Решение № 2-660/2020 2-660/2020~М-511/2020 М-511/2020 от 2 октября 2020 г. по делу № 2-660/2020

Корсаковский городской суд (Сахалинская область) - Гражданские и административные



Дело №2-660/2020

65RS0005-02-2020-000689-36


Решение


Именем Российской Федерации

02 октября 2020 года г. Корсаков

Корсаковский городской суд Сахалинской области

под председательством судьи Макеевой Я.Н.,

при секретаре судебного заседания Скулкиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корсаковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Корсаковского городского округа о возложении обязанности по устранению нарушений антитеррористического, жилищного законодательства в части ограничения несанкционированного доступа третьих лиц в жилые помещения, признанные непригодными для проживания,

установил:


Корсаковский городской прокурор обратился в Корсаковский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Корсаковского городского округа о возложении обязанности по устранению нарушений антитеррористического, жилищного законодательства в части ограничения несанкционированного доступа третьих лиц в жилые помещения, признанные непригодными для проживания.

В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенной проверки исполнения на территории Корсаковского городского округа законодательства о противодействии терроризму, жилищного законодательства, в том числе, при переселении граждан из аварийного жилищного фонда, установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания. Вместе с тем, при осмотре вышеуказанного дома выявлено, что его эксплуатация гражданами не осуществляется, техническое состояние крайне неудовлетворительное, доступ третьих лиц в него не ограничен, мер к ограничению несанкционированного доступа граждан ответчиком не предпринято, что может привести к созданию угрозы жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Кроме того, отсутствие должного контроля и непринятие необходимого комплекса мер со стороны администрации Корсаковского городского округа по ограничению доступа граждан в указанное строение может способствовать совершению преступлений террористического характера.

В судебном заседании присутствовал помощник Корсаковского городского прокурора ФИО4, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным основаниям.

Представитель администрации Корсаковского городского округа по доверенности А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал, дополнительно суду пояснил, что для исполнения требований истца необходимо дополнительное финансирование из бюджета.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав пояснения участвующего в деле прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

Статьей 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что эксплуатация зданий, сооружений прекращается после их вывода из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также в случае случайной гибели, сноса зданий, сооружений (ч. 2). При этом эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения (ч. 9 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ).

При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

На основании статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее Федеральный закон № 35-ФЗ) к числу основных принципов противодействия терроризму относятся: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального Закона № 35-ФЗ установлен, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Статья 5.2 Федерального Закона № 35-ФЗ предусматривает, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (пункты 1,3,4).

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Устава МО «Корсаковский городской округ Сахалинской области», принятого Решением районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 29.01.2009 № 110, администрация Корсаковского городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Сахалинской области.

Данным Уставом, Положением о департаменте имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа, утвержденным постановлением администрации Корсаковского городского округа от 15.01.2019 № 27, на департамент имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа, являющимся структурным подразделением администрации Корсаковского городского округа, возложены полномочия собственника муниципального имущества «Корсаковский городской округ» Сахалинской области (п. 1.1 разд. Положения).

Из указанного следует, что бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и в обязанности субъекта собственности совершать в отношении такого имущества те или иные действия, в частности, несение бремени содержания имущества может предусматривать необходимость совершения действий по соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.

Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> значится в реестре муниципального имущества МО «Корсаковский городской округ», что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества (л.д.9).

Из ответа администрации Корсаковского городского округа от 24.04.2020 г., направленного в адрес Корсаковского городского прокурора следует, что многоквартирный дом, расположенный по указанному адресу, признан аварийным, граждане в нем фактически не проживают, в настоящее время проводятся мероприятия по их переселению (л.д. 14-23).

01.04.2020 г. помощником Корсаковского городского прокурора Б. проведен визуальный осмотр аварийных и заброшенных домов, в ходе которого установлено, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м. находится в непригодном для проживания состоянии, граждане в нем не проживают, территория вокруг дома не огорожена, доступ к нему свободный, в том числе и для несовершеннолетних, оконные проемы разбиты, запорные устройства на входных дверях не работаю либо отсутствуют, предупредительные обозначения отсутствуют.

Согласно выписке из домовой книги в указанном многоквартирном доме зарегистрированы граждане: в квартире № – ФИО1, В.; в квартире № – Г., ФИО2.

Вместе с тем, на основании постановления администрации Корсаковского городского округа от 28.05.2020 г. № 807, гражданам, ранее зарегистрированным и проживающим в помещениях <адрес> предоставлены жилые помещения по договорам найма взамен ранее занимаемых.

При таких обстоятельствах, установив, что спорный дом признан в установленном порядке аварийным, что создает угрозу обрушения, не огорожен, доступ к нему является свободным для неограниченного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, что представляет опасность для жизни и здоровья граждан, кроме того может создавать предпосылки для совершения правонарушений и преступлений, не исключая угрозу террористических посягательств, при этом собственник в силу закона обязан принять меры к ограничению доступа к аварийным сооружениям, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:


Исковые требования Корсаковского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Корсаковского городского округа в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по ограничению несанкционированного доступа третьих лиц в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признанное аварийным.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд Сахалинской области в течение месяца после принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Корсаковского городского суда Я.Н. Макеева

В окончательной форме решение принято 09 октября 2020 года<...>



Суд:

Корсаковский городской суд (Сахалинская область) (подробнее)

Судьи дела:

Макеева Я.Н. (судья) (подробнее)