Решение № 12-147/2023 12-16/2024 от 29 января 2024 г. по делу № 12-147/2023Железнодорожный районный суд г. Читы (Забайкальский край) - Административное Судья суда первой инстанции – Дело № 12-16/2024 (№ дела 1 инст.5-934/2023) мировой судья судебного участка № 6 Железнодорожного судебного района г. Читы Пряженникова Н.Е. (УИД 75MS0009-01-2023-006507-43) по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении 29 января 2024 года г. Чита Судья Железнодорожного районного суда г. Читы Страмилова Н.В., при секретаре Елисеевой Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Железнодорожного района г. Читы на постановление мирового судьи судебного участка № 6 Железнодорожного судебного района г. Читы о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении заведующей МБДОУ «Детский сад № 60» ФИО1, Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Железнодорожного судебного района г. Читы от 20 декабря 2023 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении заведующей МБДОУ «Детский сад №60» ФИО1 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения. В протесте, поданном в Железнодорожный районный суд г. Читы, заместитель прокурора Железнодорожного района г. Читы просит вышеуказанное постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов протеста указывает, что мировым судьей неверно определен предмет постановления, поскольку предметом данного разбирательства является непосредственно факт неуведомления прокурора о месте и времени рассмотрения акта прокурорского реагирования, а судом исследуются сущность внесенного представления, его законность и обоснованность, а также верность процедуры проведения проверки. В ответе на представление прокурора МБДОУ «Детский сад № 60» не указано информации об устранении нарушений закона. При этом, прокурор не был уведомлен о времени и дате рассмотрения представления. Указанные действия должностного лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ. В рамках судебного заседания ФИО1 факт неуведомления прокурора о месте и времени рассмотрения представления не отрицался, как и не отрицалось умышленное неисполнение требований прокурора в этой части. Также суд в своем постановлении указывает на то, что представление об устранении нарушений закона внесено после того, как учреждением задолженность перед бюджетом устранена, в связи с чем оснований для его внесения не имелось. Вместе с тем, надзорное ведомство вправе осуществить прокурорское реагирование и по тем обстоятельствам, которые были до момента внесения представления, целью такого представления является устранение должностными лицами причин и условий, способствующих возникновению нарушений закона. Прокуратуре района достаточно сведений о факте задолженности представленных уполномоченным органом для проведения проверки и решения вопроса об осуществлении реагирования, полученные сведения не требуют дополнительной проверки. Согласно сведениям УФНС по Забайкальскому краю МБДОУ «Детский сад № 60» имело отрицательное сальдо, то есть задолженность перед бюджетом. Факт наличия задолженности установлен прокуратурой района в ходе проведения проверки. Более того, оценку указанным обстоятельствам суд при решении вопроса о виновности лица в совершении вменяемого правонарушения должен дать только в рамках предмета судебного разбирательства. Учитывая, что представление об устранении нарушений закона не оспорено и не обжаловано поднадзорным учреждением или его руководителем в установленном законе порядке. Следовательно, правомерность и законность акта прокурорского реагирования презюмируется, пока не доказано обратное в ходе процесса его обжалования согласно установленной процедуре, доказательств для решения вопроса о виновности и привлечения к административной ответственности в материалах дела имеется достаточно. Судом установлено, что привлекаемое лицо с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении согласилась, пояснила, что прокуратуру о рассмотрении представления не извещала. Таким образом, постановление о прекращении производства по делу от 20.12.2023 по делу № 5-934/2023 противоречит требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, является незаконным, необоснованным и подлежит отмене. В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Читы Доржиев Б.Б. доводы протеста поддержал в полном объеме. ФИО1 надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения протеста, в судебное заседание не явилась, об отложении судебного заседания не просила. Судья считает возможным рассмотреть протест при данной явке. Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив доводы протеста прокурора, выслушав помощника прокурора Доржиева Б.Б., прихожу к следующим выводам. Согласно ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года. В силу положений п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Согласно Закону о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона. В п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона. В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки исполнения бюджетного законодательства, проведенной прокуратурой Железнодорожного района г. Читы, заместителем прокурора района в адрес заведующей МБДОУ «Детский сад № 60» ФИО1 26 июня 2023 года внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства. Основанием для внесения указанного представления послужили выявленные прокурором нарушения в части исполнения бюджетным учреждением обязанности по уплате налогов (страховых взносов, НДФЛ, налога на имущество) в соответствии с нормами действующего законодательства, вследствие чего образовалась задолженность (пени) по состоянию на апрель 2023 г. на общую сумму 1 172 000 руб. Указанное представление получено МБДОУ «Детский сад № 60» 29 июня 2023 года. 28 июля 2023 года заведующая МБДОУ «Детский сад № 60» ФИО1 направила прокурору Железнодорожного района г. Читы письменный ответ, в котором указала, что задолженность по налогу отсутствует. При этом, МБДОУ «Детский сад № 60» была приложена справка об исполнении налоговой обязанности. 26 сентября 2023 года заместитель прокурора района вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении заведующей МБДОУ «Детский сад № 60» ФИО1 Указанным постановлением должностному лицу ФИО1 вменено, что она, в нарушение требований закона, прокурора о дате, времени и месте рассмотрения представления не известила, в ответе на представление сведений об устранении нарушений не имеется, что свидетельствует об умышленном невыполнении законных требований прокурора. Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, мировой судья пришел к выводу об отсутствии в действиях заведующей МБДОУ «Детский сад № 60» ФИО1 вмененного состава правонарушения, при этом мировым судьей было установлено, что имеющуюся на апрель 2023 г. задолженность учреждение погасило в полном объеме, и по состоянию на 26 июня 2023 года МБДОУ «Детский сад №60» положительное сальдо составило 220 049,31 руб., то есть на момент внесения заместителем прокурора района представления учреждение не имело никакой задолженности по налогам. Таким образом, обстоятельства, на которые прокурор ссылается в представлении, были устранены учреждением до вынесения представления, следовательно, требование представления о принятии мер к устранению отсутствующих нарушений и производное от него требование об устранении причин и условий им способствующих, о привлечении лиц, допустивших нарушения законодательства к дисциплинарной ответственности, являются незаконными. Судья соглашается с выводами мирового судьи, поскольку они основаны на законе. Доводы протеста о необоснованном исследовании мировым судьей представления на предмет его законности, судьей отклоняются по следующим основаниям. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия). Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в том числе, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона. Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Административная ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ наступает только в случае неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Вопрос о законности и обоснованности представления, содержащего требования прокурора, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении. Обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в соответствующем представлении, лежит на прокуроре. В представлении об устранении нарушений бюджетного законодательства от 26 июня 2023 года содержались требования: 1. Безотлагательно рассмотреть данное представление с уведомлением прокуратуры о дате и времени его рассмотрения; 2. Принять меры к устранению нарушений бюджетного законодательства, причин и условий, им способствующих; 3. Рассмотреть вопрос о привлечении лиц, допустивших нарушения законодательства, к дисциплинарной ответственности. 4. Информацию о результатах рассмотрения представления, а также копии документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, направить в письменной форме в прокуратуру в установленный законом месячный срок. Законность вышеуказанного представления подлежит проверке при рассмотрении настоящего дела. С учетом установленных обстоятельств прихожу к выводу о том, что представление прокурора законным признать нельзя. Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшееся судебное решение как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется. Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены мировым судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ. Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену оспариваемого судебного акта при производстве по делу об административном правонарушении, не допущено. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья постановление мирового судьи судебного участка № 6 Железнодорожного судебного района г. Читы от 20 декабря 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении заведующей МБДОУ «Детский сад № 60» ФИО1, оставить без изменения, протест заместителя прокурора Железнодорожного района г. Читы - без удовлетворения. Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ, путём подачи жалобы и (или) протеста в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции. Судья Н.В. Страмилова Суд:Железнодорожный районный суд г. Читы (Забайкальский край) (подробнее)Судьи дела:Страмилова Наталья Владимировна (судья) (подробнее) |