Решение от 14 августа 2018 г. по делу № А40-71051/2018




ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ


Дело № А40-71051/18-140-2435
г. Москва
15 августа 2018 г.

Резолютивная часть решения объявлена: 06 августа 2018 года

Полный текст решения изготовлен: 15 августа 2018 года

Арбитражный суд в составе судьи Паршуковой О.Ю.

При ведении протокола судебного заседания секретарем с/заседаний ФИО1 с участием сторон по Протоколу судебного заседания от 06.08.2018 г.

от заявителя - ФИО2, дов. от 15.05.2018 г., паспорт; ФИО3, дов. от 15.05.2018 г., паспорт

от ответчика - ФИО4, дов. от 11.01.2018 г. № 05-13/00762, паспорт; ФИО5, дов. от 22.01.2018 г. № 05-12/05219, уд. УР № 100460; ФИО6, дов. от 21.05.2018 г. № 05-13/22323, паспорт

Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению АО «Авилон Автомобильная Группа» (102770000151, адрес местонахождения: 109316, <...>, офис Правление)

К ответчику ИФНС России № 22 по г. Москве (111024, <...>) о признании недействительным Решение

УСТАНОВИЛ:


Акционерное общество «Авилон Автомобильная Группа» (далее - заявитель, Общество, АО «Авилон АГ») обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по г.Москве (далее - ответчик, Инспекция) о признании недействительным решения от 10 января 2018 г. № 11250 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым по результатам проверки установлено исчисление суммы налога на имущество организаций, подлежащих к уплате в бюджет в заниженном размере, и заявителю начислен налог на имущество организаций в сумме 29 115 606 руб.

Налоговый орган в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Заявителя по доводам, изложенным в отзыве.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

ИФНС России № 22 по г. Москве была проведена камеральная налоговая проверка на основании представленной обществом налоговой декларации (расчет) по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2014 года.

По итогам проведенной проверки налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки № 55318 от 03.10.2017 г. и принято решение № 1611250 от 10.01.2018 г. об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершенное правонарушение (далее -решение Инспекции, обжалуемое решение), в соответствии с которым по результатам проверки установлено исчисление суммы налога на имущество организаций, подлежащих к уплате в бюджет в заниженном размере, и заявителю начислен налог на имущество организаций в сумме 29 115 606 руб.

Не согласившись с решением налогового органа общество, обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по г. Москве.

Решением УФНС России по г. Москве от 13.03.2018 г. № 21-19/050701 решение налогового органа оставлено без изменения, а апелляционная жалоба общества без удовлетворения.

Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось с исковым заявлением в

суд.

В основу оспариваемого Решения Инспекцией положены следующие доводы:

1) на момент ввода объекта недвижимости в эксплуатацию у заявителя отсутствовал энергетический паспорт, подтверждающий высокий класс энергетической эффективности;

2) представленный заявителем энергетический паспорт, составленный после ввода объекта в эксплуатацию, не может быть основанием для получения налоговой льготы по налогу на имущество.

АО «Авилон АГ» не согласно с выводами Инспекции, полагает, что Решение ИФНС России № 22 по г. Москве от 10.01.2018 г. № 11250 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствуют закону и подлежит отмене по следующим основаниям.

Основанием заявителю для принятия на учет объекта недвижимости: «2-уровневый подземный гараж с надстройкой автомобильно-дилерского центра», расположенного по адресу: <...>, послужило Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU77204000-005261 от 26.11.2013, выданное Комитетом государственного строительного надзора города Москвы в установленном законом порядке.

На основании Акта итоговой проверки № 645 к 8407/13 от 17.09.2013 и извещения об устранении нарушений № б\н от 15.10.2013, распоряжением Мосгосстройнадзора от 16.10.2013 № 420-Р/ЗОС утверждено Заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

Раздел 11 «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» проектной документации «Строительство 2-х уровневого подземного гаража с надстройкой автомобильно-дилерского центра» по адресу: <...>, содержит Приложение 1 «Энергетический паспорт проекта», составленный по результатам энергетического обследования при сдаче объекта, подтверждающий высокий класс энергоэффективности объекта.

В данном случае на момент ввода объекта в эксплуатацию, у заявителя был утвержден обязательный для сдачи объекта в эксплуатацию энергетический паспорт проекта здания по СП 50.13330.2012 (Приказ Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. N 400), что допускается законодательством.

Таким образом, заявитель полагает, что налоговая льгота по налогу на имущество (п. 21 ст. 381 НКРФ) может применяться в отношении вновь вводимых в эксплуатацию объектов недвижимого имущества (в том числе зданий, сооружений), при наличии на них энергетического паспорта, в котором будет указано на высокий класс энергетической эффективности.

В соответствии с разделом 4.5 СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» класс энергетической эффективности «В» является высоким классом энергетической эффективности.

Для целей получения льготы по налогу на имущество и в целях обоснования представления уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2014 года, АО «Авилон АГ» предоставило в Инспекцию:

- копию энергетического паспорта № 10259/Э-153/2017, подтверждающего, что здание Заявителя имеет высокий класс энергетической эффективности — «В»;

- копию инженерного отчета комплексного энергетического обследования объектов АО «Авилон АГ» от 17.11.2017;

- копию экспертного заключения № 29 по результатам проведения экспертизы энергопаспорта, составленного на основании энергетического обследования.

Также, заявителем при проведении энергетического аудита проведен анализ данных визуального и инструментального обследования ограждающих конструкций и инженерных систем здания, результатов анализа и состояния оборудования и систем энергообеспечения электроэнергией, тепловой энергией, водными ресурсами, с учетом динамики энергопотребления за несколько лет и сведений проектной документации. Результаты инструментального и визуального обследования отражены в отчете в полном объеме в виде графиков, фотографий, таблиц, результатов замеров.

В экспертном заключении № 29 от 18.12.2017 по результатам проведения экспертизы энергопаспорта, составленного на основании энергетического обследования, утвержденном генеральным директором НП СРО «Объединение энергосервисных предприятий» установлено, что ООО фирма «АНПО-аудит» согласно договору №ЭО/07 от 11.07.2017 провела работы по энергетическому обследованию, разработке и составлению Энергетического паспорта и Технического отчета по обследованию объекта Заказчика, расположенного по адресу: : <...> (Административно-бытовой корпус АО «Авилон Автомобильная группа».

Из заключения эксперта НП СРО «ОЭСП» следует, что в результате проведенного энергетического обследования здания подтвержден установленный на основании проектной документации класс энергетической эффективности «В» эксплуатируемого здания.

Таким образом, заявитель считает, что, как налогоплательщик, он выполнил требования, необходимые для получения налоговой льготы, а Инспекция не доказала в чем состоит нарушение налогоплательщика.

Инспекция считает, что доводы Заявителя не являются основанием для признания оспариваемого Решения недействительным, исходя из следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2013 № 772-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», вышеуказанный адрес (<...>) включен в перечень объектов, налоговая база по налогу на имущество организаций по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

На основании ст. ст. 378.2, 383, 386 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -НК РФ), налоговые декларации по налогу на имущество организаций в отношении объектов, налоговая база по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости, представляются в налоговый орган по месту нахождения данных объектов.

В связи с указанными обстоятельствами, Заявителем в Инспекцию представлена уточнённая налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2014 год, в которой заявлена налоговая льгота, предусмотренная п. 21 ст. 381 НК РФ.

Согласно указанной норме, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.

В связи с указанными обстоятельствами Инспекцией в адрес Заявителя направлены требования о необходимости предоставления пояснений и документов, подтверждающих правомерность применения налоговой льготы, предусмотренной п. 21 ст. 381 НК РФ.

В подтверждение права применения льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ во исполнение Требования о предоставлении документов (информации) от 01.08.2017 №17_12/ЛГ-2010338/58260, № 17-21/ЛГ-2010338/58262 налогоплательщиком представлены:

-Энергетический паспорт № 10259/Э-153/2017(получен 21.06.2017г.);

-Инвентарные карточки учета объектов основных средств по форме ОС-6;

-Разрешение на ввод в эксплуатацию здания №RU77204000-005261 от 26.11.2013 (выданное Комитетом государственного строительного надзора г. Москвы);

-Копия инженерного отчета комплексного энергетического обследования объектов АО «Авилон АГ» от 17.11.2017г.;

Однако, в ходе камеральных налоговых проверок Инспекцией установлено, что применение Обществом налоговой льготы, предусмотренной п. 21 ст. 381 НК РФ, является неправомерным и документально не подтвержденным, что подтверждается следующими обстоятел ьствам и.

Анализ формулировки пункта 21 статьи 381 НК РФ «вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности» и Федерального закона от 07.06.2011 № 132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую НК РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым она была введена в НК РФ позволяет сделать вывод о том, что обязательными условиями применения льготы являются следующие:

-объект должен быть вновь введенным;

- данный объект должен иметь высокий класс энергетической эффективности на момент его ввода в эксплуатацию;

- в отношении такого объекта законодательством предусмотрено определение класса энергетической эффективности.

Содержание п. 21 ст. 381 НК РФ предполагает две категории объектов, в отношении которых применяется льгота:

1)вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, всоответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РоссийскойФедерации;

2)вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетическойэффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации предусмотрено определение классов их энергетическойэффективности.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 № 2518/09 сформулирован вывод о том, что обязанность обосновать право на применение льготы по налогу лежит на налогоплательщике. При этом право на льготу должно быть документально подтверждено налогоплательщиком до начала применения такой льготы, если иное прямо не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Первая категория: данная льгота применяется в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации.

При этом, как следует из положений Постановления Правительства РФ от 17.06.2015 № 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности», к таким объектам относятся объекты и технологии, являющиеся движимым имуществом в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Данной позиции придерживаются и арбитражные суды при рассмотрении аналогичных споров (вступившие в законную силу Решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.10.2017 по делу № А40-51603/17-20-379 и Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2017 по делу № А40-51627/17-20-382.

Таким образом, с учетом вышеуказанных положений, под данную категорию, предусмотренную п. 21 ст. 381 НК РФ, налогоплательщик не подпадает.

Вторая категория: данная льгота применяется в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Определение классов энергетической эффективности предусмотрено Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Ф3№ 261-ФЗ).

При этом, как следует из указанного закона, определение классов энергетической эффективности возможно только в отношении товаров и многоквартирных домов.

Класс энергетической эффективности многоквартирных домов определяется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (далее -Приказ № 399/пр).

Как указало Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 09.08.2017 № 28242-ЕС/04, Приказ №399/пр принят в целях реализации положений п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (далее - Постановление №18).

В свою очередь, Постановление № 18 утверждено в соответствии с положениями ст. ст. 11, 12ФЗ№ 261-ФЗ.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами, в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правила определения классов энергетической эффективности в отношении иных зданий, не являющихся многоквартирными домами.

Разъяснения относительно возможности определения классов энергетической эффективности в отношении зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, даны также Министерством энергетики Российской Федерации в письмах от 17.04.2017 № ИА-4031/04, от 08.08.2017 № 04-1133 и от 18.10.2017 № 04-1496.

Так. из вышеуказанных разъяснений следует, что в настоящее время возможность определения классов энергетической эффективности в отношении зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, действующим законодательством не предусмотрена. Принципы, порядок, правила определения энергетической эффективности для таких зданий, а также полномочия по их установлению нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не определены.

Законодательством в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности маркировка зданий, не являющихся многоквартирными домами, по классам энергетической эффективности не предусмотрена.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 17.04.2018 №305-КП 8-501 (дело №А41-90181/2016), а также правовым позициям нижестоящих арбитражных судов, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 №18 и Законом об энергосбережении №261-ФЗ установлено определение классов энергетической эффективности исключительно в отношении многоквартирных домов, определение классов в отношении иных зданий, строений и сооружений не предусмотрено.Кроме того, в названном Законе, отсутствуют какие-либо отсылки к подзаконным нормативным правовым актам, которыми могли бы быть определены правила присвоения классов энергетической эффективности к таким объектам (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.11.2017 по делу № А41-90181/2016, Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2017 по делу № А65-30815/2016 (оставлено без изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 и Арбитражного суда Поволжского округа от 31.08.2017), Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.01.2018 по делу №А 19-6209/2017).

Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 31.08.2017 по делу №А65-30815/2016. Суд указал, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 18 установлено определение классов исключительно в отношении многоквартирных домов, определение классов в отношении иных зданий, строений и сооружений не предусмотрено.

Параметры энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не определены как в части присвоения класса энергетической эффективности, так и в части требований энергетической эффективности.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, установление класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, законом не предусмотрено.

Как указано выше, Заявителю на праве собственности принадлежит именно нежилое помещение, расположенные по адресу: <...>, в связи с чем, под второе условие, предусмотренное п. 21 ст. 381 НК РФ и необходимое для применения льготы по налогу на имущество организаций, налогоплательщик также не подпадает.

Вместе с тем, для применения льготы, предусмотренной п. 21 ст. 381 НК РФ, наряду с предусмотренным законодательством требованием об определении класса энергетической эффективности объекта, такой объект должен иметь подтверждение высокого класса энергетической эффективности на момент ввода его в эксплуатацию (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2017 по делу № А40-51633/17-140-415).

Указанной позиции придерживается и Министерство финансов Российской Федерации. Так, в письме от 29.05.2017 № 03-05-04-01/32877 Министерство финансов Российской Федерации указало, что льгота по налогу на имущество организаций (в соответствии с п. 21 ст. 381 НК РФ) применима исключительно в отношении вновь вводимого объекта недвижимости при наличии энергетического паспорта, подтверждающего высокий энергетический класс на день постановки объекта на бухгалтерский учет.

По мнению Министерства финансов РФ, если на дату постановки на бухгалтерский учет вновь вводимого объекта недвижимого имущества энергетический паспорт, подтверждающий высокий класс энергетической эффективности, отсутствовал, льгота по налогу на имущество организаций в отношении указанного объекта недвижимого имущества не применяется, в том числе случае получения энергетического паспорта после указанной даты, поскольку при последующем получении энергетического паспорта, подтверждающего высокий класс энергетической эффективности ранее поставленного на учет объекта недвижимого имущества, объект недвижимости не может считаться вновь вводимым на дату получения энергетического паспорта. Указанной позиции придерживаются и арбитражные суды при рассмотрении аналогичных споров (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2017 по делу № А40-51603/17-20-379 и Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2017 по делу № А40-51627/17-20-382, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.11.2017 по делу №А41-90181/2016).

В Федеральном Законе об энергосбережении №261-ФЗ и СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» класс энергетической эффективности трактуется по-разному: .

согласно пунктам 4, 5 статьи 2 Закона об энергосбережении:

Класс энергетической эффективности - это характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность. Энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;

• согласно пункту 4.5 приложения Б СНиП 23-02-2003:

Класс энергетической эффективности - это обозначение уровня энергетической эффективности здания, характеризуемого интервалом значений удельного расхода тепловой энергии на отопление здания за отопительный период. Данный термин использован как в отношении жилых, так и общественных зданий.

В пункте 7 части 6 статьи 3 и статьи 31 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон №384-Ф3) установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе, требования энергетической эффективности зданий и сооружений. В статье 13 Федерального закона №384-Ф3 указано, что здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход таких ресурсов.

В соответствии с пунктом 80 Перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 №1047-р, СНиП 23-02-2003 являлись обязательными для всех типов зданий, чья проектная документация прошла экспертизу до 30 июня 2015 года.

Однако в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона об энергосбережении №261-ФЗ, класс энергетической эффективности - это характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность. В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона об энергосбережении №261-ФЗ, энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Таким образом, Федеральным законом №384-Ф3 устанавливаются минимальные стандарты, которым должны соответствовать вводимые в эксплуатацию объекты недвижимого имущества, в то время как порядок определения классов энергетической эффективности в отношении недвижимости, не относящейся к многоквартирным домам, отсутствует.

Указанный вывод корреспондирует положениям статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

С целью устранения данного противоречия был принят СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», являющийся актуализированной редакцией СНиП 23-02-2003 и предусматривающий установление классов энергосбережения зданий, которые не эквивалентны классам энергетической эффективности.

Кроме того, раздел 10 СП 50.13330.2012 не включен в пункт 35 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521.

Следственно, в СП 50.13330.2012 также не содержится положений, устанавливающих порядок определения классов энергетической эффективности для целей применения Закона об энергосбережении.

Кроме того, СНиП по своей правовой природе являются техническими документами, призванными обеспечить соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами, а потому не могут противоречить последним.

Таким образом, при указанных обстоятельствах, решение налогового органа принято во исполнение данной обязанности общества и не могут нарушать его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая изложенные обстоятельства и сведения, полученные в рамках камеральной налоговой проверки, выводы налогового органа признаны обоснованными.

Таким образом, суд не находит основания для удовлетворения исковых требований АО «Авилон Автомобильная Группа» в полном объеме.

Расходы по госпошлине подлежат отнесению на Заявителя в порядке, установленном ст. АПКРФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


Отказать АО «Авилон Автомобильная Группа» в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:О.Ю. Паршукова



Суд:

АС города Москвы (подробнее)

Истцы:

АО "АВИЛОН АВТОМОБИЛЬНАЯ ГРУППА" (подробнее)

Ответчики:

Инспекция Федеральной налоговой службы №22 по г. Москве (подробнее)