Решение от 11 ноября 2021 г. по делу № А55-1584/2021






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

443001, г. Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846) 207-55-15


Именем Российской Федерации


РЕШЕНИЕ




11 ноября 2021 года

Дело №

А55-1584/2021



Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 11 ноября 2021 года


Арбитражный суд Самарской области


в составе судьи

Михайловой М.В.


при ведении протокола судебного заседания помощником судьи – Алиевой К.Р.,

рассмотрев в судебном заседании 02 ноября 2021 года дело по иску Открытого акционерного общества "Волгацеммаш"



к Управлению Росреестра по Самарской области

о снятии земельных участков с кадастрового учета


третьи лица:

1.Администрация городского округа Тольятти

2. ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области


при участии в заседании


от истца – не явился, извещен,

от ответчика – не явился, извещен,

от третьего лица – не явился, извещен,

Установил:


Открытое акционерное общество "Волгацеммаш" обратилось в арбитражный суд Самарской области с иском к Управлению Росреестра Самарской области:

- о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301167:1184, площадью 11 400 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район;

- о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301167:1124, площадью 11 400 кв. м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район;

- о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301167:770, площадью 15 000 кв. м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район;

- об исключении сведений из ЕГРН по земельным участкам с кадастровыми номерами: 63:09:0301167:1184, 63:09:0301167:1124, 63:09:0301167:770 (с учетом частичного отказа от иска, принятого в порядке ст. ст. 49, 150, 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокольным определением суда от 12.10.2021).

В обосновании исковых требований истец ссылается на двойной кадастровый учет, наличие кадастровой ошибки, не снятии земельных участков с кадастрового учета при последующем предоставлении спорных земельных участков под строительство многоквартирных домов.

Решением горисполкома от 19.02.1988 года № 295 ПО «Волгоцеммаш» предоставлены земельные участки в бессрочное пользование для строительства д/с поз. 8 (гос. акт серия A-I № 371253, кадастровый номер земельного участка 63:09:0301167:1184), для строительства КБО поз. 7 (гос. акт серия A-I № 371254, кадастровый номер 63:09:0301167:1124), для строительства жилых домов поз 1.2 и столовой поз. 11 (гос. акт серия A-I № 529466, кадастровый номер 63:09:0301167:770), по адресу: г. Тольятти, Центральный район, в 143-146 квартале.

Земельный участок, предоставленный ПО «Волгоцеммаш» по государственному акту серия A-I № 529466, впоследствии был разделен на три земельных участка.

В границах, вышеуказанных земельных участков были возведены и введены в эксплуатацию многоквартирные жилые дома.

В рамках муниципальных контрактов по подготовке документов, необходимых для оформления прав землепользования и проведению государственного кадастрового учета под многоквартирными домами, мэрией г.о. Тольятти были проведены работы по формированию земельных участков, на которых расположены жилые многоквартирные дома.

По результатам данных работ распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 31.10.2008 года № 7293-5/р были утверждены: схемы расположения и поставлены на государственный кадастровый учет следующие земельные участки:

- Автозаводское шоссе, 37, с кадастровым номером 63:09:0301167:1300;

- Автозаводское шоссе, 39, с кадастровым номером 63:09:0301167:1302;

- Автозаводское шоссе, 41, с кадастровым номером 63:09:0301167:1301;

- Ларина, 4, с кадастровым номером 63:09:0301167:1299.

Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 22.01.2009 года № 318-5/р была утверждена схема расположения и поставлен на государственный учет земельный участок под многоквартирным жилым домом по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Кирова, 3Б, с кадастровым номером 63:09:0301167:1311.

Земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0301167:1184, 63:09:0301167:1124, 63:09:0301167:770 внесены в кадастр недвижимости со статусом «ранее учтенные» на основании право подтверждающих документов на земельные участки.

ОАО «Волгоцеммаш» оплачивает земельный налог на вышеуказанные земельные участки.

Однако по данным публичной кадастровой карты Самарской области на спорных земельных участках расположены многоэтажные жилые дома.

ОАО «Волгоцеммаш» 18.11.2020 года исх. № 50/3194 обратилось в Росреестр с заявлением о снятии участков с кадастрового учета.

16.12.2020 года № 15-3866 Росреестром принято решение об отказе в снятии с учета спорных земельных участков.

Одновременно Росреестром указано, что снятие с учета спорных земельных участков и исключение сведений о них из ЕГРН возможно только по решению суда.Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО «Волгоцеммаш» в Арбитражный суд Самарской области.

Иные лица, участвующие в судебном заседании не явились.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, суд полагает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в соответствии с заключениями кадастрового инженера Общества с ограниченной ответственностью «Градоустройство» Котенковым Н.Л. № 191 от 26.08.2021 года, № 192 от 26.08.2021 года, № 193 от 26.08.2021 года спорные земельные участки имеют двойной кадастровый учет.

В силу положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечислены предусмотренные законом способы защиты гражданских прав, а также указано, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе иными способами, предусмотренными законом.

При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков при выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В случае выдела земельного участка или раздела земельного участка преобразуемый земельный участок сохраняется в изменённых границах (измененный земельный участок).

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса, на основании которой заявлен иск, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (п. п. 45, 47 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Статьей 70 Земельного кодекса предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее – государственный кадастровый учет).

В статье 70 Закона № 218-ФЗ установлены случаи снятия объектов недвижимости с государственного кадастрового учета.

Исходя из положений названной статьи Закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета подлежат: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).

В силу части 7 статьи 72 Закона № 218-ФЗ, временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости, либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01.03.2022 года.

По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из ЕГРН в порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в ЕГРН сведения о котором носят временный характер, не допускается.

В течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости.

В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Таким образом, статьей 72 Закона № 218-ФЗ предусмотрена возможность снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, сведения о которых носят временный характер.

Иных случаев снятия земельных участков с кадастрового учета действующим законодательством не предусмотрено.

На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 года, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.

Исключение из ЕГРН сведений о земельных участках или внесение изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка возможны, если такие сведения о земельном участке нарушают права и законные интересы истца.Вместе с тем, снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может являться следствием признания незаконными действий органа регистрации прав по осуществлению кадастрового учета объектов недвижимости в связи с их образованием. Частью 2 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года № 218-ФЗ установлено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Положениями ст. 13 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:

1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;

2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;

3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

В соответствии со ст. 14 данного Закона Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе является вступивший в законную силу судебный акт (п.5 ч. 2 ст. 14 Закона).

При этом, снятие с государственного кадастрового учета объектов недвижимости Законом о государственной регистрации предусмотрено для следующих случаев:

- для объектов, которые содержались в государственном кадастре недвижимости со статусом «временные» (ч. 7 ст. 72 Закона);

- в случае прекращения существования объекта недвижимости (ст. 14 Закона);

- снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости (ч. 4 ст. 41 Закона);

- для земельных участков, которые образованы на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд и права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости: могут быть сняты с государственного кадастрового учета до истечения трех лет со дня осуществления их государственного кадастрового учета по заявлению лица, на основании заявления которого государственный кадастровый учет таких земельных участков был осуществлен, либо по заявлению любого лица на основании решения суда; снимаются с государственного кадастрового учета по истечении трех лет со дня осуществления их государственного кадастрового учета по решению, государственного регистратора прав (ч. 11 ст. 60 Закона).

Между тем, в соответствии со ст. 8 Закона о государственной регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий.

В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения, в том числе вид объекта недвижимости, кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, основная характеристика объекта недвижимости, номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости.

Согласно ст. 28 вышеуказанного Закона, государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона.

Выписка, содержащая общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него (ст.62 ФЗ).

Из вышеизложенного следует вывод, что на один и тот же земельный участок содержатся дублирующие сведения в Едином государственном реестре недвижимости.

Таким образом, вышеуказанные земельные участки принадлежащие ОАО «Волгоцеммаш» на праве постоянного (бессрочного) пользования и земельные участки, расположенные под многоквартирными жилыми домами, являются одними и теми же объектами недвижимости, дважды поставленными на кадастровый учет и учтенными в Едином государственном реестре недвижимости.

Анализ положений Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Закона о кадастре, регулирующие основания и порядок снятия с кадастрового учета земельных участков, позволяет сделать вывод об отсутствии правового регулирования снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «ранее учтенные», «учтенные» по обстоятельствам, установленным при рассмотрении настоящего спора.

Частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «ранее учтенный», «учтенный», не может лишить права обращения в суд заинтересованного лица в случае, ели защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.

В письме Министерства экономического развития российской Федерации от 13.04.2010 ода № Д23-1342, разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3,3.1 статьи 24 Закона о кадастре, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.

В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 этой статьи).

Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении арбитражного суда поволжского округа от 24.01.2018 года № Ф06-28488/2017 по делу № А55-25940/2016.

При указанных обстоятельствах, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.


Руководствуясь ст. 110,167-170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


Исковые требования удовлетворить.

Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301167:1184, площадью 11 400 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район.

Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301167:1124, площадью 11 400 кв. м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район.

Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301167:770, площадью 15 000 кв. м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район.

Исключить сведения из ЕГРН по земельным участкам с кадастровыми номерами: 63:09:0301167:1184, 63:09:0301167:1124, 63:09:0301167:770.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением жалобы через Арбитражный суд Самарской области.



Судья


/
М.В. Михайлова



Суд:

АС Самарской области (подробнее)

Истцы:

ОАО "Волгацеммаш" (подробнее)

Ответчики:

Управление Росреестра Самарской области (подробнее)

Иные лица:

Администрацию городского округа Тольятти (подробнее)
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области (подробнее)