Решение № 2-524/2020 2-524/2020~М-521/2020 М-521/2020 от 14 октября 2020 г. по делу № 2-524/2020Одоевский районный суд (Тульская область) - Гражданские и административные ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 октября 2020 г. п.Одоев Тульской области Одоевский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Романовой И.А., при секретаре Архиповой Е.И., с участием представителя истца заместителя прокурора Одоевского района Тульской области Шемберевой О.А., представителей лица, в интересах которого подан иск, администрации МО Одоевский район Тульской области, по доверенностям ФИО1, ФИО3, ответчика ФИО4, представителя ответчика ФИО4 адвоката Пятых В.В., представившего удостоверение <данные изъяты> и ордер №17/09 от 17.09.2020, представителя третьего лица главы администрации МО Восточно – Одоевское Одоевского района Тульской области ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-524/2020 по исковому заявлению прокурора Одоевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Одоевский район Тульской области в лице администрации МО Одоевский район Тульской области к ФИО4 о признании деятельности незаконной, запрете незаконной деятельности, возложении обязанности освободить незаконно занятый земельный участок, привести его в пригодное для дальнейшего использования состояние, прокурор Одоевского района Тульской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Одоевский район Тульской области в лице администрации МО Одоевский район Тульской области, указывая, что прокуратурой по поступившему обращению жителей <данные изъяты> проведена проверка, в ходе которой установлено, что жителем <данные изъяты> ФИО4 фактически используется земельный участок размером 30 042 кв.м, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 4 673 кв.м (принадлежащий на праве общей долевой собственности по <данные изъяты> доли ФИО26, <данные изъяты> г.р. и ФИО9, <данные изъяты> и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 127 кв.м (принадлежащий на праве общей долевой собственности по <данные изъяты> доли ФИО26, <данные изъяты> г.р. и ФИО9, <данные изъяты> г.р.). Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> огорожен металлическим забором по периметру, оставшаяся площадь земельного участка в размере 25 242 кв.м огорожена сеткой-рабицей. Земельный участок площадью ориентировочно 25 242 кв.м используется ФИО4 в отсутствие предусмотренных законодательством РФ прав. Кроме того, в границах используемого земельного участка находятся жилые дома <данные изъяты>, участок водопровода и газопровода. Жилой дом №<данные изъяты> принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО9, <данные изъяты> г.р. и ФИО26, <данные изъяты> г.р. Жилой дом №<данные изъяты> собственника не имеет, жилой дом №<данные изъяты> по информации администрации МО Одоевский район числится в реестре муниципальной собственности. Газопровод в <данные изъяты> находится на стадии оформления, водопровод <данные изъяты> поставлен на учет в качестве бесхозяйного. По объяснению ФИО4 от 07.07.2020, полученному прокуратурой, на используемом ею участке находится 130 собак, 12 лошадей, 3 осла, около 20 кошек, порядка 30 птиц, 7 поросят, 2 коровы и бык, 2 барана, 12 коз, то есть фактически на используемом земельном участке организован приют для животных. В то же время данная деятельность не соответствует разрешенному использованию земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> – для личного подсобного хозяйства. Часть всего количества собак находится в вольерах, большинство свободно перемещается по земельному участку, а также свободно перемещаются лошади, за пределами участка на момент проверки свободно перемещались свиньи. ФИО4 на праве собственности принадлежат земельные участки в <данные изъяты>: с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 5300 кв.м, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 3900 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства. Между тем ФИО4 не обеспечены условия, исключающие выход животных за пределы используемого земельного участка. При этом в администрацию МО Восточно – Одоевское и ОП «Одоевское» МО МВД России «Белевский» неоднократно поступали обращения о безнадзорном нахождении животных на территории <данные изъяты> (29.05.2020, 26.05.2020, 08.05.2020. 31.05.2020, 27.05.2020, 24.04.2020). По информации администрации МО Одоевский район ФИО4 в 2019-2020 9 раз привлекалась к административной ответственности административной комиссией МО Одоевский район, 7 раз по ст. 8.9 Закона Тульской области от 09.06.2003 №388-ЗТО (нарушение правил содержания скота и домашней птицы) и 2 раза по ст. 6.12 Закона Тульской области от 09.06.2003 №388-ЗТО (Нарушение правил содержания и выгула собак). Уточнив заявленные требования, прокурор Одоевского района Тульской области просит суд: признать незаконной деятельность ФИО4 по содержанию приюта для животных, а также иную деятельность по массовому содержанию животных по адресу: <данные изъяты> запретить ФИО4 деятельность по организации и содержанию приюта для животных по адресу: <данные изъяты>, до устранения выявленных нарушений; обязать ФИО4 осуществить вывоз всех находящихся в приюте животных с территории земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> в течение месяца с момента вступления решения в законную силу; обязать ФИО4 за свой счет освободить самовольно занятый земельный участок ориентировочной площадью 25 242 кв.м, по адресу: <данные изъяты> обязать ФИО4 привести земельный участок в пригодное для дальнейшего использования состояние путем сноса ограждения земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> В судебном заседании заместитель прокурора Одоевского района Тульской области Шемберева О.А. заявленные требования с учетом их уточнения поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, настаивала на удовлетворении. Представители лица, в интересах которого подан иск, администрации МО Одоевский район Тульской области, по доверенностям ФИО1, ФИО3 в судебном заседании просили заявленные прокурором требования с учетом их уточнения удовлетворить. Ответчик ФИО4, ее представитель адвокат Пятых В.В., в судебном заседании исковые требования признали частично, полагая обоснованными заявленные требования о возложении обязанности освободить за свой счет самовольно занятый земельный участок, а также привести его в пригодное для дальнейшего использования состояние путем сноса ограждения, в удовлетворении остальных требований просили отказать. Представитель третьего лица глава администрации МО Восточно – Одоевское Одоевского района Тульской области ФИО5 против удовлетворения заявленных прокурором требований не возражал. Выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Согласно ч. 1 ст. 29 указанного Федерального закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 введены в действие новой редакции санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 10995). Так, в соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. В соответствии с п. 7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 хозяйства с содержанием животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до 100 голов должны иметь защитную зону до 100 м. 05.06.2020 в прокуратуру Одоевского района обратились жители <данные изъяты> с жалобой на действия ФИО4, которая содержит в населенном пункте лошадей, ослов, ишаков, коров, быка, свиней, коз, собак, которые свободно перемещаются по селу, нанося ущерб земельным участкам, домашним животным, что также создает угрозу жизни жителей. Из акта проверки прокуратурой района совместно с представителем МО по Арсеньевскому, Белевскому, Одоевскому, Суворовскому районам и Славному Управления Росреестра по Тульской области от 02.07.2020 следует, что установлен факт самовольного занятия земельного участка по адресу: <данные изъяты>. В границах самовольно занятого земельного участка находится участок водопровода и газопровода, жилой дом №<данные изъяты>, находящийся на балансе администрации МО Одоевский район, а также жилой дом №<данные изъяты> (собственник неизвестен). На момент проверки на используемом ФИО4 земельном участке часть собак находится в вольерах, большинство собак свободно перемещается по земельному участку, а также свободно перемещаются лошади, за пределами участка свободно перемещаются свиньи. Согласно объяснению ФИО4 от 07.07.2020, в 2019 ее родственница купила дом <данные изъяты> и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, специально для содержания животных. В 2019 ею приобретено еще 3 земельных участка. При этом сотрудник администрации ФИО14 указала расположение границ приобретенных земельных участков. На момент опроса на участке находятся 130 собак, 12 лошадей, 3 осла, около 20 кошек, около 30 птиц (куры, гуси), 7 поросят, 2 коровы и бык, 2 барана, 12 коз. Все животные привиты и имеют документы. Помощь по содержанию оказывают родственники и друзья. В материалах дела имеются копии обращений жителей <данные изъяты> в адрес администрации МО Восточно – Одоевское Одоевского района Тульской области, ОП «Одоевское» МОМВД России «Белевский» с просьбами принять меры к ФИО4, которая не осуществляет контроль за перемещением животных, которых содержит: ФИО15 от 02.04.2019; ФИО16 от 20.04.2019; ФИО17 от 10.05.2019, 21.05.2019; ФИО18 от 25.05.2019; ФИО19 от 29.05.2020; ФИО20 от 08.06.2020; ФИО14 от 31.05.2020. По сообщению администрации МО Одоевский район Тульской области от 07.08.2020, ФИО2 привлекалась к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные Законом Тульской области от 09.06.2003 №388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области»: 26.04.2019 по ст. 8.9; 26.04.2019 по ст. 6.12; 07.06.2019 по ст. 8.9; 07.06.2019 по ст. 6.12; 18.06.2020 по ст. 8.9; 18.06.2020 по ст. 8.9; 18.06.2020 по ст. 8.9; 18.06.2020 по ст. 8.9; 18.06.2020 по ст. 8.9. По сообщению администрации МО Одоевский район Тульской области от 06.07.2020, водопроводная сеть, расположенная в <данные изъяты> протяженностью 6013 м, с кадастровым номером <данные изъяты>, принята на бесхозяйный учет в УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области 03.10.2019. В 4 квартале 2020 на данный объект будет зарегистрировано право муниципальной собственности. В настоящее время администрацией объявлены конкурсные процедуры на изготовление технических планов на объекты муниципального имущества в целях постановки на государственный кадастровый учет объектов газоснабжения, в том числе на газопровод, расположенный в <данные изъяты>. Жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> числится в реестре муниципальной собственности. Право собственности на жилые дома №<данные изъяты> не зарегистрировано, в соответствии с выписками из реестровой книги, выданными ГУ ТО «Областное БТИ» от 10.07.2020. В ЕГРН также сведений о зарегистрированных правах на указанные объекты недвижимости не имеется, в соответствии с уведомлениями управления Росреестра по Тульской области от 07.07.2020. Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными. На основании ст. 4 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обращение с животными основывается на следующих нравственных принципах и принципах гуманности: 1) отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания; 2) ответственность человека за судьбу животного; 3) воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным; 4) научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства. В соответствии с ч.ч. 1-4 ст. 16 названного Федерального закона приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными. Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: 1) установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; 2) установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; 3) установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными; 4) иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Тульской области от 23.01.2020 N 16 утвержден Порядок организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них на территории Тульской области, в соответствии с п.п. 3-6 которого приютами для животных могут быть государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию животных, во владении или использовании которых находятся отдельно расположенные и предназначенные для содержания животных здания, строения и сооружения. Приюты для животных могут быть предназначены для содержания животных разных видов и пород, пола и возраста животных, учитывая их биологическую совместимость, или иметь специализацию по содержанию только одного определенного вида или породы животных. Владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица должны соблюдать требования к содержанию животных и организации деятельности приютов для животных, установленные статьями 9 и 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Приюты для животных размещаются в отдельно стоящих и специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Не допускается размещение приютов для животных в изолированных частях общественных, административных или производственных зданий, а также квартирах. Приюты для животных располагаются с соблюдением расстояния от жилой застройки не менее 100 метров. Территория приюта для животных должна быть обнесена сплошным или сетчатым забором высотой не менее 2 метров с цоколем, заглубленным в землю не менее чем на 0,4 метра. По периметру забора размещаются зеленые насаждения. Въезд (выезд) на территорию приюта для животных осуществляется через дезинфекционный барьер. Вход (выход) на территорию приюта для животных осуществляется через дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами. Территория приюта для животных должна быть разделена на следующие зоны: производственную, включающую в себя помещения для длительного содержания животных и площадки для выгула животных; административно-хозяйственную, включающую здания и сооружения административно-хозяйственных служб, подсобные помещения, кормокухню (в случае кормления животных не готовыми кормами для животных) и склад для хранения кормов для животных; временного содержания животных, включающую в себя карантинное помещение, ветеринарный пункт, стационар; хранения отходов содержания животных. Помещения приюта для животных должны быть оборудованы централизованными или иными системами водоснабжения (с подачей холодной и горячей воды) и водоотведения, канализации, электротеплоснабжения, наружного и внутреннего освещения и вентиляции (естественной, принудительной). Собаки и кошки должны содержаться раздельно. Запрещается совместное содержание разнополых половозрелых нестерилизованных животных. Из пояснений ответчика ФИО4 в судебном заседании следует, что она не зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке, а также не осуществляет деятельность юридического лица. Бездомных, брошенных, оставленных владельцами животных различных мастей и видов она размещает на используемых ею земельных участках, иногда выкупает крупный рогатый скот. Разведением животных она не занимается, сведения о своей деятельности в социальных сетях не размещает, не занимается продажей. Животные привиты, за ними осуществляется уход. Не исключала случаи свободного перемещения животных за пределами используемых ею земельных участков и возможности нанесения ущерба имуществу жителей. Факт свободного перемещения различного вида животных за пределами участка, используемого ответчиком, в судебном заседании подтвердили свидетели: ФИО14, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 Оснований не доверять показаниям допрошенных свидетелей не имеется. По сообщению МО МВД России «Белевский» от 13.10.2020, в период с 01.08.2020 по 09.10.2020 в дежурной части ОП «Одоевское» зарегистрировано одно сообщение от жителя <данные изъяты> ФИО25 о безнадзорном нахождении животных (лошади потоптали огород и поели тыкву). Ст. 13 Федерального закона от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены требования к содержанию домашних животных: при содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные. Не допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации. Предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц. При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования: 1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках; 2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования; 3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных. Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию. В соответствии с ч.3 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» благотворительная деятельность, добровольческая (волонтерская) деятельность в области обращения с животными осуществляются в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В силу ч.1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. ФИО4 фактически используется земельный участок в размере 30 042 кв.м, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 4 673 кв.м (принадлежащий на праве общей долевой собственности по <данные изъяты> доли ФИО26, <данные изъяты> г.р. и ФИО9, <данные изъяты> г.р.) и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 127 кв.м (принадлежащий на праве общей долевой собственности по <данные изъяты> доли ФИО26, <данные изъяты> г.р., и ФИО9, <данные изъяты> г.р.). Право собственности указанных лиц подтверждается сведениями ЕГРН от 06.08.2020. Судом установлено, что земельный участок по адресу: <данные изъяты> используется не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку на его территории ответчиком содержится значительное количество животных. Данное количество не является предельным. В ходе рассмотрения дела количество собак, которых содержит ФИО4, увеличилось с 130 до 160. При этом как следует из пояснений сторон, вольеров для содержания всех собак не хватает, так, со стороны ФИО4 без надлежащей помощи специализированного персонала осуществление надлежащего ухода и обслуживания не представляется возможным. В непосредственной близости от жилого дома, где ответчик организовала деятельность по массовому содержанию животных, расположены жилые дома, что запрещено положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Собаки и другие животные нарушают покой жильцов соседних домов в ночное и в дневное время, выгул собак осуществляется без намордников. По <данные изъяты> свободно перемещаются животные, что подтверждается показаниями свидетелей в судебном заседании и свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны ответчика. Таким образом судом установлено, что деятельность ФИО4 по массовому содержанию животных организована с нарушением санитарно-гигиенических правил, а также земельного законодательства, нарушает права жителей <данные изъяты>, создает реальную угрозу жизни, здоровью, а также безопасности неопределенного круга лиц, причинения вреда окружающей среде, животным в результате возникновения и распространения карантинных и особо опасных заболеваний. На основании ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, анализируя приведенные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что деятельность ФИО4, осуществляемая ею по адресу: <данные изъяты> связана с организацией массового содержания животных, без образования юридического лица либо оформления надлежащим образом статуса индивидуального предпринимателя, дающих основания для признания ответчика владельцем приюта для животных. При этом совокупность представленных и исследованных доказательств, подтверждающих факт нахождения на земельном участке, используемом ФИО4, значительного количества животных, свидетельствует о несоблюдении норм закона при организации данного вида деятельности. Таким образом, требования прокурора о признании незаконной деятельности ФИО4 по содержанию приюта для животных, а также иной деятельности по массовому содержанию животных, запрете этой деятельности по адресу: <данные изъяты>, до устранения выявленных нарушений, подлежат частичному удовлетворению. Ч.ч. 1, 3 ст. 3 ЗК РФ предусмотрено, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. П. 1 ч.1 ст. 1 ЗК РФ предусмотрено, что настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. В соответствии с ч.2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Согласно ч.1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Согласно ч.1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». На основании абз. 1, 2 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. В силу ч.1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях. На основании ч.ч. 2, 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. В соответствии с ч.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Факт самовольного занятия ответчиком спорного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, ею не оспаривался, исковые требования в части его освобождения и приведения в надлежащее для дальнейшего использования состояния ею признаны. Поскольку ФИО4 допущены нарушения действующего законодательства по использованию земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: <данные изъяты>, требования прокурора в данной части относительно возложения на ФИО4 обязанности осуществить вывоз всех животных с его территории, освободить самовольно занятый земельный участок ориентировочной площадью 25 242 кв.м, привести земельный участок в пригодное для дальнейшего использования состояние путем сноса ограждения, обоснованы. Вместе с тем суд полагает, что указанного в исковом заявлении с учетом уточнения, срока для исполнения возложенной судом на ответчика перечисленных обязанностей – одного месяца со дня вступления решения в законную силу объективно недостаточно для исполнения решения, и полагает необходимым установить срок - в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, в связи с чем требования прокурора подлежат частичному удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд исковые требования прокурора Одоевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Одоевский район Тульской области в лице администрации МО Одоевский район Тульской области к ФИО4 о признании деятельности незаконной, запрете незаконной деятельности, возложении обязанности освободить незаконно занятый земельный участок, привести его в пригодное для дальнейшего использования состояние, удовлетворить частично. Признать незаконной деятельность ФИО4, связанную с организацией массового содержания животных, по адресу: <данные изъяты> Запретить ФИО4 деятельность, связанную с организацией массового содержания животных, по адресу: <данные изъяты>, до устранения выявленных нарушений. Возложить на ФИО4 обязанность осуществить вывоз животных с территории земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Возложить на ФИО4 обязанность за свой счет освободить самовольно занятый земельный участок, ориентировочной площадью 25 242 кв.м, расположенный по адресу: <данные изъяты> в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Возложить на ФИО4 обязанность за свой счет привести земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты> в пригодное для дальнейшего использования состояние, путем сноса ограждения, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы либо апелляционного представления в Одоевский районный суд Тульской области. Председательствующий Мотивированное решение изготовлено 19.10.2020 Суд:Одоевский районный суд (Тульская область) (подробнее)Судьи дела:Романова Ирина Александровна (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |