Решение № 2-17/2024 2-17/2024(2-941/2023;)~М-990/2023 2-941/2023 М-990/2023 от 17 января 2024 г. по делу № 2-17/2024




УИД 66RS0049-01-2023-001266-23

Мотивированное
решение
изготовлено 17 января 2024 года

Дело № 2-17/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Реж 11 января 2024 года

Режевской городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Лихачевой А.С.,

при секретаре Сычёвой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-17/2024 по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Свердловской области к Администрации Режевского городского округа, МЖКУП «Клевакинский» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:


Управление Роспотребнадзора по Свердловской области в лице Главного государственного санитарного врача в городе Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Режевского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить обязательные требования санитарного законодательства.

В обоснование исковых требований указано, что МЖКУП «Клевакинский» осуществляет деятельность по распределению воды для питьевых и промышленных нужд. В отношении данного предприятия проведена проверка. В ходе проведения проверки установлено нарушение санитарного законодательства по вопросу организации санитарно-защитной зоны, данный факт также был установлен при анализе информации, размещенной в информационного телекоммуникационной сети «Интернет». За нарушение санитарного законодательства, в отношении МЖКУП «Клевакинский» вынесено постановление о назначении административного наказания.

Истец просит:

- признать бездействие Администрации Режевского городского округа в не организации и не получению санитарно-эпидемиологического заключения на водные объекты: скважины № 7949 и №7942 с. Леневское незаконным;

- возложить обязанность на Администрацию Режевского городского округа в срок до 31 декабря 2023 года организовать и получить санитарно-эпидемиологические заключения на водные объекты: скважины № 7949 <...> с. Леневское;

- признать бездействие Администрации Режевского городского округа в не организации и не разработке проекта зон санитарной охраны скважины № 7949 с. Леневское, и скважины № 7942 с. Леневское, незаконными;

- возложить на ответчика обязанность организовать разработку проекта зон санитарной охраны скважин № 7949 <...> с. Леневское, получить решение об установлении зоны санитарной охраны водного объекта скважин № 7949 <...> с. Леневское, в соответствии с законодательством Российской Федерации в срок до 31 декабря 2023 года.

Протокольным определением Режевского городского суда Свердловской области от 21 декабря 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МЖКУП «Клевакинский».

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, посредствам телефонограммы просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель Администрации Режевского городского округа ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что действительно имеется нарушение санитарного законодательства со стороны органа местного самоуправления, просил установить срок исполнения требований до 31 декабря 2024 года. Дополнительно указал, что вода в скважинах не соответствует санитарно-эпидемиологическим требования, в связи с чем невозможно получить положительное заключение по воде. Кроме того, скважины расположены вблизи жилых домов, в результате чего установление зоны санитарной охраны также невозможно. На 2024 год запланированы мероприятия по геолого-разведывательным работам для бурения новых скважин.

Представитель МЖКУП «Клевакинский» ФИО2, действующая на основании распоряжения, в судебном заседании пояснила, что согласна с позицией администрации. Указала, что скважина №7949 расположена вблизи жилых домов, в воде превышена концентрация нитратов, в связи с чем не представляется возможным получить санитарно-эпидемиологическое заключение и установить зону санитарной охраны. Скважина №7942 с. Леневское является резервной скважиной.

В соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого - либо из лиц участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копии решения суда.

С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

Заслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п.п. 1, 5 ч.1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ст. 51 Федерального закона №131-ФЗ).

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу положений ч.2 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.3 ст. 23 Федерального закона №416-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Согласно ч. 2 ст. 43 данного Кодекса для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Частью 1 ст. 55 того же Кодекса закреплено, что собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 27 названного Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране таких водных объектов.

В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (ч.2 ст. 18 Федерального закона №52-ФЗ).

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (ч.5 ст. 18 Федерального закона №52-ФЗ)

В силу пункта 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Согласно пункту 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Пунктом 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02 определено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии с постановлением Администрации Режевского городского округа №175 от 05 февраля 2016 года МЖКУП «Клевакинский» присвоен статус гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории Режевского городского округа с. Клевакинское, с. Леневское, д. Каменка (л.д. 20).

Как следует из материалов дела, водонапорные скважины №7942 с. Леневское, №7949 с.Леневское переданы Администрацией Режевского городского округа на техническое обслуживание МЖКУП «Клевакинский». Скважина №7942 предприятием не используется (л.д. 51).

Согласно Акту территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах по результатам плановой выездной проверки от 29 августа 2023 года не организована ЗСО на водопроводе в с. Леневском, подающем воду из подземного источника скважины №7949 с. Леневское; не разработан проект организации ЗСО скважины №7949; отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта скважины №7949 с.Леневское санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (л.д.27-30).

Постановлением территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах от 21 сентября 2023 года МЖКУП «Клевакинский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и ему назначено административное взыскание в виде штрафа в размере 20 000 руб. (л.д. 48-50).

Таким образом, судом установлено, что имеются нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде по водным объектам – скважин №7949 и №79842 с. Леневское, а именно: не организовано и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение; не организована разработка проекта зон санитарной охраны скважин, не получено решение об установлении зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данный факт ответчиками не оспорен.

Оценив представленные сторонами доказательства, учитывая поддерживаемые представителем истца требования, суд в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2013 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», приходит к выводу о том, что именно на МЖКУП «Клевакинский», Администрацию Режевского городского округа должны быть возложены обязанности по устранению выявленных нарушений в сфере водоснабжения и водоотведения, в связи с чем исковые требования Управления Роспотребнадзора по Свердловской области подлежат удовлетворению.

Что касается срока исполнения возложенных обязанностей, то суд приходит к следующему.

Принимая во внимание объем необходимых работ для устранения выявленных нарушений в сфере водоснабжения и водоотведения, суд приходит к выводу, что срок исполнения решения суда до 31 декабря 2024 года является разумным и обоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


исковые требования Управления Роспотребнадзора по Свердловской области к Администрации Режевского городского округа, МЖКУП «Клевакинский» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Режевского городского округа, Муниципального жилищно-коммунального унитарного предприятия «Клевакинский» по не организации и не получению санитарно-эпидемиологического заключения на водные объекты: скважины №7949, №7942 с. Леневское Режевского городского округа Свердловской области.

Возложить на Муниципальное жилищно-коммунальное унитарное предприятие «Клевакинский», Администрацию Режевского городского округа обязанность в срок до 31 декабря 2024 года: организовать и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на водные объекты: скважины №7949, №7942 с. Леневское Режевского городского округа Свердловской области.

Признать незаконным бездействие Администрации Режевского городского округа, Муниципального жилищно-коммунального унитарного предприятия «Клевакинский» по не организации и не разработке проекта зон санитарной охраны скважин №7949, №7942 с. Леневское Режевского городского округа Свердловской области.

Возложить на Муниципальное жилищно-коммунальное унитарное предприятие «Клевакинский», Администрацию Режевского городского округа обязанность в срок до 31 декабря 2024 года: организовать разработку проекта зон санитарной охраны скважин №7949, №7942 с. Леневское Режевского городского округа Свердловской области, получить решение об установлении зоны санитарной охраны водных объектов - скважин №7949, №7942 с.Леневское Режевского городского округа Свердловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Апелляционная жалоба не может содержать требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанной жалобе, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

Судья А.С. Лихачева



Суд:

Режевской городской суд (Свердловская область) (подробнее)

Судьи дела:

Лихачева Анастасия Сергеевна (судья) (подробнее)