Решение № 2-138/2024 2-138/2024(2-2129/2023;)~М-1953/2023 2-2129/2023 М-1953/2023 от 30 января 2024 г. по делу № 2-138/2024




УИД: 91RS0№-43

Дело №


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2024 года Евпаторийский городской суд Республики Крым

в составе: председательствующего - судьи Володарец Н.М.

при секретаре - Семигласовой М.О.

с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика Карлашенко А.М., представителя третьего лица ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Евпатории Республики Крым к ФИО3, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории, СНТ «Геолог», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о понуждении к продаже земельного участка,

УСТАНОВИЛ:


Администрация города Евпатории Республики Крым обратилась в суд с иском к ФИО3 о понуждении к продаже земельного участка, мотивируя свои требования тем, что 17 марта 2022 года Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым направил сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, расположенные на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, которыми не могут обладать на праве собственности иностранные физические и юридические лица, лица без гражданства в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 января 2011 года №26. Согласно выписке из ЕГРН от 12 мая 2023 года собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 397 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, личность которой задокументирована паспортом иностранного гражданина <данные изъяты>, выданным ДД.ММ.ГГГГ года Комсомольским РО ХГУ УМВД Украины в Херсонской области Украины. Гражданства Российской Федерации не имеет. Истец полагает, что, поскольку ФИО3 не является гражданином Российский Федерации, а город Евпатория Республики Крым входит в перечень территорий, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 09 января 2011 года №26, на которых иностранным гражданам не могут принадлежать на праве собственности земельные участки, а принадлежащие должны быть отчуждены в течение 1 года с момента регистрации такого права, доля земельного участка, собственником которой является ответчик, подлежит отчуждению. Бездействие ответчика по непринятию мер по отчуждению земельного участка, по мнению истца, нарушает установленный в Российской Федерации порядок владения земельными участками иностранным гражданам. При таких обстоятельствах просит суд принудительно продать с публичных торгов земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО3, с последующей передачей ФИО3 вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных администрацией города Евпатории Республики Крым, определив начальную продажную цену отчуждаемого имущества равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.

Определением от 20 ноября 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории и СНТ «Геолог».

Определением суда от 21 декабря 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

В судебном заседании представитель истца Администрации города Евпатории ФИО1 иск поддержала, дала суду пояснения, аналогично изложенному в исковом заявлении, просила суд заявленные исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО3 – адвокат Карлашенко А.М. в судебном заседании иск не признал, полагал, что Администрация города Евпатории является ненадлежащим истцом по данному делу. Кроме того указал, что администрацией города Евпатории не направлены копии искового заявления и приложенных к нему документов по месту регистрации ответчика. При таких обстоятельствах просил суд в удовлетворении исковых требований Администрации города Евпатории отказать.

Представитель третьего лица СНТ «Геолог» ФИО2 просил принять решение по делу на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством.

Ответчик Славко. А., представители третьих лиц Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории и Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, с заявлениями и ходатайствами к суду не обращались. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав доводы представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Администрацией города Евпатории исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что гражданка Украины ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 397 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН, сформированной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республик Крым 13 ноября 2023 года, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Право собственности ФИО3 на указанный земельный участок возникло на основании договора купли-продажи земельного участка, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ частным нотариусом Евпаторийского городского нотариального округа ФИО и зарегистрированного Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-38).

Из информации ОМВД России по г. Евпатории от 17 ноября 2023 года, предоставленной по запросу суда, следует, что согласно данных СПО «Мигрант» ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой Украины, документирована паспортом иностранного гражданина <данные изъяты>, выданным ДД.ММ.ГГГГ, посещала Российскую Федерацию в период с 2014 года по 2019 год, предъявляя при этом паспорт гражданина Украины со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, цель посещения - частная.

Как следует из ответа ОМВД России по г. Евпатории от 16 ноября 2023 ФИО3 паспортом гражданина Российской Федерации не документирована, зарегистрированной либо снятой с регистрации на территории Российской Федерации не значится.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 12 ноября 2019 года №2970-0 указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч. ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федераций обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч. ч. 1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).

Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.

Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности, могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.

В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Указом Президента Российской Федерации №26 от 09 января 2011 года «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года №201 внесены изменения в Указ от 09 января 2011 года №26, территория муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым включена в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.

Положениями п. п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.

В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

В случае, если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество с учетом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).

Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе, на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Если земельный участок в силу закона не может принадлежать на праве собственности ответчику как иностранному гражданину, необходимо его отчуждение.

Норма п. 3 ст. 15 ЗК РФ является отсылочной и подлежит применению с момента установления Президентом Российской Федерации перечня приграничных территорий.

В свою очередь Перечень приграничных территорий является открытым и устанавливается Президентом Российской Федерации в рамках реализации им определенных ст. 80 Конституции Российской Федерации полномочий по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Таким образом, применительно к данному спору, принадлежащий ответчику земельный участок подлежал отчуждению им в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года №201, однако этого ответчиком добровольно сделано не было, до настоящего времени право собственности на земельный участок зарегистрировано за ответчиком.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просит принудительно продать спорный земельный участок с последующей передачей ответчику вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о Гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

Положения ст. 12 ГК РФ предусматривают способы защиты гражданских прав, перечень которых не является исчерпывающим.

Выбор способа защиты своих прав, принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой.

По общему правилу, судебная защита осуществляется путем применения к правонарушителю материально-правовых и процессуальных мер принудительного характера, и должна приводить к защите и восстановлению нарушенных прав этого лица.

Таким образом, юридическое значение для осуществления судебной защиты, имеет установление факта наличия нарушенного права истца, а также того обстоятельства, приведет ли избранный истцом способ защиты своего права к защите и восстановлению прав истца, и не будет ли при этом допущено нарушений прав иных лиц.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве; автономии воли и имущественной самостоятельности участников (п.1 ст. 2 ГК РФ).

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

В случаях, когда предусмотренные п. п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (ст. 6 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу части 1 статьи 196 ГПК РФ суд определяет, какие нормы права следует применить к возникшим правоотношениям сторон.

Из сути заявленных исковых требований, усматривается, что они направлены на принудительное отчуждение иностранным лицом имущества, которое в силу закона не может находиться в его собственности.

Принимая во внимание, что порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям положения действующего законодательства о принудительной продаже имущества на публичных торгах.

В соответствии с положениями ст. 449.1 ГК РФ под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.

Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом (п. 2 ст. 449.1 ГК РФ).

Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст. 448 ГК РФ.

Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат применению положения п. 2 ст. 238, ст. ст. 448, 449.1 ГК РФ, то есть о продаже спорного земельного участка на публичных торгах с последующей передачей ответчику вырученной от продажи суммы, за вычетом затрат, понесенных в связи с отчуждением.

Совокупность установленных по делу обстоятельств, указывает на то, что нахождение в собственности ответчика спорного земельного участка, нарушает принципы землепользования, регламентированные в Российской Федерации. Спорный земельный участок расположен на территории муниципального образования городской округ Евпатория.

При таких обстоятельствах, истец является надлежащим лицом, обратившимся за судебной защитой, а избранный истцом способ защиты права путем принудительного отчуждения спорного земельного участка основан на положениях действующего законодательства и соразмерен допущенному ответчиком нарушению. Удовлетворение иска, приведет к защите и восстановлению нарушенного права, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

Разрешая заявленные требования, на основании вышеприведенных норм права, суд полагает возможным определить начальную продажную стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.

Таким образом, анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований и о наличии достаточных правовых оснований для их удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Иск администрации города Евпатории Республики Крым к ФИО3, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории, СНТ «Геолог», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о понуждении к продаже земельного участка – удовлетворить.

Принудительно продать с публичных торгов земельный участок с кадастровым номером № площадью 397 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности гражданке Украины ФИО3, с последующей передачей ФИО3 вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных администрацией города Евпатории Республики Крым.

Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.

Судья Н.М. Володарец



Суд:

Евпаторийский городской суд (Республика Крым) (подробнее)

Судьи дела:

Володарец Наталья Михайловна (судья) (подробнее)