Решение № 12-23/2023 12-4/2024 от 23 января 2024 г. по делу № 12-23/2023Порховский районный суд (Псковская область) - Административное УИД 60RS0019-01-2023-000718-12 Дело № 12-4/2024 23 января 2024 года г. Порхов Порховский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Капустиной Н.А. при секретаре Кругловой И.А., рассмотрев жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области на постановление мирового судьи судебного участка № 23 Порховского района Псковской области от 24 октября 2023 года, 26.09.2023 начальником отдела взаимодействия со страхователями управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области ФИО4 в отношении ФИО1, работающей в должности программиста в Филиале Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области в Порховском, Дновском, Дедовичском и Бежаницком районах», составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому ФИО1, являясь программистом ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области в Порховском, Дновском, Дедовичском и Бежаницком районах», нарушила положения ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об обязательном индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», не представив в установленный законом срок сведения по форме ЕФС-1 (подраздел 1.1 раздела 1) о трудовой деятельности застрахованного лица – ФИО3, по факту прекращения договора гражданско-правового характера с ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, тогда как срок представления данных сведений – не позднее ДД.ММ.ГГГГ, чем совершила правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка № 23 Порховского района Псковской области от 24.10.2023 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФИО1 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Уполномоченное в соответствии с п. 23, 30 Приказа Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 31.05.2023 № 949, должностное лицо - начальник отдела взаимодействия со страхователями управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области ФИО4, обратилась в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление мирового судьи судебного участка № 23 Порховского района Псковской области от 24.10.2023 в отношении ФИО1 отменить и возвратить дело мировому судье на новое рассмотрение. В обоснование жалобы заявителем указано, что, прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, в связи с нарушением срока предоставления сведений по форме ЕФС-1 (подраздел 1.1 раздела 1) о трудовой деятельности зарегистрированного лица ФИО3, по факту прекращения ДД.ММ.ГГГГ договора гражданско-правового характера, мировой судья исходил из того, что ФИО1 не является должностным лицом ФФБУЗ «ЦГиЭ в Псковской области в Порховском, Дновском, Дедовичском, Бежаницком районах», доказательств, объективно подтверждающих наличие у ФИО1 распорядительных, управленческих или административно-хозяйственных функций в отношении ФФБУЗ «ЦГиЭ в Псковской области в Порховском, Дновском, Дедовичском, Бежаницком районах» материалы дела не содержат и суду не представлены. Должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, установлены обстоятельства, которые подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; сведениями по форме ЕФС-1 (подраздел 1.1 раздела 1), снимком экрана с программного комплекса СФР «Фронт-Офис» о направлении страхователем ДД.ММ.ГГГГ сведений; ходатайством главного врача ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №; пояснением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ №; функциональной инструкцией на программиста отделения приема проб и выдачи результатов, изданной ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что совокупность доказательств обоснованно признана должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, достаточным для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении программиста ФИО1 Указанные в п. 7 Функциональной инструкции программиста отделения приема проб и выдачи результатов, с которой ознакомлена ФИО1, на осуществление электронного документооборота с ФНС и ФПСС РФ, в том числе отправление отчета «Сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕСФ-1)» объективно является опиской и не может повлиять на исход дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.33.2 КоАП РФ. В связи с изложенными обстоятельствами считает, что ФИО1 является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.33.2 КоАП РФ. При этом, согласно объяснениям от ДД.ММ.ГГГГ и в судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.33.2 КоАП РФ, признала полностью. Делегирование электронной подписи руководителя лицу, осуществляющему предоставление отчетности в СФР по Псковской области, не является основанием к освобождению программиста ФИО1 от административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 13.33.2 КоАП РФ. Сотрудник, осуществляющий электронный документооборот, имеет в своем пользовании электронно-цифровой ключ (электронную подпись), которым подписывается отчетность, в том числе и в рамках Закона № 27-ФЗ. Передача электронной подписи руководителя организации работнику, в чьи обязанности вменено предоставление отчетности по форме ЕФС-1 фактически является доказательством делегирования полномочий, в данном случае главного врача программисту ФФБУЗ «ЦГиЭ в Псковской области в Порховском, Дновском, Дедовичском, Бежаницком районах» ФИО1 Программист ФИО1, получившая доступ к электронной подписи главного врача, является уполномоченным лицом, осуществляющим объем компетенции главного врача по вопросу предоставления отчетности в СФР по Псковской области в рамках Закона № 27-ФЗ (согласно функциональной инструкции программиста) и должна отвечать за предоставление с нарушением установленного законом срока сведений по форме ЕФС-1. В отношении зарегистрированного лица ФИО3 сведения по форме ЕФС-1 (подраздел 1.1 раздела 1) были направлены страхователем в лице программиста ФИО1, в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи, подписанные квалифицированной электронной подписью, только 28.04.2023. Таким образом, полагает, что в действиях ФИО1, имеется наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ. В судебное заседание представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области ФИО2 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. Согласно представленного суду заявления просила рассмотреть жалобу в отсутствие представителя ОСФР по Псковской области, указав, что доводы, изложенные в жалобе, поддерживает в полном объеме. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. Согласно представленного суду заявления просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что с жалобой не согласна, постановление мирового судьи от 24.10.2023 поддерживает в полном объеме. На основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя и лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Ознакомившись с доводами жалобы, исследовав материалы дела, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» страхователями являются - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «страхователь»; застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 1, подпунктом 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» предусмотрено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 1). Страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы: дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам (пп.5 п. 2 ст. 11). Пунктом 6 ст. 11 вышеуказанного Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлено, что сведения, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения. Статьей 15 вышеуказанного Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Фонда сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом. В соответствии с ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей. Согласно примечаний к статье 15.33.2 КоАП РФ административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц настоящей статьей, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Субъектом правонарушения по ст. 15.33.2 КоАП РФ являются должностные лица юридического лица – страхователя. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечания к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. В соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2). Из материалов дела следует, что ФИО1 в период с 01.12.2008 работает в Филиале Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области в Порховском, Дновском, Дедовичском и Бежаницком районах» в должности программиста. Согласно функциональной инструкции на программиста отделения приема проб и выдачи результатов, включая группу по отбору проб (ОПП) ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, программист, помимо иных трудовых обязанностей, осуществляет электронный документооборот с ФНС и ФПСС РФ, в том числе отправляет отчет «Сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕСФ-1). Согласно должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ программист ФИО1 непосредственно подчиняется главному врачу Порховского филиала ФБУЗ ЦГиЭ в Псковской области, наряду с другими обязанностями, отправляет отчеты по Форме ЕСФ-1. Приказом главного врача Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области в Порховском, Дновском, Дедовичском и Бежаницком районах» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 назначена ответственным за предоставление сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕСФ-1). В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 не является должностным лицом Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области в Порховском, Дновском, Дедовичском и Бежаницком районах», в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ. Допустимых доказательств, объективно подтверждающих наличие у ФИО1 распорядительных, а также управленческих или административно-хозяйственных функций в отношении Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области в Порховском, Дновском, Дедовичском и Бежаницком районах», материалы дела не содержат, и в судебное заседание, в том числе суда апелляционной инстанции, не представлено. Вместе с тем, в судебном заседании суда первой инстанции ФИО1 пояснила, что она не является должностным лицом, не выполняет каких-либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в Филиале Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области в Порховском, Дновском, Дедовичском и Бежаницком районах», подчиняется непосредственно главному врачу. Как программист, в соответствии с должностной инструкцией она осуществляет электронный документооборот, в том числе отчет по форме ЕФС-1, однако подписывает его электронной подписью главного врача, своей электронной подписи у нее не имеется. Указанные обстоятельства не противоречат материалам дела. Таким образом, ФИО1, исполняя трудовые обязанности, фактически осуществляет электронный документооборот с ФНС и ФПСС РФ, при этом отправляет отчеты по Форме ЕСФ-1, подписанные главным врачом. Составление соответствующего отчета и его направление конкретным лицом не снимает с руководителя организации обязанности по контролю за деятельностью этого лица и предоставлению отчета в Фонд Пенсионного и социального страхования РФ в установленный законом срок. Из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ следует, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица. Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения последней к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ. При рассмотрении дела мировым судьей всесторонне, полно и подробно исследованы все обстоятельства и материалы дела, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дана полная и объективная оценка исследованным доказательствам, которые были предметом исследования мировым судьей, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен. На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. При таких обстоятельствах, мировой судья пришел к правильному выводу об отсутствии состава инкриминируемого административного правонарушения и прекращении производства по делу об административном правонарушении, в отношении ФИО1, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, мировым судьей не допущено. Оснований для отмены постановления и возвращения дела на новое рассмотрение мировому судье, не имеется. На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд Постановление мирового судьи судебного участка № 23 Порховского района Псковской области от 24 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, оставить без изменения, а жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области, - без удовлетворения. Председательствующий судья Н.А.Капустина Суд:Порховский районный суд (Псковская область) (подробнее)Судьи дела:Капустина Наталья Анатольевна (судья) (подробнее) |