Решение от 31 декабря 2019 г. по делу № А50-34308/2019




Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации


РЕШЕНИЕ


Дело № А50-34308/2019
31 декабря 2019 года
г. Пермь



Резолютивная часть решения вынесена 24 декабря 2019 года. Полный текст решения изготовлен 31 декабря 2019 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «ЭКС Авто» (ОГРН <***>, ИНН <***>), конкурсный управляющий ФИО2 (адрес: 115093, г. Москва, а/я 107),

о взыскании недоимки и задолженности по пени, штрафу в общей сумме 6 269 582,46 руб.,

в заседании приняли участие представители:

от заявителя – не явились, извещен надлежащим образом;

от должника – не явились, извещен надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда,

УСТАНОВИЛ:


Инспекция Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (далее – заявитель, Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ЭКС Авто» (далее также – должник, Общество, общество «ЭКС Авто», налогоплательщик) о взыскании недоимки и задолженности по пени, штрафу в общей сумме 6 269 582,46 рубля.

Исходя из заявленных налоговым органом требований к взысканию с должника предъявлены: недоимка по налогу на добавленную стоимость (далее также - НДС), пени, начисленные за неуплату в установленный срок НДС и земельного налога, а также штраф по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, применение которого обусловлено непредставлением Обществом в установленный срок (не позднее 01.02.2016) налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год.

Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании обязательных платежей, установленного пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс).

Требования заявителя мотивированы неполной уплатой должником как налогоплательщиком подлежащих уплате указанных налогов, выявлением недоимки по этим налогам, неисполнением в установленный срок направленных в адрес налогоплательщика требований об уплате недоимки, начисленной пени за неуплату в установленный срок указанных налогов, и налоговой санкции. При этом Инспекцией отмечается, что принятые в порядке статьи 46 НК РФ меры безакцептного взыскания недоимки, задолженности по пени и налоговой санкции не привели к погашению недоимки и задолженности по пени и штрафу, в частности в связи с введением в отношении должника процедуры банкротства и закрытием расчетных счетов в банке.

Должник (его конкурсный управляющий) представил отзыв на заявление Инспекции, в котором, просил в удовлетворение требований отказать в связи с пропуском нормативно установленного срока взыскания недоимки, пеней, штрафа и отсутствием уважительных причин для восстановления этого срока. По доводам Общества (его конкурсного управляющего), налоговый орган, несмотря на закрытие ранее открытых в банках счетов налогоплательщика, располагал информацией об иных открытых в банках счетах должника и мог с соблюдением срока реализовать процедуру принудительного взыскания задолженности.

По делу в отсутствие представителей сторон 17.12.2019 проведено предварительное заседание.

В связи с тем, что лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте проведения предварительного судебного заседания, а также о возможности завершения предварительного заседания и открытия судебного заседания в суде первой инстанции, в том числе при их неявке в предварительное судебное заседание, и стороны (их представители) против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции не возразили, судом 17.12.2019 вынесено протокольное определение о завершении подготовки по делу и открытии судебного заседания в суде первой инстанции (часть 4 статьи 137 АПК РФ, пункт 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65).

В судебном заседании 17.12.2019 судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 10 час. 30 мин. 24.12.2019 (Определение суда от 17.12.2019).

После перерыва судебное заседание продолжено 24.12.2019 в том же составе суда в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте продолжения судебного заседания.

Неявка в продолженное после перерыва судебное заседание представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте продолжения судебного заседания, с учетом положений частей 2, 3 статьи 156, части 2 статьи 215 АПК РФ не препятствовала продолжению судебного заседания в отсутствие представителей сторон.

От должника (его конкурсного управляющего) поступило и приобщено к материалам судебного дела ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Представленные сторонами в ходе рассмотрения спора процессуальные документы и доказательства приобщены судом к материалам настоящего судебного дела.

Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 14.05.2002, впоследствии прошло перерегистрацию 22.08.2002 в регистрирующем (налоговом) органом по месту учета, и, исходя из положений статей 19, 23, 45, 52, 80, 143, 146, 174, 388, 389, 398 НК РФ является налогоплательщиком НДС, земельного налога, обязанным в нормативно предусмотренные сроки исчислять указанные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по указанным налогам и уплачивать их в бюджетную систему Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 08.04.2015по делу № А50-5271/2015 принято к рассмотрению заявление закрытого акционерного общества «Сталепромышленная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании общества «ЭКС Авто» несостоятельным (банкротом), определением Арбитражного суда Пермского края от 20.05.2015 по делу № А50-5271/2015 по итогам рассмотрения заявления закрытого акционерного общества «Сталепромышленная компания» (правопреемник - индивидуальный предприниматель ФИО3 (ИНН <***>)) в отношении общества «ЭКС Авто» введена процедура наблюдения, утвержден временный управляющий.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 16.10.2015 по делу № А50-5271/2015 общество «ЭКС Авто» признано несостоятельным (банкротом) и открыто в отношении него процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим общества «ЭКС Авто» утверждена ФИО2. В текущий период процедура конкурсного производства должника не завершена.

Как указывается налоговым органом и следует из материалов дела, Обществом 27.07.2015 представлена в налоговым орган налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2015 года, в которой отражен подлежащий уплате в бюджет налог в сумме 3 738 064 руб., впоследствии 26.10.2015 Обществом представлена в налоговый орган налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2015 года, исходя из которой подлежащий уплате в бюджет налог составил 7 723 795 рублей.

На основании представленной в налоговый орган первичной налоговой декларации за 2015 год налоговые обязательства по земельному налогу составили 27 277 руб., в свою очередь, в соответствии с показателями уточненной (корректирующей) налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год сумма подлежащего уплате налога составила 27 262 рубля.

Из материалов дела следует, что по фактам выявления в порядке статьи 70 НК РФ на основании представленных Обществом налоговых деклараций по НДС и земельному налогу недоимки по НДС и земельному налогу в адрес Общества направлены: требование № 33708 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 05.08.2015, которым предложено в срок до 25.08.2015 уплатить недоимку по НДС в сумме 1 232 511,69 руб., требование № 37024 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 03.09.2015, которым предложено в срок до 23.09.2015 уплатить недоимку по НДС в сумме 1 246 021 руб., требование № 39422 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 09.10.2015, которым предложено в срок до 29.10.2015 уплатить недоимку по НДС в сумме 1 246 022 руб. и пени за неуплату в установленный срок этого налога в сумме 226 767,73 руб., требование № 59585 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 30.10.2015, которым предложено в срок до 20.11.2015 уплатить недоимку по НДС в сумме 2 574 598 руб., требование № 826 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 26.02.2016, которым предложено в срок до 21.03.2016 уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 27 277 руб., пени за неуплату в установленный срок этого налога в сумме 1 287,05 рубля.

Также налоговым органом по месту учета Общества как налогоплательщика земельного налога - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Пермскому краю установлено нарушение должником срока представления налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год: нормативно установленный срок представления налоговой декларации - не позднее 01.02.2016, фактически представлена - 02.02.2016, что обусловило составление по итогам камеральной налоговой проверки в порядке статьи 100 НК РФ акта проверки от 24.05.2016 № 594/685 и вынесение в порядке статьи 101 НК РФ решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.07.2016 № 2758, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа, с учетом смягчающих налоговую ответственность обстоятельств, в размере 500 рублей.

На основании пункта 2 статьи 70, статьи 101.3 Кодекса в адрес Общества направлено требование № 1153 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 29.09.2016, которым предложено в срок до 19.10.2016 уплатить штраф в сумме 500 рублей.

В порядке статьи 46 НК РФ в связи с неисполнением Обществом указанных требований налоговым органом приняты следующие решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств, на основании которых направлены в банки по месту открытия счетов налогоплательщика следующие инкассовые поручения: решение о взыскании от 28.08.2015 № 26974, инкассовое поручение от 03.11.2015 № 49422, остаток по данному инкассовому поручению составляет 1 199 578,64 руб.; решение о взыскании от 25.09.2015 № 29137, инкассовые поручения от 25.09.2015 № 39809, от 03.11.2015 № 49412 на сумму 1 246 021 руб.; решение о взыскании от 30.10.2015 № 35471, инкассовые поручения от 03.11.2015 № 49413 и № 49425; решение о взыскании от 25.11.2015 № 37228, инкассовые поручения от 25.11.2015 № 50547, от 19.01.2016 № 433, решение о взыскании от 27.10.2016 № 21076, инкассовое поручение от 27.10.2016 № 27846, остаток по данному инкассовому поручению составляет 500 руб.; решение о взыскании от 12.09.2016 № 20512 на сумму 1 936,34 руб., инкассовое поручение от 12.09.2016 № 27042, остаток по данному инкассовому поручению составляет 1 575,77 руб.; решение о взыскании от 30.03.2016 № 18319 в части пени 1 287,05 руб., инкассовое поручение от 30.03.2016 № 23563 в части пени 1 287,05 рубля.

Указывая на неисполнение Обществом как налогоплательщиком требований об уплате недоимки по НДС, начисленной за неуплату в установленный срок указанных налогов, пени, а также примененной налоговой санкции, после принятия мер по взысканию недоимки и задолженности по пени и штрафу, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением (подпункты 9, 14 пункта 1 статьи 31, подпункт 1 пункта 2, пункт 8 статьи 45, пункты 1, 8 статьи 47, пункт 6 статьи 75 НК РФ, пункт 9 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»). Также налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении срока обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки и задолженности по пени и штрафу.

Установленный статьей 70 НК РФ, частью 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации досудебный порядок взыскания недоимки, начисленной пени и штрафа в спорной сумме Инспекцией соблюден, заявленные требования подлежат рассмотрению арбитражным судом по существу.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 НК РФ каждый налогоплательщик, плательщик страховых взносов обязан платить законно установленные налоги, страховые взносы.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 11 НК РФ, недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 НК РФ, положения которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 4 статьи 44 НК РФ), обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 НК РФ).

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 Кодекса определено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных Кодексом.

Пунктом 1 статьи 45 НК РФ, правила которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 9 статьи 45 НК РФ), установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, страховых взносов предусмотрено начисление пени (пункт 1 статьи 72, статья 75 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 57 Кодекса при уплате налога, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик, плательщик страховых взносов уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных этим Кодексом.

На основании пункта 1 статьи 75 НК РФ, правила которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 7 статьи 75 НК РФ), пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Исходя из пункта 1 статьи 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Предусмотренные статьей 69 НК РФ правила применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (пункт 8 статьи 69 НК РФ).

Как определено пунктом 1 статьи 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В силу пункта 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Предусмотренные статьей 70 НК РФ правила применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 Кодекса (пункт 3 статьи 70 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ, положения которой применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, штрафов (пункт 9 статьи 46 НК РФ), в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

В случае невозможности применения внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46 НК РФ).

Как определено пунктом 1 статьи 47 НК РФ, положения которой применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, штрафов (пункт 8 статьи 47 НК РФ), в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В силу пункта 6 статьи 75, пункта 9 статьи 46, пункта 8 статьи 47, пункта 10 статьи 48 НК РФ при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафа применяются те же положения, которые установлены НК РФ для взыскания налога, в связи с чем, налоговый орган вправе обратиться с заявлением о взыскании недоимки и (или) пеней, начисленных на нее, налоговой санкции в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога - при пропуске срока реализации процедуры взыскания, определенной статьей 46 НК РФ; в течение двух лет после истечения срока исполнения требования об уплате налога, пени, штрафа при реализации процедуры взыскания в порядке статьи 46 НК РФ, и пропуске срока реализации процедуры принудительного внесудебного взыскания, регламентированной статьей 47 НК РФ.

Исходя из пункта 1 статьи 104 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной этим Кодексом. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Пунктом 1 статьи 115 Кодекса определено, что налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 Кодекса. Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.

Как определено пунктом 1 статьи 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются, в частности организации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) для целей уплаты НДС устанавливается как квартал (статья 163 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 174 НК РФ уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах (пункт 2 статьи 174 НК РФ).

Пунктом 5 статьи 174 НК РФ закреплено, что налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения у должника обязанности по уплате налога, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Исходя из пункта 1 статьи 389 НК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения у должника обязанности по уплате налога, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В силу статьи 393 Кодекса, в редакции, действовавшей на момент возникновения у должника обязанности по уплате налога, налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

Согласно положениям статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговым периодом для целей исчисления и уплаты земельного налога признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

Как определено пунктом 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; - приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; - ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Исходя из пункта 3 статьи 395 НК РФ в случае, если налоговые ставки по земельному налогу не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 этой статьи.

На основании статьи 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), при этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 Кодекса.

Как определено пунктом 1 статьи 398 Кодекса налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 3 статьи 398 Кодекса).

Наряду с НК РФ, отношения, связанные с исчислением и уплатой земельного налога на территории города Перми, с учетом положений пункта 4 статьи 12, главы 31 НК РФ, регламентировались Положением о земельном налоге на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 № 187.

Исходя из пунктов 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве, Закон № 127-ФЗ), в целях этого Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено этим Федеральным законом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Согласно правовым подходам, приведенным в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг. В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы. Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода. Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен. Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

При решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), надлежит также учитывать следующее.

Если окончание отчетного периода соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то такой авансовый платеж не является текущим.

Указанный подход применяется при квалификации требований, касающихся таможенных пошлин и страховых взносов.

Как разъяснено в пункте 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности (например, за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 122, 123, 126 НК РФ), признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения - выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве.

Как следует из материалов дела, по фактам выявления в порядке статьи 70 НК РФ на основании представленных Обществом налоговых деклараций по НДС и земельному налогу недоимки по НДС и земельному налогу в адрес Общества направлены: требование № 33708 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 05.08.2015, которым предложено в срок до 25.08.2015 уплатить недоимку по НДС в сумме 1 232 511,69 руб., требование № 37024 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 03.09.2015, которым предложено в срок до 23.09.2015 уплатить недоимку по НДС в сумме 1 246 021 руб., требование № 39422 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 09.10.2015, которым предложено в срок до 29.10.2015 уплатить недоимку по НДС в сумме 1 246 022 руб. и пени за неуплату в установленный срок этого налога в сумме 226 767,73 руб., требование № 59585 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 30.10.2015, которым предложено в срок до 20.11.2015 уплатить недоимку по НДС в сумме 2 574 598 руб., требование № 826 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 26.02.2016, которым предложено в срок до 21.03.2016 уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 27 277 руб., пени за неуплату в установленный срок этого налога в сумме 1 287,05 рубля.

Также налоговым органом на основании пункта 2 статьи 70, статьи 101.3 Кодекса в адрес Общества направлено требование № 1153 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 29.09.2016, которым предложено в срок до 19.10.2016 уплатить штраф в сумме 500 руб. (применен по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год).

При этом недоимка по НДС образовалась в связи с неисполнением должником налоговых обязательств за 2 и 3 кварталы 2015 года, а по земельному налогу в связи с неисполнением налоговых обязательств за 2015 год.

Исходя из положений пунктов 3, 7 статьи 58, статьи 163 НК РФ, правовой позиции, отраженной в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пунктов 1, 2 статьи 5 Закона о банкротстве, правовой позиции, выраженной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, поскольку недоимка по НДС за 2 и 3 кварталы 2015 года и земельному налогу за 2015 год возникла по итогам окончания налоговых периодов по каждому из налогов, а заявление о признании Общества банкротом принято 08.04.2015, спорная недоимка по НДС и земельному налогу и начисленные в порядке статьи 75 НК РФ пени относятся к категории текущих обязательных платежей, спор о взыскании которых подлежит рассмотрению вне рамок спора о банкротстве должника.

С учетом фактических обстоятельств и дате совершения налогового правонарушения (02.02.2016), предопределившего применение налоговой санкции по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок (01.02.2016) налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год, принимая во внимание правовой подход, закрепленный в пункте 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, требование Инспекции о взыскании штрафа также относится к категории текущих обязательных платежей, спор о взыскании которых подлежит рассмотрению вне рамок спора о банкротстве должника.

По факту неисполнения направленных в адрес должника требований об уплате недоимки, пени и штрафа налоговым органом в соответствии со статьей 46 НК РФ реализованы процедуры принудительного взыскания недоимки, пени и штрафа, после вынесения соответствующих решения о взыскании недоимки, пени и штрафа в банк по месту открытия счета должника направлены инкассовые поручения на писание недоимки и задолженности по пени и штрафу в безакцептном порядке.

Инкассовые поручения, предъявленные к расчетному счету должника, возвращены банком в связи с закрытием счета и повторно в банк не предъявлялись, вместе с тем, объем неисполненных обязательств по уплате налога, пени и штрафа составил 6 269 582,46 рубля.

Применительно к положениям статьи 70 НК РФ, Кодексом предусмотрены различные сроки направления требования об уплате налога в зависимости от того, была ли выявлена налоговая задолженность в результате проведения налоговой проверки (выездной или камеральной) и установления обстоятельств, свидетельствующих о занижении налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, либо недоимка образовалась вследствие неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате в срок суммы налога, самостоятельно им исчисленной и задекларированной (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 20.09.2011 № 3147/11, от 29.05.2012 № 17259/11).

Исходя из правовой позиции, отраженной в пункте 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении статьи 70 НК РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа). В срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 Кодекса, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.

Согласно правовых позиций, выраженных в постановлении Президиума ВАС РФ от 21.06.2011 № 16705/10, от 28.05.2013 № 333/13, пропуск налоговым органом установленного статьей 70 Кодекса срока на направление требования об уплате налоговой задолженности не влечет изменения порядка определения начального момента исчисления и пролонгации предусмотренных статьями 46 и 47 Кодекса сроков для принятия решений об обращении взыскания как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика.

Из приведенных норм Закона № 127-ФЗ следует, что налоговый орган вправе осуществить взыскание денежных средств должника в счет погашения обязательных платежей, требования в отношении которых являются текущими.

В пункте 19 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, указано, что при возникновении задолженности по текущим обязательным платежам уполномоченный орган вправе принять решения об обращении взыскания на денежные средства должника в банке и выставить инкассовые поручения. Решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника в процедуре конкурсного производства уполномоченным органом не принимается.

Следовательно, в случае выявления недоимки по текущим платежам уполномоченный орган обязан направить должнику требование об уплате недоимки в порядке и сроки, установленные статьями 69 - 70 Кодекса, а также принять решение о взыскании текущих обязательных платежей в бесспорном порядке за счет денежных средств на счетах должника (статья 46 НК РФ) и направить в банк инкассовое поручение.

Таким образом, решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника (статья 47 Кодекса) в процедуре конкурсного производства налоговым органом не принимается (пункт 19 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).

Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.02.2014 № 13114/13, следует, что выставление инкассовых поручений к расчетным счетам налогоплательщика, производится налоговым органом в пределах установленного пунктом 1 статьи 47 Кодекса годичного срока, в течение которого должно быть принято решение об обращении взыскания задолженности за счет иного имущества налогоплательщика.

Следовательно, если первое инкассовое поручение на взыскание денежных средств с расчетного счета в счет недоимки и задолженности по пени направлено в течение двух месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате, то повторное поручение, направляемое в случае закрытия расчетного счета, к которому предъявлено первое поручение, может быть направлено в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки, пени.

В рассматриваемом случае, налоговым органом, несмотря на наличие открытых обществом «ЭКС Авто» банковских счетов (что следует из сведений представленных налоговым органом и конкурсным управляющим должника: 3 счета в ПАО «Банк «УралСиб» (открыты в ноябре 2015 года, в апреле и октябре 2016 года), 4 счета в ПАО «Сбербанк России» (открыты в 2005 году)) в пределах указанного срока повторные инкассовые поручения в банки по месту открытия счетов должника не направлены, при этом исходя из дат исполнения указанных выше требований об уплате недоимки, пени и штрафа не соблюден установленный пунктом 1 статьи 47 НК РФ срок обращения в арбитражный суд (заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пени, штрафа).

Налоговый орган обратился в суд за взысканием данных платежей 08.11.2019 (л.д.5, 12) - с пропуском установленного срока.

Как следует из части 2 статьи 117 АПК РФ, арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления. Восстановление пропущенного срока производится судом на основании ходатайства, а в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства, суд отказывает в удовлетворении требований (пункт 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Согласно правовому подходу, выраженному в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд. Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа. При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Ходатайствуя о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, Инспекция не привела и представила в суд доказательств уважительности причин пропуска срока в обоснование указанного ходатайства.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.03.2008 № 13084/07, регламентация сроков взыскания налогов, равно как и сроков проведения проверок, направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Принимая во внимание изложенное, и исходя из целей достижения стабильности правопорядка, правовой определенности, устойчивости сложившейся системы правоотношений, учитывая временной интервал пропуска срока обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки, пени и налоговой санкции, суд не находит оснований для удовлетворения требований налогового органа.

Применительно к обстоятельствам спора, исходя из материалов дела, налоговым органом не приведены уважительные причины пропуска нормативно установленного срока взыскания недоимки, задолженности по пени и штрафу, существенно превышен срок обращения в суд с заявленными требованиями, что исключает восстановление срока обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки и удовлетворение требований Инспекции.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Инспекции следует отказать ввиду пропуска налоговым органом срока обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорных сумм недоимки, начисленной за неуплату в установленный срок указанных налогов пени и налоговой санкции.

Дополнительно арбитражный суд отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 57 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении пункта 3 статьи 75 НК РФ судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Исходя из правовых позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлениях от 06.11.2007 № 8241/07, от 29.09.2009 № 5838/09, после истечения установленного срока взыскания недоимки по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

В силу статьи 112, части 2 статьи 168 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы (статья 110 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты. Исходя из правовой позиции, отраженной в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).

Поскольку налоговый орган, в удовлетворении требований которого отказано, от уплаты государственной пошлины освобожден в силу закона (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ), ее взыскание по настоящему делу не производится.

Руководствуясь статьями 110, 112, 115, 117, 167 – 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:


Заявленные требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) оставить без удовлетворения.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья В.В. Самаркин



Суд:

АС Пермского края (подробнее)

Истцы:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (подробнее)

Ответчики:

ООО "ЭКС АВТО" (подробнее)