Решение № 2А-663/2024 2А-663/2024~М-575/2024 М-575/2024 от 21 июля 2024 г. по делу № 2А-663/2024Городской суд г. Лесного (Свердловская область) - Административное УИД: 66RS0037-01-2024-000770-29 Дело № 2а-663/2024 Именем Российской Федерации г. Лесной Свердловской области 22 июля 2024 года Судья Городского суда г. Лесного Саркисян Т.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 14 по *** к Д.О.А. о взыскании обязательных платежей и санкций Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России *** по *** (далее МИФНС России ***, налоговый орган) обратилась с настоящим административным иском в суд, в котором просит взыскать с Д.О.А. налоговую задолженность в сумме 21 125 руб., а также пени за просрочку уплаты налогов в размере 7 287 руб. 87 коп. В обоснование иска указала, что налогоплательщик Д.О.А. (далее - Ответчик, Налогоплательщик) в соответствии с пунктом 1 статьи 23, а также пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. В соответствии с п. 5 ст. 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица (далее - ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа (далее - ЕНП). Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности. Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средстсв, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности. По состоянию на *** у Налогоплательщика образовалось отрицательное сальдо ЕНС в размере 22 059 руб. 33 коп. которое до настоящего времени не погашено. В соответствии с пунктом 2 ст. 11 НК РФ задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ, равная размеру отрицательнс сальдо единого налогового счета этого лица. В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной упла налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке предусмотренном НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющего индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ. В соответствии п. 8 ст. 45 НК РФ принадлежность сумм денежных средств, перечисленных (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по НДФЛ - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) НДФЛ - с момента возникновения обязанности его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате; 5) пени; проценты; 7) штрафы. Согласно п. 10 ст 45 НК РФ в случае, если на момент определения налоговыми органами принадлежности в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящей статьи сумм денежных среда перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, принадлежность определяется в соответствии последовательностью, установленной пунктом 8 настоящей статьи, пропорционально суммам таких обязанностей. По состоянию на *** сумма задолженности, подлежащая взысканию в порядке предусмотренном статьей 48 НК РФ, с учетом увеличения (уменьшения), включения в заявления взыскании задолженности суммы отрицательного сальдо, составляет 28 412 руб. 87 коп., в т.ч. налог – 21 125 руб., пени – 7 287 руб. 87 коп. Указанная задолженность образовалась в связи с неуплатой (не полной уплатой) налогоплательщиком следующих начислений: 1. Налог на имущество физических лиц в размере 21125 руб. 0 коп. за 2016,2017,2019,2020,2021,2022 годы; 2. Пени в размере 7287 руб. 87 коп. Ответчику направлено налоговое уведомление ***, ***, ***, ***, ***. В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В налоговом уведомлении, которое направляет налоговая инспекция, указываются все величины, необходимые для расчета и итоговая сумма налога. Начисления налогов производилось в следующем порядке. Налог на имущество. В соответствии со ст. 400 НК РФ плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. В силу ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В силу пункта 1 статьи 401 НК РФ физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц. В силу статьи 404 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до ***) налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных, в установленном порядке в налоговые органы до ***. С *** действует пункт 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В течение первых трех лет с начала применения порядка исчисления налога исходя из кадастровой стоимости налог исчисляется с учетом понижающих коэффициентов (в первый год - 0,2, во второй - 0,4, в третий - 0,6). Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Расчет налога произведен налоговым органом на основании сведений, полученных из регистрирующих органов в порядке статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку в спорные периоды ответчик имел в собственности недвижимость – квартиры, то ему был исчислен налог на имущество за 2014 г. в сумме 2 750 руб. 0 коп., за 2016 г. – 3 495 руб. 0 коп., за 2017 г. – 4 221 руб. 0 коп., 2019 г. – 1 576 руб. 0 коп., 2020 г. – 1 646 руб. 0 коп., 2021 г. – 3 645 руб. 0 коп., 2022 г. – 3 792 руб. 0 коп. В соответствии со статьей 75 НК РФ Ответчику начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога, по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. На дату образования отрицательного сальдо ФИО1 задолженность по пени составляла 4 726 руб. 33 коп. После введения ЕНС начислены пени на общую задолженность по налогам и взносам в размере 2 561 руб. 54 коп. Таким образом, в расчет пени для включения в заявление о вынесении судебного приказа и в последующем в исковое заявление вошла сумма 7287 руб. 87 коп. (2561,54+4726,33). Согласно статьям 69 и 70 НК РФ должнику направлено требование об уплате задолженности от *** *** на сумму 22 943 руб. 10 коп., в котором сообщалось о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму отрицательного сальдо ЕНС. До настоящего времени отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщиком не погашено. Факт направления требования в адрес Налогоплательщика в соответствии с частью 6 статьи 69 НК РФ подтверждается реестром отправки заказной корреспонденции, требование считается полученным налогоплательщиком по истечении 6 дней с даты отправки. Факт направления требования в Личный кабинет налогоплательщика, подтверждаетсяпротоколом отправки либо иным документом, позволяющим суду убедиться в отправление требования. В связи с тем, что в срок, установленный в требовании для добровольного исполнения, налогоплательщиком задолженность не уплачена, принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств от *** N1621 (п.1ст. 48 НКРФ). Решение о взыскании принимается на сумму актуального отрицательного сальдо на дату формирования такого решения (п.3 ст. 46 НК РФ). При этом сумма задолженности для взыскания за счет денежных средств налогоплательщика может отличаться от суммы задолженности, указанной в требовании. Это связано с тем, что за период от даты формирования требования до даты формирования решения о взыскании могут быть отражены операции начисления, уменьшения, уплаты налога, пени, штрафа. Согласно п.2 ст. 48 НК РФ копия решения о взыскании направляется физическому лицу в течение шести дней со дня принятия такого решения через личный кабинет налогоплательщика (при отсутствии (прекращении) у налогоплательщика доступа к личному кабинету налогоплательщика - по почте заказным письмом) Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ, налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной залолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей. В случае внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об утрате силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заявление о взыскании задолженности, в отношении которой в реестре решений о взыскании задолженности не размещены поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности и (или) постановление о взыскании задолженности, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 4 ст 48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Требование об уплате задолженности, направленное налоговым органом после *** в соответствии со ст. 69 НК РФ (в ред. Закона***- ФЗ), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, взносов, пени, направленных до ***, если налоговым органом не приняты меры взыскания, предусмотренные НК РФ. Согласно ст. 48 НК РФ (в редакции действовавшей до ***) если в течение лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 руб. налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня когда сумма превысила установленный суммовой порог. Согласно ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения с раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб. (с учетом внесения изменений в закон - 10 000 руб.) налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. В данном случае, налоговым органом в отношении недоимки за 2014,2016,2017 год по дату выставления самого позднего требования *** со сроком уплаты - с *** Инспекцией своевременных мер по взысканию данной задолженности не предпринято. Пропуск срока обусловлен большой загруженностью инспекции, связанной с администрированием значительного количества налогоплательщиков. Инспекция просит суд восстановить пропущенный срок для взыскания да задолженности и просит учесть, что инспекцией последовательно принимались меры взысканию неуплаченной суммы налога в принудительном порядке, в связи с чем направлено требование об уплате налога, подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск. В отношении недоимки за налоговый период 2019-2022 год в рамках требований ***,47218,36066 налоговым органом сроки взыскания не пропущены, поскольку общая сумма задолженности превысила установленный суммовой «порог» в 10000 руб. только после начисления налога за 2022 год, по сроку уплаты *** год. Право на обращение в суд взысканием задолженности за 2019-2022 возникло с даты превышения установленного суммового порога. В отношении данной задолженности инспекцией своевременно приняты меры взыскания. Налоговый орган обращался к мировому судье за выдачей судебного приказа, определением мирового судьи судебного участка *** от *** отменен судебный приказ от *** о взыскании с Д.О.А. задолженности по налогам и пени: налог на имущество физических лиц за 2014-2022 г.г. в размере 21 125 руб. 0 коп., пени - 7 287 руб. 87 коп. Ссылаясь на вышеизложенные факты, налоговый орган просит взыскать с ответчика Д.О.А. за счет имущества физического лица задолженность в размере 28 412 руб. 87 коп., в том числе: по налогам – 21 125 руб. 0 коп., пени, подлежащим уплате в бюджетную систему Российской Федерации в связи с неисполнением обязанности по уплате причитающихся сумм налогов, сборов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки – 7 287 руб. 87 коп. Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России *** по *** в судебное заседание не явился, направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, на требованиях настаивают. Административный ответчик Д.О.А. в судебное заседание также не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, с требованиями налогового органа не согласна, поскольку последним пропущен срок для предъявления требований. Согласно части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле о взыскании обязательных платежей и санкций, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд явку лиц, участвующих в деле, обязательной не признал. Согласно части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса. На основании изложенного, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства. Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 Кодекса). В соответствии с положениями ст. 69 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. В соответствии с п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Согласно положениям статьи 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной адрес) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. В соответствии с п.1 ст. 403 НК РФ если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Согласно ст. 405 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год. Статьей 406 НК РФ закреплен порядок исчисления налоговой ставки. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы регистрирующими органами в соответствии со ст. 85 НК РФ. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Возложение на налогоплательщика обязанности по уплате пени является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств, в связи с чем пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в сроки, что и задолженность по налогам, на которую они начислены. В соответствии с положениями ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Как следует из письменных материалов дела, в спорные периоды Д.О.С. владела недвижимым имуществом: квартира, расположенная по адресу: ***А *** (кадастровый ***); квартира, расположенная по адресу: *** (кадастровый ***); квартира, расположенная по адресу: *** (кадастровый ***) Налоговым органом рассчитана сумма налога на имущество, подлежащих к уплате за 2014, 2016, 2017, 2019, 2020, 2021 и 2022 год и направлено налоговое уведомление ***, ***, ***, ***, ***. В связи с неуплатой налогов административному ответчику Инспекцией направлялись требования об уплате задолженности по налогам: Требование *** от *** на сумму 3 007,25 руб. со сроком исполнения - до ***; Требование *** от *** на сумму 3 212,84 руб. со сроком исполнения - до ***; Требование *** от *** на сумму 985,51 руб. со сроком исполнения - до ***; Требование *** от *** на сумму 3 500,77 руб. со сроком исполнения - до ***; Требование *** от *** на сумму 920,80 руб. со сроком исполнения - до ***; Требование *** от *** на сумму 474,00 руб. со сроком исполнения - до ***; Требование *** от *** на сумму 4 280,52 руб. со сроком исполнения - до ***; Требование *** от *** на сумму 4 537,40 руб. со сроком исполнения - до ***; Требование *** от *** на сумму 3 227,12 руб. со сроком исполнения - до ***; Требование *** от *** на сумму 3 662,31 руб. со сроком исполнения - до ***. Данные требования оставлены ответчиком без удовлетворения. В связи с неуплатой налогов административному ответчику направлено требование *** от *** об уплате задолженности по налогам в размере 17 333 руб. 0 коп., пени в размере 5 610 руб. 10 коп. Вышеуказанное требование об уплате административным ответчиком налога на имущество физических лиц и пени ответчиком также не исполнено. В связи с тем, что в срок, установленный в требовании для добровольного исполнения, налогоплательщиком задолженность не уплачена, принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств от *** N 991 (п.1ст. 48 НК РФ). Определением мирового судьи судебного участка *** судебного района *** от *** отменен судебный приказ от *** о взыскании с Д.О.А. задолженности по налогам и пени на общую сумму в размере 28 412 руб. 87 коп. Административным истцом правомерно и в установленном законом размере административному ответчику начислен налог на имущество физических лиц и пени. Расчеты сумм налогов и пени, подлежащих уплате административным ответчиком, объективно подтверждается представленными административным истцом документами. Оснований не доверять представленным доказательствам у суда не имеется. В ходе рассмотрения административным ответчиком заявлено ходатайство о пропуске срока. Из положений ч. 6 ст. 289 КАС РФ следует, что обстоятельства соблюдения срока обращения в суд с требованиями о взыскании обязательных платежей и санкций относятся к кругу обстоятельств, подлежащих обязательному выяснению. Частью 2 ст. 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; 2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей. Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Налоговое законодательство связывает возможность взыскания налогов с направлением налогоплательщику требования об уплате налога. Согласно ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности. Требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании. Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения. Требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано налогоплательщику - физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате задолженности в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Таким образом, законодателем установлена определенная последовательность осуществления органом контроля за уплатой страховых взносов, действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов, одним из этапов которой является обязательное выставление в установленный срок требования об уплате недоимки. Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов. В данном случае, налоговым органом в отношении недоимки за 2014, 2016, 2017 год по выставления самого позднего требования *** со сроком уплаты - с *** Инспекцией своевременных мер по взысканию данной задолженности не предпринято. При этом нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, само по себе, не влечет нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика. В то же время, нарушение сроков, установленных ст. 70 Налогового кодекса РФ, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от *** ***-О, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса. Таким образом, срок обращения налогового органа в суд полежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (3 месяца), срока направления требования по почте, установленного п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ, согласно которому в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, и минимального срока на исполнение требования, установленного п. 3 ст. 69 Налогового кодекса РФ (8 рабочих дней). Несоблюдение срока направления требования об уплате страховых взносов само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки по ним и пени, но в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в ст. 48, 69, 70 Налогового кодекса РФ. Следовательно, принимая во внимание положения ст. 6.1 Налогового кодекса РФ и то, что общая сумма по требованию превысила 10 000 руб., в данном случае предельный срок обращения в суд по взысканию недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016, 2017 год к моменту обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, истек. При этом суд отмечает, что сам факт принятия решения налоговым органом акта о взыскании недоимки только ***, не свидетельствует о соблюдении процедуры принудительного взыскания. Факт вынесения мировым судьей *** судебного приказа по заявлению налогового органа не отменяет применения положений ст. 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации. В рассматриваемом случае он не означает соблюдения налоговым органом установленного срока. Нарушение срока направления требования повлекло за собой нарушение срока обращения налогового органа в суд с заявлением о вынесении судебного приказа. В связи с чем, оснований для взыскания с Д.О.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016, 2017 года не имеется в связи с нарушением налоговым органом процедуры взыскания обязательных платежей и санкций. Оснований для восстановления налоговому органу срока суд также не усматривает. Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине. Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы. С учетом изложенного с Д.О.А. не подлежат взысканию пени по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016, 2017 года. Срок для взыскания недоимки по налгу на имущество физических лиц за 2019, 2020, 2021 и 2022 года и пени, с учетом установленных по делу обстоятельств, не истек, и подлежит взысканию с Д.О.А. Таким образом, с Д.О.А. подлежит взысканию налоговая задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019, 2020, 2021 и 2022 года в размере 10 659 руб. 0 коп., пени в общей сумме 887 руб. 06 коп., исходя из следующего расчета: на дату образования отрицательного сальдо ФИО1 задолженность по пени по налогу на имущество за 2019 г. составляла 108 руб. 56 коп., за 2020 г. – 113 руб. 39 коп., за 2021 г. – 27 руб. 34 коп. (расчет налогового органа). После введения ЕНС начислены пени на общую задолженность по налогам (10 659 руб.) в размере 637 руб. 77 коп.: Сумма задолженности: 10 659,00 Период просрочки: с *** по *** (119 дней) Период Дней в периоде Ставка, % Делитель Проценты, *** – 29.10.2023 20 13 300 92,38 *** – 17.12.2023 49 15 300 261,15 *** – 05.02.2024 50 16 300 284,24 108 руб.56 коп. + 113 руб. 39 коп. + 27 руб. 34 коп. + 637 руб. 77 коп. (92 руб. 38 коп. + 261 руб. 15 коп. + 284 руб. 24 коп.) = 887 руб. 06 коп. Довод административного ответчика о пропуске налоговым органом трехлетнего срока обращения в суд подлежат отклонению. Сроки обращения налогового органа в суд с административным иском установлены статьей 48 Налогового кодекса РФ, и данные сроки по налоговым периодам 2019-2022 г.г. не пропущены. Доказательств оплаты задолженности по налогам за спорный период административным ответчиком, в нарушение 62 КАС РФ, суду не представлено. На основании ст. 114 КАС РФ, 333.19 НК РФ с административного ответчика в бюджет ГО «***» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 462 руб. 0 коп. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177-180, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Свердловской области к Д.О.А. удовлетворить в части. Взыскать с Д.О.А., *** года рождения, уроженки ***, ИНН ***, зарегистрированной по адресу: Россия, ***, в пользу бюджета недоимку по налогам в размере 10 659 руб. 00 коп., задолженность по пеням в размере 887 руб. 06 коп. В остальной части иска – отказать. Взыскать с Д.О.А., *** года рождения, уроженки ***, ИНН ***, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 462 руб. 0 коп. Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса. Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения. Судья Т.В.Саркисян Суд:Городской суд г. Лесного (Свердловская область) (подробнее)Судьи дела:Саркисян Т.В. (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |