Решение № 2-103/2024 2-103/2024(2-3232/2023;)~М-2698/2023 2-3232/2023 М-2698/2023 от 30 января 2024 г. по делу № 2-103/2024




№2-103/2024 (2-3232/2023)

36RS0002-01-2023-003330-17


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2024 года г. Воронеж

Советский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Корпусовой О.И.,

при секретаре Кулик В.Ю.,

с участием представителей истцов по доверенностям от 05.08.2022 и от 10.07.2023 ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО4, ФИО5 к ТСЖ «Наш дом» о ликвидации ТСЖ,

установил:


ФИО4, ФИО5 обратилась в Советский районный суд г. Воронежа к ТСЖ «Наш дом», ФИО6, ФИО7 о ликвидации ТСЖ, возложении обязанности по ликвидации ТСЖ на ликвидационную комиссию.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что ТСЖ «Наш дом» зарегистрировано 10.04.2006 по адресу: <адрес> Истцы ФИО4, ФИО5 являются членами ТСЖ «Наш дом», а третье лицо на стороне истца ФИО11 - не являющийся членом товарищества собственник помещения в МКД по <адрес>. В настоящее время цели создания ТСЖ «Наш дом» не достижимы, деятельность ТСЖ невозможна. На основании п.9 ст. 138 ЖК Российской Федерации товарищество обязано вести реестр членов товарищества, который в силу ч. 4 ст. 143 ЖК Российской Федерации должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в ГЖИ. Однако ТСЖ «Наш дом» не выполняет данную обязанность (п.9.8.9 устава - обязанность правления), что существенно затрудняет деятельность ТСЖ. На неоднократные устные просьбы истцов предоставить реестр членов ТСЖ для самостоятельного созыва общего собрания управляющая ТСЖ ФИО7 (приказ о приеме на должность № от ДД.ММ.ГГГГ) отвечала отказом. Вместе с тем отсутствие реестра членов ТСЖ препятствует, в том числе, проведению общих собраний членов ТСЖ. Общие собрания членов ТСЖ в нарушение п.8.1 устава не проводились несколько лет подряд. Пунктом 9.4 устава ТСЖ «Наш дом» срок полномочий членов правления определен 2 года, п. 10.1 устава срок полномочий председателя правления определен 2 года. Компетенция правления определена п. 9.8 устава, председателя правления - разделом 10 устава. Таким образом, легитимное правление ТСЖ «Наш дом» на сегодняшний день отсутствует. Заочным решением Советского районного суда от 09.12.2021 по делу 2-2598/2021 удовлетворены исковые требования ФИО11 об обязании ТСЖ «Наш дом» предоставить собственнику жилого помещения документы за 2017-2021гг. Решение суда до настоящего времени не исполнено, в рамках исполнительного производства от 05.05.2022 постановлением от 04.07.2022 объявлен исполнительский розыск председателя ТСЖ, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора за счет ТСЖ. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что деятельность ТСЖ «Наш дом» стала невозможной, поскольку не только истек определенный уставом 2-летний срок полномочий председателя (согласно выписке из ЕГРЮЛ- с 19.05.2011), но и само физическое лицо как постоянно действующий исполнительный орган юридического лица отсутствует в месте его нахождения. Многоквартирный дом содержится в ненадлежащем состоянии, долги ТСЖ перед ресурсоснабжающими и подрядными организациями исчисляются сотнями тысяч. Кроме того, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Воронежской области подтверждается, что ТСЖ «Наш дом» не оплачиваются услуги по обслуживанию банковского счета (судебный приказ от 27.04.2023 по делу А14-6252/2023), нарушаются сроки предоставления отчетности в фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (решение от 24.05.2023) по делу А14-4942/2023. Уставом ТСЖ «Наш дом» (пп. 8.13.2 устава) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества. Созыв общего собрания членов ТСЖ «Наш дом» невозможен по указанным выше причинам. Руководство текущей деятельностью товарищества осуществляется Правлением во главе с председателем (п.9.1, 10.1 устава). Однако указанные органы на сегодня не сформированы, председатель правления находится в исполнительском розыске, в МКД по <адрес> не проживает. Фактическое руководство деятельностью ТСЖ осуществляется управляющей ФИО7 на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, ей принадлежит право первой подписи банковских и финансовых документов. В силу п.9.16 устава ТСЖ при заключении договора с управляющей организацией (управляющим) правление передает свои функции этой управляющей организации (управляющему). Осуществление контроля за деятельностью управляющего пунктом 9.8.12 устава возложено на правление товарищества. Таким образом, в отсутствие сведений о деятельности ТСЖ, доступа к документам ТСЖ у истцов, третьего лица, иных собственников МКД, единственными лицами, которые имеют возможность реально осуществить ликвидацию ТСЖ, являются управляющая ФИО7 и лицо, указанное в выписке из ЕГРЮЛ как уполномоченное действовать от имени ТСЖ - председатель правления ФИО6 В этой связи необходимо формирование ликвидационной комиссии, состоящей из этих лиц, под председательством лица, осуществляющего фактическое руководство ТСЖ - ФИО7 Считая свои права нарушенными, ФИО4 и ФИО5 обратились в суд с настоящим иском, в котором просят ликвидировать ТСЖ «Наш дом» (ИНН <***>, ОГРН <***>), зарегистрированное 10.04.2006 по адресу: <адрес>, обязанность по ликвидации ТСЖ «Наш дом» возложить на ликвидационную комиссию в составе: ФИО7 (<адрес>) - председатель ликвидационной комиссии, ФИО6 (<адрес>) (т.1 л.д. 5-9).

В процессе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации, просят ликвидировать ТСЖ «Наш дом» (ИНН <***>, ОГРН <***>), зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, обязанность по ликвидации ТСЖ «Наш дом» возложить на ликвидационную комиссию в составе: ФИО7 (<адрес>) - председатель ликвидационной комиссии, ФИО6 (<адрес>). В обоснование уточненных исковых требований истцы ссылаются на то, что из поступивших в дело выписок из ЕГРН в отношении ряда квартир истцы приходят к выводу о членстве в ТСЖ собственников, обладающих 49,84% от общего числа голосов, которыми обладают собственники помещений в МКД: несколько бывших членов ТСЖ прекратили членство ввиду прекращения права собственности на помещения, другими подано заявление о выходе из ТСЖ. Согласно п.4.6 Устава ТСЖ «Наш дом» и прекращение права собственности на помещение, и подача заявления о выходе из ТСЖ являются основаниями для прекращения членства в ТСЖ. Членство в ТСЖ менее 50% от общего числа собственников является безусловным основанием для ликвидации ТСЖ. Общее собрание по вопросу ликвидации ТСЖ не состоялось в связи с отсутствием кворума. Также истцам стало известно, что у ТСЖ «Наш дом» не заключены: договор аварийного обслуживания, договор на техническое обслуживание лифтов. Это несет прямую угрозу жизни и здоровью собственников, поскольку лифты являются объектами повышенной опасности и подлежат страхованию. Отсутствие аварийной службы лишает собственников возможности по принятию неотложных мер в случае аварии на общедомовых сетях. Иные доводы первоначального искового заявления поддерживаются в полном объеме. В части реестра членов ТСЖ следует отметить, что он содержит неактуальные сведения. Представленные ГЖИ ВО доказательства (акт проверки) подтверждают, что в деятельности ТСЖ имеются нарушения, однако предписания об устранении нарушений не выдаются в связи с отсутствием угрозы жизни и здоровью (предмет проверки - начисления за ЖКУ). Кроме этого, документы показали, что ТСЖ не получает почтовую корреспонденцию - представитель ТСЖ в месте его нахождения отсутствует. Членство в ТСЖ менее 50% собственников помещений <адрес>. На ДД.ММ.ГГГГ от первоначального числа членов ТСЖ осталось 47,98% (4459 кв.м.). Причина уменьшения числа членов ТСЖ - продажа квартир и выход из ТСЖ в заявительном порядке (п.4.6 Устава ТСЖ). Протоколом №1 от 03.12.2023 оформлены решения, принятые собственниками на общем собрании, в том числе по вопросу ликвидации ТСЖ (вопрос 2). Итоги общего собрания доведены до сведения собственников. ТСЖ как юридическое лицо надлежащим образом уведомлено о принятом решении. Однако лицо, избранное на собрании ликвидатором, на сегодняшний день является умершим, в связи с чем реализация решения общего собрания представляется затруднительной. В тоже время законодательно возложенная обязанность собственниками выполнена. Не способность ТСЖ осуществлять деятельность, направленную на достижение целей ТСЖ. Не обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в МКД (п.2.8 Устава). Не обеспечение сбора платежей своих членов в нарушение п.6,3, 6.7, 6.8 Устава. Не утверждение бюджета ежегодно (п. 6.6), не составление финансового плана (п. 6.9,6.10). Отсутствие правления (п.7.2, 9.4), не проведение заседаний правления не реже 1 раза в 3 месяца (п. 9.13). Отсутствие ревизора (п.7.3), не проведение плановых ревизий не реже одного раза в год (п. 11.4). Не проведение годовых общих собраний членов ТСЖ (п.8.1 Устава). Не ведение списка членов ТСЖ. Не приведение Устава ТСЖ в соответствие с действующим законодательством. В Арбитражный суд Воронежской области 23.11.2023 поступило заявление ФНС России о признании ТСЖ «Наш дом» банкротом в связи с наличием задолженности по налогам 435 966 рублей 10 копеек, из которых 394 311 рублей 18 копеек основного долга, 40 654 рублей 92 копеек пеней и 1000 рублей штрафа. Не способность обратиться в суд с иском об обязании устранить недостатки. В обоснование ходатайства об уменьшении государственной пошлины ТСЖ ссылалось на наличие значительной дебиторской задолженности, задолженности по заработной плате работникам. Факт наличия протокола общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором в числе вопросов есть вопрос о ликвидации ТСЖ «Наш дом», не исключает принудительной ликвидации по решению суда. Лицо, указанное в протоколе общего собрания в качестве ликвидатора, на сегодняшний день является умершим, что делает невозможным исполнение решения общего собрания о ликвидации ТСЖ, однако не отменяет выраженной большинством собственников помещений воли на такую ликвидацию (т.2 л.д. 3-7, 127-129, 181-182).

Определением Советского районного суда г. Воронежа от 23.11.2023 прекращено производство по делу в части требований к ФИО6, ФИО7, а также в части требований о возложении обязанности по ликвидации ТСЖ «Наш дом» на ликвидационную комиссию в составе: ФИО7, ФИО6, в связи с отказом истцов от иска в указанной части (т.2 л.д. 102, 105, 106-107).

В судебное заседание истцы ФИО4, ФИО12 не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом по адресу их регистрации в соответствии со ст. 113 ГПК Российской Федерации. Извещения, направленные в адрес истцов возвращены в суд с пометкой «истек срок хранения».

Представитель истцов – ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила удовлетворить.

Ответчик ТСЖ «Наш дом» своего представителя для участия в судебном заседании не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении слушания дела, а также о рассмотрении дела в отсутствие представителя не заявил.

Третьи лица – ГЖИ Воронежской области, МИФНС России №12 по Воронежской области своих представителей для участия в судебном заседании не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела, а также о рассмотрении дела в отсутствие представителей не заявили.

Третье лицо – ФИО11 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания по адресу его регистрации в соответствии со ст. 113 ГПК Российской Федерации. Извещение, направленное в адрес третьего лица возвращено в суд с пометкой «истек срок хранения».

Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, самостоятельно используют принадлежащие им процессуальные права и обязанности, и должны использовать их добросовестно.

В силу п. 1 ст. 165.1 ГК Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту регистрации корреспонденцией, является риском самого гражданина, и он несет все неблагоприятные последствия такого бездействия.

Как разъяснено в абз. 2 п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности, если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделение связи.

В п. 68 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что ст. 165.1 ГК Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Факт неполучения извещения, своевременно направленного по месту регистрации лица участвующего в деле заказной корреспонденцией, расценивается судом как отказ от получения судебного извещения (ч. 2 ст. 117 ГПК Российской Федерации).

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу, в связи с чем, на основании статьи 167 ГПК Российской Федерации, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав представителя истцов ФИО1, изучив материалы дела, исследовав представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации) (пункт 1); юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: общественных организаций (подпункт 2 пункта 3), товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья (подпункт 4 пункта 3).

Частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, которым они владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются.

По смыслу пункта 1 статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации и частей 1 и 5 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме и осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами могут создавать товарищества собственников жилья. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственно реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

В соответствии с ч. 1 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.

В силу части 2 указанной выше статьи товарищество собственников жилья может быть создано при объединении: нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры; нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений - жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках объектами, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры.

Государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц (ч. 3 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса; выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами; вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса; представлять в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в течение трех месяцев с момента государственной регистрации внесенных в устав товарищества изменений заверенные председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копию устава товарищества, выписку из протокола общего собрания членов товарищества о принятии решения о внесении изменений в устав товарищества с приложением заверенных председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копий текстов соответствующих изменений.

В соответствии с ч. 1 ст. 143 Жилищного кодекса Российской Федерации, членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.

Частью 3 ст. 143 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что членство в товариществе собственников жилья прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 1 ст. 147 Жилищного кодекса Российской Федерации, руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества.

Согласно ст. 141 Жилищного кодекса Российской Федерации ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно подпунктам 1 - 6 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморе