Решение № 2А-1084/2024 2А-1084/2024~М-333/2024 М-333/2024 от 15 апреля 2024 г. по делу № 2А-1084/2024Авиастроительный районный суд г. Казани (Республика Татарстан ) - Административное Дело № 2а-1084/2024 УИД 16RS0045-01-2024-000753-33 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 апреля 2024 года город Казань Авиастроительный районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Кардашовой К.И., при секретаре судебного заседания Кабировой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Татарстан к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Татарстан обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности. В обоснование административного иска указано, что административному ответчику на праве собственности принадлежат следующие объекты движимого и недвижимого имущества: Транспортное средство, марки Renault Daster, государственный регистрационный номер №, VIN:№, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ; Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (Кадышево), <адрес>, с кадастровым номером № дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; Индивидуальный жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> (Кадышево), <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 184,6 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим административный ответчик является плательщиком транспортного, земельного налогов и налога на имущество. Административным истцом в адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных сумм налогов в срок, установленный налоговым законодательством. В установленный законодательством о налогах и сборах срок налог уплачен не был. В связи с этим на основании пунктов 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом начислены пени и направлено требование об уплате сумм налога, пени. В срок, установленный в требовании, недоимки по налогам, пени административным ответчиком не уплачены. Согласно имеющимся в налоговом органе сведениям, до 08 февраля 2021 года ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с тем, что административный ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 08 февраля 2021 года сумма страхового взноса на обязательное пенсионное страхование за 2021 год составила 730 рублей 21 копейка. Поскольку в установленный срок налогоплательщик страховые взносы не уплатил, налоговым органом на сумму недоимки в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени. Расчет суммы пеней производится на общую сумму неуплаченного страхового взноса. Руководствуясь положениями статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган направил в адрес административного ответчика требования об уплате сумм страховых взносов, пени от 04 февраля 2021 года № 6342 с установленным сроком исполнения до 17 марта 2021 года. Однако ФИО1 в установленный срок не исполнил требования налогового органа, не уплатил в бюджет сумму задолженности по налоговым обязательствам в полном объеме. В установленный срок налоговый орган обратился к мировому судье за вынесением судебного приказа. Данный приказ был вынесен мировым судьей судебного участка № 2 по Авиастроительному судебному району города Казани 02 декабря 2021 года, однако в последующем определением мирового судьи от 20 сентября 2023 года отменён, ввиду поданных административным ответчиком возражений. В связи с этим Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Татарстан просит суд взыскать с административного ответчика в свою пользу недоимку по: - страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 года в размере 730 рублей 21 копейка, пеня в размере 21 рубль 18 копеек за период с 25 февраля 2021 года по 07 апреля 2021 года; - страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 год, пеня в размере 5 рублей 50 копеек за период с 25 февраля 2021 года по 07 апреля 2021 года. - Транспортному налогу с физических лиц: - пени за 2019 год в размере 45рублей 38 копеек за период с 02 декабря 2020 года по 03 февраля 2021 года; - Земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: - пеня за 2019 год в размере 40 рублей 30 копеек за период с 02 декабря 2020 года по 03 февраля 2021 года; - Земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенных границах сельских поселений: - пеня за 2019 год в размере 41 копейка за период с 02 декабря 2020 года по 03 февраля 2021 года; на общую сумму 842 рублей 98 копеек. Представитель административного истца межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Татарстан, административный ответчик, заинтересованные лица ТФОМС по Республике Татарстан, Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Исследовав материалы настоящего административного дела, а также материалы истребованного судом из судебного участка № 2 по Авиастроительному судебному району города Казани Республики Татарстан административное дело № 2а-449/2022, суд приходит к следующему. Согласно статье 286 Кодекса административного Российской Федерации, судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регулируются законодательством о налогах и сборах. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьей 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах. Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Согласно части 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, данные Правила устанавливают порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, а также транспортных средств, зарегистрированных в других государствах и временно ввезенных на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев. В соответствии с абзацем 3 части 2 указанных Правил, регистрация транспортного средства осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, за физическим или юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, владеющим транспортным средством на праве собственности, а также за лицом, владеющим, пользующимся или распоряжающимся транспортным средством от имени собственника на законных основаниях, в случаях, установленных настоящими Правилами. Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим характеристикам (статья 38 Налогового кодекса Российской Федерации) и объект зарегистрирован в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации). В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации). Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». В связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» вышеназванный Федеральный закон с ДД.ММ.ГГГГ утратил силу. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). На основании пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса. В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации (положение введено в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ). В силу пункта 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Согласно пунктам 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогового органа взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Из материалов дела следует, что административному ответчику на праве собственности принадлежат следующие объекты движимого и недвижимого имущества: Транспортное средство, марки Renault Daster, государственный регистрационный номер №, VIN:№, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ; Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (Кадышево), <адрес>, с кадастровым номером №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; Индивидуальный жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> (Кадышево), <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 184,6 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим административный ответчик является плательщиком транспортного, земельного налогов и налога на имущество. Административным истцом в адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных сумм налогов в срок, установленный налоговым законодательством. В установленный законодательством о налогах и сборах срок налог уплачен не был. В связи с этим на основании пунктов 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом начислены пени и направлено требование об уплате сумм налога, пени. В срок, установленный в требовании, недоимки по налогам, пени административным ответчиком не уплачены. Кроме того, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям, до 08 февраля 2021 года ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Руководствуясь положениями статьей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган направил в адрес ответчика требование № 6342 от 04 февраля 2021 года об уплате сумм налога, пени, тем самым истцом исполнено требование о досудебном урегулировании спора. Факт направления требований в адрес налогоплательщика подтверждается реестром отправки заказной корреспонденции. Налогоплательщик в установленный срок не исполнил вышеуказанные требования налогового органа, не уплатив в бюджет сумму задолженности по налоговым обязательствам. В связи с неуплатой административным ответчиком налога и пеней административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании указанной недоимки по обязательным платежам и задолженности по пеням, судебный приказ от 02 декабря 2021 года о взыскании с ФИО1 задолженности по налоговым платежам отменён 20 сентября 2023 года. С учётом налогового требования № 6342 от 04 февраля 2021 года, устанавливающего срок для погашения задолженности 17 марта 2021 года, к мировому судье за выдачей судебного приказа о взыскании недоимки налоговый орган должен был обратиться до 17 сентября 2021 года, однако означенное заявление было направлено мировому судье, согласно списку почтовых отправлений лишь 24 ноября 2021 года, то есть за пределами установленного срока. Сведения о пропуске указанного срока по уважительной причине в материалы дела не представлены. В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. В силу части 5 статьи 138, части 5 статьи 180, части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании может являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска без исследования фактических обстоятельств дела, со ссылкой в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с заявленными требованиями без уважительных причин, в связи с чем административный иск о взыскании с ФИО2 обязательных платежей и санкций признаётся судом не подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Татарстан к ФИО1 о взыскании налоговой задолженности по: - страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 года в размере 730 рублей 21 копейка, пеня в размере 21 рубль 18 копеек за период с 25 февраля 2021 года по 07 апреля 2021 года; - страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 год, пеня в размере 5 рублей 50 копеек за период с 25 февраля 2021 года по 07 апреля 2021 года. - Транспортному налогу с физических лиц: - пени за 2019 год в размере 45рублей 38 копеек за период с 02 декабря 2020 года по 03 февраля 2021 года; - Земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: - пеня за 2019 год в размере 40 рублей 30 копеек за период с 02 декабря 2020 года по 03 февраля 2021 года; - Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенных границах сельских поселений: - пеня за 2019 год в размере 41 копейка за период с 02 декабря 2020 года по 03 февраля 2021 года; на общую сумму 842 рубля 98 копеек – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Авиастроительный районный суд города Казани. Судья К.И. Кардашова Мотивированное решение суда изготовлено 15 апреля 2024 года. Суд:Авиастроительный районный суд г. Казани (Республика Татарстан ) (подробнее)Судьи дела:Кардашова Карина Игоревна (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |