Решение от 11 марта 2024 г. по делу № А62-7767/2023АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001 http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Смоленск 11.03.2024Дело № А62-7767/2023 Резолютивная часть решения оглашена 22.02.2024 Полный текст решения изготовлен 11.03.2024 Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Каринской И. Л. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воробьевой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Администрации города Смоленска (ОГРН <***>; ИНН <***>) к Коммандитному товариществу "Социальная инициатива и компания" (ОГРН <***>; ИНН <***>), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Главное управление государственного строительного и технического надзора Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>); Министерство имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>), о признании объекта незавершенного строительства самовольной постройкой, понуждении к сносу объекта незавершенного строительства и восстановлению поверхности земельного участка, при участии в судебном заседании: от истца: не явились, извещены надлежащим образом; от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом; от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом, Администрация города Смоленска (далее – истец, Администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Коммандитному товариществу "Социальная инициатива и компания" (далее – ответчик, КТ Социальная инициатива и компания) о признании самовольной постройкой объекта незавершенного строительства – многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030812:32 по улице Соколовского в городе Смоленске, обязании в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу своими силами и за свой счет произвести снос объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030812:32 по улице Соколовского в городе Смоленске и восстановить поверхность земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030812:32 путем обратной засыпки образовавшегося искусственного сооружения – котлована (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно заявлениям от 25.12.2023 и от 05.02.2024; л.д. 136-138, 154-156). В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление государственного строительного и технического надзора Смоленской области и Министерство имущественных и земельных отношений Смоленской области. В обоснование указанных требований истец указал, что между муниципальным образованием город Смоленск и КТ Социальная инициатива был заключен договор от 03.10.2005 № 5608 аренды земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030812:32, расположенного по адресу: <...> для строительства многоэтажного жилого дома. Администрацией города Смоленска было выдано застройщику - КТ Социальная инициатива и компания разрешение 01.11.2005 № 399-2005 на строительство многоэтажного жилого дома. Строительство указанного объекта было начато, однако в установленный в нем срок не завершено. Договор аренды земельного участка от 03.10.2005 № 5608 прекращен. Срок действия разрешения от 01.11.2005 № 399-2005 на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <...> истек. Текущее состояние объекта незавершенного строительства не отвечает условиям безопасности, мер по консервации объекта и его сохранности не принято, объект на протяжении более 15 лет находится в заброшенном состоянии, территория участка не огорожена, имеется свободный доступ к объекту, в связи с чем имеется реальная угроза жизни и здоровью людей. Согласно акту визуального осмотра земельного участка от 12.12.2023, проведенного МКУ «Строитель», в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 30.09.2011 № 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства», существующий объект находится в аварийном состоянии. Консервация объекта не проведена. Защитное ограждение отсутствует. В Администрацию города Смоленска поступают многочисленные жалобы по вопросу ненадлежащего состояния объекта незавершенного строительства, которое создает угрозу жизни и здоровью граждан. Истцом в адрес ответчика направлены письма о предоставлении информации о дальнейшем использовании объекта, а также о принятии мер по обеспечению безопасности на объекте, которые оставлены без ответа. Ссылаясь на то, что объект незавершенного строительства находится в заброшенном, аварийном состоянии, не эксплуатируется, не охраняется, к нему возможен свободный доступ неограниченного круга лиц, собственником объекта не обеспечена безопасность граждан, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. Ответчик отзыв на иск не представил. Третьим лицом – Главным управлением госстройтехнадзора Смоленской области в отзыве указано, что Дело по осуществлению регионального государственного строительного надзора при строительстве многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030812:0032 по ул. М. Соколовского в городе Смоленске в Главном управлении отсутствует. Министерство имущественных и земельных отношений Смоленской области отзыв на иск не представило. Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие названных представителей в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оценив доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, заслушав пояснения представителей сторон, суд пришел к следующему выводу. Решением Арбитражного суда г.Москвы от 20.05.2010 Коммандитное товарищество «Социальная инициатива и компания» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим должника утвержден ФИО1, определением от 08.10.2015 ФИО1 на основании его заявления освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника, конкурсным управляющим Коммандитного товарищества «Социальная инициатива и компания» утвержден ФИО2; определением от 23.12.2016. ФИО2 на основании его ходатайства освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника, конкурсным управляющим Коммандитного товарищества Социальная инициатива и компания утвержден ФИО3 В пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" предусмотрено, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 63, абзаца второго пункта 1 статьи 81, абзаца восьмого пункта 1 статьи 94 и абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке статей 71 или 100 Закона. Предметом настоящего спора являются требования о признании объекта самовольной постройкой, и о сносе объекта незавершенного строительства, находящегося в аварийном состоянии, которые относятся к неимущественным требованиям, в связи с чем спор подлежит рассмотрению в рамках самостоятельного иска, вне дела о несостоятельности (банкротстве). Как установлено судом и следует из материалов дела, между муниципальным образованием город Смоленск (арендодатель) и КТ Социальная инициатива (арендатор) был заключен договор от 03.10.2005 № 5608 аренды земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030812:0032 общей площадью 2 529 кв.м, категория земель: земли поселений, расположенного по адресу: <...> для строительства многоэтажного жилого дома, на 3 года (далее по тексту – договор). Государственная регистрация указанного договора произведена 26.12.2005, номер регистрации 67-67-01/168/2005-71 (л.д.31-35). По истечении срока действия договор возобновлен на неопределенный срок. Письмом от 22.02.2011 Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, являющегося на тот момент уполномоченным представителем собственника по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, арендатор уведомлен о прекращении договора по истечении трех месяцев с момента получения уведомления о прекращении договора (пункт 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, Департаментом издан приказ от 17.11.2011 № 2174 о прекращении ответчику аренды земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030812:0032. 23.12.2011 была произведена государственная регистрация расторжения договора аренды от 03.10.2005 № 5608. Администрацией города Смоленска было выдано застройщику - КТ Социальная инициатива и компания разрешение 01.11.2005 № 399-2005 на строительство многоэтажного жилого дома, сроком действия до 01.11.2005 (л.д.36). Строительство указанного объекта было начато, однако в установленный в разрешении на строительство срок не завершено. Постановка объекта незавершенного строительства на кадастровый учет не осуществлена; доказательства иного в дело не представлены. Согласно акту от 10.07.2023 обследования земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030812:32, , проведенного Администрацией города Смоленска, на земельном участке имеется незавершенный строительством объект. Наружные и внутренние стены из кирпича, покрытие 1 этажа железобетонное, частично уложены железобетонные перемычки над оконными и дверными проемами, дверные и оконные проемы не заполнены, перекрытие 1 этажа отсутствует, имеется разрушение кирпичной кладки. Внутри объекта имеется строительный и бытовой мусор. По периметру и внутри объекта имеются зеленые насаждения. Земельный участок не огорожен, доступ свободный (л.д.37-40). 23.12.2023 рабочей группой МКУ «Строитель» проведен визуальный осмотр недостроенного объекта на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030812:32 в городе Смоленске на ул. Маршала Соколовского, возле дома №6. В результате обследования было выявлено: 1.На вышеуказанном земельном участке находится недостроенное здание(предположительно жилой многоквартирный дом). Фундамент выполнен изсборных железобетонных блоков ФБС. Наружные стены - из облицовочногокерамического кирпича и кирпича силикатного. 2.Недостроенный объект находится в заброшенном состоянии.Отсутствует защитное ограждение, а также информационный паспорт объекта. 3. Доступ посторонних людей на территорию объекта свободный, что подтверждается многочисленными граффити на стенах. 4. Все строительные конструкции недостроенного объекта не имеют защиты (визуально видны повреждения кирпичной кладки от снега и наледи). Также присутствует эффект эрозии стен (трещины, растущий мох и кустарники). 5.Территория вокруг недостроенного объекта не благоустроена.Присутствуют ямы и провалы грунта. Данное обстоятельство не соответствуеттребованиям СанПиН-1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования кобеспечению безопасности и (или) безвредностидля человека факторов средыобитания». Таким образом, возникает риск травмирования людей и другихаварийных ситуаций. 5. Отмостка вокруг цоколя не сделана. Все атмосферные осадки проникают под фундамент и в помещения подвала. В подвале видно большое скопление воды и льда. По результатам названного обследования комиссия пришла к выводу о том, что спорный объект находится в аварийном состоянии. Консервация объекта не проведена. Защитное ограждение отсутствует. Комиссия считала восстановление здания нецелесообразным, в связи с отсутствием обслуживания и эксплуатации за длительный период времени (18 лет). Здание не подлежит восстановлению. Согласно положениям статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. На основании статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Статья 304 ГК РФ предусматривает, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, предоставляя собственнику защиту от действий, не связанных с лишением владения, в том числе от действий собственника (владельца) соседнего земельного участка. Как указано в пункте 45 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума N 10/22), применяя статью 304 ГК РФ, судам необходимо учитывать, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца. В соответствии с пунктом 46 постановления Пленума N 10/22 при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца. В силу пункта 47 постановления Пленума N 10/22, удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца. Согласно пункту 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В соответствии с пункт 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в частности, к сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных ГрК РФ. В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды. Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" определены общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса); требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт зданий или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершен должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений. Согласно статье 36 данного закона (части 1 и 2) безопасность здания и сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частью 1 статьи 37 указанного федерального закона также установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение. В состав работ по консервации объекта входит монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов, принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки (подпункты "б", "е" пункта 9 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 N 802). Факт наличия угрозы жизни и здоровью граждан при сохранении объекта незавершенного строительства подтвержден материалами дела, и ответчиком не опровергнут. О назначении по делу судебной экспертизы ответчик не заявлял. В нарушение статьи 65 АПК РФ мотивированных возражений на иск, доказательств принятия мер по сохранению объекта в безопасном состоянии ответчиком не представлено. В соответствии с Правилами проведения консервации объекта капитального строительства (Постановление Правительства РФ от 30.09.2011 N 802) под консервацией понимается приведение объекта и территории, используемой для его возведения (строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик). Работы по консервации включают выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных); монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов; освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий; приведение технологического оборудования в безопасное состояние; отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта); принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки. Правовые основания, препятствующие выполнению вышеуказанных работ, судом не установлены. Ответчик не предпринял никаких мер по предупреждению причинения вреда жизни и здоровью граждан, в числе которых дети, имеющие неограниченный ничем доступ на аварийный объект, и высокий риск получения травм. При таких обстоятельствах, требование Администрации об обязании ответчика произвести снос спорного объекта незавершенного строительства, является обоснованным и подлежит удовлетворению. В то же время, в силу пункта 14.4 статьи 1 ГрК РФ следует, что снос объекта капитального строительства - ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей. Ответчик не лишен права на стадии исполнения решения суда ставить вопрос об окончании его исполнения после демонтажа строительных конструкций выше отметки 0,00 в случае, если фактическое состояние фундамента не будет нарушать права иных лиц, угрожать жизни и здоровью граждан. Требование истца о признании самовольной постройкой спорного объекта незавершенного строительства – многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030812:32 по улице Соколовского в городе Смоленске не подлежит удовлетворению в связи со следующим. В силу положений пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой признается жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил. Согласно пункту 2 указанной статьи лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 указанной статьи. По смыслу приведенных норм, для признания постройки самовольной необходимы следующие условия: отсутствие отвода земельного участка под строительство либо создание объекта без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Наличие хотя бы одного из предусмотренных в статье 222 названного Кодекса обстоятельств влечет за собой признание объекта самовольно возведенным. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Системное толкование положений статей 49, 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства. Из материалов дела следует, что строительство спорного объекта осуществлялось на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030812:32, предоставленном ответчику для строительства многоэтажного жилого дома по договору аренды от 03.10.2005 № 5608. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11.10.2023 № КУВИ-001/2023-231704199 земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030812:32 имеет вид разрешенного использования: для строительства многоэтажного жилого дома. Также, Администрацией ответчику было выдано разрешение 01.11.2005 № 399-2005 на строительство многоэтажного жилого дома, сроком действия до 01.11.2005 (л.д.36). При таких обстоятельствах, при наличии разрешительной документации на строительство, а также осуществления строительства на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030812:32, предоставленном ответчику истцом для такого строительства, спорный объект незавершенного строительства признаками самовольной постройки не обладает. В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета в размере 6 000 руб. Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд Обязать Коммандитное товарищество "Социальная инициатива и компания" (ОГРН <***>; ИНН <***>) в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу произвести снос объекта незавершенного строительства - многоэтажного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030812:32 по адресу: <...>. В удовлетворении исковых требований Администрации города Смоленска (ОГРН <***>; ИНН <***>) в остальной части отказать. Взыскать с Коммандитного товарищества "Социальная инициатива и компания" (ОГРН <***>; ИНН <***> в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб. Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области. Судья И.Л. Каринская Суд:АС Смоленской области (подробнее)Истцы:Администрация города Смоленска (подробнее)Ответчики:Коммандитное товарищество "Социальная инициатива и компания" (подробнее)Иные лица:Шкредов Иван Викторович (подробнее)МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (подробнее) ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (подробнее) Последние документы по делу: |