Решение № 12-114/2019 12-792/2018 от 6 июня 2019 г. по делу № 12-114/2019

Кировский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Административные правонарушения



Дело № 12-114/19


Р Е Ш Е Н И Е


Санкт-Петербург 06 июня 2019 года

Судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга Петрова Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Первомайское» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора на море по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия ФИО2 № АД-05-12/2018 от 07.12.2018 года о привлечении ООО «Первомайское» к административной ответственности по ст. 8.4 ч. 1 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:


Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора на море по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия ФИО2 № АД-05-12/2018 от 07.12.2018 года ООО «Первомайское» привлечено к административной ответственности по ст. 8.4 ч. 1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с постановлением № АД-05-12/2018 от 07.12.2018 года, генеральным директором ООО «Первомайское» ФИО1 подана жалоба, в которой он просит отменить указанное постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Согласно доводам жалобы, ООО «Первомайское» не осуществляло работы по размещению строительных отходов в акватории Невской губы Финского залива. Общество в соответствии с договором поручения осуществляло эксплуатацию гидротехнического сооружения, кадастровый №. Согласно акту осмотра должностным лицом был осмотрен земельный участок площадью около 5 ГА, расположенный в водоохранной зоне Финского залива Балтийского моря в административных границах Кировского района. При этом по координатам, указанным в акте нельзя понять, какой именно земельный участок был осмотрен, так как схема земельного участка, приложенного к акту, представляет собой всю территорию Угольной гавани и составляет около 25 ГА, соответственно определить, где именно были сделаны фотографии грузового транспорта нельзя.

Фототаблица на стр.4 не содержит адреса или географических координат адреса, где проводилась фотосъемка, соответственно соотнести фотографии с конкретным местом, где они были сделаны, не представляется возможным, на фотографиях не зафиксирован сброс опасных отходов в акваторию Финского залива, план схема земельного участка представляет собой план схему всей территории Угольной гавани, без указания конкретного земельного участка, где проводился осмотр, географические координаты, которые указаны в акте представляют собой точку, но не показывают схему и границы земельного участка, который был осмотрен. Само по себе нахождение грузового транспорта на территории Угольной Гавани не запрещено действующим законодательством. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что автомобильный транспорт, зафиксированный на фотографиях, принадлежит или используется ООО «Первомайское».

Оспариваемым постановлением Обществу вменено в вину размещение строительных отходов в прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта. При этом географические координаты места осмотра не являются акваторией Финского залива, указанная территория является территорией субъекта Российской Федерации, Территория участка входит в состав территории Санкт-Петербурга, что свидетельствует о том, что указанная территория не может являться частью Финского залива, т.к. водные объекты могут находиться исключительно в федеральной собственности.

Кроме того, статьей 21 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

Процедура проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей предусмотрена статьей 27.8 Кодекса. Частью 2 указанной статьи также предусмотрено обязательное участие представителя юридического лица при осуществлении осмотра.

Из акта осмотра земельного участка следует, что при проведении выездного контрольного мероприятия осуществлялась фотосъемка, однако, представитель собственника земельного участка не присутствовал, представитель ООО «Первомайское» также не присутствовал.

ООО «Первомайское» осуществляло услуги в отношении сооружения, при этом само сооружение находится не по тем координатам, которые указаны в акте осмотра от 03.10.2017.

Документального подтверждения протяженности водоохранной зоны или акватории не представлено, что, исключает в рассматриваемом случае возможность достоверно установить ширину водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы. Из ответа Невско-Ладожского БВУ, имеющегося в материалах дела, следует, что частью акватории Финского залива (чаша отвала) пользуется ГУП «Ленводхоз», который и складирует грунт и водные отложения. Ни в акте осмотра, ни в протоколе не указано, на каких основаниях административное производство возбуждено в отношении ООО «Первомайское», а не в отношении пользователя водного объекта. При этом соотнести координаты земельного участка, который осмотрен должностным лицом и объекта «чаша отвала» о котором пишет Невско-Ладожское БВУ не представляется возможным. «Чаша отвала» является искусственным водоемом и в силу прямого указания Водного кодекса РФ не может быть частью Финского залива. Чашу золоотвала специально создавали для нужд гидротехнического сооружения для складирования отходов (зола). Соответственно никаким образом искусственное сооружение для складирования золы не может являться частью моря, так как такое складирование в море запрещено не только законом РФ, но и международными соглашениями.

ООО «СИНИЙ» на праве собственности принадлежит сооружение «Золоотвал в море» с кадастровым номером 78:15:0008392:1094 по адресу: Санкт-Петербург, Элеваторная площадка, сооружение 3, литера Г, площадью 50 768,6 кв. метров. Территория сооружения не может относиться к акватории Финского залива, поскольку находится в частной собственности. За пределами сооружения ООО «СИНИЙ» какой- либо деятельности не ведет и указаний об этом ООО «Первомайское» не давал.

В ходе судебного разбирательства защитник ООО «Первомайское» – Мурахин А.Е., действующий на основании доверенности от 10.01.2018 года, доводы жалобы поддержал, представил дополнения к жалобе, согласно которым, по состоянию на 2010 год ОАО «ТГК -1» являлось собственником единого комплекса гидротехнических сооружений Первомайской ТЭЦ-14, филиал «Невский» ОАО «ТГК-1». Указанные сооружения стояли на балансе ОАО «ТГК-1» в качестве основных средств. Золоотвал - гидротехническое сооружение, которое образованно устройством ограждающей дамбы и углублением котлована в основании (ложе) золоотвала, создавая емкость (чашу) хранения отходов. Дамба, основание и другие элементы сооружения: шпунтовая стенка, водосбросные колодцы, надводный откос, отстойный пруд, эксплуатационная дорога образуют золоотвал как единое гидротехническое сооружение. Строительство Золоотвала осуществлялось на основании проекта Института «Теплоэнергопроект» прошедшего все необходимые согласования и экспертизы, завершено в 1982 году на основании акта приемки строительства от 15.12.1982 года. Золоотвал в море создан человеком в целях применения в хозяйственных целях инженерно-строительным объектом (гидротехническим сооружением). Учитывая представленную документацию на ГТС «Золоотвал в море» правомерно и обосновано сделать вывод, что золошлакоотвал не является водным объектом, а относится к сооружениям, расположенным на водных объектах. Невозможность отнесения территории ГТС «Золоотвал в море» к акватории Невской губы Финского залива Балтийского моря подтверждается решением РОСТЕХНАДЗОРа о привлечении к ответственности собственника ГТС - ООО «Синий» (Постановление №22- 32-1/27572-994/Пс от 09.04.2018г.) за несоблюдение требований ст.8 и 19 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и пунктов 3.1.1.1.,и 8.8 ПБ 03-438-02. т.е. за не предоставление декларации безопасности ГТС «Золоотвал в море». Согласно границ территории Санкт-Петербурга, в том числе Кировского района территория на которой расположено ГТС «Золоотвал в море» является земельным участком.

В июне-июле 2017 года проведено обследование ГТС АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева», по заключению которого имеют место многочисленные дефекты конструктивно-технологических элементов золоотвала, в связи с чем имеются угрозы, в том числе и прорыва дамбы, в связи с чем на территории ГТС «Золоотвал в море» за период с 15.09.2017 года по 03.10.2017 года были проведены многочисленные проверки. Всем контрольным органам представлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающий законность и обоснованность действий собственника по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения. По результатам исследований, назначенных в ходе проверок, нарушений санитарных норм при проведении работ, не выявлено. Качество почвы соответствует санитарным правилам и нормам.

В ходе судебного разбирательства принимал участие государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО7, который полагал, что жалоба генерального директора ООО «Первомайское» ФИО1 удовлетворению не подлежит, так как вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела.

В судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ, в качестве свидетеля был допрошен начальник Отдела водных ресурсов Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности ФИО8, который пояснил, что отвал в море, за проведение работ в котором без государственной экспертизы и привлечено ООО «Первомайское» к административной ответственности, является частью Невской губы, то есть является водным объектом, а не земельным участком. Согласно сведениям КГА, согласно действующей редакции Генерального плана от 19.12.2018 года территория внутренней части золоотвала (чаши отвала), огороженная сооружением «Золоотвал в море», относится к функциональной зоне А – акватория Невской губы. Право предоставления пользования водными объектами осуществляет Невско-Ладожское БАМУ. Право предоставления пользования земельными участками Невско-Ладожское БАМУ не осуществляет. В 2016 году чаша золоотвала Решение о предоставлении водного объекта в пользование часть Невской губы была предоставлена ГУП «Ленгосхоз» для размещения донных отложений, которые образуются при очистке рек и каналов Санкт-Петербурга. В собственности ООО «Первомайское» находится окружная дамба, которая по площади в десять раз меньше чем внутренняя часть чаши отвала, следовательно, ни о какой деятельности внутри чаши отвала речи быть не может без положительного заключения экспертизы. Деятельность ООО «Первомайское» в настоящее время не подкреплена никакими законодательными актами и факт привлечения ООО «Первомайское» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ абсолютно правомерен, так как данный объект является частью акватории Невской губы, является внутренними водами РФ.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ была допрошена ФИО9 – начальник отдела регулирования водопользования НЛБВУ Федерального агентства водных ресурсов, которая пояснила, что чаша отвала является частью акватории Невской губы Финского залива, отделенной огораживающей дамбой. На текущий момент работы по определению границы водного объекта (береговой линии) – части акватории Невской губы Финского залива – проведены, но документированные сведения в государственный водный реестр не внесены. Согласно установленным границам водоохранных зон и прибрежных защитных полос Балтийского моря на территории Санкт- Петербурга и Ленинградской области, внесенных в государственный водный реестр и в государственный кадастр недвижимости, часть акватории Невской губы Финского залива (чаша отвала) является водным объектом, а не земельным участком. По данным Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга часть акватории Невской губы Финского залива (чаша отвала) так же является водным объектом, а не земельным участком.

Само по себе наличие у заявителя (ООО «Первомайское») и его Доверителя (ООО «Синий») объекта с кадастровым номером 78:15:0008392:1094 не предполагает возможности формирования искусственного земельного участка вопреки требованиям Федерального закона от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и, следовательно, не может служить доказательством законности использования водного объекта - части акватории Невской Губы Финского залива выраженного в свале в его акваторию отходов без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Решения о предоставлении водного объекта в пользование ООО «Синий», ООО «Первомайское» в государственном водном реестре не зарегистрированы.

В судебном заседании 17.04.2019 года был допрошен главный специалист отдела оперативного экологического надзора Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности ФИО3, который пояснил, что 26.12.2017 года Комитетом по природопользованию совместно с Балтийско-Арктическом морским Управлением Санкт-Петербурга проводилось мероприятие по обращению граждан о массовом завозе отходов в устье реки Красненькая. В ходе этих мероприятий были привлечены к административной ответственности водители транспортных средств, вынесены постановления в отношении них, проведены сборы проб отходов. В отношении юридических лиц меры не принимались, мероприятия не проводились. Было установлено, что на территорию водоохранной зоны проезжали грузовые автомобили, которые выгружали отходы в чаше золоотвала и эти отходы сбрасывались в водный объект. Деятельность носила организованный характер, так как транспортные средства выезжали через КПП.

В судебном заседании 06.06.2019 года, законный представитель ООО «Первомайское» доводы жалобы, дополнений, представленных к жалобе, поддержал в полном объеме.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав участников процесса, суд считает, что постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора на море по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия ФИО2 № АД-05-24/2017 от 27.03.2018 года о привлечении ООО «Первомайское» к административной ответственности по ст. 8.4 ч. 1 КоАП РФ является законным и обоснованным.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Из постановления № АД-05-12/2018 от 22.03.2018 года следует, что при проведении 26.12.2017 Балтийско-Арктическим морским управлением Росприроднадзора рейдовой проверки (приказ «об утверждении планового (рейдового) задания» от 02.10.2017 №12), совместно с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, произведен осмотр участка общей площадью около 5 Га, расположенного в водоохранной зоне Невской губы Финского залива Балтийского моря (устье реки Красненькая, географические координаты: 59.873169, 30.173158) и установлено, что на нем на площади около 4 Га осуществляются работы по размещению строительных отходов (строительный грунт, предположительно образованный при проведении землеройных работ, асфальтовая крошка, предположительно образованная при проведении работ по замене дорожного полотна, бой бетона, бой кирпича). Работы по размещению отходов и грунтов, ввозимых на участок грузовыми автомобилями через пост охраны, оснащенный автоматическим шлагбаумом, осуществляются непосредственно на акватории Финского залива, слева от въезда установлен вагон-бытовка, работа спецтехники производится на поверхности грунтов и отходов на вновь образованной территории. Въезд грузовых автомобилей и спецтехники осуществляется по пропускам, выданным ООО «Первомайское» и ведется запись в журнале учета. Строительные отходы на осмотренный участок доставляются посредством грузовых самосвалов, после размещения (складирования) планируются по территории участка тремя бульдозерами и одним экскаватором, которые сталкивают строительные отходы непосредственно в акваторию Невской губы Финского залива Балтийского моря.

В постановлении сделан вывод, что на момент проведения 26.12.2017 Управлением рейдовой проверки деятельность на участке акватории Невской губы Финского залива Балтийского моря, расположенного в административных границах Кировского района г. Санкт-Петербурга (устье реки Красненькая) осуществляло ООО «Первомайское».

Истребуемое, в рамках расследования, положительное заключение государственной экологической экспертизы ООО «Первомайское» представлено не было, чем были нарушены требования: ст. 33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч.1. ст.34 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", п.7 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

Датой совершения правонарушения указана дата его выявления, а именно, дата составления Акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 20/2017-А: 17 часов 30 минут 26.12.2017 года.

Местом совершения административного правонарушения: участок акватория Невской губы Финского залива Балтийского моря (в устье реки Красненькая, географические координаты 59.873169, 30.1073158).

Действия ООО «Первомайское» квалифицированы по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ. Частью 1 ст. 8.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.

Из ч. 2 указанной статьи следует, что государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 ФЗ № 155 от 31 июля 1998 года «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с п. 7 ст. 11 Закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 года № 174-ФЗ объектами экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Согласно ст. 1 ВК РФ акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;

Из статьи 1 Федерального закона № 155-ФЗ следует, что внутренние морские воды Российской Федерации - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды:

портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".

Судом установлено, что на момент проверки, проведенной 26.12.2017 года ООО «Первомайское» осуществляло деятельность по обеспечению технической и экологической безопасности объекта - гидротехнического сооружения «Золоотвал в море», расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. Согласно акту преддекларационного обследования гидротехнических сооружений Первомайской теплоэлектроцентрали (ТЭЦ-14) филиала «Невский» ОАО «ТГК-1» Золоотвал в море (золошлакоотвал) входит в комплекс гидротехнического сооружения наряду с системой технического водоснабжения (прямоточной), включающей в себя: открытый водозабор, водопроводящий канал, здание очистных вращающихся сеток, перепускной канал и перепуски, сливной канал, водоотводящий канал. Золоотвал эксплуатируется с 1983 года. Согласно п. 8.2 Акта ГТС располагается в районе Угольной гавани Финского залива, г. Санкт-Петербург. Согласно п. 9.2 открытый водозабор состоит из участка акватории Турухтанного ковша Финского залива, запань которого образована двумя рядами железобетонных свай, забитых в дно, между которыми находятся связанные друг с другом боны с укрепленной в рамках сеткой.

Согласно Научно-техническому отчету АО «Всероссийский научно-исследовательский институт имени Б.Е. Веденеева» от 27.07.2017 года по выполнению работы «Проведение технического обследования золоотвала в Угольной гавани г. Санкт-Петербурга» Золоотвал имеет дефекты конструктивно-технологических элементов. В данном отчете даны рекомендации по выполнению текущего ремонта для повышения надежности и безопасности элементов Золоотвала.

Во исполнении указанных рекомендаций ООО «Синий» (Доверитель) 01.07.2017 года заключил договор поручения № 1 с ООО «Первомайское» (Поверенный) в отношении ГТС «Золоотвал в море». Цель договора – обеспечение технической и экологической безопасности объекта, а также его эффективной эксплуатации в качестве ГТС, в том числе, на основании выводов и рекомендаций АО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева». По настоящему договору Поверенный обязуется от имени и за счет Доверителя устранить все имеющиеся конструктивно-технологические дефекты элементов золоотвала (ограждающая протофильтрационная дамба, бетонная шпунтовая стенка, водосборные колодцы, надводные откосы, отстойный пруд, эксплуатационная дорога, ложе) и обеспечить последующее надлежащее состояние данных элементов при эксплуатации Объекта. В силу п. 1.3.3. Договора ООО «Первомайское» обязалось не допускать нарушений требований законодательства РФ, в том числе и природоохранного. Во исполнении данного договора поручения ООО «Первомайское» заключило договора на оказание услуг и договора подряда с третьими лицами, на основании которых осуществлялась доставка грунтов до отвала и их распределение на отвале.

Таким образом, судом установлено, что ГТС «Золоотвал в море» расположен на водном объекте – акватории Невской губы Финского залива Балтийского моря. ООО «Первомайское», на основании договора поручения № 1 от 01.07.2017 года с ООО «Синий» проводило ремонт сооружения, а именно, 26.12.2017 года силами подрядных организаций ООО «Первомайское» осуществлялись работы по размещению строительных отходов в чашу отвала для формирования дороги, по которой в дальнейшем должен был осуществляться доступ к любой точке дамбы. Так как ГТС расположено в акватории Невской губы Финского залива, которая относится к внутренним морским водам, ООО «Первомайское» должно было обеспечить требования ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ».

Из ответа руководителя НЛБВУ от 14.01.2019 года следует, что чаша отвала является частью акватории Невской губы Финского залива, отделенной огораживающей дамбой. В соответствии с и. 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации 74-ФЗ моря или их отдельные части относятся к поверхностным водным объектам и находятся в собственности Российской Федерации (ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ).

Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утверждены постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2016 г. № 377.

В соответствии с п. 10.2. ч. 4 ст. 31 Водного кодекса РФ документированные сведения о местоположении береговой линии (границы водного объекта) включаются в государственный водный реестр.

На текущий момент работы по определению границы водного объекта (береговой линии) - части акватории Невской губы Финского залива - проведены, но документированные сведения в государственный водный реестр не внесены.

В тоже время, согласно установленным границам водоохранных зон и прибрежных защитных полос Балтийского моря на территории Санкт- Петербурга и Ленинградской области, внесенных в Государственный водный реестр (приложение № 1) и в Государственный кадастр недвижимости, часть акватории Невской губы Финского залива (чаша отвала) является водным объектом, а не земельным участком.

Искусственные земельные участки на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, создаются в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на основании Разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности.

Разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте ООО «Первомайское» не выдавалось.

На указанную в запросе часть водного объекта (чаша отвала) Невско-Ладожским БВУ выдано решение о предоставлении водного объекта (часть акватории Невской губы, расположенной внутри дамбы для складирования грунта и донных отложений) № 00-01.04.03.004-М-РББВ-Т-2018-03277/00 в пользование Санкт-Петербургскому многопрофильному природоохранному государственному унитарному предприятию «Экострой» сроком до 31.12.2022.

Данные обстоятельства подтвердила в судебном заседании ФИО9

Таким образом, действия ООО «Первомайское» правильно квалифицированы по ст. 8.4 ч. 1 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «Первомайское» подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:

-протоколом об административном правонарушении № АД-05-12/2018 от 14.03.2018 года, составленным уполномоченным должностным лицом, с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ;

-актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 20/2017-А от 26.12.2017 года с фототаблицей, из которого следует, что в ходе проведения осмотра территории водоохранной зоны Финского залива в административных границах Кировского района (устье реки Красненькая) было зафиксировано проведение работ с использованием спецтехники по размещению грунтов и отходов предположительно 4-5 класса опасности. Работы на территории осуществляет ООО «Первомайское»;

-приказом об утверждении планового (рейдового) задания № 20 от 25.12.2018 года, из приложения к которому следует, что территорией планового осмотра является: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка сооружение 3 литера Г, устье реки Красненькая, акватория Невской губы Финского залива Балтийского моря, территория и акватория водных объектов в зоне ответственности Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора;

-договором поручения № 1 от 01.07.2017 года, заключенным между ООО «Первомайское» и ООО «Первомайское»;

- ответом и.о. руководителя Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 07.12.2017 года, согласно которому гидротехническое сооружение «Золоотвал в море», расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка сооружение 3, литера Г, в Российском регистре гитротехнических сооружений не состоит, в перечень ГТС не входит.

-ответом заместителя начальника ОВР по СПб и ЛО Невско-Ладожского бассейнового водного управления от 23.10.2017 года, из которого следует, что часть акватории Невской губы Финского залива (чаша отвала) является водным объектом, а не земельным участком;

Совокупность данных доказательств суд считает достаточной для установления вины ООО «Первомайское» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела. Так, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, инспектором соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений процессуальных требований, влекущих отмену обжалуемого постановления, не допущено.

Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.

Порядок привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.

Каких-либо доказательств того, что у ООО «Первомайское» не имелось возможности для соблюдения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, или того, что им были приняты все зависящие от него меры для его соблюдения, не представлено.

Оснований для признания совершенного ООО «Первомайское» административного правонарушения малозначительным или прекращения данного административного дела в связи с отсутствием состава или события административного правонарушения, суд не усматривает.

Доводы защитника не нашли своего подтверждения при пересмотре дела, и опровергаются установленными обстоятельствами и вышеперечисленными доказательствами по делу.

Таким образом, ООО «Первомайское» были нарушены требования ст. 33 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч.1. ст.34 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", п.7 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". ООО «Первомайское» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

В соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ только не устранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Исследованные судом доводы, не являются таковыми, и не достаточны суду для удовлетворения жалобы в части отмены обжалуемого постановления должностного лица.

В связи со всеми вышеизложенными обстоятельствами, суд не находит оснований для отмены постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора на море по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия ФИО2 № АД-05-12/2018 от 07.12.2018 года о привлечении ООО «Первомайское» к административной ответственности по ст. 8.4 ч. 1 КоАП РФ. Наказание ООО «Первомайское» назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в пределах санкции статьи. Однако, постановление должностного лица подлежит изменению в части исключения из описательно-мотивировочной части указания на то, что Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27.08.2018 года по делу № 12-159/2018 года, в остальном постановление оставить без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:


Жалобу генерального директора ООО «Первомайское» ФИО1 оставить без удовлетворения.

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора на море по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия ФИО2 № АД-05-12/2018 от 07.12.2018 года о привлечении ООО «Первомайское» к административной ответственности по ст. 8.4 ч. 1 КоАП РФ и назначении штрафа в размере 100 000 рублей - изменить, исключив из описательно-мотивировочной части указания на то, что Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 27.08.2018 года по делу № 12-159/2018 года.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в порядке и сроки, установленные Главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Петрова Н.В.



Суд:

Кировский районный суд (Город Санкт-Петербург) (подробнее)

Судьи дела:

Петрова Наталья Владимировна (судья) (подробнее)