО4 За ФИО4 право собственности на квартиру зарегистрировано 11.07.2001. Из материалов дела следует, что квартира 2 площадью 26,8 кв.м с кадастровым номером 83:00.050020:496, зарегистрированная за ФИО4 является частью помещения (квартиры 2 площадью 73 кв.м.) с кадастровым номером 83 00.050020:275. Указанные обстоятельства подтверждаются копией технического паспорта на дом и копией технического паспорта на квартиру № 2, приватизированную ФИО5 Таким образом, в силу норм жилищного законодательства квартира № 2 в доме № 12а по ул. Малый Качгорт с кадастровым номером 83 00.050020:275 является коммунальной квартирой, поскольку комнаты в этой квартире принадлежат разным собственникам. Судом установлено, что ФИО4 умерла 18.11.2014, запись акта смерти № 328 от 18.11.2014. Из ответа Отдела записи актов гражданского состояния Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа следует, что в отношении ФИО4 отсутствуют записи актов о рождении детей. Из имеющихся в материалах дела документов следует, что на момент заключения договора купли-продажи квартиры № 2 и на момент смерти ФИО4 в браке не состояла. Сведения об открытии наследственных дел отсутствуют. Согласно пункту 1 статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным. По смыслу пункта 2 той же статьи выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, за исключением перечисленных в этом пункте объектов недвижимости - жилых помещений, земельных участков и долей в праве собственности на такие объекты, которые переходят в собственность муниципального образования, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе - в собственность этих субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 1157 ГК РФ при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается. В силу пункта 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). По смыслу указанных норм недвижимое имущество считается находящимся в собственности наследника со дня смерти должника. Особенность наследования выморочного имущества состоит в том, что его наследник заранее выразил в нормативной форме волю на приобретение любого выморочного имущества (статьи 1151, 1152, 1154, 1157 и 1162 ГК РФ). В пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (далее – Постановление № 9) разъяснено, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Согласно пункту 49 Постановления № 9 неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей. Таким образом, принятие выморочного имущества в собственность муниципального образования происходит «автоматически» в силу закона, поскольку переход к муниципальному образованию имущества прямо установлен статьями 1151, 1152 ГК РФ и не поставлен в зависимость от каких-либо его действий. Следовательно, квартира № 2 с кадастровым номером 83:00.050020:496 принадлежавшая ФИО4 является выморочным имуществом и перешла в собственность муниципального образования Городской округ «Город Нарьян-Мар». Остальная часть квартиры № 2 с кадастровым номером 83:00 050020:275, а также квартира № 1 с кадастровым номером 83:00:050020:274 являются собственностью Российской Федерации. При этом право собственности Российской Федерации на жилой дом, расположенный по адресу: Ненецкий автономный округ, <...> с кадастровым номером 83:00:050020:152 в полном объеме отсутствует, поскольку, как установлено судом, часть жилого помещения № 2 с кадастровым номером 83:00:050020:275, а именно квартира с кадастровым номером83:00.050020:496 площадью 26,8 кв.м. была передана в порядке приватизации в собственность гражданина, а впоследствии перешла в муниципальную собственность в порядке наследования выморочного имущества. Управление Росреестра в пояснениях, представленных в арбитражный суд 19.12.2023, указало здание и расположенные в нем квартира № 1 и квартира № 2 являются ранее учтенными объектами недвижимости, сведения о которых внесены 29.06:2012 в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН, с 01.01.2017 - неотъемлемая часть Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН)) филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Филиал, обладавший до 01.01.2017 полномочиями по государственному кадастровому учету объектов недвижимого имущества. Сведения о Здании и расположенных в нем квартире № 1 и квартире № 2 были внесены Филиалом в ГКН на основании технического паспорта на жилой дом № 12А по пер. Малый Качгорт в г. Нарьян-Маре, подготовленного филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Фежеральное БТИ» по Ненецкому АО по состоянию на 27.02.2008 и переданного органом технической инвентаризации во исполнение государственного контракта от 26.12.2011 № 178Д «Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году (IV этап)». Сведения о квартире площадью 26,8 кв.м. как о самостоятельном объекте прав были внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП, с 01.01.2017 -неотъемлемая часть ЕГРН) при регистрации права на данный объект за первичным правообладателем ФИО5 В качестве документа, послужившего основанием для внесения в ЕГРП описания объекта, удостоверенного организацией, осуществлявшей технический учет объектов недвижимости на территории регистрационного округа, в Управление был представлен технический паспорт на обозначенную квартиру, подготовленный Нарьян-Марским бюро технической инвентаризации, составленный по состоянию на 22.01.2001. 17.05.2001 на квартиру площадью 26,8 кв.м. было зарегистрировано право собственности ФИО5. Основанием для государственной регистрации прав послужил договор передачи квартиры в собственность граждан от 26.12.2000, заключенный с Севрыбводом (Северным бассейновым управлением по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства) в соответствии с Законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Постановлением Нарьян-Марского горсовета от 08.06.1998 № 88 «О порядке и условиях приватизации жилищного фонда в городе Нарьян-Маре». В дальнейшем право собственности ФИО5 на квартиру площадью 26,8 кв.м. было прекращено 11.07.2001 в связи с переходом данного права к ФИО4 (по нотариально удостоверенному договору купли-продажи от 05.07.2001 и передаточному акту от 05.07.2001), которая с обозначенной даты (с 11.07.2001) являлась собственником квартиры. В отношении Здания с 03.10.2013 было зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Также на Здание с 03.10.2013 было зарегистрировано право оперативного управления федерального государственного бюджетного учреждения «Северное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов». При этом право оперативного управления названного учреждения было 09.06.2017 прекращено на основании документов, свидетельствующих о его реорганизации. В эту же дату (09.06.2017) зарегистрировано право оперативного управления федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (на основании приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20.06.2016 № 249 о реорганизации, в том числе учреждения, за которым право оперативного управления было зарегистрировано ранее). На момент осуществления государственной регистрации прав на Здание в 2013 году в ЕГРН отсутствовали сведения о расположении квартиры площадью 26,8 кв.м. в указанном здании. Подобные сведения были внесены в названный информационный ресурс лишь в 2016 году в рамках проведения работ по проверке сведений о зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства (верификации). В данном случае собственник имущества, передав часть имущества в собственность физического лица, соответствующих сведений в реестр федерального имущества не внес. Поскольку у Российской Федерации отсутствовало право собственности на жилой дом с кадастровым номером 83:00:050020:152 на момент регистрации права в ЕГРН данное имущество в полном объеме не могло быть передано на праве оперативного управления истцу. В оперативное управление могла быть передана лишь квартира № 1, общей площадью 71.1 кв. м с кадастровым номером 83:00 050020:274, а также часть квартиры № 2 с кадастровым номером 83:00:050020:275, а именно: жилая комната площадью 10,1 кв.м (номер 2 на поэтажном плане) и жилая комната площадью 11,2 кв.м (номер 3 на поэтажном плане). Согласно статье 41 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты. В соответствии с частью 1 статьи 42 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника комнаты в коммунальной квартире, находящейся в данном доме, пропорциональна сумме размеров общей площади указанной комнаты и определенной в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире этого собственника площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире (часть 2 статьи 42 ЖК РФ). Таким образом, остальные помещения в квартире № 2 с кадастровым номером 83:00:050020:275 является общим имуществом собственников в коммунальной квартире. Следовательно, сам по себе факт наличия записи о праве собственности Российской Федерации и права оперативного управления истца на жилой дом с кадастровым номером 83:00:050020:152 не подтверждает возникновение соответствующих прав, поскольку записи о наличии прав являются недостоверными. Судом установлено и сторонами не оспаривается, что право оперативного управления истца на квартиру № 1 с кадастровым номером 83:00 050020:274, а также часть квартиры № 2 с кадастровым номером 83:00:050020:275 не зарегистрирована. В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Пунктом 1 статьи 8.1 и статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. Государственной регистрации в силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона № 218- ФЗ, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. В абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации. Однако отсутствие государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество препятствует распоряжению данным имуществом, но не прекращает права владения и пользования закрепленным за учреждением имуществом. В данном случае, поскольку фактически за истцом на праве оперативного управления были закреплены лишь квартира № 1 с кадастровым номером 83:00:050020:274, а также часть квартиры № 2 с кадастровым номером 83:00:050020:275 (жилая комната площадью 10,1 кв.м и жилая комната площадью 11,2 кв.м). Указанные объекты в связи с отказом истца от права оперативного управления подлежат принятию ответчиком в состав казны Российской Федерации. Исковые требования в данной части подлежат удовлетворению. Также истцом заявлено требование о прекращении прав оперативного управления на жилой дом, расположенный по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>, общей площадью 144,1 кв.м, кадастровый (условный) номер 83:00:050020:152. Как следует из пояснений истца, в данном случае в ЕГРН сохраняется запись о праве оперативного управления на жилой дом в целом, что нарушает права истца, при этом ответчик мер по надлежащему учету принадлежащего Российской Федерации имущества не принимает. В данном случае требование о прекращении прав оперативного управления истца на жилой дом не может быть удовлетворено, поскольку указанное право, как ранее указывал суд, не возникли, а запись, содержащая в ЕГРН, недостоверна. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8.1 ГК РФ государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона № 218- ФЗ единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим данным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений. Следовательно, регистрационная запись о праве оперативного управления истца на жилой дом с кадастровым номером 83:00:050020:152 не может быть сохранена, как не отвечающая признаку достоверности сведений, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости, поскольку ее сохранение может привести к неопределенности в правоотношениях сторон, в то время как судебный акт по результатам рассмотрения спора должен содержать окончательную юридическую оценку спорных правоотношений и служить целям правовой определенности участников гражданского оборота. На вопросы суда о возможности приведения записей содержащихся в ЕГРН фактической ситуации установленной судом, Управление Росреестра пояснило, что исключение из ЕГРН записей о правах определенных субъектов на недвижимое имущество (прекращение прав) осуществляется в результате проведения государственной регистрации прав в порядке и на основаниях, которые установлены Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации). Применительно к рассматриваемому случаю, таким основанием может являться, например, судебный акт о принятии определенных объектов в государственную казну Российской Федерации. Процедура проведения государственной регистрации прав независимо от ее оснований (включая вступившие в законную силу судебные акты) является единой и регламентирована Законом о регистрации. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27.12.2018 по делу №310-ЭС18-13357, Гражданский кодекс РФ устанавливает основополагающие принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, одними из которых являются принципы публичности и достоверности, то есть бесспорности зарегистрированных в реестре прав. В данном случае, учитывая, что прекратить право оперативного управления истца на жилой дом в целом невозможно ввиду его отсутствия, с целью восстановления прав истца и исключения из ЕГРН недостоверных сведений о зарегистрированных правах суд считает необходимым установить, что решение суда является основанием для погашения в Едином государственном реестре недвижимости регистрационной записи о праве оперативного управления федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» на жилой дом, расположенный по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>, общей площадью 144,1 кв.м, год постройки – 1983, кадастровый (условный) номер 83:00:050020:152. Уплаченная истцом в бюджет государственная пошлина является понесенными им судебными расходами и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в порядке распределения понесенных истцом судебных расходов (в порядке статьи 110 АПК РФ). Поскольку истцом заявлены требования неимущественного характера пропорциональное распределение государственной пошлины между сторонами не производится. Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области Обязать межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (ОГРН <***>) изъять из оперативного управления федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (ОГРН <***>; ИНН <***>) и принять в состав казны Российской Федерации в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу следующее имущество: - квартиру (жилое помещение), расположенную по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>, общей площадью 45,7 кв.м. кадастровый (условный) номер 83:00:050008:151; - нежилое здание (гараж), расположенное по адресу: Архангельская область, Лешуконский район, село Лешуконское, в районе улицы Молодежная, дом 3, корпус 1, общей площадью 329 кв.м. кадастровый (условный) номер 29:10:000000:110, - нежилое здание (гараж), расположенное по адресу: <...> общей площадью 59,6 кв.м. кадастровый номер 29:14:000000:117, - нежилое здание (промысловая изба), расположенное по адресу: Архангельская область, Онежский район, участок на озере Лавозеро, общей площадью 44,5 кв.м. кадастровый номер 29:13:000000:169, - сооружение (дорога), расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, поселок Камбалица, протяженностью 290 метров, кадастровый номер 29:28:112214:32. Обязать межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (ОГРН <***>) принять распоряжение о прекращении права оперативного управления федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» на указанные объекты недвижимого имущества. Прекратить право постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (ОГРН <***>; ИНН <***>) на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, общей площадью 112 кв.м. кадастровый номер 29:14:140701:9, а также на земельный участок, расположенный по адресу: Архангельская область, Онежский район, Онежский лесхоз, квартал 138, квартал 162 Чекуевского лесничества, участок на озере Лавозеро, общей площадью 4340 (+/-291) кв.м. кадастровый номер 29:13:170101: 6. Обязать межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (ОГРН <***>) принять в состав казны Российской Федерации в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу следующее имущество: - квартиру № 1 общей площадью 71,1 кв.м с кадастровым номером 83:00:050020:274, расположенную в жилом доме, находящемся по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>, год постройки- 1983; - жилую комнату площадью 10,1 кв.м (номер 2 на поэтажном плане) в квартире № 2 (кадастровый номер 83:00:0500020:275), расположенной в жилом доме, находящемся по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>, год постройки - 1983; - жилую комнату площадью 11,2 кв.м (номер 3 на поэтажном плане) в квартире № 2 (кадастровый номер 83:00:0500020:275), расположенной в жилом доме, находящемся по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>, год постройки- 1983. Установить, что решение суда является основанием для погашения в Едином государственном реестре недвижимости регистрационной записи о праве оперативного управления федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» на жилой дом, расположенный по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>, общей площадью 144,1 кв.м, год постройки – 1983, кадастровый (условный) номер 83:00:050020:152. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Взыскать с межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (ОГРН <***>) в пользу федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (ОГРН <***>; ИНН <***>) 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия. Судья О.А. Суханова Суд:АС Архангельской области (подробнее)Истцы:ФГБУ "ГЛАВНОЕ БАССЕЙНОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО РЫБОЛОВСТВУ И СОХРАНЕНИЮ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ" (ИНН: 7708044880) (подробнее)Ответчики:НАО Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и (ИНН: 2901194203) (подробнее)Иные лица:Напалкова Гераида Васильевна (подробнее)Отдел записи актов гражданского состояния Аппарата администрации Ненецкого автономного округа (подробнее) Отдел по вопросам миграции УМВД России по Ненецкому автономному округу (подробнее) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН: 2901131228) (подробнее) Администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (ИНН: 8301020090) (подробнее) Публично-правовая компания "Роскадастр" (подробнее) Судьи дела:Суханова О.А. (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |