Решение № 12-62/2020 от 13 января 2020 г. по делу № 12-62/2020




Дело № 12-62/2020

03RS0013-01-2020-000346-10


Р Е Ш Е Н И Е


24.03.2020 г. ФИО1

Судья Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан Е. Н. Проскурякова, рассмотрев жалобу Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан на постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Нефтекамского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Республики Башкортостан ФИО2 от 27.01.2020 о привлечении Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 30 000 руб.,

У С Т А Н О В И Л:


Постановлением по делу об административном правонарушении заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Нефтекамского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Республики Башкортостан ФИО2 от 27.01.2020 Администрация городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан (далее - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

Постановлением установлено, что должник не исполнил в установленный срок до 27.12.2019 требование судебного пристава-исполнителя. Администрация является должником по исполнительному производству № № на основании исполнительного листа № № от 04.04.2018, выданного Нефтекамским городским судом по делу №, вступившему в законную силу 30.05.2018, предмет исполнения: обязать Администрацию предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах городского округа г.ФИО1, отвечающее санитарным, техническим, противопожарным требованиям, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения 14 кв.м., с заключением с ФИО3 договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

Не согласившись с данным постановлением, Администрация подала жалобу в суд, где указала, что считает постановление незаконным по следующим основаниям.

Судебным приставом-исполнителем Нефтекамского МОСП УФССП по РБ на основании исполнительного листа № № от 04.04.2018, возбуждено исполнительное производство № № от 25.06.2018 и установлен 5 дневный срок для исполнения решения суда.

09.01.2019 в связи с неисполнением решения суда в добровольный срок вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

09.01.2019 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа - до 31.01.2019.

24.07.2018 Нефтекамским городским судом РБ удовлетворено заявление администрации городского округа г. ФИО1 об отсрочке исполнения решения до 31.12.2018.

27.02.2019 удовлетворено заявление администрации об отсрочке исполнения решения до 01.09.2019.

09.10.2019 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа - до 31.10.2019.

06.11.2019 определением суда отказано в удовлетворении заявления администрации о предоставлении отсрочки до 31.03.2020.

15.11.2019 вынесено постановление о назначении нового срока для полного исполнения требований, изложенных в исполнительном документе, срок установлен до 27.12.2019.

Поскольку срок до 27.12.2019 решение суда администрацией не исполнено, судебным приставом-исполнителем 20.01.2020 составлен протокол об административном правонарушении в связи с неисполнением решения суда.

27.01.2020 вынесено оспариваемое постановление.

В жалобе указано, что в течение установленного срока реальное исполнение решения Нефтекамского городского суда было невозможно, вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе. У Администрации отсутствовало достаточное финансирование для исполнения решения суда, которое в соответствии со ст.8 Закона РБ от 28.12.2005 №260-з передается бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций, устанавливаемых на очередной финансовый год.

В целях приобретения жилых помещений в городском округе г.ФИО1 по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом РБ «О бюджете РБ на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», из бюджета РФ и бюджета РБ выделены средства, но их недостаточно. Администрация письмами неоднократно обращалась об увеличении объема субвенций. Соглашением №66 от 26.04.2019 предоставлена субвенция в 2019 году в размере 4 585 329 рублей.

Специфика исполнения решения суда о предоставлении ФИО3 жилого помещения заключается в предоставлении жилого помещения не за счет собственных средств, а за счет федерального бюджета и бюджета РБ, и поставлена в прямую зависимость от перечисления денежных средств. Поэтому отсутствовала реальная возможность приобретения жилья с использованием процедур закупок (аукциона) к моменту истечения установленного приставом срока.

В жалобе указано, что на основании ч.1 ст. 2.2, ч.1 ст.2.2, ст. 1.5 КоАП РФ отсутствует вина должника. Просит постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Нефтекамского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Республики Башкортостан ФИО2 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, а именно, за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебное заседание представитель Администрации, заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного пристава Нефтекамского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Республики Башкортостан не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ст.1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Согласно ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).

Частью 2 статьи 36 данного Закона установлено, что, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

В силу пункта 7 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами являются, в том числе постановления судебного пристава-исполнителя.

Согласно части 1 статьи 15 Закона об исполнительном производстве сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.

Решением Нефтекамского городского суда РБ от 04.04.2018 удовлетворены исковые требования прокурора города ФИО1 в интересах ФИО3. Суд обязал Администрацию предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах городского округа г.ФИО1, отвечающее санитарным, техническим, противопожарным требованиям, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения 14 кв.м., и заключить с ФИО3 договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 30.05.2018 решение Нефтекамского городского суда РБ оставлено без изменения.

Как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем Нефтекамского МОСП УФССП по РБ на основании исполнительного листа № ФС 021904471 от 04.04.2018, возбуждено исполнительное производство №-ИП от 25.06.2018 и установлен 5 дневный срок для исполнения решения суда.

09.01.2019 в связи с неисполнением решения суда в добровольный срок вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

09.01.2019 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа - до 31.01.2019.

24.07.2018 Нефтекамским городским судом РБ удовлетворено заявление администрации городского округа г. ФИО1 об отсрочке исполнения решения до 31.12.2018.

27.02.2019 удовлетворено заявление администрации об отсрочке исполнения решения до 01.09.2019.

09.10.2019 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа - до 31.10.2019.

06.11.2019 определением суда отказано в удовлетворении заявления администрации о предоставлении отсрочки до 31.03.2020.

15.11.2019 вынесено постановление о назначении нового срока для полного исполнения требований, изложенных в исполнительном документе, срок установлен до 27.12.2019.

Поскольку срок до 27.12.2019 решение суда администрацией не исполнено, судебным приставом-исполнителем 20.01.2020 составлен протокол об административном правонарушении в связи с неисполнением решения суда.

27.01.2020 вынесено оспариваемое постановление.

Поскольку в срок до 27.12.2019 решение суда администрацией городского округа г. Нефтекамск не исполнено, судебным приставом - исполнителем 20.01.2020 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

27.01.2020 вынесено оспариваемое постановление № о привлечении Администрации к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Материалами дела подтверждается факт неисполнения должником требований в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ установлено, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Администрация обязана соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы и неукоснительно исполнить вступившее в законную силу судебное решение, однако, как это следует из материалов дела и поданной жалобы, в установленный законом срок добровольно его не исполнила.

Статьей 2 Закона об исполнительном производстве установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.01.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» определено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно частям 1, 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Указанные в жалобе доводы не свидетельствуют об отсутствии вины Администрации в совершении данного правонарушения. Материалами дела не подтвержден факт принятия Администрацией исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства.

Постановлениями о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа, Администрации неоднократно продлялся срок для исполнения, предоставлялась отсрочка исполнения, однако содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, должником не исполнены, и данный факт в жалобе не оспаривается.

Таким образом, Администрация совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Существование объективных обстоятельств, тождественных непреодолимой силе - не подтверждено надлежащими доказательствами. Кроме того, данные обстоятельства не относятся к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении и влекущим отмену постановления.

Суду не представлено доказательств невозможности исполнения решения суда в течение 2019 года.

Совершенное Администрацией административное правонарушение посягает на институт судебной власти и в соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека исполнение решения суда должно рассматриваться в качестве составной части «судебного разбирательства» (пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 10.10.2001 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации») в связи с чем, органы власти не могут ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.

Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Администрации в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в минимальном размере.

Порядок привлечения Администрации к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, предусмотренный главами 28-29 КоАП РФ не нарушен.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств, указанные доказательства получены в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 26.2, 26.3, 26.7 КоАП РФ.

Доводы Администрации о невозможности исполнения требования исполнительного документа в установленный срок, судом проверены, в суде доводы своего подтверждения не нашли.

Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении Администрации, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ, не усматривается.

При установленных обстоятельствах постановление № по делу об административном правонарушении начальника отдела - старшего судебного пристава Нефтекамского МОСП УФССП по РБ от 27.01.2020 является законным, в связи с чем жалоба Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:


Постановление № по делу об административном правонарушении заместителя начальника отдела -заместителя старшего судебного пристава Нефтекамского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан ФИО2 от 27.01.2020 о привлечении Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначении административного наказания в размере 30 000 руб., - оставить без изменения, жалобу Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5, части 1.1 статьи 30.1 и в части 5 статьи 30.9 КоАП РФ, в течение 10 суток, со дня получения его копии.

Судья Е.Н. Проскурякова



Суд:

Нефтекамский городской суд (Республика Башкортостан) (подробнее)

Судьи дела:

Проскурякова Е.Н. (судья) (подробнее)