Решение № 2-35/2024 2-35/2024(2-536/2023;)~М-457/2023 2-536/2023 М-457/2023 от 11 января 2024 г. по делу № 2-35/2024




Дело № 2-35/2024

УИД 44RS0013-01-2023-000530-33


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

11 января 2024 года п. Красное-на-Волге

Красносельский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Артимовской А.В.,

при секретаре Кулаковой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Красносельского муниципального района Костромской области об обязании произвести переустройство электросетевых объектов с земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:


ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском указав, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Красносельского муниципального района Костромской области и ней на основании итогового протокола аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, расположенного в <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со статьей 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации был заключён договор аренды земельного участка № (далее- договор аренды). Согласно п.1.1 договора аренды Арендодатель передает, а Арендатор принимает и использует на условиях договора аренды земельныйучасток общей площадью №., с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>Пунктом 1.2.5 договора аренды были установлены обременения земельного участка: зона с особыми условиями использования территории <данные изъяты>.Договор аренды заключен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 лет) в силу п.2.1 договора.Сумма годовой арендой платы в соответствии с п.3.1 договора составляет 16 360 рублей.

В процессе получения разрешения на индивидуальное строительство было выявлено, что в договоре аренды в п1.2.5 допущенные ошибки, неверно указана зона обременения. При обращении в ПАО «МРСК Центр» « Костромаэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ, и ответа от ДД.ММ.ГГГГ № о том что, согласно представленной выписки из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, часть земельного участка обременена охранной зоной воздушной линии электропередач, выявлены только Обременения ограничения — зона со особыми условиями использования территории <данные изъяты>. Иные объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие ПАО « МРСК Центр»-«Костромаэнерго», а так же обременения в виде охранных зон таких объектов в границе данного земельного участка отсутствуют.ДД.ММ.ГГГГ между Арендодателем и Арендатором было заключено дополнительное соглашение к договору аренды, в соответствии с которым был изменен п. 1.2.5 договора об обременениях и ограничениях земельного участка и изменены реквизиты в пункте 3 договора аренды.Согласно ответу на обращение от ДД.ММ.ГГГГ Филиала ПАО "Россети центр-Костромаэнерго" с заявлением о выносе объекта электросетевого хозяйства с земельного участка должен обращаться собственник земельного участка. На ДД.ММ.ГГГГ ответ от Администрации Красносельского муниципального района не получен.

Истец считает, что Администрация Красносельского муниципального района Костромской области обязана за счет собственных денежных средств устранить препятствия в использовании земельным участкои в соответствии с его целевым назначением поскольку наличие на земельном участке обременения, исключающего использование земельного участка в соответствии с его назначением (индивидуальное жилищное строительство), является недостатком сданного в аренду имущества, подлежащим устранению арендодателем.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что за согласованием размещения жилого дома в сетевую организацию филиал ПАО «Россети Центр» - «Костромаэнерго» она не обращалась, полагала, что строительство дома по иному проекту, отличному от того, который был представлен ею для согласования в администрацию Красносельского муниципального района Костромской области и не был согласован администрацией, не возможно.

Представитель ответчика администрации Красносельского муниципального района Костромской областив судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ранее, участвуя в судебном заседаниипредставитель ответчика ФИО2 полагала иск не подлежащим удовлетворению, указала, что истец знал о наличии ограничений пользования земельным участком при заключении договора аренды земельного участка, участвуя в торгах истец был ознакомлен с аукционной документацией, в которой содержались сведения об ограничениях использования земельным участком в связи с прохождением через него воздушной линии электропередачи. Конфигурация земельного участка, а также градостроительный план земельного участка, позволяют истцу построить на нем индивидуальный жилой дом, соблюдая Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, филиал ПАО «Россети Центр» - «Костромаэнерго», Управление Росреестра поКостромской области, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащимобразом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. Филиал ПАО «Россети Центр» - «Костромаэнерго» представили письменные пояснения по делу, в которых указали, что через земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>., проходит линия электропередачи <данные изъяты>На данную линию электропередачи установлена охранная зона <данные изъяты> Охранная зона поставлена на государственный кадастровый учет. С 01.09.2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 №270 внесены изменения в Постановление Правительства РФ о 24.02.2009 №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», согласно которым в охранных зонах допускается размещение зданий и сооружений при соблюдении определенных параметров. Общество оказывает услуги по выносу сетей, данная услуга является рыночной,осуществляется на основании технического проекта, в рамках заключенного договора по переустройству сетей с Заявителем. Собственник земельного участка, обремененного объектами электросетевого хозяйства, вправе обратиться в ПАО «Россети Центр» с заявлением о выносе данного объекта с земельного участка. Переустройство объекта электросетевого хозяйства осуществляется за счет средств заявителя.ДД.ММ.ГГГГ в адрес Общества поступило заявление ФИО3 о предоставлении документов по снятию ограничений с земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Заявителя было направлено письмо по факту рассмотрения обращения. Обращений ФИО1 за согласованием размещения планируемого к строительству объекта на земельном участке с кадастровым номером № в адрес Общества не поступало.

Выслушав истца, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд следующему выводу.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию Красносельского муниципального района Костромской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельного участка с кадастровым номером №, площадью №, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Красносельского муниципального района Костромской области издано распоряжение № 110 «Об организации и проведении мероприятий для проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в д. Косевское Шолоховского сельского поселения».

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Красносельского муниципального района Костромской области издано распоряжение № 587 «Об организации торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного в д. Косевское», пунктом 1 которого определено провести торги в форме аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи заявки, по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 800 №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.Вид разрешенного использования - для строительства индивидуального жилого дома.Категория земель - земли населенных пунктов.Обременения и ограничения - зона с особыми условиями использования территории <данные изъяты> для строительства индивидуального жилого дома. Установлен начальный размер годовой арендной платы за земельный участок -№ (<данные изъяты>) рублей; сумма задатка - № (<данные изъяты>) рублей; шаг аукциона - № (<данные изъяты>) рублей; срок аренды — 20 лет.

В установленном порядке администрацией Красносельского муниципального района Костромской области в информационно-коммуникационнойсети «Интернет» размещено информационноесообщение о торгах, согласно которому срок окончания приёма заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в администрацию Красносельского муниципального района Костромской области подана заявка на участие в аукционе по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером № для строительства индивидуального жилого дома, в которой, в том числе, содержаться сведения об обременении земельного участка охранной зоной ВЛ.

В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с администрацией Красносельского муниципального района Костромской области заключен договор о задатке, по условиям которого для участия в аукционе по продаже права аренды земельного участка ФИО1 внесла задаток (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ №).

Согласно протоколу о результатах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ победителем аукциона по продаже права аренды земельного участка признана ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и администрацией Красносельского муниципального района Костромской области в соответствии со ст. 39.12 Земельного кодекса РФ заключен договор аренды земельного участка №, в соответствии с условиями которого администрация Красносельского муниципального района Костромской области передала истцу в аренду сроком до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым №,площадью №, расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, в отношении которого имеются обременения и ограничения: зона с особыми условиями использования территории <данные изъяты>

Земельный участок, с указанными обременениями для строительства индивидуального жилого дома передан от администрации Красносельского муниципального района Костромской области ФИО1 по передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ.

Право аренды ФИО1 в отношении земельного участка зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию Красносельского муниципального района Костромской области с уведомлением о планируемом строительстве, приложив схематичное изображение планируемого к строительству объекта на земельном участке.

ДД.ММ.ГГГГ администрация Красносельского муниципального района Костромской области направила в адрес ФИО1 уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров установленным параметрам и недопустимости размещения объекта на земельном участке, указав в обоснование на то, что часть планируемого к строительству объекта располагается в охранной зоне ЛЭП, что возможно только с письменного решения о согласовании сетевой организации.

ДД.ММ.ГГГГ год ФИО1 в отношении спорного земельного участка получен градостроительный план №, в соответствии с которым на земельном участке разрешается строительство отдельно стоящих односемейных домов. Градостроительный план содержит информацию о границах зон с особыми условиями использования, в том числе, об охранной зоне газораспределительной сети площадью № и охранной зоне <данные изъяты>

Также судом установлено, что воздушная линия электропередач <данные изъяты> проходящая над земельным участком с кадастровым номером №, принадлежит на праве собственности филиалу ПАО «Россети Центр» - «Костромаэнерго».

Сведения о границе охранной зоны ВЛ внесены в ЕГРН с присвоением границе вышеуказанногообъекта реестрового номера №

Согласно представленному в материалы дела техническому паспорту, составленному по состоянию на 2002 год, воздушная линия электропередач <данные изъяты>, введена в эксплуатацию в 1987 году, имеет 11 опор, общую длину № проходит через район индивидуальной застройки.

В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ч. 2 ст. 22 Земельного Кодекса Российской Федерации Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

На основании положений пункта 1 статьи 612 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.

При обнаружении таких недостатков арендатор вправе по своему выбору:

потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков имущества, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества;

непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя;

потребовать досрочного расторжения договора.

Статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю могут устанавливаться в том числе в отношении использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (пункты 1, 2).

Исходя из норм названного кодекса охранные зоны объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий и устанавливаются в целях безопасной эксплуатации этих объектов. Со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям (пункт 1 статьи 104, статья 105, пункт 1 статьи 107).

Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов, определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"

Пунктом 10 указанных Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 18.02.2023 года № 270, действующей с 01.09.2023 года) установлено, что в охранных зонах допускается размещение зданий и сооружений при соблюдении следующих параметров:

а) размещаемое здание или сооружение не создает препятствий для доступа к объекту электросетевого хозяйства (создаются или сохраняются, в том числе в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, проходы и подъезды, необходимые для доступа к объекту электроэнергетики обслуживающего персонала и техники в целях обеспечения оперативного, технического и ремонтного обслуживания оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, проведения работ по ликвидации аварий и устранению их последствий на всем протяжении границы объекта электроэнергетики);

б) расстояние по горизонтали от элементов зданий и сооружений до проводов воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ с неизолированными проводами (при наибольшем их отклонении) должно быть не менее:

1,5 метра - от выступающих частей зданий, террас и окон;

1 метра - от глухих стен;

в) расстояние по горизонтали от элементов зданий и сооружений до токопроводящих жил кабелей (предназначенных для эксплуатации в воздушной среде) напряжением свыше 1 кВ (при наибольшем их отклонении) должно быть не менее:

1 метра - от выступающих частей зданий, террас и окон;

0,2 метра - от глухих стен зданий, сооружений;

г) допускается размещение зданий и сооружений под проводами воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ с самонесущими изолированными проводами, при этом расстояние по вертикали от указанных зданий и сооружений при наибольшей стреле провеса должно быть не менее 2,5 метра;

д) расстояние по горизонтали от элементов зданий и сооружений до проводов воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1 кВ (при наибольшем их отклонении) должно быть не менее:

2 метров - при проектном номинальном классе напряжения до 20 кВ;

4 метров - при проектном номинальном классе напряжения 35 - 110 кВ;

5 метров - при проектном номинальном классе напряжения 150 кВ;

6 метров - при проектном номинальном классе напряжения 220 кВ;

20 метров (8 метров до ближайших частей непроизводственных и производственных зданий и сооружений электрических станций и подстанций) - при проектном номинальном классе напряжения 330 - 400 кВ;

30 метров (10 метров до ближайших частей непроизводственных и производственных зданий и сооружений электрических станций и подстанций) - при проектном номинальном классе напряжения 500 кВ;

40 метров (10 метров до ближайших частей непроизводственных и производственных зданий и сооружений электрических станций и подстанций) - при проектном номинальном классе напряжения 750 кВ.

Таким образом, размещение в охраной зоне воздушной линии электропередач зданий и сооружений допускается, но при соблюдении определенных ограничений.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что зона с особыми условиями использования в отношении спорного участка установлена на площади 83 кв. м, то есть занимает чуть более 10% от общей площади земельного участка, равной 800 кв. м, проходит по спорному земельному участку наискосок и делит земельный участок примерно на 1/3 и 2/3 части. С учетом градостроительного плана спорного земельного участка, выданного истцу и чертежа к нему, площадь спорного земельного участка, на которой возможно выполнение строительных работ, позволяет истцу осуществить строительство жилого дома в том числе вне охранной зоны воздушной линии.

Из схематичного изображения планируемого к строительству объекта капитального строительства, приложенного истцом к поданному в администрацию Красносельского муниципального района Костромской области уведомлению о планируемом строительстве, также усматривается, что указанный объект незначительно размещен в охранной зоне. При этом, истец в сетевую организацию филиал ПАО «Россети Центр» - «Костромаэнерго» в соответствии с требованиями действующих на момент получения уведомления администрации о несоответствии указанных в уведомлении параметров объекта капитального строительства установленным параметрам, Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160, не обращался.

Истец вопрос о расторжении договора в рамках рассмотрения настоящего дела не ставил. От получения доказательств по делу путем проведения судебной строительно-технической экспертизы истец отказался.

Истец, ссылаясь на невозможность использования участка под строительство жилого дома с учетом установленной охранной зоны воздушной линия электропередач не представил доказательств разработки проектной документации на строительство дома с учетом существующих ограничений, в силу чего полная непригодность спорного земельного участка к использованию по назначению для строительства индивидуального жилого дома судом признана недоказанной.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что приведенное истцом обстоятельство – наличие на арендованном земельном участке охранной зоны воздушной линия электропередач, не является в данном случае недостатком вещи, наличие которого полностью или частично препятствует пользованию ею, в связи с чем, на администрацию Красносельского муниципального района Костромской области не может быть возложена обязанность устранить этот недостаток путем переустройства электросетевых объектов.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:


В удовлетворении иска ФИО1 к администрации Красносельского муниципального района Костромской области об обязании произвести переустройство электросетевых объектов с земельного участка с кадастровым номером №, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Красносельский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А. В. Артимовская

Мотивированное решение изготовлено 15 января 2023 года

Судья А. В. Артимовская



Суд:

Красносельский районный суд (Костромская область) (подробнее)

Судьи дела:

Артимовская Анна Васильевна (судья) (подробнее)