Решение № 2-14/2024 2-2218/2023 от 25 января 2024 г. по делу № 2-14/2024




УИД: 26RS0030-01-2023-002873-22

Дело № 2-14/2024


Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

25 января 2024 года ст. Ессентукская

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Кучерявого А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО1,

с участием:

представителя истца ФИО2 – ФИО10, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда Ставропольского края без использования средств аудио-фиксации, гражданское дело по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) к ФИО2, Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании договора аренды земельного участка недействительной сделкой, изменении из ЕГРН сведений о земельном участке,

УСТАНОВИЛ:


Федеральное агентство лесного хозяйства (Россельхоз) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации Предгорного муниципального округа о признании недействительной сделки - договора от 23.10.2019 г. № 548 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:296000000:11927, площадью 50 100 кв.м в пределах следующих координат поворотных точек границы пересекаемой части:

№ точки

Х

У

Контур 2

1

346 513.86

1 373 531.70

2

346 441.19

1 373 574.01

3

346 402.38

1 373 555.60

4

346 362.58

1 373 539.05

5

346 373.42

1 373 539.63

6

346 400.41

1 373 523.11

7

346 401.87

1 373 509.14

8

346 432.54

1 373 498.03

9

346 457.40

1 373 496.77

10

346 487.81

1 373 507.74

1

346 513.86

1 373 531.70

Контур 2

11

346 049.40

1 373 245.97

12

346 040.84

1 373 254.87

13

345 997.03

1 373 206.99

14

346 014.19

1 373 194.62

15

346 034.68

1 373 219.61

11

346 049.40

1 373 245.97

Контур 3

16

345 966.29

1 373 146.27

17

345 960.28

1 373 165.72

18

345 905.65

1 373 103.98

19

345 843.06

1 373 020.65

20

345 929.22

1 373 022.31

21

345 951.96

1 373 049.07

22

345 962.60

1 373 073.37

23

345 964.11

1 373 092.35

24

345 958.04

1 373 115.89

25

345 959.56

1 373 136.40

16

345 966.29

1 373 146.27

исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о части земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11927, площадью 50 100 кв.м. в пределах следующих координат поворотных точек границы пересекаемой части:

№ точки

Х

У

Контур 2

1

346 513.86

1 373 531.70

2

346 441.19

1 373 574.01

3

346 402.38

1 373 555.60

4

346 362.58

1 373 539.05

5

346 373.42

1 373 539.63

6

346 400.41

1 373 523.11

7

346 401.87

1 373 509.14

8

346 432.54

1 373 498.03

9

346 457.40

1 373 496.77

10

346 487.81

1 373 507.74

1

346 513.86

1 373 531.70

Контур 2

11

346 049.40

1 373 245.97

12

346 040.84

1 373 254.87

13

345 997.03

1 373 206.99

14

346 014.19

1 373 194.62

15

346 034.68

1 373 219.61

11

346 049.40

1 373 245.97

Контур 3

16

345 966.29

1 373 146.27

17

345 960.28

1 373 165.72

18

345 905.65

1 373 103.98

19

345 843.06

1 373 020.65

20

345 929.22

1 373 022.31

21

345 951.96

1 373 049.07

22

345 962.60

1 373 073.37

23

345 964.11

1 373 092.35

24

345 958.04

1 373 115.89

25

345 959.56

1 373 136.40

16

345 966.29

1 373 146.27

внесении в ЕГРН изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером: 26:29:000000:11927 в части исключения сведений о площади и границах указанного земельного участка с учетом пересечения данного земельного участка с лесным участком с кадастровым номером 26:29:000000:39 Кисловодского участкового лесничества ГКУ «Кисловодское лесничество» без заявления правообладателя земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11927.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в порядке реализации своих полномочий было выявлено пересечение земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11927 с землями лесного фонда.

Согласно приказа № 201 «Об утверждении Положения о департаменте лесного хозяйства по Южному федеральному округу» (утв. 19 июня 2015 г. Министерством природных ресурсов и экологии, Федеральным агентством лесного хозяйства, изменениями (приказ № 17 от 23.01.2018) Департамент лесного хозяйства в Южном федеральном округе осуществляет защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных Прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

Департаментом в указанных целях были проведены следующие мероприятия: направлен запрос в ФГБУ «Рослесинфорг» о сверке графических данных путем привязки границ спорного земельного участка к картографическим материалам лесоустройства; дано поручение в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о проведении натурного обследования земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11927, подготовке выписки из Государственного лесного реестра в отношении данного земельного участка.

01.04.2022 комиссией в составе должностных лиц ГКУ «Кисловодское лесничество» был проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11927. Данный осмотр отражен в акте натурного обследования фактического использования земельного участка (№ 3 от 01.04.2022). Акт натурного обследования фактического использования земельного участка является документом, который уточняет материалы лесоустройства и составляется при техническом обследовании запрашиваемого участка лесного массива. В соответствии с указанным актом комиссией установлено следующее: участок расположен на землях лесного фонда - выдел 13 квартала 6 Кисловодского участкового лесничества ГКУ «Кисловодское лесничество», относится к категории защитных лесов с категорией защитности – защитные леса, зона санитарной охраны курортов; на основании визуального осмотра земельного участка установлено, что на участке строения и ограждения отсутствуют

Уполномоченной организацией - ФГБУ «Рослесинфорг» - составлено заключение от 11.07.2018 № 6 в отношении вышеуказанного земельного участка. Согласно данного заключения земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11927 частично сформирован из состава земель лесного фонда, выдел 13 квартала 6 Кисловодского участкового лесничества ГКУ «Кисловодское лесничество».

Российская Федерация в силу п.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации является собственником (правообладателем) земельного участка с кадастровым номером (условным) 26:29:0.0019 (после постановки на кадастровый учет 26:29:000000:39 (единое землепользование). Назначение: земельный участок для размещения лесных насаждений. Адрес: Ставропольский край, р-н Предгорный, Кисловодский лесхоз. Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда (леса) с, кадастровым номером 26:28:0:0036 также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 26 АГ № 441084 от 30.06.2004; выпиской от 25.04.2022 из Единого государственного реестра недвижимого имущества, полученной посредством программы «ТехноКАД-муниципалитет».

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11927 является Администрация Предгорного муниципального района Ставропольского края. Право собственности зарегистрировано 02.11.2016. Площадь земельного участка составляет 50 100 м2, адрес участка Ставропольский край, р-н Предгорный, в границах муниципального образования Нежинский сельсовет, п. Левоберезовский.

Запрет на совершение любых сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда был установлен ст. 80 Основ лесного законодательств Российской Федерации, а также ст.ст. 12, 19 ЛК РФ в редакции от 29.01.1997г. В соответствии с ч. 1 ст. 8 ЛК РФ (в действующей редакции) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности органов местного самоуправления земельных участков из состава земель лесного фонда.

23.10.2019 между Администрацией Предгорного муниципального района Ставропольского края («Арендодатель») и ФИО3 («Арендатор») был заключен договор № 548 аренды земельного участка. Согласно п.1.1, данного договора Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с КН 26:29:000000:11927 площадью 50 100 м2.

В соответствии с п.1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Однако, как следует из вышеприведенных фактических обстоятельств, ответчик владеет, пользуется и распоряжается частью земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, относящегося к лесному фонду. На момент государственной регистрации ответчиком прав на спорный земельный участок, в ЕГРН уже имелась запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок лесного бонда с кадастровым номером 26:29:000000:39, с которым имеет пересечение земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11927. Выдел 13 квартала 6 Кисловодского участкового лесничества ГКУ «Кисловодское лесничество» в порядке, установленном федеральным законодательством, в земли иных категорий не, переводилась. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11927 был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда и передан в аренду.

Наличие в ЕГРН записи о правах ответчика на земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:11927 нарушает права истца на государственную регистрацию права собственности на данный земельный участок.

Учитывая вышеуказанные фактические обстоятельства, содержание указанных правовых норм, формирование, заключение вышеуказанного договора аренды земельного участка, постановка данного договора на кадастровый учет были проведены в нарушение п.1 ст.8 ЛК РФ, п.7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, нарушают права Российской Федерации в отношении земельного участка лесного фонда, сделка в виде договора аренды земельного участка подлежит признанию недействительной как нарушающая требования закона.

Восстановлением нарушенного права Российской Федерации на земли лесного фонда является восстановление границы выдела 13 квартала 6 Кисловодского участкового лесничества ГКУ «Кисловодское лесничество» в части пересечения с земельным участком иной категории с кадастровым номером 26:29:000000:11927.

Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 20.06.2023 года дело передано в Ставропольский краевой суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Письмом председателя судебной коллегии по административным делам ФИО4 от 24.07.2023 г. дело направлено в Предгорный районный суд Ставропольского края для рассмотрения по существу.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФИО2, Министерство имущественных отношений Ставропольского края; администрация Предгорного муниципального округа Ставропольского края исключена из числа ответчиков.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Предгорного муниципального округа Ставропольского края, Управление имущественных отношений администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края, ФИО3, ФГБУ «Рослесинфорг», ГБУ СК «Ессентукское лесничество», ГБУ СК «Кисловодское лесничество».

Участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Предгорного районного суда Ставропольского края, а также заказными письмамис уведомлением и электронной почтой.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 - ФИО10 исковые требования не признала. Она пояснила, что по результатам экспертизы не установлено, что земельный участок, принадлежащий её доверителю, пересекает земли лесного фонда. Границы установлены, наложений не имеется.

Представитель истца Федерального агентства лесного хозяйства, ответчик ФИО2, представитель ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края, представители третьих лиц - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "Рослесинфорг", ГБУ СК "Ессентукское лесничество", ГБУ СК «Кисловодское лесничество», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Статьей 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В силу ст. ст. 25, 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации; права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации на недвижимости».

Согласно п. 1 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно ст. 607 ГК РФ объектами аренды могут быть, в том числе, земельные участки.

Пунктом 1 ст. 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 26:296000000:11927, площадью 50 100 +/- 1959 кв.м. (состоящий из 3 контуров), категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – овощеводство (код 1.3), расположенный по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, в границах МО Нежинский сельсовет, п. Левоберезовский, поставлен на кадастровый учет 02 ноября 2016 года, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРН.

На основании постановления администрации МО Нежинского сельсовета Предгорного района Ставропольского края от 23.11.2016 г. № 531 вышеуказанный земельный участок предоставлен в аренду ФИО5, который впоследствии уступил данное право ФИО6, согласно соглашения о переуступке прав от 09.10.2018 г.

Как следует из дела правоустанавливающих документов, на основании договора аренды земельного участка № 548 от 23 октября 2019 года, земельный участок с кадастровым номером 26:296000000:11927 предоставлен в аренду ФИО6 на срок 49 лет с 29 августа 2019 года по 29 августа 1968 года. Право аренды зарегистрировано 30 октября 2019 года.

20 ноября 2019 года между ФИО6 и ФИО2 заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды № 548 от 23 октября 2019 года. Уступка прав зарегистрирована 27 ноября 2019 года.

Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 26:296000000:11927 частично сформирован из состава земель лесного фонда, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства (Россельхоз) обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.

Оценивая доводы истца, суд исходит из следующего.

Как следует из ст. 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 ЛК РФ).

В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно части 4 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли.

В соответствии со статьями 67-68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса: землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков: таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Кроме того, согласно п. 1 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действующего на момент возникновения спорных отношений, согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности.

Согласно ст. ст. 67, 68 ЛК РФ на территориях лесничеств в обязательном порядке проводится лесоустройство, которое включает в себя таксацию лесных участков. В свою очередь таксация лесов в соответствии со ст. 69.1 ЛК РФ проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются, в том числе, установление границ лесотаксационных выделов.

Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к землям лесного фонда.

Таксация лесов в соответствии со ст. 69.1 ЛК РФ проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются, в том числе, установление границ лесотаксационных выделов.

Проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".

Таким образом, определение границ лесного участка, категории земель лесного фонда осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств), и путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, земельный участок с кадастровым номером 26:26:000000:11927 является смежным с земельным участком 26:29:000000:39 (единое землепользование), категория земель - земли лесного фонда, местоположение: Ставропольский край, Предгорный район, Кисловодский лесхоз, находящимся в федеральной собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20 августа 2023 года.

В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются также юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда (часть 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности").

При этом, ни Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ни иными нормативными правовыми актами не предусматривается требований к правообладателям земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, по определению местоположения их границ и внесению соответствующих сведений в ЕГРН. В связи с этим данные процедуры осуществляются на усмотрение правообладателей таких объектов (Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.04.2017 N ОГ-Д23-4466).

Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается относящимся к землям лесного фонда по материалам лесоустройства, которые являются единственным и официальным документом, подтверждающим границы и площадь лесного участка.

Истец полагает, что земельный участок с кадастровым номером 26:296000000:11927 частично сформирован из состава земель лесного фонда выдел 13 квартала 6 Кисловодского участкового лесничества ГКУ «Кисловодское лесничество». В подтверждение указанного довода суду представлены копия выкопировки из планшета, заключение ФГБУ «Рослесинфорг» от 11.07.2018 года № 6.

Сторона ответчика отрицает наличие наложения/пересечения спорного земельного участка с кадастровым номером 26:26:000000:11927 с землями лесного фонда.

Для объективного и правильного разрешения дела, с учетом наличия спора между истцом и ответчиком о несоответствии в расположении границ земельных участков, определением Предгорного районного суда Ставропольского края от 12 октября 2023 года по делу назначена землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено ООО «Кадастр-Проект».

Как следует из заключения эксперта № 71/12-Э от 11 декабря 2023 года, наложение/пересечение между земельными участками с кадастровыми номерами 26:29:000000:11927 и 26:29:000000:39, сведения о границах которых внесены в ЕГРН - отсутствуют. Наложение/пересечение земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11927 со смежными земельными участками отсутствует. Проведено сравнение картографического материала изображенного на Планшете №5 «Кисловодского лесхоза. Кисловодского лесничества» (скан. 2) и сведений ЕГРН о русле реки Березовая (скан.1) (внесенных с использованием актуального картографического материала наиболее крупного масштаба, а также данных дистанционного зондирования Земли, имеющихся в отношении соответствующей территории в федеральном или ведомственных картографо-геодезических фондах) - установлено, что: русло реки Березовая на Планшете №5 «Кисловодского лесхоза. Кисловодского лесничества» не соответствует руслу реки Березовая внесенных в ЕГРН с использованием актуального картографического материала. На планшете №5 «Кисловодского лесхоза. Кисловодского лесничества» на исследуемом участке земель лесного фонда - выдел 13 квартал 6 Кисловодского участкового лесничества, отсутствуют данные о местоположении лесоустроительных межевых знаков. В ходе натурного осмотра на исследуемой территории лесоустроительные межевые знаки не обнаружены. В связи с чем, перенести данные указанные в Планшете №5 «Кисловодского лесхоза. Кисловодского лесничества» на координатную плоскость не представляется возможным. Сведения о координатах характерных точек границ Кисловодского лесничества внесены в ЕГРН. Кисловодскому лесничеству присвоен реестровый номер 26:29-6.285, Учетный номер: 26.29.2.300. Между границами Кисловодского лесничества реестровый номер 26:29-6.285, Учетный номер: 26.29.2.300 и границами земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11927 наложение/пересечение - отсутствует. Часть земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11927, по мнению истца, являющейся лесным участком по факту - не занята лесной растительностью, имеет рельеф с большими перепадами высот и скалистыми выступами лишенными растительного покрова. Границы земельного участка 26:29:000000:11927, не относится к зоне особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Суд отмечает, что заключение составлено экспертом, имеющим специальные познания в соответствующей области и необходимый стаж работы, заключение является полным, научно обоснованным, подтвержденным документами и другими материалами дела, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Возражая против выводов эксперта, ФГБУ «Рослесинфорг» (филиал «Воронежлеспроект») ссылается на то, что в заключении эксперта отсутствует подписка эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, тем самым судебная экспертиза была проведена с нарушением требований действующего законодательства. Заключение эксперта не является полным. Заключение вызывает сомнения в его обоснованности, так как противоречит другим представленным в материалы дела доказательствами - заключение № 6 от 11.07.2018 г. А именно, по 1-му вопросу: «Имеются ли наложения/пересечения земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11927 со смежными земельными участками, согласно сведениям карт Лесного Фонда, сведений содержащихся в ЕГРН?» экспертом дан ответ: «Наложение/пересечение между земельными участками с кадастровыми номерами 26:29:000000:11927 и 26:29:000000:39 сведения, о границах которых внесены в ЕГРН - отсутствуют. В ходе натурного осмотра на исследуемой территории лесоустроительные межевые знаки не обнаружены. В связи с чем, перенести данные указанные в Планшете №5 «Кисловодского лесхоза. Кисловодского лесничества» на координатную «плоскость не представляется возможным». Считают, что ответ на поставленный вопрос не полный. Пересечений земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11927 и земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:39 не может быть, т.к. сведения внесены в ЕГРН, а в ЕГРН земельные участки не пересекаются и ответить на этот вопрос можно без проведения экспертизы. А вот перенести данные указанные в Планшете №5 «Кисловодского лесхоза. Кисловодского лесничества» на координатную плоскость возможно по материалам действующего лесоустройства, путем привязки предоставленного лесоустроительного планшета в государственной системе координат МСК-26, а также оцифровке полученных материалов. Данный порядок проведенного третьим лицом исследования подробно описан выше по тексту ходатайства и был применен третьим лицом при подготовке заключения № 6 от 11.07.2018 года. Таким образом, экспертом не было произведено совмещение материалов действующего лесоустройства (лесоустроительного планшета) с границами спорного земельного участка. Считают, что отсутствие проведенного полного исследования по первому вопросу поставленного судом может указывать, на не знание экспертом других методов исследования и ставит под сомнение достоверность выводов самого эксперта при подготовке заключения эксперта. Считают, что проведенная судебная экспертиза не полная, т.е. выводы эксперта по вопросе № 1 не дают ответов на вопросы суда и сторон, и не могут быть приняты судом при исследовании и оценке документов в качестве доказательства подтверждающего позицию ответчика.

Между тем, согласно мотивированному сообщению ООО «Кадастр-Проект» от 24 января 2024 года, подписка эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения является самостоятельным документом к заключению эксперта, так как отбирается до проведения экспертного заключения и ознакомления с материалами гражданского дела. Подписка у эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения отобрана и прикреплена к заключению эксперта № 71/12-Э от 11.12.2023 года.

На фрагменте планшета №5 Кисловодского лесничества - отсутствуют координаты характерных точек границ лесного участка. Отсутствует указание системы координат. Отсутствуют здания, строения, сооружения, многолетние лесные насаждения (деревья) позволяющие определить их на местности с надлежащей точностью. Отсутствуют граничные знаки.

Следует отметить: Система координат 1942 года (СК-42)- это поперечно цилиндрическая проекция эллипсоида Красовского. Создана была на всю территорию Советского Союза большими блоками, включающими до нескольких областей и республик. Не является местной системой координат. Система координат используемая для проведения кадастрового учета на территории Ставропольского край МСК-26 от СК 95 - местная система координат, существующая на территории Ставропольского края. Для составления землеустроительных карт (планов), ведения земельного кадастра, определения координат точек границ земельных участков применяют местные системы координат, в пределах района, города территории кадастрового округа. Местная система плоских прямоугольных координат является системой плоских прямоугольных геодезических координат с местными координатами сетками проекции Гаусса. Осевой меридиан местной системы координат, как правило, не совпадает с осевым меридианом шестиградусной зоны. В каждой местной системе координат устанавливаются следующие параметры координатной сетки проекции Гаусса: Долгота осевого меридиана первой зоны L0; DЧисло координатных зон N; Угол поворота осей координат местной системы относительно государственной в точке местного начала координат; Масштаб местной системы координат относительно плоской прямоугольной системы геодезических координат; Высота НО поверхности (плоскости) принятой за исходную, к которой приведены измерения и координаты в местной системе; Референц-эллипсоиду, к которому отнесены измерения в местной системе координат; Соответствующие формулы преобразования плоских прямоугольных геодезических координат. Совокупность указанных параметров называют ключом местной системы координат. Каждая местная система координат имеет тесную связь с единой государственной системой.

До 2011г. в районных Ставропольского края использовались местные системы координат. Для каждого административного района определялась своя система местных координат. С 2011г. при определении границ и площади земельных участков стала использоваться система координат МСК 26. С 2012г. при определении границ и площади земельных участков стала использоваться система координат МСК-26 от СК-95. В результате при создании планов (карт) границ земельных участков использовались планы (карты) других участков составленные в разных местных системах координат. Местная система координат МСК-26 от СК- 95 и Система координат СК-42 имеют различные условные начала и углы поворота осей координат относительно друг друга и различные системы проекций. Таким образом, наличие координатных зон, на которые делится земная поверхность при использовании плоских прямоугольных координат в проекции Гаусса используемой в местных систем координат, и проекция эллипсоида Красовского и приводит к необходимости преобразовывать эти координаты из системы одной зоны в систему другой зоны, т.е. из зоны в зону.

Федеральным законом от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" предусмотрены наличие и использование единых государственных систем координат и местных систем координат. В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2000 N 568 для использования при осуществлении геодезических и картографических работ установлена государственная система геодезических координат 1995 года (СК-95), для использования в целях геодезического обеспечения орбитальных полетов и решения навигационных задач - геоцентрическая система координат "Параметры Земли 1990 года" (ПЗ-90). Иные государственные системы координат отсутствуют.

Правила установления местных систем координат утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 N 139. В соответствии с данными Правилами обязательным требованием при установлении местных систем координат (далее - МСК) является обеспечение возможности перехода от МСК к государственной системе координат.

Таким образом, в случае, если в отношении одной и той же территории официально установлены несколько МСК, перерасчет координат из системы координат в другую должен осуществляться путем предварительного пересчета координат из одной МСК в государственную систему координат и последующего перехода в другую МСК с использованием соответствующих ключей перехода.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" «Для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования случаях используется единая государственная система координат.» Ведения государственного кадастра недвижимости (реестра недвижимости) и, следовательно, изготовления межевых планов применяются местные системы координат, предусмотренные Положением о местных системах координат Роснедвижимости на субъекты Российской Федерации, утвержденным Приказом Роснедвижимости от 18.06.2007 N П/0137. В соответствии с п. 2 указанного выше Приказа Роснедвижимости, копии согласованного и утвержденного Положения о местных системах координат Роснедвижимости на субъекты Российской Федерации, параметров перехода (ключей) от местных систем координат к государственной системе координат и каталогов (списков) координат геодезических пунктов в местной системе координат передаются в Федеральный картографо-геодезический фонд.

Федеральный картографо-геодезический фонд является структурным подразделением ППК "Роскадастр" и находится в его ведении. Пересчет из системы координат СК-42 в систему координат МСК-26 от СК-95 осуществляется ППК "Роскадастр". В материалах гражданского дела отсутствует информация о пересчете, осуществленном ППК "Роскадастр" территории указанной в планшете №5 из Системы координат СК -42 в систему координат МСК- 26 от СК-95. Преобразование формата jpg (растровое изображение) в формат tab (используемый для выведения каталога координат) возможно, только с использованием метода отправных точек отсчета. Отправная точка отчета - выбираемая экспертом условная точка в части застройки земельных участков (угловых, промежуточных, исследуемых или последующего), расположение которой с момента проведения первичной инвентаризации (либо с момента нарезки, выделения, предоставления) и по настоящее время осталось неизменным.

По заключению №6 от 11.07.2018г. отсутствует информация о натурном осмотре объекта с использованием геодезического оборудования. Отсутствуют сведения об отправных точках отсчета существующих на местности в момент проведения осмотра. В заключении №6 от 11.07.2018г. определение координат характерных точек предполагаемого наложение приведено без научного обоснования (не указаны используемые методы и приборы), проверить приведенные в заключении №6 от 11.07.2018г. данные не представляется возможным, что не соответствует требованиям ст. 8 Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"

Проанализировав выводы, изложенные в заключении судебной землеустроительной экспертизы и мотивированном сообщении, суд приходит к выводу, что заключение эксперта № 71/12-Э от 11 декабря 2023 года является относимым, допустимым, достоверным доказательством по делу, считает возможным положить его в основу решения.

Согласно п. 2 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Из п. 2 ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

В рассматриваемом случае, в нарушение требований ст. 56 ГК РФ истцом не доказаны как факт нарушения со стороны ответчиков права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда, так и наличие реальной угрозы нарушения права собственности.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Статьей 166 ГК РФ установлено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания. (ничтожная сделка)

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. (п.2 ст. 166 ГК РФ)

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. (п.2 ст. 166 ГК РФ)

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Как установлено в п. 1 ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

На основании п. 2 ст. 168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В рассматриваемом случае, истцом не представлено доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:296000000:11927 от 23 октября 2019 года № 548 нарушает требования закона или иного правового акта, посягает на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Проведенной по делу экспертизой бесспорно установлено, что при формировании земельного участка с кадастровым номером 26:296000000:11927 требования лесного и земельного законодательства не нарушены, границы земельного участка, внесенные в ЕГРН не пересекаются, не накладываются на границы земель лесного фонда.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) о признании недействительной сделки, как и производные требования о внесении в ЕГРН изменений в сведения о земельном участке, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) к ФИО2, Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействительной сделки - договора от 23.10.2019 г. № 548 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:296000000:11927, площадью 50 100 кв.м в пределах следующих координат поворотных точек границы пересекаемой части:

№ точки

Х

У

Контур 2

1

346 513.86

1 373 531.70

2

346 441.19

1 373 574.01

3

346 402.38

1 373 555.60

4

346 362.58

1 373 539.05

5

346 373.42

1 373 539.63

6

346 400.41

1 373 523.11

7

346 401.87

1 373 509.14

8

346 432.54

1 373 498.03

9

346 457.40

1 373 496.77

10

346 487.81

1 373 507.74

1

346 513.86

1 373 531.70

Контур 2

11

346 049.40

1 373 245.97

12

346 040.84

1 373 254.87

13

345 997.03

1 373 206.99

14

346 014.19

1 373 194.62

15

346 034.68

1 373 219.61

11

346 049.40

1 373 245.97

Контур 3

16

345 966.29

1 373 146.27

17

345 960.28

1 373 165.72

18

345 905.65

1 373 103.98

19

345 843.06

1 373 020.65

20

345 929.22

1 373 022.31

21

345 951.96

1 373 049.07

22

345 962.60

1 373 073.37

23

345 964.11

1 373 092.35

24

345 958.04

1 373 115.89

25

345 959.56

1 373 136.40

16

345 966.29

1 373 146.27

исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о части земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11927, площадью 50 100 кв.м. в пределах следующих координат поворотных точек границы пересекаемой части:

№ точки

Х

У

Контур 2

1

346 513.86

1 373 531.70

2

346 441.19

1 373 574.01

3

346 402.38

1 373 555.60

4

346 362.58

1 373 539.05

5

346 373.42

1 373 539.63

6

346 400.41

1 373 523.11

7

346 401.87

1 373 509.14

8

346 432.54

1 373 498.03

9

346 457.40

1 373 496.77

10

346 487.81

1 373 507.74

1

346 513.86

1 373 531.70

Контур 2

11

346 049.40

1 373 245.97

12

346 040.84

1 373 254.87

13

345 997.03

1 373 206.99

14

346 014.19

1 373 194.62

15

346 034.68

1 373 219.61

11

346 049.40

1 373 245.97

Контур 3

16

345 966.29

1 373 146.27

17

345 960.28

1 373 165.72

18

345 905.65

1 373 103.98

19

345 843.06

1 373 020.65

20

345 929.22

1 373 022.31

21

345 951.96

1 373 049.07

22

345 962.60

1 373 073.37

23

345 964.11

1 373 092.35

24

345 958.04

1 373 115.89

25

345 959.56

1 373 136.40

16

345 966.29

1 373 146.27

внесении в ЕГРН изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером: 26:29:000000:11927 в части исключения сведений о площади и границах указанного земельного участка с учетом пересечения данного земельного участка с лесным участком с кадастровым номером 26:29:000000:39 Кисловодского участкового лесничества ГКУ «Кисловодское лесничество» без заявления правообладателя земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11927 - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение одного календарного месяца, со дня принятия его судом в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы через Предгорный районный суд Ставропольского края.

Судья А.А. Кучерявый

Мотивированное решение изготовлено 31 января 2024 года.



Суд:

Предгорный районный суд (Ставропольский край) (подробнее)

Судьи дела:

Кучерявый Александр Александрович (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Признание сделки недействительной
Судебная практика по применению нормы ст. 167 ГК РФ

Признание договора купли продажи недействительным
Судебная практика по применению норм ст. 454, 168, 170, 177, 179 ГК РФ

Признание договора недействительным
Судебная практика по применению нормы ст. 167 ГК РФ