Решение № 2А-1290/2018 2А-1290/2018~М-1137/2018 М-1137/2018 от 20 ноября 2018 г. по делу № 2А-1290/2018

Саровский городской суд (Нижегородская область) - Гражданские и административные



Дело № 2а-1290/2018


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

г. Саров

21 ноября 2018 года

Саровский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Ковалева Э.В., при секретаре Сазановой Т.Д., с участием административного ответчика ФИО1, его представителя ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Саровского городского суда Нижегородской области административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Нижегородской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам,

УСТАНОВИЛ:


Межрайонная инспекция ФНС России № 3 по Нижегородской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам. В обоснование заявленных требований указано следующее: на учете в Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Нижегородской области состоит в качестве налогоплательщика ФИО1, который являлся собственником объектов налогообложения: квартира, расположенная по адресу: ..., кадастровый №, площадь <данные изъяты>, дата регистрации права 21.04.2005; легковой автомобиль марки <данные изъяты>, г.р.з. №, <данные изъяты> года выпуска, дата регистрации права – 09.09.2013, дата утраты права – 29.05.2014; грузовой автомобиль марки <данные изъяты>, г.р.з. №, <данные изъяты> года выпуска, дата регистрации права – 04.08.2011, дата утраты права – 15.05.2014. Налоговым органом направлены налоговые уведомления № 121354820 от 04.09.2016 и № 22096785 от 21.09.2017. Однако налог ответчиком не уплачен, в связи с чем, ему начислены пени. В налоговом уведомлении № 1040588 от 15.05.2015 года налоговым органом сделан перерасчет за 2013 год с новым сроком оплаты – 01.10.2015 года, сумма транспортного налога увеличилась на 3564 рубля, за налоговый период 2013 года. Однако налог ответчиком не уплачен. В связи с возникновением у ответчика недоимки по налогам и пени, ему было выставлены требования об уплате налога, пени № 6085 от 19.11.2016, № 9803 от 21.03.2017, № 4344 от 27.02.2018. До настоящего времени за ответчиком числится задолженность по налогам, пени. 08.08.2018 мировым судьей судебного участка № 3 Саровского судебного района Нижегородской области был вынесен судебный приказ № 2а-640/2018 о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам. ФИО1 в свою очередь обратился в суд с возражением относительно исполнения судебного приказа. Определением от 14.08.2018 судебный приказ был отменен. Административный истец просит взыскать с ФИО1 недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, распложенным в границах городских округов в размере 602 рубля (301 рубль за 2015 год, 301 рубль за 2016 год), пени в размере 102 рубля 57 копеек за 2014 год, задолженность по транспортному налогу с физических лиц в размере 26263 за 2014 год, пени в размере 2608 рублей 11 копеек (439 рублей 47 копеек за 2013 год, 2168 рублей 64 копейки за 2014 год), на общую сумму 29575 рублей 68 копеек.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Нижегородской области в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил.

В соответствии с п.6 ст.226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

При таких обстоятельствах, суд, признавая извещение сторон о дате и времени судебного разбирательства надлежащим, рассматривает дело в отсутствие представителя административного истца.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку налоговым органом пропущен срок для принудительного взыскания недоимки по спорным налогам. Исковые требования в части взыскания налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, распложенным в границах городских округов, в размере 602 рубля признал.

Представитель административного ответчика ФИО2, в судебном заседании исковые требования не признал, так же считает что, налоговым органом пропущен срок для принудительного взыскания недоимки по спорным налогам.

Выслушав административного ответчика и его представителя, оценив представленные доказательства в их совокупности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Как видно из материалов дела, административный ответчик ФИО1 являлся собственником объектов налогообложения:

- квартиры, расположенной по адресу: ..., кадастровый №, площадь <данные изъяты>, дата регистрации права 21.04.2005;

- легкового автомобиля марки <данные изъяты>, г.р.з. №, <данные изъяты> года выпуска, дата регистрации права – 09.09.2013, дата утраты права – 29.05.2014;

- грузового автомобиля марки <данные изъяты>, г.р.з. №, <данные изъяты> года выпуска, дата регистрации права – 04.08.2011, дата утраты права – 15.05.2014.

На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонной ИФНС России № 3 по Нижегородской области ФИО1 был начислен транспортный налог в размере 26263 рубля за налоговый период 2014 года и пени в размере 2608 рублей 11 копеек, из которых 439 рублей 47 коп. за налоговый период 2013 года, 2168 рублей 64 коп. за налоговый период 2014 года; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, распложенным в границах городских округов в размере 602 рубля, из которых 301 рубль за налоговый период 2015 года, 301 рубль за налоговый период 2016 года, пени в размере 102 рубля 57 коп. за налоговый период 2014 года, направлено налоговое уведомление об уплате налога.

В установленный законом срок, указанный в уведомлении, ФИО1 обязанность по уплате налога не исполнил.

В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонной ИФНС России № 3 по Нижегородской области в адрес ФИО3 06 марта 2018 года было направлено требование № 6085 об уплате задолженности по транспортному и имущественному налогам, а так же пени.

Требование Межрайонной ИФНС России № 3 по Нижегородской области административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнено не было.

В связи с неисполнением ФИО1 конституционной обязанности по уплате имущественного налога, транспортного налога, Межрайонная ИФНС России № 3 по Нижегородской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Саровского судебного района Нижегородской области от 08 августа 2018 года с ФИО1 взыскана задолженность по транспортному и имущественному налогам.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 Саровского судебного района Нижегородской области от 14 августа 2018 года судебный приказ мирового судьи судебного участка № 3 Саровского судебного района Нижегородской области № 2а-640/2018 от 08 августа 2018 года о взыскании с ФИО1 налоговой задолженности был отменен.

Суд, проверяя порядок направления требования административной ответчику, сроки на обращение в суд, приходит к следующему выводу.

Из карточки расчетов с бюджетом по транспортному налогу усматривается, что налоговым органом исчислен транспортный налог за 2014 год со сроком уплаты до 01 октября 2015 года.

На основании пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Из материалов дела усматривается, что налоговый орган впервые направил в адрес налогоплательщика требование № 6085 от 19.11.2016 года.

Данное требование об уплате налога и пени в уставленные сроки административным ответчиком исполнены не были.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.

Шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за налоговый период 2014 года истекал 10 июля 2017 года, однако с заявлением Межрайонная ИФНС России № 3 по Нижегородской области впервые обратилась только 08 августа 2018 года, то есть с существенным нарушением установленного законом срока.

Принимая во внимание установленный Законом срок направления налогового уведомления и учитывая положения статей 70 и 48 НК РФ, определяющие сроки направления требования об уплате налога (пеней) и порядок взыскания недоимки по налогу, административный истец на дату обращения с настоящим иском утратил право на принудительное взыскание задолженности по транспортному налогу за 2014 год, поскольку истекли сроки принятия решений об их взыскании в порядке, установленном статьей 48 НК РФ. При этом действующее налоговое законодательство не предусматривает возможности направления налогоплательщикам повторных налоговых уведомлений и требований. Пропуск налоговым органом срока направления налогового уведомления и требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, установленного положениями статьи 48 НК РФ и сам по себе, без указания уважительных причин пропуска такого срока, не является основанием для восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

В силу части 5 статьи 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таком положении, требования административного искового заявления о взыскании транспортного налога подлежат отклонению.

Обсуждая требования о взыскании недоимки по налогу на имущество с ФИО1, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 401 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) квартира, комната.

Согласно ч. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно ст. 360 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Из содержания административного искового заявления следует, что обязанность по уплате имущественного налога ФИО1 не выполнена, в связи с чем, за ним образовалась задолженность по имущественному налогу за 2015 год в сумме 301 рубля и за 2016 год в сумме 301 рубля.

Частью 1 ст. 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей ФИО1 было направлено требование № 9803 от 21 марта 2017 года об уплате имущественного налога за налоговый период 2015 года и требование № 4344 от 27 февраля 2018 об уплате имущественного налога за налоговый период 2016 года. Факт направления указанных требований должнику объективно подтвержден сведениями из списков почтовых отправлений от 24 марта 2017 года и от 06.03.2018 года, соответственно.

В соответствии с ч. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В первом требовании от 21.03.201 года указан срок исполнения до 12 мая 2017 года, в требовании от 27.02.2018 2018 года указан срок исполнения до 06 июля 2018 года.

Вместе с тем, ФИО1 вышеуказанные требования в добровольном порядке не исполнены, в связи с чем, на момент обращения в суд с административным исковым заявлением у ФИО1 имеется задолженность по налогу на имущество в сумме 602 рубля.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Как усматривается из требования № 9803 от 21.03.2017 года, сумма налога не превысила 3000 рублей, в связи с чем у налогового органа отсутствовала возможность обращения в суд за взысканием недоимки по имущественному налогу за налоговый период 2015 года.

Административный истец обратился в суд с соблюдением установленных налоговым законодательством сроков, после направления требования № 4344 от 27 февраля 2018 года, в котором сумма требований превысила 3000 рублей.

Статьей 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2015 года, пеня начисляется начиная с 1 мая 2017 года, за налоговый период 2016 года - начиная с 1 июля 2018 года. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В связи с неуплатой имущественного налога, ФИО1 начислены пени в соответствии со ст. 75 НК РФ. Задолженность по пеням, включенная в требование об уплате налога, пени, сбора, штрафа № 4344 от 27.02.2018 составила 6 рублей 08 копеек.

С учетом изложенного, поскольку судом установлен факт неуплаты административным ответчиком имущественного налога в сумме 602 рубля, а так же начисленных пени в сумме 6 рублей 08 копеек, основываясь на имеющихся в деле письменных доказательствах, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Межрайонной инспекции ФНС № 3 по Нижегородской области являются обоснованными, доказанными и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 20000 рублей – 4 % цены иска, но не менее 400 рублей.

Таким образом, поскольку административный истец Межрайонная инспекция ФНС России № 3 по Нижегородской области освобождена от уплаты государственной пошлины, при этом суд не располагает данными об освобождении от уплаты судебных расходов ответчика ФИО1 суд находит подлежащим взысканию с ответчика ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 286-290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Нижегородской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, **** года рождения, уроженца ..., зарегистрированного по адресу: ..., в пользу Межрайонной ФНС России № 3 по Нижегородской области задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, и пени в размере 608 (шестьсот восемь) рублей 80 копеек, из которых налог (КБК 18210601020041000110, ОКТМО 22704000) за 2015 год - 301 рубль, за 2016 год - 301 рубль, пени по налогу (КБК 18210601020042100110, ОКТМО 22704000) за 2016 год – 6,80 рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2018 года.

Судья Саровского городского суда Э.В. Ковалев



Суд:

Саровский городской суд (Нижегородская область) (подробнее)

Судьи дела:

Ковалев Э.В. (судья) (подробнее)