Решение № 2А-1333/2020 2А-1333/2020~М-928/2020 М-928/2020 от 24 мая 2020 г. по делу № 2А-1333/2020Центральный районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные Дело № 2а-1333/2020 55RS0007-01-2020-001138-47 Именем Российской Федерации 25.05.2020 г. город Омск Судья Центрального районного суда г. Омска Васильева Т.А., рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России №1 по Центральному административному округу города Омска к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым платежам, 02.03.2020 ИФНС России №1 по Центральному административному округу г. Омска обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указывает, что согласно Единому государственному реестру индивидуальных предпринимателей ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ и снят с налогового учета - ДД.ММ.ГГГГ. Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов установлен ст. 432 НК РФ. Однако, страховые взносы на ОМС ответчиком в установленный срок не уплачены в фиксированном размере, в связи с чем, в порядке положений статьи 75 НК РФ начислена сумма пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 составили 12,99 руб. Также по данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Омской области, осуществляющей государственную регистрацию транспортных средств на территории Омской области, ФИО1 является собственником следующих легковых автомобилей: Opel Astra, гос. рег. знак №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ; BMW 5301A, гос. рег. знак №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с рег. учета – ДД.ММ.ГГГГ; Subaru Impreza, гос. рег. знак №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с регистрационного учета – ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, согласно требованиям налогового законодательства, ФИО1 является плательщиком страховых взносов и транспортного налога, о необходимости уплаты которых ему направлялось налоговое уведомление. Поскольку в установленные законом сроки административный ответчик налоги не уплатил, ФИО1 выставлены требования: № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которым плательщику предложено погасить пени по страховым взносам на ОМС в размере 12,99 руб. со сроком исполнения до 12.02.2018; требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по взысканию недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 1 601 руб. и пени в размере 31 руб. в срок до 03.04.2018; требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по взысканию недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 6 056 руб. и пени в размере 25,94 руб. в срок до 05.02.2019. В связи с тем, что административным ответчиком в добровольном порядке вышеуказанные суммы не оплачены, ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска обратилась к мировому судье судебного участка № 93 в Центральном судебном районе в городе Омске с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с ответчика недоимки по налоговым обязательствам. Мировым судьей судебного участка № 93 в Центральном судебном районе в городе Омске вынесен судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, который определением и.о. мирового судьи судебного участка № 93 - мировым судьей судебного участка № 97 в Центральном судебном районе в городе Омске от ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с поступившими возражениями от административного ответчика. Просит суд взыскать с ФИО1 задолженность (недоимку) по транспортному налогу за 2016-2017 годы в размере 7 657 руб., пени по транспортному налогу за нарушение сроков уплаты в размере 56,94 рублей; пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 в размере 12,99 руб., на общую сумму 7 726,93 рублей. 24.03.2020 судом в адрес ФИО1 направлено определение о принятии административного искового заявления с указанием на возможность разрешения спора в порядке упрощенного производства (л.д. 49); направленная корреспонденция возвращена в адрес суда по истечении срока хранения (л.д. 74). Возражений от административного ответчика в суд не поступило. Дело рассмотрено судом по правилам гл. 33 КАС РФ. Исследовав материалы дела, обсудив доводы заявления, обозрев административное дело № мирового судьи судебного участка № 93 в ЦСР в г. Омске, суд приходит к следующему. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со статьей 430 НК РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере. В частности, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, оплата страховых взносов происходит в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых заносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен статьей 432 НК РФ. Согласно пункту 5 статьи 432 НК РФ в случае прекращения в течение расчетного периода физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате им за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно. При этом уплата индивидуальным предпринимателем в случае прекращения своего статуса страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия его с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ налогоплательщик в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки должен выплатить соответствующие суммы пени. Из материалов дела следует и подтверждается выпиской из ЕГРИП, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (далее – ИП) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-31). Административным истцом заявлены требования о взыскании пени по взысканию страховых взносов в федеральные фонды ОМС за расчетный период до 01.01.2017 в общем размере 12,99 руб. Как видно из материалов дела и текста административного иска, в адрес административного ответчика направлено требование по взысканию пени за вышеуказанный период со сроком исполнения до 12.02.2018 (л.д. 12-13). Таким образом, срок обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа установлен не позднее 12.08.2018. Вместе с тем, согласно данным МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по Омской области, ФИО1 являлся собственником следующих легковых автомобилей: Opel Astra, гос. рег. знак №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с учета ДД.ММ.ГГГГ; BMW 5301A, гос. рег. знак №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с учета – ДД.ММ.ГГГГ; Subaru Impreza, гос. рег. знак №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с учета – ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, согласно требованиям налогового законодательства ФИО1 является плательщиком транспортного налога за период 2016 год, о необходимости уплаты которого ему направлялось налоговое уведомление (л.д. 11). Налоговым органом также направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 1 601 руб. и пени в размере 31 руб. в срок до 03.04.2018. Таким образом, срок обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа установлен не позднее 03.10.2018. Однако, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности налоговый орган обратился лишь 26.06.2019, то есть с пропуском установленного законом срока. Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ. Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ следует, что налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд, ограничен, а именно, согласно п. 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Согласно п. 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. В статье 286 КАС РФ закреплены аналогичные положения. Согласно требованиям ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться. Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления. В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ вынесенный судебный приказ № отменен определением и.о. мирового судьи судебного участка № 93 - мировым судьей судебного участка № 97 в Центральном судебном районе в г. Омске (л.д. 9). После отмены судебного приказа в суд налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом срок. Однако, соблюдение срока на обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа, не свидетельствует о соблюдении налоговым органом срока, установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, что, как было указано ранее, является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления. Суд обращает внимание административного истца на то, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей. Указанные обстоятельства позволяют суду принять решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в вышеуказанной части заявленных требований в связи с тем, что установленный законом срок для взыскания пени пропущен налоговым органом без уважительных на то причин. Вместе с тем, суд считает, что требование административного истца о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 6056 руб. и пени в размере 25,94 руб. подлежит удовлетворению, исходя из следующего. Из административного иска следует и административным ответчиком не оспорено, что ФИО1 направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты транспортного налога за 2017 год в размере 6 056 рублей в срок до 03.12.2018 (л.д. 10). Сумма налога в установленный срок не уплачена, в связи с чем, в порядке положений статьи 75 НК РФ начислена сумма пени в размере 25,94 рублей и в адрес административного ответчика направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с установленным сроком добровольного исполнения до 05.02.2019 (л.д. 18-22). Таким образом, срок обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в указанной части установлен не позднее 05.08.2019. Расчет налога и пени проверен судом математическим способом и признан верным. Из материалов обозреваемого судом гражданского дела № усматривается, что ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска обратилась к мировому судье судебного участка № 93 в Центральном судебном районе в городе Омске с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с ответчика транспортного налога и пени по налоговым обязательствам 26.06.2019, т.е. в установленный законом срок. Мировым судьей судебного участка № 93 в Центральном судебном районе в городе Омске вынесен судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, однако, в связи с поступившими возражениями от налогоплательщика, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен. Административное исковое заявление после отмены судебного приказа направлено в суд в установленный законом срок. Сведений об исполнении обязанности по уплате налога за 2017 год, ее отсутствии суду не представлено. При таких обстоятельствах, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2017 год, соглашаясь с приведенным в тексте административного искового заявления и с приложенным к административному иску расчетом задолженности по пени (л.д. 26). На основании ст. 103 КАС РФ с должника в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты, которой заявитель освобожден в соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ. Размер госпошлины по указанному иску составляет 400 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 291- 294 КАС РФ, Взыскать с ФИО1 (ИНН №, адрес: <адрес>) в пользу ИФНС России № 1 по Центральному административному округу города Омска недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 6 056 рублей и пени за нарушение сроков уплаты в размере 25,94 рублей, всего 6 081,94 руб. Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей. В удовлетворении остальной части административного иска – отказать. Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения. Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ. Судья Т.А. Васильева Суд:Центральный районный суд г. Омска (Омская область) (подробнее)Судьи дела:Васильева Татьяна Александровна (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |