Постановление № 5-703/2021 от 20 июля 2021 г. по делу № 5-703/2021




Дело №5-703/2021

УИД № 33RS0002-01-2021-003499-03


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


о наложении административного взыскания

20 июля 2021 года г.Владимир

Судья Октябрьского районного суда г.Владимира Краснова Т.П. по адресу: <...>,

с участием законного представителя ФИО1,

заместителя начальника отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Владимирской области ФИО2,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Владимира «Средняя общеобразовательная школа №26» (далее МБОУ г.Владимира «СОШ №26»), ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>, сведений о привлечении к административной ответственности не представлено,

установил:


28 июня 2021 года в Октябрьский районный суд г. Владимира поступил административный материал по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ в отношении МБОУ г.Владимира «СОШ №26».

Согласно протоколу об административном правонарушении №729-21 от 23 июня 2021 года, в МБОУ г.Владимира «СОШ №26» 09.06.2021 года в 09.00 часов выявлено, что в нарушении ст.11 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999 №52- ФЗ (в ред. от 13.07.2020 №45) и абз.6 п.3.3 СП 3.1/2.4.3598 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 (ред. от 24.03.2021), персонал летнего оздоровительного учреждения перед открытием 1 смены не прошел обследование на COVID – 19, любым из методов, определяющим генетический материал или антиген возбудителя COVID – 19, с использованием диагностических препаратов и тест систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, с получением результатов обследования не ранее, чем за 3 календарных дня до выхода на работу, что создает риск возникновения инфекционных заболеваний.

Законный представитель – директор МБОУ г.Владимира СОШ №26» г.Владимира ФИО1 в судебном заседании не согласилась с протоколом по делу об административном правонарушении, полагала, что в действиях Учреждения отсутствует состав правонарушения, поскольку весь персонал лагеря является работниками школы, а дети, находящиеся в лагере, – учениками школы, которые в период обучения контактировали между собой. Управлением образования администрации г.Владимира при издании приказа № 452-п от 11.05.2021 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей г.Владимира летом 2021 г. в лагерях с дневным пребыванием и лагерях труда и отдыха» обязанность по обследованию на COVID – 19 на персонал летних лагерей не возложена; ФБГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии во Владимирской области» при обследовании МБОУ г.Владимира СОШ №26» от 19.05.2021 экспертным заключением установило соответствие лагеря санитарно-эпидемиологическим требованиям, в том числе в условиях распространения COVID – 19. На вопрос судьи пояснила, что летняя смены была единственной, открыта 31.05.2021 и закрыта 29.06.2021. Дополнительно обратила внимание на отсутствие заболевшего персонала и детей за период и после пребывания в школьном лагере. Просила о применении положений ст.2.9 КоАП РФ.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Владимирской области ФИО2 настаивала на доказанности виновности привлекаемого лица.

Изучив представленные материалы дела, заслушав законного представителя общества и представителя госоргана, прихожу к следующим выводам.

Исходя из положений ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу положений ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч.2 ст.6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в пункте 22 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020), перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В целях недопущения распространения во Владимирской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) Указом Губернатора Владимирской области от 17 марта 2020 года N38 (далее – Указ Губернатора №38) в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации на территории Владимирской области введен режим повышенной готовности.

На основании ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ (далее Закон) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны соблюдать санитарные правила, а при их нарушении - приостановить или прекратить свою деятельность или работу соответствующих подразделений, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг, что отвечает требованиям Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

В соответствии с абз.6 п.3.3(глава III) СП 3.1/2.4.3598-20 перед началом каждой смены персонал должен пройти обследования на COVID-19 любым из методов, определяющих генетический материал или антиген возбудителя COVID-19, с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, с получением результатов обследования не ранее, чем за 3 календарных дня до дня выхода на работу.

Из протокола об административном правонарушении и представленных материалов следует, что 09.06.2021 года выявлено, что в МБОУ г.Владимира «СОШ №26» в нарушение ст.11 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999 №52- ФЗ (в ред. от 13.07.2020 №45) и абз.6 п.3.3( глава III) СП 3.1/2.4.3598 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 (ред. от 24.03.2021), персонал летнего оздоровительного учреждения с дневным пребыванием перед открытием 1 смены не прошел обследование на COVID – 19, любым из методов, определяющий генетический материал или антиген возбудителя COVID – 19, с использованием диагностических препаратов и тест систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, с получением результатов обследования не ранее, чем за 3 календарных дня до выхода на работу, что создает риск возникновения инфекционных заболеваний.

Данные обстоятельства выявлены в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной главным специалистом – экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Владимирской области на основании распоряжения (приказа) заместителя Управления Роспотребнадзора по Владимирской области ФИО3 о проведении внеплановой выездной проверки МБОУ г.Владимира «СОШ №26» от 01.06.2021 №193, которое доведено до директора Учреждения ФИО1 02.06.2021.

По результатам проведенной проверки с участие законного представителя учреждения 22.06.2021 главным специалистом – экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Владимирской области составлен акт проверки №193, где отражены выявленные нарушения. Акт проверки вручен директору МБОУ г.Владимира «СОШ №26» ФИО1 в этот же день.

Участие в проведении проверки фельдшера-лаборанта ФИО4, не указанной в приказе (распоряжении) о проведении проверки, не является грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку неуказание всех лиц в распоряжении (приказе) о проведении проверки не свидетельствует о нарушении установленного порядка государственного контроля (надзора); обязательным является указание лица, проводившего проверку и привлеченных к проверке экспертов(л.д.10, оборот).

Протокол составлен в присутствии законного представителя юридического лица – ФИО1 23.06.2021, копия протокола в этот же день вручена последней.

Факт совершения МБОУ г.Владимира «СОШ №26» административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств, а именно:

- протоколом Управления Роспотребнадзора по Владимирской области от 23.06.2021 №729-21, в котором приведено существо выявленного нарушения (л.д.3-4);

- распоряжением (приказом) Управления Роспотребнадзора по Владимирской области от 01.06.2021 №193 о проведении внеплановой / выездной проверки (л.д.5-9);

- актом проверки Управлением Роспотребнадзора по Владимирской области юридического лица МБОУ г.Владимира «СОШ №26» (л.д.10-11), где подробно описаны обстоятельства выявленных нарушений;

- объяснением директора МБОУ г.Владимира «СОШ №26» ФИО1, в котором она указывает, что персонал школы не прошел обследование на COVID-19 перед лагерной сменой (л.д.13);

- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении МБОУ г.Владимира «СОШ №26» (л.д.16-20) и иными материалами дела.

Представленные по делу об административном правонарушении доказательства суд признает относимыми, допустимыми и достоверными, так как они согласуются между собой, имеют отношение к событию правонарушения, получены в полном соответствии с требованиями административного законодательства.

Исследованные доказательства в совокупности полностью подтверждают вину МБОУ г.Владимира «СОШ №26» в совершении инкриминируемого ему правонарушения.

Таким образом, в действиях МБОУ г.Владимира «СОШ №26»содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.

Доводы законного представителя Учреждения о том, что весь персонал лагеря является работниками школы, а дети, находящиеся в лагере – учениками школы, которые в период обучения контактировали между собой, а равно об отсутствии обязанности по прохождению тестирования на COVID – 19 в Приказе Управления образования администрации г.Владимира № 452-п не являются основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности, поскольку в силу п.2.7 СП 3.1/2.4.3598 – 20 дополнительные требования, установленные в главе III санитарных правил( в том числе п.3.3), применяются также для общеобразовательных организаций, организаций отдыха детей и их оздоровления, то есть являются безусловными для МБОУ г.Владимира СОШ №26».

Наличие положительного экспертного заключения ФБГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии во Владимирской области» при обследовании МБОУ г.Владимира СОШ №26» о соответствии школьного лагеря санитарно-эпидемиологическим требованиям, в том числе в условиях распространения COVID – 19, с учетом даты его проведения -19.05.2021, требования о прохождении обследования не ранее, чем за 3 календарных дня до дня выхода на работу и даты открытия лагеря -31.05.2021 правового значения не имеет, поскольку не являлось и не могло являться предметом обследования.

Обстоятельств, исключающих наступление ответственности за совершенное правонарушение, судом не установлено.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность лица, совершившего административное правонарушение, не установлено.

При решении вопроса о мере наказания суд с учетом данных о личности, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, а также конкретных обстоятельств по делу, для достижения целей административного наказания, предусмотренных ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений как самим лицом, привлекаемым к административной ответственности, так и другими лицами, приходит к выводу о необходимости назначения наказания в предупреждения.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, следовательно, отсутствие вреда и ненаступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния. Выявленные же при изложенных выше обстоятельствах нарушения МБОУ г.Владимира «СОШ №26», являются нарушением санитарно-эпидемиологических требований, действующих в Российской Федерации, а потому его действия признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Допущенные МБОУ г.Владимира «СОШ №26» нарушения санитарно-эпидемиологических требований представили реальную угрозу здоровью граждан, поэтому суд полагает невозможным применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела наложение на учреждение административного штрафа в размере от двухсот тысяч рублей, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, не соотносится с характером совершенного административного правонарушения, степенью вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественным и финансовым положением, и, соответственно, не обеспечивает назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

С учетом конкретных обстоятельств дела судья приходит к выводу о возможности назначения МБОУ г.Владимира «СОШ №26» административного наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст.6.3 КоАП РФ, в соответствии с положениями ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ

На основании изложенного, руководствуясь ч.3.2 ст.4.1, ст.29.9, ст.29.10 КоАП РФ, судья

постановил:


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Владимира «Средняя общеобразовательная школа №26» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.6.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа с применением ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в размере 100 000(сто тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Наименование получателя платежа: <данные изъяты>

Постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Судья Т.П.Краснова



Суд:

Октябрьский районный суд г. Владимира (Владимирская область) (подробнее)

Ответчики:

МБОУ СОШ №26 (подробнее)

Судьи дела:

Краснова Т.П. (судья) (подробнее)