Решение от 21 февраля 2022 г. по делу № А32-1787/2020










АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

г. Краснодар, ул. Постовая, 32.


Именем Российской Федерации



Р Е Ш Е Н И Е


Дело № А32-1787/2020
г. Краснодар
21 февраля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 21 февраля 2022 года.


Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Погорелова И.А., при ведении протокола помощником судьи Семченко М.В., рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Сочи (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г. Краснодар

третьи лица: саморегулируемая организация «Профессиональный центр кадастровых инженеров», г. Новосибирск; ФИО2; ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Краснодарскому краю», г. Краснодар; садоводческое некоммерческое товарищество «Труд-1», г. Сочи;


о признании незаконными решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 20.08.2019 № 23/19-182415 и об отказе осуществления государственного кадастрового учета от 15.08.2019 № 23-0-1-263001/2019-2464


при участии в заседании:

от заявителя: не явился, уведомлен

от заинтересованного лица: не явился, уведомлен

от третьих лиц: не явился, уведомлен




УСТАНОВИЛ:


Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель, кадастровый инженер) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее – управление Росреестра, регистрирующий орган), в котором просила:

- признать незаконным уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 20.08.2019 № 23/19-182415, принятое управлением Росреестра по результатам рассмотрения заявления от 15.08.2019 № 23-0-1-264/3001/2019-2464 о государственном кадастровом учете объекта недвижимости (далее – заявление о государственном кадастровом учете, заявление от 15.08.2019; уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, уведомление от 20.08.2019),

- признать незаконным решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 21.11.2019 № 23/19-259990, принятое управлением Росреестра по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете (далее – решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости, решение от 21.11.2019),

- обязать управление Росреестра устранить нарушения прав и законных интересов кадастрового инженера, допущенные уведомлением от 20.08.2019 и решением от 21.11.2019, путем осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205011:185, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, с/т «Труд-1», участок 49, в части сведений о местоположении границ и площади, согласно межевому плану, изготовленному кадастровым инженером ФИО1,

- восстановить кадастровому инженеру срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании уведомления от 20.08.2019 (уточненные требования, т. 2, л. д. 12 – 13, 37).

Требования основаны на нормах Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) и мотивированы тем, что решение управления не соответствует закону и нарушает права (интересы) кадастрового инженера, подготовившего межевой план на основании договора подряда, заключенного с правообладателем земельного участка.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены саморегулируемая организация «Профессиональный центр кадастровых инженеров» (далее – СРО «Профессиональный центр кадастровых инженеров», саморегулируемая организация), СНТ «Труд-1» (далее – садоводческое товарищество), ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (в лице филиала по Краснодарскому краю; далее – кадастровая палата), ФИО2 (т. 1, л. д. 1 – 2, 136 – 137).

Решением от 23.11.2020, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 16.03.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Суды исходили из того, что иски об установлении границ земельных участков относятся к искам о правах на недвижимое имущество. Указанная категория исков призвана обеспечить разрешение споров по фактическим границам земельных участков между смежными землепользователями, и направлена на устранение неопределенности в прохождении границы смежных земельных участков. Такие споры рассматриваются в исковом порядке с привлечением правообладателей смежных земельных участков и иных заинтересованных лиц, поэтому вопрос об уточнении границ спорного земельного участка не может быть решен путем признания незаконными решений управления Росреестра по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекса). Положениями статьи 61 Закона № 218-ФЗ не предусмотрена возможность исправления кадастровой (реестровой) ошибки путем оспаривания действий регистрирующего органа. Кадастровый инженер фактически просит изменить границы земельного участка, находящегося как в собственности физического лица (ФИО2), так и в собственности садоводческого товарищества, других смежных землепользователей. В рамках настоящего дела заявителем не доказана совокупность условий для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2021 судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение. Суд кассационной инстанции указал, что вывод судов о наличии в рассматриваемом деле спора о праве (земельного спора) и необходимости рассмотрения требования в порядке искового производства противоречит положениям главы 24 Кодекса. Данные ошибочные выводы привели к тому, что требования предпринимателя фактически не рассмотрены, как и не дана оценка законности действиям управления Росреестра. Суждение апелляционного суда о том, что кадастровый инженер фактически просит изменить границы земельного участка, находящегося как в собственности физического лица (ФИО2), так и в собственности садоводческого товарищества, других смежных землепользователей, не подтверждено ссылками на документы, свидетельствующие об этом. Из апелляционного постановления также не следуют мотивы довода о направленности требований кадастрового инженера на исправление какой-либо кадастровой (реестровой) ошибки.

При новом рассмотрении дела кадастровый инженер поддержал доводы заявления.

В отзыве управление Росреестра возражает против удовлетворения требований предпринимателя, считает, что обжалуемые решения не нарушают прав и законных интересов предпринимателя.

В отзыве кадастровая палата указывает, что основания для удовлетворения требований предпринимателя отсутствуют.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о месте и времени в судебное заседание не явился.

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, считает, что требования предпринимателя подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 является собственником земельного участка из земель населенных пунктов площадью 470 кв. м с кадастровым номером 23:49:0205011:185, местоположением относительно ориентира, находящегося в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, с/т «Труд-1», участок 49, с разрешенным использованием «для садоводства» (далее – земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205011:185; запись в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) от 30.01.2018).

Кадастровый инженер и ФИО2 заключили договор от 14.08.2018 на проведение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205011:185, по результатам которых, ФИО2 выдан межевой план от 13.08.2019.

15 августа 2019 года ФИО2 обратилась в управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении спорного земельного участка в связи с изменением площади и (или) изменением описания местоположения границ земельного участка. В качестве документа – основания заявитель предоставила межевой план от 13.08.2019.

В уведомлении от 20.08.2019 о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости регистрирующий орган указал, что при нанесении координат, содержащихся в межевом плане, на кадастровую карту выявлено отличие конфигурации (длины линий) уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205011:185 от конфигурации (длины линий), отображенной в государственном акте от 28.02.1994 КК-1 № 426371002573 (далее – государственный акт от 28.02.1994), на основании которого участок поставлен на кадастровый учет 01.01.2001, а именно, граница 4-н1 в разделе межевого плана «Чертеж земельных участков и их частей» имеет длину 25,8 м, тогда как в государственном акте от 28.02.1994 длина данной границы составляет 24,6 м. Заявителю предложено представить межевой план, подготовленный в соответствии с пунктом 70 Требований к подготовке межевого плана (утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»; далее – приказ № 921, Требования к подготовке межевого плана).

Решением апелляционной комиссии от 02.10.2019 № 23/19/Р-355 приостановление государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости признано соответствующим требованиям законодательства.

В связи с неустранением причин, приведенных в уведомлении от 20.08.2019, решением от 21.11.2019 в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205011:185 отказано.

Предприниматель, ссылаясь на то, что действия (бездействие) управления нарушают его законные права и интересы в сфере экономической деятельности, обратился с заявлением в арбитражный суд.

Выполняя указания суда кассационной инстанции, и руководствуясь статьей 71 Кодекса, суд исследовал и оценил в совокупности представленные сторонами доказательства и пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным отказа управления в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205011:185 в части сведений о местоположении границ и площади, согласно межевого плана, изготовленного кадастровым инженером, по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198, статей 200 и 201 Кодекса, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Кодекса предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о регистрации. Таким законом является Закон № 218-ФЗ, положениями части 12 статьи 29 которого предусмотрено право на обжалование заинтересованными лицами в судебном порядке решения о приостановлении осуществления кадастрового учета и (или) отказе в государственном кадастровом учете.

Заинтересованность предпринимателя в оспаривании решений управления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и об отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении спорного земельного участка по заявлению ФИО2 состоит в том, что по поручению последней кадастровый инженер осуществил кадастровые работы и подготовил межевой план, представленный для рассмотрения в орган кадастрового учета (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31.01.2019 по делу № А55-2244/2018 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2019 № 306-ЭС19-6695 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.07.2019 по делу № А47-7416/2018).

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (пункт 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке (пункт 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).

Государственный кадастровый учет осуществляется исключительно в ряде случаев, в том числе в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (пункт 6 части 5 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 29 Закона № 218-ФЗ).

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав предусмотрены статьей 26 Закона № 218-ФЗ.

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 27 Закона № 218-ФЗ).

Требования к межевому плану установлены в статье Закона № 218-ФЗ.

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с названным Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (части 8 и 9 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении установлен частью 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ, а также пунктом 70 приказа № 921, Требования к подготовке межевого плана.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

Согласно пункту 70 Требований № 921 выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».

В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.

При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.

В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда (часть 12 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

Согласно части 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Из материалов дела видно, что в силу указанных требований, и используя содержащиеся в межевом плане средства измерения, кадастровый инженер установил местоположение границ уточняемого земельного участка посредством определения координат характерных точек таких границ и исходя из сведений, содержащихся в указанных выше и в разделе «Исходные данные» документах, подтверждающих право на земельный участок.

Из представленного в материалы дела (ранее – в орган кадастрового учета) межевого плана следует, что в нем имеются текстовая и графическая части; в графической части выполнены схемы геодезических построений, месторасположения земельного участка, чертеж участка и его частей. Местоположение уточненных границ, площадь и конфигурация уточняемого земельного участка определялись на основании соответствующей нормативно-правовой базы и документов, указанных в разделе 1 межевого плана.

В текстовой части указано, что данный план подготовлен в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205011:185. Площадь земельного участка составляет 470 кв. м, что подтверждается правоустанавливающими документами. Конфигурация земельного участка незначительно отличается от конфигурации имеющейся в государственном акте на право пожизненного наследуемого владения, а именно по границе А-Б в государственном акте длина линий составляет 21, 6 м, по проведенным работам от н1-н2 длина линий равна 21,66 м, по стороне Б-В длина линии по государственному акту – 15,50 м, по проведенным работам от н2-3 длина линии равна 13,91 м, по стороне В-Г длина линий по государственному акту равна 24,20 и, по проведенным кадастровым работам данная граница от т. 3-4 уточнена по сведениям ГКН и составляет 26,31 м, по линии Г-А по государственному акту 24,60 м, по проведенным работам от т. 4-н1 равна 25,80 м. Площадь земельного участка по итогам проведенных работ соответствует площади участка, указанной в правоустанавливающем документе и составляет 470 кв. м.

Кадастровый инженер указал, что данное расхождение длин линий между документом при образовании с результатом проведенных кадастровых работ произошло в связи со сложившимся сложным рельефом местности, где в отношении данного земельного участка произведен повторно выезд с представителями садоводческого товарищества, проведено обследование земельного участка и ставлен акт обследования (приложен к межевому плану). Земельный участок используется по целевому назначению, расположен в границах садоводческого товарищества, в границах земельного участка расположен объект недвижимости. Границы земельного участка огорожены из материалов искусственного происхождения в виде металлических труб и сетки рабицы.

В результате проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границы казанного земельного участка, определены истинные геодезические координаты характерных точек границы земельного участка, позволяющие идентифицировать его фактическое местоположение на местности.

Также в текстовой части межевого плана содержатся сведения о геодезической основе, средствах измерений, а также сведения о том, в отношении чего выполнены уточнения.

В раздел «Исходные данные» межевого плана в качестве документа, подтверждающего право на земельный участок, внесена выписка ЕГРН 30.01.2018, документом, определяющим его местоположение при образовании, является государственный акт от 28.02.1994. На основании предоставленных управлением сведений от 28.04.2048 № 11-296/14601 использованы пункты государственной геодезической сети.

В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона № 218-ФЗ в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласно статье 40 Закона № 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

В соответствии со статьей 27 Закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если граница земельного участка, о кадастром учете которого представлено заявление, не считается согласованной, а также в случае, когда при уточнении границ земельного участка нарушен установленный данным Законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ не считается согласованным.

В межевом плане имеется акт согласования местоположения границы земельного участка с собственниками смежных земельных участков. Из акта следует, что участок границы 4-н1, земельного участка согласован с председателем садоводческого товарищества (земли общего пользования товарищества), граница н1-н2, расположен земельный участок № 47 и по границе н2-3 расположен земельный участок 51, ввиду отсутствия информации о смежных землепользователях, согласования со смежными землепользователями проводилось путем подачи объявления в СМИ «Новости Сочи» № 101(3307) 102(3308) от 09.07.2019. Данная информация приобщена к материалам межевого плана. На согласование смежные землепользователи (представители) не явились, возражения не представили в срок.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела регистрирующим органом не доказано, что содержание межевого плана, представленного для осуществления кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства либо ущемляет права и законные интересы смежных правообладателей или иных лиц.

Доводы управления об изменении линий частей земельного участка не могут быть приняты судом в качестве основания для признания уведомления законным. Как отмечено ранее, кадастровый инженер провел работы по уточнению границ земельного участка, принадлежащего правообладателям. Местоположение земельного участка определено исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН. Данные сведения были внесены уполномоченным органом при постановке земельного участка на кадастровый учет, а также при регистрации права на этот объект недвижимости. Перечень документов, использованных кадастровым инженером, указан в 1 разделе межевого плана.

Ни в оспариваемом уведомлении, ни в ходе рассмотрения дела управлением не представлены ссылки на нормативные акты, которые регламентировали бы само понятие «недопустимость изменения линий частей земельного участка».

Более того, данный довод о недопустимости изменения этих параметров противоречит указанным выше положениям части 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ, определяющего, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления его на части.

Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены приказом № 921. В данной форме предусмотрено указание как предыдущих, так и уточенных координат характерных точек границы.

Суд считает необходимым отметить, что в Законе № 218-ФЗ отсутствует положение, устанавливающее допустимые пределы отклонения или несоответствия значения координат характерных точек границ земельного участка, указанных в Схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – Схема), от значений координат характерных точек границ земельного участка, указанных в соответствующих разделах межевого плана, а также такое основание приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета уточнения границ земельного участка.

В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 17.10.2011 № 22781-ИМ/Д23 конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.

В случае, если значения дирекционных углов и длин линий земельного участка после уточнения местоположения его границ отличаются от значений дирекционных углов и длин линий земельного участка, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, однако после такого уточнения площадь земельного участка не будет превышать установленные законодательством ограничения, а конфигурация уточняемого земельного участка зависит от границ смежных земельных участков или от имеющихся на таком земельном участке объектов недвижимости, о чем сделана соответствующая запись в заключении кадастрового инженера, то может быть проведено уточнение местоположения границ такого земельного участка.

Данное письмо до настоящего времени является актуальным, так как существенного изменения порядка уточнения границ земельного участка на данный момент в законодательстве не произошло.

Суд учитывает, что обоснование местоположения уточненных границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205011:185 приведено в заключении кадастрового инженера, включенного в состав межевого плана, из которого следует, что в отношении земельного участка проведены кадастровые работы, связанные с уточнением местоположения границ указанного земельного участка. Заказчиком кадастровых работ представлен государственный акт от 28.02.1994. Земельный участок используется по целевому назначению, в его границах имеется объект недвижимости. Конфигурация земельного участка приведена в соответствие с его фактическим расположением. В данном случае, эти точки определены в установленном порядке, согласованы с владельцами смежных участков. В результате существенного изменения конфигурации земельного участка не произошло, площадь земельного участка по сравнению с площадью, указанной в правоустанавливающих документах, не изменилась. Расхождение длин линий, указанных в государственном акте от 28.02.1994, с результатом проведенных кадастровых работ, связано со сложившимся сложным рельефом местности. Межевой план составлен в соответствии со ст. 22 Закона о регистрации.

С учетом изложенного оснований для вывода о том, что содержание межевого плана, представленного для осуществления кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства, не имеется. Доказательства, опровергающие данный вывод суда, заинтересованное лицо в нарушение статьи 65 Кодекса в материалы дела не представило.

Доводы управления о том, что кадастровый инженер не доказал наличие реестровой ошибки в сведениях о характеристиках спорного участка, а целью заявителя является установление границ земельного участка путем изменения их местоположения, что может быть рассмотрено только по правилам искового производства с привлечением правообладателей смежных земельных участков и иных заинтересованных лиц, противоречит выводам суда кассационной инстанции, изложенным в постановлении от 30.08.2021 по данному делу.

Поскольку нарушений требований Закона № 218-ФЗ и пункта 70 Требований № 921 заявителем не допущено, оспариваемые уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и отказ заинтересованного лица в осуществлении учета изменений земельного участка не соответствует закону и нарушает права заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Кодекса при признании оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части, суд возлагает на государственный орган обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

По смыслу главы 24 Кодекса возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.

По общему правилу, устранение нарушения прав и законных интересов заявителя состоит в восстановлении положения, существовавшего до принятия незаконного ненормативного акта или осуществления незаконных действий (бездействия), либо понуждении совершить действия, на которые заявитель был вправе рассчитывать при правильном исполнении вышеназванными органами и лицами требований закона и их обязанностей.

На основании установленных по делу обстоятельств мерой, направленной на восстановление нарушенных прав заявителя, является возложение на заинтересованное лицо (управление) обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205011:185.

В соответствии со статьей 110 Кодекса судебные расходы в размере 300 рублей относятся на заинтересованное лицо.

На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными актами, статьями 167 - 170, 176, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд



Р Е Ш И Л:


признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 20.08.2019 № 23/19-182415, принятое по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете объекта недвижимости от 15.08.2019 № 23-0-1-264/3001/2019-2464.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 21.11.2019 № 23/19-259990 об отказе в учете изменении объекта недвижимости, принятое по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете объекта недвижимости от 15.08.2019 № 23-0-1-264/3001/2019-2464.

Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обязанность устранить допущенные указанными решениями нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Сочи (ИНН <***> ОГРН <***>) путем осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205011:185, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, с/т «Труд-1», участок 49, в части сведений о местоположении границ и площади, согласно межевому плану, изготовленному кадастровым инженером ФИО1

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г. Краснодар в пользу ФИО1, г. Сочи (ИНН <***> ОГРН <***>) понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.


Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок от даты его принятия.


Судья И.А. Погорелов



Суд:

АС Краснодарского края (подробнее)

Истцы:

Остроносова Н Г (подробнее)

Ответчики:

Управление Росреестра по КК (подробнее)
Управление службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (подробнее)
ФБГУ "ФКП Росреестра" (подробнее)

Иные лица:

Тхорик Н В (подробнее)
саморегулируемая орагнизация "Профессиональный центр кадастровых инженеров" (подробнее)
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Краснодарскому краю" (подробнее)
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по КК" (подробнее)
СРО "Профессиональный центр кадастровых инженеров" (подробнее)
СНТ "Труд-1" (подробнее)

Судьи дела:

Погорелов И.А. (судья) (подробнее)