Решение от 21 февраля 2023 г. по делу № А25-4259/2022Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (АС Карачаево-Черкесской Республики) - Административное Суть спора: Взыскание фиксированных платежей с индивидуальных предпринимателей в Пенсионный фонд РФ Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 февраля 2023 года Дело № А25-4259/2022 Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Коджаковой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО1, рассмотрев заявление Государственного внебюджетного фонда – Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Карачаево- Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Югтрансальянс» (ОГРН <***>) финансовой санкции за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за декабрь 2021 года, июль 2019 года, апрель 2021 года в размере 13 500 руб., в отсутствие лиц, участвующих в деле, при надлежащем извещении, Государственный внебюджетный фонд – Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее – Пенсионный фонд, Истец) обратился в суд с заявлением о взыскании общества с ограниченной ответственностью «Югтрансальянс» (ОГРН <***>) финансовой санкции за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за декабрь 2021 года, июль 2019 года, апрель 2021 года в размере 13 500 руб. Заявление Пенсионного фонда мотивированно нарушением законодательства в сфере индивидуального (персонифицированного) учета. К дате судебного разбирательства из учреждения поступило уведомление об изменении наименования заявителя на Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике с приложением выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.01.2023. В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (далее - Закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ) с 1 января 2023 года в Российской Федерации образован Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ Фонд создается путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации. В связи с этим, на основании ст.124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд протокольным определением изменил наименование заявителя по делу – с учреждения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республики. К судебному заседанию Ответчик отзыва в суд не представил, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Судебное заседание проводилось в порядке, предусмотренном ч.3 ст.156 АПК РФ, в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания. Суд, исследовав материалы дела, изучив все представленные документальные доказательства и оценив их в совокупности, пришел к следующему выводу. В соответствии со ст.213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты. В соответствии с ч.6 ст.215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Согласно ч.4 ст.215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. Как следует из материалов дела, Ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрирован Пенсионным фондом в этом качестве под регистрационным № 008-008-007063. Являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, Ответчик представил в отделение Пенсионного фонда сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (исходная) на 12 застрахованных лиц за декабрь 2021 года – 20.01.2022, по форме СЗВ-М (дополняющая) на 2 застрахованных лиц за июль 2019 года – 29.01.2020, по форме СЗВ-М (исходная) на 13 застрахованных лиц за апрель 2021 года – 20.04.2022, то есть несвоевременно, в нарушение п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ). В соответствии с п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом-месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Пенсионным Фондом была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-М, представленных Ответчиком. В ходе проверки выявлено несвоевременное представление сведений о работе 12 застрахованных лиц по форме отчетности СЗВ-М (исходная) за декабрь 2021 года, о работе 2 застрахованных лиц по форме отчетности СЗВ-М (дополняющая) за июль 2019 года, о работе 13 застрахованных лиц по форме отчетности СЗВ-М (исходная) за апрель 2021 года. Истцом были составлены соответствующие акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования от 10.03.2022 № 008S1820001681, от 10.02.2020 № 008S18200000219, от 12.04.2022 № 008S18220002333. По результатам рассмотрения вышеуказанных актов Пенсионным Фондом вынесены решения от 19.04.2022 № 008S19220001582, от 23.03.2020 № 008S19200000338, от 26.05.2022 № 008S19220002172 о привлечении Ответчика к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в виде штрафа в общем размере 7 500 рублей. Требованиями от 16.05.2022 № 008S01220001550, от 16.04.2020 № 008S01200000476, от 20.06.2022 № 008S01220002140 Ответчику было предложено добровольно уплатить вышеуказанную сумму штрафа. Акты, решения и требования были своевременно направлены заинтересованному лицу посредством почтовой связи. Поскольку ответчик в добровольном порядке не исполнил требования об уплате финансовых санкций, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке. Суд, изучив содержащиеся в исковом заявлении доводы, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, считает исковые требования Пенсионного фонда подлежащими удовлетворению в части. В соответствии со ст.213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Частью 6 ст.215 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. В соответствии с абз.3 ч.2 ст.14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Согласно ст.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным. Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Согласно ч.13 «Тип формы» страхователь выбирает один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отм». Код «исхд» - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период. Код «доп» - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период. Код «отмн» - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период. Таким образом, исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица. Согласно п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ сведения на застрахованных лиц необходимо представить не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Абзацем 3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 ст.11 данного Федерального закона. За совершение указанного правонарушения предусмотрена ответственность страхователя в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений. Суд исходит из того, что по смыслу нормы абзаца третьего ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ: - под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц; - представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица; - представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности. Как следует из материалов дела, Ответчиком сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом «исходные» на 12 застрахованных лиц за декабрь 2021 года по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью были представлены в адрес Пенсионного фонда 20.01.2022, т.е. с нарушением срока, установленного п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Исходные сведения за указанные периоды были получены Пенсионным фондом соответственно 20.01.2022, в деле представлены протоколы проверки и извещения о доставке электронных документов. Совершенное ответчиком в этой части правонарушение следует квалифицировать как непредставление сведений о застрахованных лицах в установленный срок. В рассматриваемом случае ответчик до истечения предусмотренного законом срока не представил в орган контроля сведения с типом «исхд» (исходные формы) по форме СЗВ-М за декабрь 2021 года. Следовательно, Истец правомерно привлек страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем четвертым ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27- ФЗ, за несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-М с типом «исходная» за декабрь 2021 года в виде штрафа в размере 6 000 руб. Аналогично, суд считает правомерным привлечение Пенсионным Фондом страхователя к ответственности за несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-М с типом «исходная» за апрель 2021 года в виде штрафа в размере 6 500 руб. на основании следующего. Как следует из материалов дела, по результатам проведенной сверки представленных страхователем сведений Пенсионный фонд обнаружил следующее: не представлены сведения по форме СЗВ-М за апрель 2021 года в отношении 13 застрахованных лиц, при этом в отношении указанных застрахованных лиц поданы сведения по форме СЗВ-СТАЖ за аналогичный период. Пенсионный фонд направил ответчику по телекоммуникационным каналам связи 27.10.2021 уведомление об устранении ошибок и несоответствий между представленными страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ и сведениями по форме СЗВ-М. В силу ст.15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом. В соответствии с п.39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее по тексту – Инструкция) при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, а также при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на индивидуальных лицевых счетах, по ликвидированному страхователю, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, принимает решение о дополнении (уточнении) индивидуального лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица и не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (п.40 Инструкции). В рассматриваемом случае, уведомление о необходимости устранить ошибки страхователь получил 27.10.2021, дополняющие сведения за указанный период с исправлением ранее допущенной ошибки представлены в Пенсионный Фонд 20.04.2022. Следовательно, в указанной части Пенсионный фонд правомерно привлек страхователя к ответственности в размере 6 500 руб. Между тем, в отношений требований в оставшейся части (представление сведений по форме СЗВ-М (доп) за июль 2019 года) суд отмечает, что страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются. Исходя из конструкции нормы ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен. Для представления корректирующих сведений страхователю Инструкцией установлен пятидневный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений. Материалы дела в рассматриваемом случае не содержат достоверных сведений о направлении Пенсионным фондом страхователю уведомлений о необходимости устранить допущенные в исходной форме представленных за июль 2019 года сведений. Суд, исходя из положений Инструкции приходит к выводу о том, что правовые основания для привлечения страхователя к ответственности за представление неполных сведений о застрахованных лицах в исходной форме сведений (в том числе, предоставление сведений не обо всех застрахованных в отчетном периоде лицах), отсутствуют в том случае, когда страхователем в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений направлены дополняющие сведения. В том случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, финансовые санкции, предусмотренные ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, не подлежат применению. С учетом изложенного в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика задолженности по финансовым санкциям за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом «дополняющие» за июль 2019 года в размере 1 000 руб. следует отказать. Согласно ст.110 АПК РФ по результатам рассмотрения спора с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере, установленном ст.333.21 НК РФ. Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины на основании ст.333. 37 НК РФ. Следовательно, государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит взысканию в доход федерального бюджета с ответчика, не в пользу которого принят судебный акт. С учетом незначительного размера подлежащих взысканию финансовых санкций суд считает возможным в соответствии с п.2 ст.333.22 НК РФ снизить размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины до 500 руб. С учетом изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 1. Заявление Государственного внебюджетного фонда – Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Карачаево- Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить в части. 2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Югтрансальянс» (ОГРН <***>) финансовую санкцию за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за декабрь, апрель 2021 года в размере 12 500 руб. 3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Югтрансальянс» (ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины. Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная ул., д.2, г. Ессентуки. Ставропольский край, 357600) в течении месяца со дня его изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Карачаево- Черкесской Республики (Ленина пр-т, д. 9, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000). Судья Н.А.Коджакова Суд:АС Карачаево-Черкесской Республики (подробнее)Истцы:Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по КЧР (подробнее)ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (подробнее) Ответчики:ООО "ЮгТрансАльянс" (подробнее)Судьи дела:Коджакова Н.А. (судья) (подробнее) |