Постановление № 5-1389/2020 от 25 ноября 2020 г. по делу № 5-1389/2020




Петрозаводский городской суд УИД 10RS0011-01-2020-014379-37

(г.Петрозаводск, ул.Красная, 33) (Дело № 5-1389/2020)


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


25 ноября 2020 года г. Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна, при секретаре Мельниченко Ю.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении

Индивидуального предпринимателя ФИО1, <данные изъяты>,

установил:


30 июля 2020 г. с 10.40 час. до 11.55 час. в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ИП ФИО1 по контролю выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а также выполнения в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, в магазине по адресу: <адрес>, выявлено, что в нарушение п.п. 2.6, 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» ИП ФИО1 не обеспечила выполнение требований, предписываемых к выполнению в целях проведения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в соответствии с предписанием от 20 апреля 2020 г., а именно:

- термометрия сотрудников при входе на работу с целью недопущения допуска персонала с признаками простудных заболеваний (входной фильтр) не проводится, отсутствуют термометры и журнал термометрии;

- информирование населения (потребителей) о необходимости соблюдения мер личной гигиены с использованием памяток не проводится (памятки отсутствуют);

- сотрудники предприятия торговли не используют средства индивидуальной защиты (на момент проверки 30.07.2020 с 10.40 час. до 11.55 час. у продавца-кассира ААА отсутствовали перчатки);

- разметка для соблюдения социальной дистанции не менее 1,5 м в торговом зале на момент проверки 30.07.2020 с 10.40 час. до 11.55 час. отсутствовала;

- уборочный инвентарь не имеет маркировки и отдельного места для хранения;

- обеззараживание воздуха помещений с постоянным нахождением работников не проводится (договор на проведение обеззараживания воздуха отсутствует, оборудование по обеззараживанию воздуха, в том числе бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа, разрешенные к использованию в присутствии людей отсутствуют);

- инструкция по приготовлению рабочих растворов дезинфицирующих средств отсутствуют.

ИП ФИО1 в судебном заседании вину в совершении вменяемого правонарушения признала, пояснила, что все выявленные нарушения были устранены.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержал в полном объеме, полагал возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела.

Заслушав объяснения ИП ФИО1, представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, исследовав материалы настоящего дела об административном правонарушении, обозрев видеозапись, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, введенной в действие в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.2 ст.50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

Согласно п.3.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.01.2020 № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» руководителям территориальных органов Роспотребнадзора постановлено давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием.

Распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р «О введении с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия» в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30.03.2020 №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 №15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и на основании статьи 2 Закона Республики Карелия от 26.12.2005 №938-ЗРК «О некоторых вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Карелия» с 12 марта 2020 г. на территории Республики Карелия введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.

В силу п.2.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 № 65, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

В соответствии с п.4.3 СП 3.1/3.2.3146-13 при эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Карелия от 31.03.2020 №3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 в Республике Карелия» постановлено обеспечить в организациях и на объектах, расположенных на территории Республики Карелия, проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе предусмотренных распоряжениями Главы Республики Карелия (преамбула).

В силу пункта 3 вышеуказанного постановления территориальным органам Федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти Республики Карелия, руководителям организаций, учреждений и предприятий Республики Карелия независимо от организационно-правовой формы собственности, индивидуальным предпринимателям постановлено в срок до особого распоряжения обеспечить:

неукоснительное исполнение Распоряжения Главы Республики Карелия №127-р от 12.03.2020 с изменениями, внесенными распоряжениями Главы Республики Карелия от 14.03.2020г №145-р, от 16.03.2020г №151-р, от17.03.2020г №156-р, от 19.03.2020г №165-р, от 25.03.2020г №179-р, от 27.03.2020г №182-р, №184-р, от 28.03.2020г №186-р, от 30.03.2020г №189-р, от 31.03.2020 №190-р, №191-р, №192-р, постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 №5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции», от 13.03.2020 №6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19», от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19», от 30.03.2020 №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19» (пункт 3.1);

не допускать к работе сотрудников, прибывших из-за рубежа, на срок 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию (пункт 3.2);

ежедневную термометрию сотрудников, недопущение присутствия в организованном коллективе больных с признаками ОРВИ (пункт 3.3);

соблюдение в помещениях температурного режима, режима проветривания, текущей дезинфекции, увеличение кратности дезинфекции помещений, обеззараживание воздуха и поверхностей в помещениях с применением ультрафиолетовых облучателей рециркуляторного (закрытого) типа (пункт 3.4);

обязательное ношение масок всеми работниками (пункт 3.5);

внедрение дистанционных способов проведения собраний, совещаний и иных подобных мероприятий с использованием сетей связи общего пользования (пункт 3.6);

незамедлительную изоляцию лиц с признаками ОРВИ, передачу сведений о заболевших в обслуживающую поликлинику, проведение комплекса противоэпидемических мероприятий в случае выявления среди сотрудников больного симптомами, не исключающими новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в том числе проведение заключительной дезинфекции (пункт 3.7).

В соответствии с предписанием должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор об организации противоэпидемических мероприятий, главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 20 апреля 2020 г. на ИП ФИО1 возложена обязанность обеспечить ежедневно на объектах следующие мероприятия:

- обеспечить максимальное разобщение работников для соблюдения социальной дистанции между ними не менее 1,5 м.;

- информирование о необходимости соблюдения мер личной гигиены (памятки), а именно: обязательное использование масок для защиты органов дыхания, частое мытье рук с мылом или протирку их кожными антисептиками;

- проведение текущей уборки с дезинфицирующими средствами, воздействующими на вирусные инфекции;

- проведение проветривания помещений в течение дня;

- проведение уборки и дезинфекции туалетов в установленном порядке;

- организацию входного фильтра (контроль с измерением температуры работникам организации, с целью ограничения допуска персонала с признаками простудных заболеваний);

- обеспечить при выявлении (ежедневная термометрия) лиц, с проявлениями ОРВИ или признаками внебольничных пневмоний немедленную изоляцию (госпитализацию);

- внедрение дистанционных способов проведения собраний, совещаний и иных мероприятий с использованием сетей связи общего пользования (по необходимости);

- не допускать к работе сотрудников, прибывших из-за рубежа, на срок 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию.

Об организации и проведении мероприятий предписано сообщить в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия в течение 10 рабочих дней со дня получения предписания.

Вышеуказанное предписание получено ИП ФИО1 согласно уведомлению о вручении ДД.ММ.ГГГГ

В ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ИП ФИО1 на торговом объекте, расположенном по адресу: <адрес>, специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, по состоянию на 30 июля 2020 г. с 10.40 час. до 11.55 час. выявлено следующее: термометрия сотрудников при входе на работу с целью недопущения допуска персонала с признаками простудных заболеваний (входной фильтр) не проводится, отсутствуют термометры и журнал термометрии; информирование населения (потребителей) о необходимости соблюдения мер личной гигиены с использованием памяток не проводится (памятки отсутствуют); сотрудники предприятия торговли не используют средства индивидуальной защиты (на момент проверки 30.07.2020 с 10.40 час. до 11.55 час. у продавца-кассира ААА отсутствовали перчатки); разметка для соблюдения социальной дистанции не менее 1,5 м в торговом зале на момент проверки 30.07.2020 с 10.40 час. до 11.55 час. отсутствовала; уборочный инвентарь не имеет маркировки и отдельного места для хранения; обеззараживание воздуха помещений с постоянным нахождением работников не проводится (договор на проведение обеззараживания воздуха отсутствует, оборудование по обеззараживанию воздуха, в том числе бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа, разрешенные к использованию в присутствии людей отсутствуют); инструкция по приготовлению рабочих растворов дезинфицирующих средств отсутствует.

Событие инкриминируемого административного правонарушения и виновность индивидуального предпринимателя в его совершении подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 17 августа 2020 г., который соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеет; предписанием от 20 апреля 2020 г.; мотивированным представлением должностного лица органа государственного контроля (надзора) о назначении внеплановой проверки от 30 июня 2020 г.; распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица №317 от 03 июля 2020г.; решением прокуратуры Республики Карелия о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 07 июля 2020 г.; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 30 июля 2020 г.; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 03 августа 2020 г. №317; другими материалами дела.

Данные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины ИП ФИО1 в совершении вменяемого административного правонарушения.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ИП ФИО1 имелась возможность для соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выполнения предписания, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению. Доказательств, подтверждающих, что привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры по недопущению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, исполнению предписания, материалы дела не содержат, а выявленное административное правонарушение свидетельствует о виновном характере бездействия правонарушителя.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о доказанности вины ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения и квалифицирует ее действия по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ – невыполнение в установленный срок выданного в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Обстоятельств, установленных ст.2.7 КоАП РФ, исключающих административную ответственность, по делу не установлено.

Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется ввиду наличия угрозы жизни и здоровья граждан.

В силу ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, факт невыполнения предписания от 20 апреля 2020 г. о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции и введением с 12 марта 2020 г. на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия, кроме того принимает во внимание сложившуюся ситуацию с коронавирусной инфекцией в мире, количество заражений и смертей, а также степень вины нарушителя, обстоятельства совершения административного правонарушения, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств в виде признания вины, добровольное устранение нарушений, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, приходит к выводу о том, что в отношении ИП ФИО1 возможно применить административное наказание в виде административного штрафа.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, а именно: значительного размера минимального штрафа, уплата которого может привести к неплатежеспособности ИП ФИО1, а также учитывая устранение нарушений, судья считает необходимым на основании ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ снизить размер административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, и назначить ИП ФИО1 наказание в виде административного штрафа в размере 25000 руб., полагая, что штраф в указанном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных ст.3.1 КоАП РФ.

Оснований для применения наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется.

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:


признать Индивидуального предпринимателя ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 25000 (Двадцать пять тысяч) рублей.

Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Расчетный счет: <***> в Отделении – НБ Республика Карелия г. Петрозаводск. Получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, л/сч <***>), ИНН <***>, КПП 100101001, БИК 048602001, ОКТМО 86701000, КБК 14111601061010003140, УИН (наименование платежа) 14104100002300038999.

Копию квитанции об уплате штрафа предоставить в Петрозаводский городской суда Республики Карелия (<...>, каб.100).

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия (<...>) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (<...>).

Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: <...>).

Судья И.А. Сааринен



Суд:

Петрозаводский городской суд (Республика Карелия) (подробнее)

Судьи дела:

Сааринен И.А. (судья) (подробнее)