Решение № 2А-295/2026 2А-295/2026~М-109/2026 М-109/2026 от 16 апреля 2026 г. по делу № 2А-295/2026




УИД 26RS0020-01-2026-000221-20

№ 2а – 295/2026


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

с. Кочубеевское 08 апреля 2026 года

Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Шереметьевой И.А.,

при секретаре судебного заседания Чеверда С.А.,

с участием административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Ставропольскому краю к ФИО1 о взыскании налога на доходы физических лиц, штрафов и пеней,

УСТАНОВИЛ:


МИФНС России № 14 по СК обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании налога на доходы физических лиц, штрафов и пеней.

В обоснование административного иска указано, что на налоговом учёте в МИФНС России №9 по Ставропольскому краю состоит в качестве налогоплательщика ФИО1.

Согласно полученным на основании ст. 85 НК РФ сведениям, налоговым органом установлено отчуждение ответчиком недвижимого имущества.

При таких обстоятельствах в связи с установлением факта продажи ответчиком объектов недвижимого имущества, менее минимального установленного ст. 217.1 НК РФ срока владения, непредставления им налоговой декларации и неуплаты налога на доходы физических лиц налоговым органом в порядке п. 1.2 ст.88 НК РФ в отношении ФИО1 проведена камеральная налоговая проверка по НДФЛ за налоговый период 2023 года.

Впоследствии решением от 22.01.2025 № 379 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение от 22.01.2025 № 379) административный ответчик привлечен к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п.1 ст. 119 НК РФ в размере 3074 рублей, п.1 ст.122 НК РФ в размере 4098 рублей, а также с доначислением НДФЛ за налоговый период 2023 года в размере 81 964.00 рублей, однако указанная задолженность ответчиком не погашена.

В связи с наличием неисполненной обязанности по уплате налоговой задолженности, ответчику начислена пеня.

В связи с наличием неисполненной обязанности по уплате налоговой задолженности, Межрайонной ИФНС России, по Ставропольскому краю, в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ (в ред. после 01.01.2023 года в адрес Административного ответчика путем почтовой связи направлено требование об уплате (идентификатор 80103807905373)

- от 21.03.2025 № 12368 со сроком исполнения до 15.04.2025 рублей на общую сумму 102610.59 рублей, указанное требование не исполнено

При этом ст. 69. 70 НК РФ не предусмотрено выставление дополнительного (уточненного) требования в случае изменения суммы задолженности, соответствующая информация также отражена в требовании от 21.03.2025 № 12368.

В силу ст. 46 НК РФ налоговым органом вынесено решение от 14.07.2025 № 5737 о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств на сумму отрицательного сальдо ЕНС в размере 109055.69 рублей, направленное в адрес налогоплательщика путем почтовой связи (идентификатор 80103807905373)

Таким образом, налоговым органом в пределах срока, установленного пп.1. п. 3. Ст. 48 НК РФ, исчисляемого с момента истечения срока исполнения по требованию от 21.03.2025 № 12368 со сроком исполнения до 15.04.2025 в адрес Мирового судьи соответствующего судебного участка направлено заявление о вынесении судебного приказа на сумму отрицательного сальдо ЕНС не обеспеченную мерами взыскания в размере 109055.69 рублей.

Определением от 28.07.2025 мирового судьи судебного участка № 1 Кочубеевского района Ставропольского края отменен ранее вынесенный в отношении административного ответчика судебный приказ № 2а-230/1/2025 от 23.07.2025 взыскании задолженности по обязательным платежам в размере 109055.69 руб. Остаток задолженности по данному судебному приказу 109055.69 рублей.

На основании вышеизложенного просит суд взыскать с ФИО1:

- задолженность по налогу на доходы физического лица за 2023 год в размере 81 964 рубля;

- штраф в соответствии со ст.122 НК РФ в размере 4 098 рублей;

- штраф в соответствии по ст. 119 НК РФ в размере 3 074 рубля;

- пени в размере 19 919,69 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России № 14 по СК, не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

В судебном заседании административный ответчик ФИО1 просил суд отказать в удовлетворении административных исковых требований по доводам изложенным в письменных возражения, согласно которым обязанность по уплате налогов возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Оно должно быть направлено налоговым органом не позднее 30 рабочих дней до наступления срока уплаты налога (п. 2 ст. 52, п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ).

Налоговое уведомление может быть направлено в бумажном виде или в электронной форме через сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (ЛК ФЛ), через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). Налоговое уведомление на бумаге направляется по почте заказным письмом. Оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления письма.

Если у налогоплательщика имеется доступ к ЛК ФЛ, он получит налоговое уведомление исключительно в электронном виде. Датой его получения считается день, следующий за днем размещения налогового уведомления в ЛК ФЛ. Налоговое уведомление в бумажном виде по почте в таком случае не направляется.

Если гражданин хочет получать налоговые уведомления на бумаге, ему нужно направить уведомление об этом в налоговый орган лично (через представителя), в том числе через МФЦ, по почте, либо в электронной форме через свой ЛК ФЛ.

Налоговые уведомления на бумаге по почте не направляются в следующих случаях: наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, полностью освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога; наличие переплаты в сумме большей, чем сумма начислений; если общая сумма налогов, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления (п.4 ст. 52 НК РФ); если налогоплательщик является пользователем ЛК ФЛ и не направил в налоговый орган уведомление о необходимости получения налоговых документов на бумаге; если налогоплательщик направил в налоговый орган уведомление о необходимости получения документов от налоговых органов в электронной форме через личный кабинет на ЕПГУ.

Так, 11.09.2024 в ЛК ФЛ ответчиком получено налоговое уведомление № 182620442 от 24.08.2024, содержащее требования об уплате земельного налога, который уплачен мною своевременно. Иных налоговых уведомлений он в 2024 году либо позже не получал.

Процедура взыскания налоговым органом недоимки по налогам и пени за просрочку их уплаты с физического лица регламентирована Налоговым кодексом РФ. Так, в соответствии с п. 4 ст. 69, п. 2 ст. 70 НК РФ, при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу налоговый орган обязан направить в его адрес требование об уплате налога, содержащее сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Указанное здесь Требование также в его адрес не направлялось. Сведения о направлении в его адрес почтовой связью требования об уплате (РПО № 80103807905373) действительности не соответствуют, это письмо ему не поступало, почтовых уведомлений о доставлении его в ОПС административному ответчику не приносили, в ЛК ФЛ этот документ не поступал. Полагает, что такой способ направления требования избран умышленно, с целью возможной дальнейшей манипуляции с его содержанием.

Не направлялись также в адрес административного ответчика Акт налоговой проверки № 10944, требование о предоставлении пояснений № 20792, Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 379.

О наличии некой налоговой задолженности ему известно не было, представленные в обоснование иска документы административный ответчик никогда не получал.

В подлинности, идентичности, содержании и своевременности вынесения этих документов убедиться невозможно по причине отсутствия в них усиленной квалифицированной электронной подписи должностного лица их вынесшего.

Список полученной административным ответчиком корреспонденции в личном кабинете и ее содержание, относящееся к иску, он прилагает к настоящим возражениям.

В случае если изложенные выше доводы суд сочтет неубедительными, просит суд снизить размеры взыскиваемых санкций, поскольку административный ответчик является пенсионером, иного источника дохода не имеет.

Также обращает внимание, на неверное исчисление недоимки. Согласно искового заявление установлено отчуждение недвижимого имущества на общую сумму 1 540 000 рублей. Таким образом, налогооблагаемая база составляет 540 000 рублей, а НДФЛ - 70 200 рублей.

В ответ на данные возражения представителем административного истца направлен отзыв, из которого следует, что как следует из материалов административного дела и сторонами не оспаривается, административным ответчиком в 2023 году реализовано 4 объекта недвижимого имущества, а именно:

кадастровый №, адрес объекта: Краснодарский край, р- н Отраденский, ст-ца, дата регистрации права собственности с 02.03.2022, дата окончания регистрации права собственности 06.07.2023, цена сделки 176303.30 рублей, кадастровая стоимость, умноженная на понижающий коэффициент 0.7- 176403.30 рублей.

кадастровый №, адрес объекта: 357700, Россия, Ставропольский край, Кочубеевский район дата регистрации права собственности - 03.10.2022 дата окончания регистрации права собственности - 16.02.2023, цена сделки- 1060000 рублей, кадастровая стоимость, умноженная на понижающий коэффициент 0.7-320486.81 рублей.

кадастровый №, адрес объекта: 352272, Россия, Краснодарский край, Отраденский р-н. дата регистрации права собственности 02.03.2022 дата окончания регистрации права собственности - 06.07.2023, цена сделки - 50000 рублей, кадастровая стоимость, умноженная на понижающий коэффициент 0.7- 140491.91 рублей

кадастровый №, адрес объекта 357000, Россия, Ставропольский край, дата регистрации права собственности-30.09.2022, дата окончания регистрации права собственности - 16.02.2023 г, цена сделки 00.00 рублей, кадастровая стоимость, умноженная на понижающий коэффициент 0.7— 239859.33 рублей

Налоговая декларация налогоплательщиком в установленные сроки не представлена, в связи с чем, налоговым органом направлено требование от 09.09.2024 № 20792 о предоставлении появлений, указанное требование направлено в адрес плательщика путем почтовой связи, копия реестра прилагается.

Впоследствии налоговым органом ввиду установления факта реализации ФИО1 объектов недвижимого имущества, менее минимального срока владения и непредставления им налоговой декларации, в отношении административного ответчика проведена камеральной налоговая проверка, о чем составлен акт от 28.10.2024 № 10944 о проведении налоговой проверки, направленный в адрес налогоплательщика путем почтовой связи, копия реестра отправки прилагается.

Далее уполномоченным органом вынесено решение от 22.01.2025 № 379 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения которым, административный ответчик привлечен к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п.1.ст. 119 НК РФ в размере 3 074 рублей, п.1.ст.122 НК РФ в размере 4 098 рублей, а также с доначислением НДФЛ за налоговый период 2023 года в размере 81 964 рублей, исходя из расчета 1 630 491,91 рублей (сумма дохода) – 1 000 000 рублей (сумма вычета)* 13%.

Указанное решение направлено в адрес налогоплательщика путем почтовой связи, копия реестра отправки прилагается.

Между тем, доводы административного ответчика о неверном определении уполномоченным органом налоговой базы при исчислении НДФЛ являются несостоятельными, поскольку, исходя из обстоятельств административного дела, административным ответчиком имущество, с кадастровыми номером 23:23:1302014:52, отчуждено по цене существенно ниже кадастровой стоимости этого имущества, в связи с чем, с учетом положений пункта 2 статьи 214.10 НК РФ доход налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимается равным, умноженному на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

Таким образом, общая сумма дохода, вопреки доводам административного ответчика составила 1 630 491,91 рубль (430 000+1 060 000+140 491,91).

При таких обстоятельствах, доводы административного ответчика о неверном определении налоговой базы в целях исчисления НДФЛ является несостоятельным и подлежат отклонению судом в полном объеме.

Доводы административного ответчика о не получении им требования об уплате налогов, акта налоговой проверки № 10944, требования о предоставлении пояснений № 20792, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 379 являются несостоятельными, поскольку материалами дела подтверждается то, что налоговым органом в адрес налогоплательщика копии требования об уплате налогов, акта налоговой проверки № 10944, требования о предоставлении пояснений № 20792, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 379, решения о взыскании за счет денежных средств направлены путем почтовой связи.

Само по себе неполучение налогового уведомления и требования об уплате налогов не свидетельствует о нарушении прав налогоплательщика и отсутствия факта несоблюдения налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора, т.к. обязанность по уплате налогов возникает у последнего с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога, сбора или страхового взноса, а не в результате направления уведомления налогового органа или требования при его неисполнении.

Именно неисполнение данной конституционной обязанности влечет наступление предусмотренных законодательством о налогах и сборах последствий и применение установленного порядка мероприятий принудительного взыскания аналогичная позиция изложена в Кассационном определении Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 06.06.2025 № № 88А-5289/2025)

При этом инициирование налоговым органом процедуры принудительного взыскания не зависит от получения или неполучения тех или иных ненормативноправовых актов налоговых органов, в связи чем, процедура взыскания включенной в исковое заявление задолженности уполномоченным органом соблюдена.

При таких обстоятельствах, Межрайонная ИФНС России № 14 по Ставропольскому краю просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца.

Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность доказательств, суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность корреспондирует с обязанностью, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Согласно п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу положений ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока. Перечисление денежных средств в счет исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога может быть произведено иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата уплаченного за налогоплательщика единого налогового платежа и налога, уплаченного не в качестве единого налогового платежа. (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства. Налоговым периодом признается календарный год.

Законодатель предусмотрел, что налогоплательщики – физические лица уплачивают имущественный на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии со ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

На основании п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, считается недоимкой.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Из материалов дела следует, что ФИО1 состоит на налоговом учете в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Ставропольскому краю, ИНН <***>.

В соответствии со ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят следующие категории налогоплательщиков:

физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой;

В соответствии с п.п. 2 - 4 приведенной статьи налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее дата, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункту 1 статьи 229 НК РФ, налогоплательщики, получившие доход от продажи имущества, обязаны представить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок представления декларации за 2023 год – 30.04.2024.

Согласно пункту 17.1 статьи 217 и пункту 2 статьи 217.1 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

Пунктом 3 статьи 217.1 НК РФ установлено, что минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года, а в случаях, не указанных в пункте 3 статьи 217.1 НК РФ такой срок составляет пять лет.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта статьи 220 НК РФ, предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находящихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 НК РФ, не превышающем в целом 1 000 000 рублей. Сумма дохода, превышающая сумму причиненного имущественного налогового подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Судом установлено, что ФИО1, будучи собственником:

- здания, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, с.<адрес>, в период времени с 02.03.2022 по 06.07.2023, продал его, цена сделки 430 000 рублей;- земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, с.<адрес>, в период времени с 02.03.2022 по 06.07.2023, продал его, цена сделки 50 000 рублей;

- помещения с кадастровым номером 26:15:150731:369, по адресу: <адрес>, в период времени с 03.10.2022 по16.02.2023, продал его, цена сделки 1 060 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером 2:15:150731:70, по адресу: <адрес>, в период времени с 03.10.2022 по16.02.2023, продал его, цена сделки 0 рублей;

Поскольку в целях освобождения от налогообложения доходов физических лиц законом установлен минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества три года, у ФИО1 возникла обязанность по уплате в бюджет налога на доход.

П. 1 ст. 229 НК РФ предусмотрен срок представления декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Из материалов дела следует, что ФИО1 декларацию за 2023 год в срок не позднее 30.04.2024 не представил, налог на доходы не исчислил и не уплатил в бюджет РФ.

По данному факту налоговым органом в период с 16.07.2024 по 14.10.2024 была проведена камеральная налоговая проверка, по итогам которой вынесено решение № 5737 от 14.07.2025 о привлечении ФИО1 к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Из материалов дела следует, что налоговый орган исчислил в отношении ФИО1 сумму налога на доходы физических лиц за 2023 год в размере 81 964 руб., из расчета 1 630 491,91 рублей (сумма дохода) – 1 000 000 рублей (сумма вычета)* 13%. Однако ответчик сумму налога не уплатил до настоящего времени. Доказательств обратного суду не представлено.

Вышеуказанное деяние содержит признаки налогового правонарушения, ответственность за которое, предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ - неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) и влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. В силу пункта 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Далее уполномоченным органом вынесено решение от 22.01.2025 № 379 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения которым, административный ответчик привлечен к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п.1.ст. 119 НК РФ в размере 3 074 рублей, п.1. ст.122 НК РФ в размере 4 098 рублей, а также с доначислением НДФЛ за налоговый период 2023 года в размере 81 964 рублей. (л.д.52-58).

Указанное решение направлено в адрес налогоплательщика путем почтовой связи, что подтверждается копией почтового реестра от 24.01.2025 (л.д.99-109), а также описью передачи документов №267 от 23.01.2025 (л.д.115).

Между тем, доводы административного ответчика о неверном определении уполномоченным органом налоговой базы при исчислении НДФЛ являются несостоятельными, поскольку, исходя из обстоятельств административного дела, административным ответчиком имущество, с кадастровыми номером 23:23:1302014:52, отчуждено по цене существенно ниже кадастровой стоимости этого имущества, в связи с чем, с учетом положений пункта 2 статьи 214.10 НК РФ доход налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимается равным, умноженному на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

В случае неуплаты налога в установленный законом срок, в силу статьи 75 НК РФ, за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок (постановление от 17.12.1996 № 20-П, определение от 08.02.2007 № 381-О-П).

Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17.02.2015 № 422-О оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, начисление пени непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов в бюджет, поскольку пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. После истечения срока взыскания самой задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

В соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ уплата, пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей исполнение основной обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.

За период до 01.01.2023 пени исчислялись на каждый вид налоговых обязательств, исходя из сумм задолженности по конкретному виду налогового обязательства.

С 01.01.2023 вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ», предусматривающий введение института Единого налогового счета.

С момента вступления в силу закона о ЕНС пеня начисляется за каждый календарный день, просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (п. 3 ст. 75 НК РФ).

За несвоевременную уплату административным ответчиком ФИО1 налогов исчислена пеня в размере 19 919,69 рублей.

В силу статьи 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое на основании решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения решения.

Ранее в связи с наличием задолженности по уплате сумм налога Межрайонная ИФНС России №14 по Ставропольскому краю в порядке досудебного регулирования и на основании статей 69, 70 НК РФ направила требование от 21.03.2025 № 12368 в котором указано, что у плательщика ФИО1 имеется задолженность по налогам, с предложением добровольно оплатить суммы налога в срок до 15.04.2025.

Однако до настоящего времени налоговые требования налогоплательщиком исполнены не в полном объёме.

Согласно статье 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика (правопреемника налогоплательщика-организации) о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.

После восстановления учета на едином налоговом счете сумм, ранее не учтенных в совокупной обязанности в соответствии с подпунктами 2 - 3.4, 5 и 6 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса, новое требование об уплате задолженности не направляется.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога, а у налогоплательщика ФИО1 возникла обязанность по уплате обязательных платежей.

Доводы административного ответчика о неполучении им требования об уплате налогов, акта налоговой проверки № 10944, требования о предоставлении пояснений № 20792, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 379 являются несостоятельными, поскольку материалами дела подтверждается направление налоговым органом в адрес налогоплательщика копий вышеуказанных документов, путем почтовой связи.

При этом ч.4 ст.52 НК РФ предусматривает, что налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

При этом само по себе неполучение налогового уведомления и требования об уплате налогов не свидетельствует о нарушении прав налогоплательщика и отсутствия факта несоблюдения налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора, т.к. обязанность по уплате налогов возникает у последнего с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога, сбора или страхового взноса, а не в результате направления уведомления налогового органа или требования при его неисполнении.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции действующей на момент обращения с настоящими исковыми требованиями в суд).

Межрайонная ИФНС России №14 по Ставропольскому краю в порядке статьи 48 НК РФ обратилась к мировому судье судебного участка №1 Кочубеевского района Ставропольского края, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки с ФИО1

23 июля 2025 мировым судьей вынесен судебный приказ №2а-230/1/2025 о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам.

Не согласившись с вынесенным судебным приказом, ФИО1 обратился с возражениями на судебный приказ, в которых просил отменить данный судебный акт.

Определением от 28 июля 2025 года мировой судья судебного участка №1 Кочубеевского района Ставропольского края отменил судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате налога и пени.

Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Довод административного ответчика о том, что убедиться в подлинности, идентичности, содержании и своевременности вынесения документов невозможно по причине отсутствия в них усиленной квалифицированной электронной подписи должностного лица их вынесшего, судом отклоняется как несостоятельный, поскольку административное исковое заявление поступило в суд по средствам ГАС Правосудие, соответственно административное исковое заявление и приложенные к нему документы подписаны электронной подписью, что подтверждается протоколом проверки подписи, соответственно у суду не имеется оснований сомневаться в подлинности указанных документов.

Разрешая заявленные Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Ставропольскому краю требования о взыскании с административного ответчика указанной задолженности по обязательным платежам, суд принимает во внимание, что обязанность по их уплате административным ответчиком не исполнена, срок обращения в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей налоговым органом не пропущен. Расчет суммы задолженности подтвержден документально, судом проверен, признан верным и административным ответчиком не опровергнут. Основания для освобождения административного ответчика от уплаты налогов, также как и основания для применения п.3 ст.114 НК РФ не установлены, доказательства наличия у административного ответчика льгот по налогам материалы административного дела не содержат, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку административный истец освобожден от уплаты госпошлины, госпошлина подлежит взысканию с административного ответчика в размере 4 272 рублей в доход местного бюджета. Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 286, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:


административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Ставропольскому краю к ФИО1 (<данные изъяты>) о взыскании обязательных платежей и санкций, - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1:

- задолженность по налогу на доходы физического лица за 2023 год в размере 81 964 рубля;

- штраф в соответствии со ст.122 НК РФ в размере 4 098 рублей;

- штраф в соответствии по ст. 119 НК РФ в размере 3 074 рубля;

- пени в размере 19 919,69 рублей.

Налоги подлежат уплате в пользу государства в качестве единого налогового платежа (ЕНП) на КБК 18201061201010000510 (реквизиты: ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ/УФК по Тульской области, г. Тула; номер счета банка получателя средств 40102810445370000059, номер казначейского счета 03100643000000018500, БИК 017003983; ИНН получателя 7727406020, КПП получателя 770801001, Получатель «Казначейство России (ФНС России)»).

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края государственную пошлину в размере 4 272 рубля.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17 апреля 2026 года.

Судья И.А. Шереметьева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>



Суд:

Кочубеевский районный суд (Ставропольский край) (подробнее)

Истцы:

Межрайонная ИФНС России №14 по Ставропольскому краю (подробнее)

Судьи дела:

Шереметьева Ирина Александровна (судья) (подробнее)