Решение от 15 мая 2019 г. по делу № А55-31502/2018




АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17


Именем Российской Федерации


РЕШЕНИЕ


Дело №

А55-31502/2018
15 мая 2019 года
г. Самара




Резолютивная часть решения объявлена 06 мая 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 15 мая 2019 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Черномырдиной Е.В.


при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Симонян А.С.,


рассмотрев в судебном заседании 26 апреля – 06 мая 2019 года (в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв) дело по заявлению


Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти


к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара

Самарский филиал ФГБУ «ФКП Росреестра»

Администрации городского округа Тольятти


о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия


при участии в заседании


от заявителя – Федотова Н.В., доверенность от 27.12.2018,

от заинтересованного лица – не явился, извещен,

от третьих лиц – не явились, извещены

установил:


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» обратилось к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением, с учетом уточнения принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ, в котором просит:

1)признать незаконным отказ Управления Федеральной службыгосударственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области,изложенный в уведомлении от 27 августа 2018 г. № 63-0-1-174/3303/2018-66163/009/340/2018-2447, в осуществлении действий по государственномукадастровому учету и государственной регистрации права оперативногоуправления ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» вотношении нежилого здания - Объект вспомогательного использования:контрольно-пропускной пункт комплекса военной кафедры, расположенного поадресу: Самарская область, Центральный район, г. Тольятти, ул. Мира, 15;

2)обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Самарской области произвести государственныйкадастровый учет и государственную регистрацию права оперативного управленияФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» в отношениинежилого здания - Объект вспомогательного использования: контрольно-пропускной пункт комплекса военной кафедры, расположенного по адресу:Самарская область, Центральный район, г. Тольятти, ул. Мира, 15;

3)взыскать с Управления Федеральной службы государственнойрегистрации, кадастра и картографии по Самарской области расходы на уплатугосударственной пошлины в размере 3 000 рублей в пользу ФГБОУ ВО«Тольяттинский государственный университет».

Определением от 14.03.2019 отказано в принятии уточнений требований в части признания незаконным приостановления Управлением Федеральнойслужбы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарскойобласти осуществления действий по государственной регистрации правасобственности Российской Федерации в отношении нежилого здания - Объектвспомогательного использования: контрольно-пропускной пункт комплексавоенной кафедры, расположенного по адресу: Самарская область, Центральныйрайон, г. Тольятти, ул. Мира, 15, изложенное в уведомление от 20 августа 2018 г.№ 63/009/350/2018-1931, обязании осуществить государственнуюрегистрацию права собственности Российской Федерации в отношении нежилогоздания - Объект вспомогательного использования: контрольно-пропускной пункткомплекса военной кафедры, расположенного по адресу: Самарская область,Центральный район, г. Тольятти, ул. Мира, 15.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в соответствии со статьей 123 АПК РФ, позиция изложена в отзыве (л.д.46-51, т.1).

В судебное заседание ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено в соответствии со статьей 123 АПК РФ, позиция изложена в отзыве (л.д.1-6, т.2).

В судебное заседание представитель Самарского филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в соответствии со статьей 123 АПК РФ, позиция изложена в письменных пояснениях по делу (л.д.35-40, т.1).

В судебное заседание представитель Администрации городского округа Тольятти не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в соответствии со статьей 123 АПК РФ, позиция изложена в отзыве (л.д.31-33 т.2).

В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 26 апреля 2019 года до 06 мая 2019 года до 11 час. 10 мин. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: http://www.samara.arbitr.ru.

После перерыва судебное заседание продолжено.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на заявление, оценив в совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 27.02.2018 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» (далее – заявитель, ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», учреждение, университет) обратилось с заявлением о постановке на кадастровый учёт и регистрации права собственности на нежилое здание (объект вспомогательного использования): контрольно-пропускной пункт комплекса военной кафедры, расположенного по адресу: Самарская область, Центральный район, г. Тольятти, ул. Мира, 15 (далее – объект недвижимости, спорный объект).

Уведомлением №63-0-174/3303/2018-661, 63/009/340/2018-2447 от 12.03.2018 регистрационные действия по государственному кадастровому учету и регистрации права приостановлены на основании пунктов 7 и 9 части 1 статьи 26 Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а именно:

- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

- не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (л.д.92-96, т.1).

29.06.2018 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области к заявлению о государственном кадастровом учете №63-0-174/3303/2018-661 представлена доверенность на представление его интересов Мигель О.Ю. (л.д.118-120, т.1).

Уведомлением №63-0-174/3303/2018-661, 63/009/340/2018-2447 от 05.07.2018 приостановление регистрационных действий по государственному кадастровому учету и регистрации права продолжено в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (л.д.123-131, т.1)

20.07.2018 к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации права №63-0-174/3303/2018-661, 63/009/340/2018-2447 Российской Федерацией представлено заявление об осуществлении учета изменений от имени РФ по заявлению №63-0-174/3303/2018-661 (л.д.134, 137-138, т.1).

Уведомлением №63-0-174/3303/2018-661, 63/009/340/2018-2447 от 25.07.2018 приостановление регистрационных действий по государственному кадастровому учету и регистрации права продолжено в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам (л.д.141-145, т.1).

14.08.2018 к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации права №63-0-174/3303/2018-661, 63/009/340/2018-2447 Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Тольяттинский государственный университет» представлено заявление, в котором университет просит зарегистрировать право оперативного управления на спорный объект (л.д.149, 150-152 т.1).

Уведомлением №63-0-174/3303/2018-661, 63/009/340/2018-2447 от 16.08.2018 приостановление регистрационных действий по государственному кадастровому учету и регистрации права продолжено (л.д.153-157, т.1).

Уведомлением №63-0-174/3303/2018-661, 63/009/340/2018-2447 от 27.08.2018 Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказано Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Тольяттинский государственный университет» в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права на основании статьи 26 Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Основанием для отказа в осуществлении действий по кадастровому учету объекта явилось отсутствие разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; непредставление документа, подтверждающего, что заявленный к регистрации объект является вспомогательным по отношению к комплексу военной кафедры; на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0301161:504, на котором расположен спорный объект, установлено обременение (ограничение), предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Посчитав уведомление №63-0-174/3303/2018-661, 63/009/340/2018-2447 от 27.08.2018 незаконным и необоснованным, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.

В силу пункта 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (пункт 5 статьи 18 Закона о регистрации).

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости (пункт 3 статьи 14 Закона о регистрации).

Порядок возведения зданий, сооружений и их ввода в эксплуатацию предусмотрен ГрК РФ. В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Окончание строительства оформляется актом ввода в эксплуатацию.

В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, по общему правилу документом, подтверждающим возведение нового объекта, является разрешение на ввод его в эксплуатацию.

В соответствии с частью 10 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства.

Из материалов дела следует, что на государственный кадастровый учет заявителем представлен технический план здания от 16.02.2018 (л.д.57-62, т.1).

Согласно пункту 20 Требований к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 18.12.2015 №953, сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.

В случае если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о здании, сооружении (за исключением сведений о местоположении такого здания, сооружения на земельном участке и о его площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 г. и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.

Однако из материалов дела следует, что технический план, представленный университетом на государственный кадастровый учет спорного объекта, составлен на основании декларации об объекте недвижимости.

В соответствии с п. 10 ст. 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Разрешение на ввод спорного объекта недвижимости в эксплуатацию заявителем на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности не представлено.

В качестве документа, подтверждающего факт создания объекта, в Управление представлена декларация об объекте недвижимого имущества от 14.02.2018, согласно которой заявленный объект недвижимого имущества является объектом вспомогательного использования.

В силу части 11 статьи 24 Закона о регистрации, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.

Таким образом, градостроительным законодательством императивно установлено исключение, при котором разработка проектной документации как полностью, так и в какой-либо части не является обязательной, что не освобождает лицо, осуществляющее строительство, от выполнения в ходе строительства (капитального ремонта, реконструкции) обязательных требований в области строительства и реконструкции, установленных требованиями технических регламентов, иных обязательных для применения строительных норм и правил, имеющих отношение к объектам индивидуального жилищного строительства, садовому дому.

Таким образом, поскольку спорный объект не является объектом индивидуального жилищного строительства, садовым домом, действие положений ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ в рассматриваем случае не распространяется на данные правоотношения, в связи с чем, разработка проектной документации требуется в обязательном порядке.

В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона РФ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в результате идентификации здания или сооружения по уровню ответственности, здание или сооружение должно быть отнесено к одному из следующих уровней ответственности: повышенный; нормальный; пониженный.

Все идентификационные признаки, предусмотренные частью 1 статьи 4 Федерального закона РФ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», должны указываться в текстовых материалах в составе проектной документации лицом, осуществляющим подготовку проектной документации и передаваемой по окончании строительства на хранение собственнику здания или сооружения.

Однако проектная документация на спорный объект заявителем не представлена.

Согласно пункту 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона РФ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под строением и сооружением вспомогательного использования следует понимать сооружение пониженного уровня ответственности (здания и сооружения временного (сезонного) назначения), а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения, либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Согласно техническому плану здания от 16.02.2018 спорное здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301161:504.

В соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), данный земельный участок относится к землям населенных пунктов и имеет разрешенное использование – для дальнейшей эксплуатации комплекса военной кафедры.

В ЕГРН содержатся сведения о регистрации права оперативного управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тольяттинский государственный университет» на нежилое здание - Комплекс военной кафедры учебного корпуса по адресу: Самарская область, г. Тольятти. Центральный район, ул. Мира, д. 15.

Однако документы, подтверждающие, что спорный объект вспомогательного использования является вспомогательным по отношению к комплексу военной кафедры учебного корпуса, в Управление Росреестра по Самарской области не представлены.

Судом установлено, что технический план не содержит информацию о кадастровом номере объекта недвижимости, по отношению к которому заявленный объект, расположенный по вышеуказанному адресу, выполняет вспомогательную функцию.

Кроме того, заявляя о вспомогательном характере спорного объекта, заявителем не представлено какого-либо обоснования невозможности самостоятельного использования контрольно-пропускной пункт без основного объекта, в качестве которого рассматривается комплекс военной кафедры учебного корпуса.

12.03.2018 для получения необходимой информации Управлением направлен запрос в Администрацию г.о. Тольятти Самарской области (л.д.82-87, т.1).

Согласно поступившему ответу на запрос №500/5.1 от 15.03.2018, по данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301161:504 отсутствует выданное администрацией г.о. Тольятти разрешение на строительство объекта вспомогательного использования общей площадью 28,2 кв.м. Разрешение на ввод объекта администрацией не выдавалось. Какие-либо документы, касающиеся размещения объекта вспомогательного использования на земельном участке в администрации отсутствуют. С заявлениями о выдаче разрешений собственник земельного участка не обращался (л.д.97, т.1).

Как указано выше, ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» обратилось с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении спорного объекта.

Согласно п. 9 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии Гражданским кодексом РФ.

Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса РФ.

С учетом положений ст.ст. 296, 299 Гражданского кодекса РФ учреждению имущество может принадлежать только на праве оперативного управления. Учреждение владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии со ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ на имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.

Как указывалось выше, 14.08.2018 к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации права №63-0-174/3303/2018-661, 63/009/340/2018-2447 Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Тольяттинский государственный университет» представлено заявление, согласно которому университет просит зарегистрировать право оперативного управления на спорный объект (л.д.149, 150-152 т.1).

Однако доказательств, подтверждающих факт подачи самостоятельного заявления о государственной регистрации права оперативного управления, в материалы дела не представлено.

Из материалов дела следует, что согласно сведениям ЕГРН государственная регистрация права собственности Российской Федерации в отношении заявленного объекта недвижимого имущества не осуществлена.

Суд признает правомерным довод заявителя о том, что проведение государственной регистрации права оперативного управления на спорный объект возможно без проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации, так как действующее законодательство не связывает возможность государственной регистрации права оперативного управления с наличием действующей записи о праве собственности РФ в ЕГРН. Вместе с тем суд отмечает, что в силу пункта 3 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация права производятся одновременно при обращении с заявлением.

Таким образом, в рассматриваемом случае у заинтересованного лица отсутствовали предусмотренные законом основания для регистрации права собственности (с учетом отсутствия самостоятельного заявления о государственной регистрации права оперативного управления и постановки на государственный кадастровый учет спорного объекта) ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» на нежилое здание - объект вспомогательного использования: контрольно-пропускной пункт комплекса военной кафедры, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Мира, д. 15.

Часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что отказ в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении нежилого здания - объект вспомогательного использования: контрольно-пропускной пункт комплекса военной кафедры, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул.Мира, д. 15, является законным и обоснованным.

С учетом изложенного в удовлетворений требований следует отказать.

Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.


Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении требований отказать.


Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.



Судья


/
Е.В. Черномырдина



Суд:

АС Самарской области (подробнее)

Истцы:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тольяттинский государственный университет" (подробнее)

Ответчики:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (подробнее)

Иные лица:

Администрацию городского округа Тольятти (подробнее)
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (подробнее)
ФГБУ Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Самарский филиал "ФКП Росреестра" (подробнее)
ФГБУ Самарский филиал "ФКП Росреестра" (подробнее)