Решение от 6 марта 2024 г. по делу № А39-8478/2023АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Именем Российской Федерации Дело № А39-8478/2023 город Саранск 06 марта 2024 года Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2024 года. Решение в полном объеме изготовлено 06 марта 2024 года. Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Волковой Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рузаевский завод керамических изделий" (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Рузаевка) к Администрации Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, Рузаевский район, с. Левжа) о признании незаконным бездействия Администрации Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в не подаче заявления в целях постановки автомобильной дороги на учет в качестве бесхозной вещи в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязании Администрации Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в течение 30 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения, направить в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о постановке на учет в качестве бесхозного следующего объекта недвижимости сооружения с кадастровым номером 13:25:0000000:122, наименование: автодорога до Левженского карьера, расположенная в г. Рузаевка Республике Мордовия, третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (ОГРН <***>, ИНН <***>, 430005, <...>), Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (ИНН <***>, ОГРН <***>, Республика Мордовия, г. Рузаевка), при участии: от заявителя: ФИО2 – представителя, доверенность от 09.08.2023, выдана сроком на 1 год, диплом рег. №029289 от 24.12.2020, от иных лиц: представители не явились, общество с ограниченной ответственностью "Рузаевский завод керамических изделий" (далее – заявитель, ООО "РЗКИ") обратилось в суд с заявлением к Администрации Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в не подаче заявления в целях постановки автомобильной дороги на учет в качестве бесхозной вещи в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязании Администрации Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в течение 30 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения, направить в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о постановке на учет в качестве бесхозного следующего объекта недвижимости сооружения с кадастровым номером 13:25:0000000:122, наименование: автодорога до Левженского карьера, расположенная в г. Рузаевка Республике Мордовия. ООО "РЗКИ" указывает со ссылкой на статьи 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, что собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив о данном решении. В случае отказа собственника от права собственности на вещь, данная вещь считается бесхозяйной. При этом признанию права собственности муниципального образования на указанную вещь предшествует постановка ее на учет в качестве бесхозяйной вещи на основании заявления соответствующего органа местного самоуправления, поданного в Росреестр. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования. Администрация отзыв на заявление не представила, явку представителя не обеспечила. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление Росреестра по РМ), Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия. Управление Росреестра по РМ представило отзыв на заявление, в котором сообщило, что в целях отказа от права собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 13:25:0000000:122 собственнику данного сооружения необходимо обратиться в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с заявлением об отказе от права собственности на него. Затем органу местного самоуправления необходимо обратиться в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия с заявлением о принятии на учет указанного объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного с приложением заявления собственника об отказе от права собственности. Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия представила отзыв на заявление, в котором просила отказать в удовлетворении заявленных требований. На основании частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) спор разрешается в отсутствие представителей Администрации и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о дне и времени судебного разбирательства, в том числе, публично путем размещения информации о месте и времени заседания на сайте суда в сети Интернет по адресу: http://asrm.arbitr.ru. Материалами дела установлено, что ООО "РЗКИ" является собственником недвижимого имущества - сооружения с кадастровым номером 13:25:0000000:122, условным номером: 13:17:1232:0:1119:0:XIII:0, наименование: автодорога до Левженского карьера, расположенная в г.Рузаевка, Республики Мордовия. Данная автодорога расположена в границах Левженского сельского поселения. 10.02.2023 ООО "РЗКИ" направило в Администрацию Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия письмо исх. №7 от 09.02.2023 об отказе от права собственности на принадлежащие ООО "РЗКИ" имущество автодорога до Левженского карьера, в котором просило направить в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости - автодороги до Левженского карьера, протяженностью 1330,00 м., с кадастровым номером 13:17:1232:0:1119:0:XIII:0, адрес: Республика Мордовия, г. Рузаевка. Данное заявление в дальнейшим направлялось повторно -04.05.2023. ООО "РЗКИ" был получен ответ Администрации Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 23.03.2023 №26, согласно которому письмо ООО "РЗКИ" исх. №7 от 09.02.2023 направленно в Управление Росреестра по РМ для постановки на кадастровый учет в качестве бесхозяйной вещи. По поступлению информации из Управления Росреестра по РМ, Администрация Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия предоставила ООО "РЗКИ" письмо Управления Росреестра по РМ от 20.04.2023 гю № 04-05/3250@, в котором Управление Росреестра по РМ ссылаясь на приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 №931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" указывает на основания и порядок приема имущества на учет в качестве бесхозяйной вещи. 12 мая 2023 года на заявление ООО "РЗКИ" исх. № 7 от 09.02.2023 был получен ответ Администрации Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 12.05.2023 №79, согласно которому Администрацией Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района была подана заявка в Росреестр КУВД-001/2023-184271 от 04.05.2023. Как указывает Администрация, сотрудники Росреестра пояснили, что для признания указанного участка автодороги бесхозяйной вещью обществу необходимо прекратить право собственности посредствам обращения в МКУ "МФЦ Рузаевского муниципального района Республики Мордовия". Таким образом, после прекращения права собственности заявителя Администрация Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия получит возможность направить заявку на признание указанного участка дороги как бесхозяйной вещи. 16 мая 2023 года директор ООО "РЗКИ" Я.А. Бердыкшнис обратился в МКУ "МФЦ Рузаевского муниципального района Республики Мордовия" для подачи заявления о прекращении права собственности на данный участок дороги. Однако, от сотрудников Росреестра получен устный ответ, о том что ООО "РЗКИ" не имеет полномочий для подачи такого заявления, для решения данного вопроса необходимо обратиться в орган местного самоуправления. 05 июня 2023 года Администрацией Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия получено письмо ООО "РЗКИ", с просьбой повторно направить в адрес федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии необходимый пакет документов, о чем в установленный законом срок проинформировать ООО "РЗКИ". Однако какого-либо решения до настоящего времени со стороны уполномоченного органа принято не было, сведений об обращении с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в установленном законом порядке, не представлено. По данному вопросу заявитель также обращался в Администрацию городского поселения Рузаевка. Рассмотрев заявление ООО "РЗКИ" от 07.08.2023 Администрация городского поселения Рузаевка в письме от 30.08.2023 №5191 сообщила заявителю, что для отказа от права собственности ООО "РЗКИ" необходимо обратиться с заявлением об отказе от права собственности на принадлежащее ему имущество с приложением необходимого пакета документов в орган местного самоуправления по местонахождению объекта недвижимости, т.е. в Администрацию Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, на территории которого расположено сооружение. Полагая, что бездействие Администрации Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия является незаконным, нарушающим его права и законные интересы, ООО "РЗКИ" обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением. Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам. Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Процессуальный срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации заявителем не пропущен. Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В соответствии с пунктом 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (статья 236 ГК РФ). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 ГК РФ). Пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон №218-ФЗ) определено, что к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в том числе, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей. Порядок принятия на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей ранее был установлен Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", в настоящее время - Приказом Росреестра от 15.03.2023 №П/0086 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 3 ранее действовавшего и действующего в настоящее время Порядка на учет принимаются объекты недвижимого имущества (здания, сооружения, помещения и пр.), которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, либо от права собственности на которые собственники отказались. Согласно пункту 2 Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Согласно части 10 статьи 32 Федеральный закон №218-ФЗ недвижимости органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества. Процедура принятия бесхозяйных объектов недвижимого имущества на учет включает в себя: прием заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение и документов, предусмотренных в пункте 10 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Федеральным законом №218-ФЗ к документам, поступающим в орган регистрации прав; внесение записей в ЕГРН о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4 Порядка). Обязательным приложением к заявлению в случае если собственник (собственники) отказался от права собственности на объект недвижимого имущества является: заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; копии правоустанавливающих документов, подтверждающие наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимого имущества, если право на данный объект недвижимости не зарегистрировано в ЕГРН (абзац б пункта 10 Порядка). После принятия на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него в срок не позднее пяти рабочих дней орган регистрации прав направляет в уполномоченные органы в порядке межведомственного информационного взаимодействия уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался (пункт 14 Порядка). Основываясь на положениях указанных норм, орган местного самоуправления является единственным органом, наделенным правом подачи в орган регистрации прав заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного. При этом принятие на учет имущества в качестве бесхозяйного не влечет одномоментное установление на него права собственности муниципального образования. Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости был утвержден приказом Росреестра от 01.06.2021 №П/0241, в настоящее время - Приказом Росреестра от 07.12.2023 №П/0514 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости". В соответствии с пунктом 162 Порядка (пункт 149 ранее действующего Порядка) при принятии на учет объекта недвижимого имущества (кроме земельного участка), от права собственности на который собственник (участники общей собственности, если объект находится в общей собственности) отказался, в записи о вещном праве указываются: 1) в отношении вида права - слова "отказ от права собственности"; 2) в отношении доли - размеры долей всех участников общей долевой собственности, отказавшихся от права собственности на объект недвижимого имущества (если объект недвижимого имущества находится в общей долевой собственности); 3) в отношении правообладателя - сведения о собственнике (участниках общей собственности, если объект находится в общей собственности) в соответствии с пунктом 57 Порядка; 4) в отношении документов-оснований - реквизиты заявления органа местного самоуправления либо реквизиты заявления уполномоченного государственного органа городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, если объект недвижимости расположен на территории соответствующего города федерального значения, либо реквизиты заявления лица, эксплуатирующего линейный объект, наименование данного органа, лица, а также реквизиты заявления собственника, подтверждающего свой отказ от права собственности. В рассматриваемом случае заявление ООО "РЗКИ" в Администрацию Левженского сельского поселения от 09.02.2023 об отказе от права собственности на принадлежащие ООО "РЗКИ" имущество автодорога до Левженского карьера направлено на реализацию предусмотренного статьями 235 и 236 ГК РФ права на отказ от права собственности на указанный объект. К заявлению приложена копия свидетельства о государственной регистрации права от 26 мая 2008 года №13ГА 215206, копия технического паспорта, инвентарный №24178. Заявление общества содержит явно выраженную волю на устранение от прав собственника в отношении названного имущества без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Как следует из заявления от 09.02.2023 и не опровергнуто Администрацией фактически эта дорога используется: грузовым автотранспортом ООО "СЗКИ" для проезда к глиняному карьеру; специализированным автотранспортом предприятий, перевозящих твердые коммунальные отходы на Рузаевский полигон ТКО; легковым автотранспортом граждан для проезда к дачным участкам; сельскохозяйственной техникой сельскохозяйственных предприятий Рузаевского района для обработки и использования земель сельскохозяйственного назначения; Шишкеевским лесничеством Сараского территориального лесничества для использования, охраны, защиты и воспроизводства Цицинского леса; для обслуживания электросетевыми предприятиями линий электропередач. Земельный участок, на котором расположена автодорога, ООО "СЗКИ" на праве собственности и ином праве не принадлежит. Спорная автомобильная дорога расположены в пределах границ Левженского сельского поселения, что подтверждается совокупностью представленных доказательств, в том числе данными публичной кадастровой карты и не оспаривается Администрацией. В связи с указанными обстоятельствами Администрация Левженского сельского поселения является лицом, обязанным в связи с заявлением собственника об отказе от права собственности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке принадлежащего обществу объекта на учет как бесхозяйного. Из положений статьи 225 ГК РФ не следует возможность постановки недвижимой вещи на учет как бесхозяйной исключительно в связи с тем обстоятельством, что такая вещь необходима для решения вопросов местного значения. Каких-либо оговорок по объектам данная норма не содержит. В силу статьи 236 ГК РФ, несмотря на заявленный обществом отказ от права собственности, последнее продолжает нести бремя содержания спорного сооружения до приобретения права собственности на него другим лицом. При этом сама по себе процедура постановки на учет не нарушает права ответчика, тогда как обращение в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного входит в компетенцию Администрации и является предусмотренным нормативно-правовыми актами этапом последовательности действий в отношении имущества, собственник от которого отказался. Доказательств обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке принадлежащего обществу объекта на учет как бесхозяйного в установленном законом порядке Администрацией не представлено. На основании части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Оценив все доказательства в их взаимосвязи и совокупности с обстоятельствами дела, суд приходит к выводу о том, что бездействие Администрации Левженского сельского поселения, выразившееся в не подаче заявления в целях постановки автомобильной дороги на учет в качестве бесхозной вещи в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не соответствует ГК РФ и нарушает права заявителя в сфере экономической и предпринимательской деятельности, в связи с чем является незаконным. В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части. Соответственно, признав бездействие Администрации незаконным, в резолютивной части решения суд должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом применяемая судом восстановительная мера должна отвечать нескольким критериям – быть адресована тому же органу, чьи деяния (акты) были обжалованы, обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), быть обусловленной существом спора. При этом закон, иные нормативные источники не устанавливают перечня восстановительных мер, либо условий, в которых должны назначаться те или иные меры. Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. Выбирая восстановительную меру, суд должен исходить из конкретной ситуации, применяемая восстановительная мера должна соответствовать существу спора и касаться именно его предмета, быть адекватной возможностям и потребностям каждой из сторон, способствовать реальному восстановлению прав лица, чьи права были нарушены и быть направленной на устранение именно того нарушения, которое обсуждалось в ходе судебного спора. Как указано в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 №21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ). С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в данном случае соразмерной восстановительной мерой будет являться возложение на Администрацию Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения, направить в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о постановке на учет в качестве бесхозного объекта недвижимости сооружения с кадастровым номером 13:25:0000000:122, наименование: автодорога до Левжинского карьера, расположенная в г. Рузаевка Республике Мордовия. При подаче настоящего заявления ООО "РЗКИ" по платежному поручению №1792 от 14.09.2023 уплачена государственная пошлина в сумме 6000 рублей. Частью 1 статьи 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Из смысла указанной нормы права следует, что в основу распределения судебных расходов между сторонами положен принцип возмещения их правой стороне за счёт неправой. Администрация, как орган местного самоуправления, выступающий по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истца и ответчика освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта статьи 1 статьи 333.37 Налоговым кодексом Российской Федерации. Предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации освобождение от уплаты государственной пошлины является льготой, предоставляемой государством. Исходя из содержания указанной нормы закона, данная льгота предоставляется только при обращении с иском (заявлением) в арбитражный суд, а в случае участия государственного органа, органа местного самоуправления в деле в качестве ответчика - при его обращении в арбитражный суд с апелляционной, кассационной или надзорной жалобой. Таким образом, освобождение государственного органа, органа местного самоуправления от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок взыскания судебных расходов, предусмотренный статьей 110 АПК РФ. Законом не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. На основании указанных норм расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей подлежат взысканию с Администрации Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в пользу заявителя. Государственная пошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, как излишне уплаченная. Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд признать незаконным бездействие Администрации Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в не подаче заявления в целях постановки автомобильной дороги на учет в качестве бесхозной вещи в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязать Администрацию Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения, направить в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о постановке на учет в качестве бесхозного объекта недвижимости сооружения с кадастровым номером 13:25:0000000:122, наименование: автодорога до Левженского карьера, расположенная в г. Рузаевка Республике Мордовия. Взыскать с Администрации Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, Рузаевский район, с. Левжа) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Рузаевский завод керамических изделий" (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Рузаевка) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Рузаевский завод керамических изделий" (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Рузаевка) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей, уплаченную по платежному поручению №1792 от 14.09.2023. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Судья Е.В. Волкова Суд:АС Республики Мордовия (подробнее)Истцы:ООО "Рузаевский завод керамических изделий" (ИНН: 1324132633) (подробнее)Ответчики:Администрация Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (ИНН: 1317104138) (подробнее)Иные лица:Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (ИНН: 1326192268) (подробнее)Администрация Рузаевского муниципального района (ИНН: 1324125347) (подробнее) Судьи дела:Волкова Е.В. (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |