Решение от 7 марта 2024 г. по делу № А19-28834/2023АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99 дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761 http://www.irkutsk.arbitr.ru Именем Российской Федерации Дело № А19-28834/2023 г. Иркутск 7 марта 2024 года Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21 февраля 2024 года. Полный текст решения изготовлен 7 марта 2024 года. Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Тах Д.Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Администрации муниципального образования города Братска (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 665708, Иркутская область, Братск город, Ленина пр-кт, 37) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 109097, <...>), о взыскании 4 047 844, 87 рублей, третьи лица: Министерство финансов Иркутской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 664027, Иркутская область, Иркутск город, Ленина улица, 1, А), Комитет по образованию Администрации города Братска (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 665708, Иркутская область, Братск город, Ленина (Центральный ж/р) пр-кт, дом 37), Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 664073, Иркутская область, Иркутск город, Канадзавы улица, 2) при участии представителя ответчика, Управления Федерального казначейства по Иркутской области ФИО2 по доверенности от 17.01.2024 № 34-17-26/9, от 10.01.2022 № 34-19-28/5 (предъявлено служебное удостоверение). Администрация муниципального образования города Братска (далее – Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Министерство, ответчик) о взыскании убытков, понесенных муниципальным образованием города Братска в результате предоставления средств из бюджета города Братска муниципальным дошкольным образовательным учреждениям муниципального образования города Братска, обеспечивающим исполнение обязанностей по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, посещающими указанные учреждения, в размере 4 047 844,87 руб. Истец, третьи лица, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили. От истца в материалы дела поступили дополнительные пояснения, ходатайство о рассмотрении искового заявления в его отсутствие. В материалы дела от истца поступило заявление об уточнении исковых требований в связи с частичной оплатой долга ответчиком. Ответчик в судебном заседании исковые требования оспорил по доводам, изложенным в отзыве. Министерство финансов Иркутской области в письменном отзыве на исковое заявление выразило позицию о том, что затраты, связанные с реализацией нормы об освобождении от взимания платы за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, являются расходным обязательством Российской Федерации. Управление Федерального казначейства по Иркутской области в представленном отзыве поддержало правовую позицию Министерства финансов Иркутской области, также указало, что истцом не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о причинении вреда. Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области поддержало правовую позицию Министерства финансов Иркутской области. Дело рассматривается в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца и третьих лиц. Исследовав имеющиеся по делу доказательства, заслушав ответчика, суд установил следующее. Как установлено судом и следует из материалов дела, муниципальные дошкольные образовательные учреждения муниципального образования города Братска обеспечивают исполнение обязанностей по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, посещающими указанные учреждения, за счет местного бюджета. В соответствии с пунктом 6 Положения о дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий семей, имеющих детей, осваивающих образовательные программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Братска», утвержденного Решением Думы города Братска № 117/г-Д от 31.03.2015 (в ред. Решения Думы города Братска от 07.10.2019 № 9/г-Д; от 25.12.2020 №175/г-Д; от 24.12.2021 №359/г-Д, от 23.12.2022 № 52/г-Д)) - финансирование расходов, связанных с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки, установленных настоящим Положением, осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете города Братска на соответствующий финансовый год. Постановлением Администрации муниципального образования г. Братска от 03.02.2022 №167 «Об установлении платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком, осваивающим образовательные программы дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении города Братска, и ее размера» с 01.02.2022 установлены следующие размеры платы за присмотр и уход: 1) в группах для детей в возрасте до 3 лет: а) 111 рублей 83 копейки в день - с 12-часовым пребыванием; б) 9 рублей 32 копейки в час - с пребыванием до 5 часов; 2) в группах для детей в возрасте от 3 лет до 8 лет: а) 133 рублей 88 копеек в день с 12-часовым пребыванием; б) 11 рублей 16 копейки в час - с пребыванием до 5 часов. Постановлением Администрации муниципального образования г. Братска от 13.02.2023 №183 «Об установлении платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком, осваивающим образовательные программы дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении города Братска, и ее размера» с 01.02.2023 установлены следующие размеры платы за присмотр и уход: 1) в группах для детей в возрасте до 3 лет: а) 129 рублей 60 копеек в день - с 12-часовым пребыванием; б) 10 рублей 80 копеек в час - с пребыванием до 5 часов; 2) в группах для детей в возрасте от 3 лет до 8 лет: а) 155 рублей 15 копеек в день - с 12-часовым пребыванием; б) 12 рублей 93 копейки в час - с пребыванием до 5 часов. Пунктом 2 Постановления № 183 от 13.02.2023, Постановления № 167 от 03.02.2022 определено, что начисление и взимание платы за присмотр и уход производится из расчета фактически оказанной услуги по присмотру и уходу, соразмерно количеству календарных дней, в течение которых оказывалась услуга. Размер расходов, понесенных муниципальным образованием города Братска за осуществление присмотра и ухода за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией составил: за 4 квартал 2022 года — 714 504 руб. 24 коп.; за девять месяцев 2021 года — 3 333 340 руб. 63 коп. В связи с тем, что порядок возмещения указанных расходов действующим законодательством не установлен, муниципальное образование города Братска в период с 01.11.2022 по 01.10.2023 понесло убытки в размере 4 047 844 руб. 87 коп. В подтверждение несения расходов представлены документы, подтверждающие предоставление льготы; вышеназванными постановлениями Администрации муниципального образования города Братска, устанавливающими размер родительской платы; соглашениями Департамента образования администрации города Братска о предоставлении из бюджета города Братска бюджетным дошкольным учреждениям субсидии с целью возмещения затрат учреждения на осуществление присмотра и ухода за детьми, для родителей (законных представителей) которых установлены льготы по оплате за присмотр и уход; приказы Департамента образования администрации города Братска о выделении субсидии; финансовые документы, подтверждающие перечисление денежных средств из муниципального бюджета дошкольным учреждениям на осуществление бесплатного присмотра и ухода за льготной категорией детей; финансовые документы, подтверждающие расходование денежных средств на приобретение продуктов питания, средств ухода для льготной категории детей. В связи с тем, что порядок возмещения указанных расходов действующим законодательством не установлен, муниципальное образование города Братска в период с 01.11.2022 по 01.10.2023 понесло убытки в названной сумме. Ответчик претензию истца оставил без удовлетворения, понесенные расходы истцу не возместил, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском. По арифметическому расчету у сторон возражений нет, замечаний по представленным истцом документам, не представлено. Стороны ознакомлены с материалами дела. Исследовав представленные по делу доказательства, выслушав представителей ответчика и третьего лица, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с абзацем 2 подпункта 4.1. пункта 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки финансирование расходов учреждений, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется департаментом образования администрации города Братска ежемесячно путем возмещения учреждениям за счет средств бюджета города недополученного ими дохода, в связи с освобождением от платы за присмотр и уход родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с туберкулезной интоксикацией. Приказом начальника департамента образования администрации муниципального образования города Братска от 29.12.2017 № 930 были внесены изменения в Порядок предоставления мер социальной поддержки, в частности в подпункт 4.1. пункта 4, а именно: «Финансирование расходов Учреждений, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется департаментом образования ежемесячно путем предоставления Учреждениям субсидии на иные цели из бюджета города Братска на осуществление бесплатного присмотра и ухода за 1-ой и 2-ой льготными категориями детей. Данный порядок предоставления мер социальной поддержки содержит полный перечень действий, необходимых для получения этих мер, а также методы и способы их получения и возмещения. В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. По пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Пунктом 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Таким образом, освобождение от внесения установленной учредителем родительской платы за присмотр и уход за данными льготными категориями детей предусмотрена федеральным законом. Предоставление законом субъекта Российской Федерации этой льготы, а также решение данного вопроса, в том числе механизм финансового обеспечения обязательств по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, за детьми с туберкулезной интоксикацией, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации не отнесены. Пунктом 34 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) определено, что присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Как следует из положений частей 1 и 2 статьи 65 Закона № 273-ФЗ, дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В силу части 3 статьи 65 Закона № 273-ФЗ за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается. Рассматриваемая льгота предусмотрена названным федеральным законом. Предоставление законом субъекта Российской Федерации этой льготы, а также решение данного вопроса, в том числе механизм финансового обеспечения обязательств по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, за детьми с туберкулезной интоксикацией, в соответствии с Законом об образовании и другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации не отнесены. Также в Иркутской области не установлены льготы, связанные с освобождением от родительской платы за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, безнадзорных детей. Пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 24). В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ) предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, к дополнительным гарантиям по социальной поддержке, предусмотренным Законом № 159-ФЗ, не относятся. С учетом изложенного, предусмотренные частью 3 статьи 65 Закона № 273-ФЗ гарантии для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Российской Федерации, поскольку предусмотрены федеральным законом и не относятся к полномочиям (предметам ведения), осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (субвенций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации). Доказательств обратного в материалы дела не представлено, доводы ответчика в данной части несостоятельны. Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление № 23), при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона №184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Отнесение к полномочиям органов местного самоуправления решений вопросов, связанных с созданием условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержанием детей в муниципальных образовательных организациях (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона № 273-ФЗ), не возлагает на муниципальное образование обязанности за счет средств местного бюджета обеспечить рассматриваемую гарантию по освобождению от родительской платы за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией (в отношении которых родительская плата не взимается в соответствии с частью 3 статьи 65 Закона № 273-ФЗ). Убытки у муниципального образования возникли вследствие реализации установленного частью 3 статьи 65 Закона № 273-ФЗ порядка, согласно которому за присмотр и уход за детьми родительская плата не взимается. При этом финансовое обеспечение оказания услуг при невозможности взимания родительской платы за присмотр и уход за детьми ни Законом № 273-ФЗ, ни другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесено. Таким образом, убытки, понесенные муниципальным образованием в результате реализации нормы, предусмотренной федеральным законом (частью 3 статьи 65 Закона № 273-ФЗ), подлежат возмещению Российской Федерацией, а доводы ответчика о том, что данная обязанность должна быть возложена на субъект Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание. В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. В силу подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (статьи 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, возложено на Минфин России и осуществляется за счет казны Российской Федерации (пункт 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (пункт 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации. Исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 5.6 Положения «О Министерстве финансов Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», на Министерство возложены функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета. Следовательно, в суде по искам о взыскании убытков с Российской Федерации от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации. При этом взыскание производится не за счет денежных средств государственного органа, а за счет средств казны Российской Федерации, то есть Министерство, выступающее от лица Российской Федерации, является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Иные выводы основаны на неверном толковании норм права. Размер расходов за присмотр и уход за детьми за спорный период подтверждается материалами дела и ответчиком по существу не оспаривается. При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что исковое требование Администрации муниципального образования города Братска о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков, понесенных в результате предоставления средств из бюджета города Братска муниципальным дошкольным образовательным учреждениям муниципального образования города Братска, обеспечивающим исполнение обязанностей по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, посещающими указанные учреждения, в размере 4 047 844 руб. 87 коп., является обоснованным, как по праву, так и по размеру. Выводы суда соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определениях от 21.05.2019 № 302-ЭС19-9577, от 23.10.2019 №301-ЭС19-18960, от 20.03.2018 № 301-ЭС18-4066, от 11.12.2017 №301-ЭС17-17958, от 04.12.2019 №301-ЭС19-21821, а также Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 по делу № А19-22752/2020. Всем существенным доводам, пояснениям и возражениям сторон судом дана оценка, что нашло отражение в данном судебном акте. Иные доводы и пояснения несущественны и на выводы суда повлиять не могут. Ответчиком в рассматриваемом случае в нарушении норм статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено относимых и достоверных доказательств нарушения его прав и интересов. Поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны в силу их правового статуса освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о ее распределении судом не рассматривается. Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет». По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд исковые требования удовлетворить. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН <***>) за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования город Братск в лице Администрации муниципального образования города Братска (ИНН <***>) убытки в размере 4 047 844 руб. 87 коп. Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области. Судья Д.Х. Тах Суд:АС Иркутской области (подробнее)Истцы:Администрация муниципального образования города Братска (ИНН: 3803100833) (подробнее)Ответчики:Управление федерального казначейства по Иркутской области (ИНН: 3800000654) (подробнее)МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИНН: 7710168360) (подробнее) Иные лица:Комитет по образованию Администрации г. Братска (ИНН: 3803100858) (подробнее)Министерство финансов Иркутской области (ИНН: 3808171299) (подробнее) Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ИНН: 3808170986) (подробнее) Судьи дела:Тах Д.Х. (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Судебная практика по:Упущенная выгодаСудебная практика по применению норм ст. 15, 393 ГК РФ Возмещение убытков Судебная практика по применению нормы ст. 15 ГК РФ |