Решение № 2А-108/2024 2А-108/2024(2А-680/2023;)~М-621/2023 2А-680/2023 М-621/2023 от 9 января 2024 г. по делу № 2А-108/2024




Дело №2а-108/2024

УИД 44RS0013-01-2023-000739-85


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

09 января 2024 года п. Красное-на-Волге

Красносельский районный суд Костромской области в составе

председательствующего судьи Артимовской А.В.,

при секретаре Коминой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красносельского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации городского поселения п. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и возложении обязанности организовать стационарное электрическое освещение на автомобильной дороге местного значения,

У С Т А Н О В И Л:


Прокурор Красносельского района, действуя в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского поселения п. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, возложении обязанности обеспечить стационарное электрическое освещение на автомобильной дороге местного значения по <адрес> в п. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области, протяженностью №., <данные изъяты>, <данные изъяты>, в срок до 01.09.2024 г.

Свои требования прокурор обосновывает тем, что в ходе проверки в деятельности органа местного самоуправления выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в непринятии мер по организации освещения <адрес> п. Красное-на-Волге. В соответствии с п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц. В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с п.8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта РФ, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог улиц содержатся в ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденные Приказом Ростехурегулирования от 23.10.2007 №270-ст (далее – ГОСТ Р 52766-2007). Пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено наличие стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах как средство улучшения условий видимости. При этом стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м. По ГОСТ Р 52766-2007 разрабатываются и осуществляются мероприятия по устранению недостатков транспортно-эксплуатационного состояния на участках улично-дорожной сети и мероприятия по их обустройству техническими средствами и устройствами организации и обеспечения безопасности дорожного движения. Организация стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, направлено на обеспечение безопасности дорожного движения и должно осуществляться как при ремонте, так и в процессе содержания дорог. В соответствии с п.4 ст.8 Устава городского поселения п.Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения п.Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области №722 от 28.09.2016, администрация организует в границах поселения электро, тепло-,газо- и водоснабжение населения. На основании п.12 Правил благоустройства территории городского поселения п.Красное-на-Волге, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения п.Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области №118 от 30.09.2022, в комплекс мер по благоустройству территории населенного пункта отнесено освещение улиц, дорог и площадей, выполняемое светильниками, располагаемыми на опорах или тросах.Проведенной проверкой установлено, что постановлением администрации городского поселения п.Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области от 22.03.2013 №22 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности поселения.Согласно вышеуказанному перечню в муниципальную собственность городского поселения п.Красное-на-Волге входит автомобильная дорога местного значения по <адрес>, протяженностью №, <данные изъяты>, <данные изъяты>), однако уличное освещение автомобильной дороги по ул.Заречная п.Красное-на-Волге не организовано. В целях надлежащего уличного освещения прокурором района 09.08.2022 главе администрации городского поселения п.Красное-на-Волге внесено представление об устранении нарушений закона. По информации администрации городского поселения п.Красное-на-Волге (исх. № от 07.09.2022) мероприятия по организации уличного освещения территории <адрес> п.Красное-на-Волге в вечернее и ночное время запланированы на 3-4 квартал 2023 года и будут проведены при наличии денежных средств в бюджете городского поселения. В ходе проверки доводов обращения ФИО1 от 24.10.2023 г. о бездействии органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения установлено, что по состоянию на 04.12.2023 уличное освещение на автомобильной дороге по ул.Заречной п.Красное-на-Волге не организовано, проведение мероприятий по освещению улицы перенесено на 2024 год и будет выполнено при наличии достаточных средств. Отсутствие освещения по <адрес> п.Красное-на-Волге стало возможным по причине бездействия со стороны администрации городского поселения п.Красное-на-Волге. Бездействие органа местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, как участников дорожного движения, на безопасное движение по автомобильным дорогам, охрану жизни и здоровья.

В судебном заседании помощник прокурора Красносельского района Костромской области Шишова Л. М. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Административный ответчик по делу администрация городского поселения п. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области в судебноезаседаниепредставителя не направили, о времени месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили письменное заявление о признании иска.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением (ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации").

В соответствии с ч.ч. 5 и 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (ч. 5). Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (ч. 6).

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В состав работ по содержанию автомобильных дорог входят: по элементам обустройства автомобильных дорог: поддержание в чистоте и порядке линий электроосвещения (включая автономные системы освещения) дорог, искусственных сооружений, транспортных развязок, паромных переправ и других дорожных сооружений; обслуживание систем контроля и управления линиями электроосвещения; замена вышедших из строя ламп и светильников, проводов, кабелей, автоматических выключателей, трансформаторов и других элементов электроосвещения, техническое обслуживание трансформаторов, плата за расход электроэнергии на освещение, системы вентиляции, светофорные объекты, информационные щиты и указатели, метеостанции, видеосистемы, счетчики учета интенсивности движения и иные подобные объекты; проведение испытаний линий электроосвещения и электроснабжения; замена светильников на энергоэффективные; устройство недостающих элементов и оборудования электроснабжения и энергообеспечения (подп. 4 "к" п. 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог").

В силу п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по СП 52.13390.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. 1). Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч. 2).

Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения городских и сельских поселений предусматривает содержание автомобильных дорог, в том числе организацию стационарного электрического освещения на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения (абз. 1).

В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ч. 1 ст.8 Устава городского поселения п.Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения п.Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области №722 от 28.09.2016, к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок(парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п.12 Правил благоустройства территории городского поселения п.Красное-на-Волге, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения п.Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области №118 от 30.09.2022, в комплекс мер по благоустройству территории населенного пункта отнесено освещение улиц, дорог и площадей, выполняемое светильниками, располагаемыми на опорах или тросах.

В судебном заседании установлено, чтов ходе проверки в деятельности органа местного самоуправления выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в непринятии мер по организации освещения <адрес> п. Красное-на-Волге.

Проведенной проверкой установлено, что постановлением администрации городского поселения п. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области от 22.03.2013 №22 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности поселения. Согласно вышеуказанному перечню в муниципальную собственность городского поселения п. Красное-на-Волге входит автомобильная дорога местного значения по <адрес>, протяженностью №., <данные изъяты>, <данные изъяты> однако уличное освещение автомобильной дороги по <адрес> п. Красное-на-Волге не организовано.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества в реестремуниципального собственного муниципального образования городского поселения п. Красное-на-Волге числится проезжая часть <адрес> протяженностью №

Следовательно, содержание указанной автодороги и обеспечение безопасного дорожного движения на ней отнесено к компетенции администрации городского поселения <адрес> Красносельского муниципального района <адрес>.

Факт того, что администрация городского поселения п.Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области в нарушение действующего законодательства не в полном объеме осуществляет организацию работ по обеспечению уличного освещения, нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания.

Согласно ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

В соответствии с ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Поскольку признание административного иска администрацией городского поселения п.Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области является добровольным, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд полагает административные исковые требования прокурора Красносельского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 226-227, 194-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш ИЛ:


Административные исковые требования прокурора Красносельского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации городского поселения п.Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия в сфере обеспечения безопасности дорожного движенияи возложении обязанности организовать стационарное электрическое освещение на автомобильной дороге местного значения – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения п. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию стационарного электрического освещения по <адрес> п. Красное-на-Волге.

Обязать администрацию городского поселения п. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области в срок до 01.09.2024 года организовать стационарное электрическое освещение на автомобильной дороге общего пользования местного значения по <адрес> п. Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области, протяженностью №, <данные изъяты>, <данные изъяты>

Решение суда в течение месяца со дня вынесения может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Красносельский районный суд Костромской области.

Судья: А.В. Артимовская



Суд:

Красносельский районный суд (Костромская область) (подробнее)

Судьи дела:

Артимовская Анна Васильевна (судья) (подробнее)