Решение от 7 февраля 2024 г. по делу № А73-18801/2023Арбитражный суд Хабаровского края г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru Именем Российской Федерации дело № А73-18801/2023 г. Хабаровск 07 февраля 2024 года Резолютивная часть объявлена 24 января 2024 года. Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Татаринова В.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Бруслит Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680021, <...>) к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680021, <...>) о признании недействительным предписания от 27.09.2023 № В2023-02.1-0528. В судебное заседание явились: от заявителя – ФИО2 по доверенности от 09.01.2024, диплом; от Главного управления – ФИО3 по доверенности от 09.01.2024 № 40, диплом. В судебном заседании объявлялся перерыв с 17.01.2024 до 24.01.2024. Суд Общество с ограниченной ответственностью «Бруслит Сервис» (далее – общество, ООО «Бруслит Сервис», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – Главное управление, административный орган) от 27.09.2023 № В2023-02.1-0528. Представитель общества в судебном заседании требование поддержала по доводам, изложенным в заявлении, с учетом дополнительно представленных документов и письменных пояснений. Представитель Главного управления в судебном заседании на требование возразил по основаниям, изложенным в отзыве; заявлено ходатайство об оставлении заявления без рассмотрения ввиду несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора; указано, что досудебная жалоба на оспариваемое предписание в нарушение положений статьи 40 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) была подана без использования единого портала государственных и муниципальных услуг. Представитель ООО «Бруслит Сервис» на заявленное ходатайство об оставлении заявления без рассмотрения возразила, сославшись на невозможность подачи жалобы через единый портал государственных и муниципальных услуг; сообщено, что жалоба была направлена через ГИС ЖКХ, на что от Главного управления получен ответ от 08.11.2023 № У27-05-16356-20124 об отсутствии оснований для отмены обжалуемого предписания. Рассмотрев заявленное административным органом ходатайство об оставлении заявления без рассмотрения, суд, исходя из конкретных фактических обстоятельств и доказательств, представленных ООО «Бруслит Сервис», протокольным определением в его удовлетворении отказал ввиду следующего. Согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия его к производству суд установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено Федеральным законом или договором. В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 18) разъяснено, что в силу абзаца третьего части 5 статьи 4 АПК РФ для экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора перед обращением в арбитражный суд является обязательным, в частности, по делам об обжаловании подсудных арбитражным судам решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 9 Закона № 248-ФЗ. На основании части 1 статьи 39 Закона № 248-ФЗ правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 указанного Федерального закона. Частью 4 статьи 40 Закона № 248-ФЗ установлено, что контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, имеют право на досудебное обжалование в том числе предписаний об устранении выявленных нарушений; В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона № 248-ФЗ судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности. Данные положения вступили в законную силу с 01.01.2023. Таким образом, исходя из положений части 2 статьи 39 Закона № 248-ФЗ, перед обращением в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением Общество должно было принять меры по досудебному обжалованию предписания Главного управления. Частью 6 статьи 40 Закона № 248-ФЗ предусмотрено, что жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в досудебном порядке в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания. Жалоба подается в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (часть 1 статьи 40 Закона № 248-ФЗ). Иных способов подачи жалобы Законом № 248-ФЗ не предусмотрено. Данный способ подачи жалобы обусловлен тем, что согласно части 1 статьи 43 Закона № 248-ФЗ уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы обязан использовать подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности. Правила ведения подсистемы досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства от 21.04.2018 № 482 такой подсистемой досудебного обжалования является «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности», которая обеспечивает возможность обработки жалоб граждан и организаций в отношении актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений, использование материалов, запросов и другое при рассмотрении жалобы, подписание усиленной квалифицированной электронной подписью проектов решений по жалобе (пункты 2, 4 Правил ведения подсистемы досудебного обжалования). В настоящем случае, как подтверждается материалами дела, ООО «Бруслит Сервис» в установленный Законом № 248-ФЗ срок была предпринята попытка подачи досудебной жалобы на предписание Главного управления от 27.09.2023 № В2023-02.1-0528 через единый портал государственных и муниципальных услуг. Однако, при формировании жалобы возникла ошибка, по соответствующему номеру проверки сервис не смог сформировать вид нарушения, что усматривается из скриншотов за 06.10.2023; представитель управляющей организации также обращался к консультанту, проводившему проверку, по электронной почте с просьбой разрешить возникшую ситуацию, ответа на письмо не поступило; на горячей линии и в онлайн поддержке единый портал государственных и муниципальных услуг также не помогли решить проблему, предложив лишь заново создать жалобу. В свою очередь, общество, не желая нарушить сроки подачи досудебной жалобы, 09.10.2023 подало жалобу на предписание Главного управления от 27.09.2023 № В2023-02.1-0528 через ГИС ЖКХ, на что получен ответ от 08.11.2023 № У27-05-16356-20124 об отсутствии оснований для отмены обжалуемого предписания ввиду несоблюдения порядка подачи жалобы. В пункте 27 Постановление Пленума ВС РФ № 18 разъяснено, что суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора (пункт 2 части 1 статьи 148 АПК РФ). Поскольку применительно к фактическим обстоятельствам настоящего спора подтверждается принятие обществом мер к досудебному порядку урегулирования спора надлежащим образом и в необходимые для этого сроки, так как фактически досудебная жалоба через единый портал государственных и муниципальных услуг не была подана лишь исключительно ввиду причин, не зависящих от ООО «Бруслит Сервис», суд приходит к выводу о фактическом соблюдении обществом мер по досудебному урегулированию спора, вследствие чего оснований для оставления заявления общества о признании недействительным предписания Главного управления от 27.09.2023 № В2023-02.1-0528, по убеждению суда, на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ не имеется; ходатайство административного органа подлежит отклонению. Кроме того, отказывая в удовлетворении соответствующего ходатайства Главного управления, суд исходит из недопустимости ограничения права общества на судебную защиту и учитывает, что в рассматриваемой ситуации оставление заявления без рассмотрения определенно противоречило бы целям досудебного урегулирования споров, поскольку административный орган, заявив о необходимости оставления заявления без рассмотрения, фактически доводов о возможности урегулирования спора во внесудебном порядке не приводит Таким образом, заявление ООО «Бруслит Сервис» о признании недействительным предписания Главного управления от 27.09.2023 № В2023-02.1-0528 рассматривается судом по существу. Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд выявил следующие фактические обстоятельства, имеющие значения для разрешения настоящего спора. ООО «Бруслит Сервис» является управляющей организация для многоквартирного дома № 27, расположенного по ул. Хабаровской в г. Хабаровске (далее – МКД № 27). Согласно предписанию Главного управления от 30.06.2023 № В2023-02.1-0377/2 по результатам внепланового инспекционного визита, проведённого в соответствии с решением заместителя начальника Главного управления от 29.06.2023 № 621-рлк «О проведении внепланового инспекционного визита», обществу в срок до 01.08.2023 путем организации и проведения соответствующих работ следует устранить следующие нарушения обязательных требований, установленных частью 1, пунктами 1, 2, 4 части 1.1, частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктами «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, подпунктами «а», «б», «г» пункта 10, подпунктами «а», «в», «ж», «з» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2006 № 491, абзацем 3 пункта 2, абзацами 2, 15 пункта 7, абзацами 2, 7 пункта 9 раздела I, абзацем 6 пункта 18 раздела II, абзацем 6 пункта 23, абзацами 2, 4 пункта 25 раздела III Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, абзацами 3, 4 подпункта 2.6.2, абзацами 1, 2 подпункта 3.4.3, абзацем 2 подпункта 3.4.4, подпунктом 3.4.8, абзацем 3 подпункта 3.7.1, подпунктом 3.8.3, абзацем 2 подпункта 3.9.1, абзацем 5 подпункта 4.1.1, абзацем 3 подпункта 4.1.3, абзацем 1 подпункта 4.1.9, подпунктом 4.1.10, абзацем 2 подпункта 4.1.15, подпунктами 4.2.1.9, 4.2.3.1, абзацем 3 подпункта 4.2.3.2, подпунктами 4.2.3.9, 4.2.3.16, подпунктом 4.5.5, абзацами 2, 3, 8 подпункта 4.6.1.1, подпунктами 4.6.4.1, 4.10.2.1, абзацем «в» подпункта 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170: - в ходе осмотра МКД № 27 проведено обследование придомовой территории со стороны нежилого помещения, по итогам которого установлено наличие многочисленного мусора, нескошенной травы, произрастающей в том числе через брусчатку. Клумбы, расположенные на придомовой территории со стороны нежилого помещения, в запущенном состоянии, имеется нескошенная трава. Со стороны нежилого помещения расположены водоотводяшие лотки, решетки ливневых каналов не установлены в железобетонные лотки; - при осмотре ограждающих конструкций (стен) нежилого помещения с внешней стороны, расположенного в МКД № 27, установлено наличие многочисленных следов расклейки несанкционированных рекламных объявлений, следы, оставшиеся после срыва вышеуказанных рекламных объявлений, надписей и рисунков. Колонны, расположенные со стороны нежилого помещения, имеют многочисленные следы разрушения штукатурно-окрасочных слоев в виде трещин штукатурно-окрасочных слоев, отслоений, шелушений; - в ходе осмотра фасада со стороны подъездов МКД № 27 выявлено наличие электрических проводов в изолированном и местами неизолированном виде; - в ходе осмотра подвального помещения МКД № 27 установлено отсутствие освещения, вентиляции. В связи с истечением срока исполнения вышеуказанного предписания, а также ввиду непоступления в Главное управление сведений об его исполнении, административный орган по основаниям, возможным дать оценку исполнения предписания от 30.06.2023 № В2023-02.1-0377/2 без взаимодействия с контролируемым лицом, провело выездное обследование с целью дачи оценки исполнения. По результатам выездного обследования установлено, что ООО «Бруслит Сервис» названное предписание не исполнило, в связи с чем Главным управлением принято решение от 19.09.2023 № 844-рлк о проведении инспекционного визита в отношении ООО «Бруслит Сервис» на предмет исполнения вышеуказанного предписания; согласно решению от 22.09.2023 внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие согласовано с прокурором. Решение о проведении инспекционного визита принято на основании пункта 5 части 1 статьи 57 Закона № 248-ФЗ, абзаца 11 подпункта «3» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»в связи с истечением сроков исполнения предписания от 30.06.2023 № В2023-02.1-0377/2. При оценке исполнения предписания от 30.06.2023 № В2023-02.1 -0377/2 Главным управлением установлено, что данное предписание ООО «Бруслит Сервис» не исполнено. Так при оценке исполнения предписания установлены следующие нарушения, зафиксированные в акте инспекционного визита от 27.09.2023 и протоколе осмотра от 27.09.2023: - придомовая территория МКД № 27 со стороны нежилого помещения захламлена многочисленным мусором, также имеется нескошенная трава на брусчатке и клумбах; - на водоотводных лотках, размещенных со стороны нежилого помещения МКД № 27, не установлены и не зафиксированы решетки ливневых каналов; - внешние ограждающие конструкции нежилого помещения МКД № 27 имеют следы многочисленной расклейки (рекламные объявления), оставшиеся после срыва объявлений, надписи, рисунки; - колонны МКД № 27, расположенные со стороны нежилого помещения, имеют многочисленные следы разрушения штукатурно-окрасочных слоев в виде трещин, шелушений, отслоений; - со стороны подъездов МКД № 27 выявлено наличие неизолированных и незафиксированных электрических проводов; - в подвальном помещении МКД № 27 отсутствует освещение и вентиляция. Вышеуказанные нарушения, выразившиеся в ненадлежащем содержании общего имущества МКД № 27, расценены Главным управления как нарушения требований, установленных частью 1, пунктами 1, 2, 4 части 1.1, частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), подпунктами «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, подпунктами «а», «б», «г» пункта 10, подпунктами «а», «ж», «з» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), абзацами 2, 7 пункта 9 раздела I, абзацами 2, 4 пункта 25 раздела III Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, абзацем 3 подпункта 2.6.2, абзацами 1, 2 подпункта 3.4.3. абзацем 2 подпункта 3.4.4, абзацем 3 подпункта 3.7.1, подпунктом 3.8.3, абзацем 2 подпункта 3.9.1, подпунктами 4.2.1.9. 4.2.3, абзацем 3 подпункта 4.2.3.2, подпунктами 4.2.3.9, 4.5.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170). Исходя из вышеизложенного, по итогам проведенного инспекционного визита в результате выявленных нарушений обязательных требований Главным управлением обществу выдано предписание от 27.09.2023 № П2023-02.2-0528 об устранении выявленных нарушений в срок до 27.10.2023. Не согласившись с названным предписанием, считая его незаконным, ООО «Бруслит Сервис» 17.11.2023 обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Как утверждает заявитель, выявленный на территории дома мусор находился на клумбах, а данные клумбы и брусчатка, где выявлена нескошенная трава, система ливневой канализации с незакрепленными решетками устанавливалось собственником нежилого помещения ФИО4 самостоятельно; фасад из панелей, ливневая канализация, клумбы, брусчатка установлены собственником нежилого помещения самостоятельно, данное имущество не входит в состав общего имущества МКД № 27; согласно заключению эксперта АНО «Хабаровской лаборатории судебной и независимой экспертизы» от 04.05.2022 № 27-2022 фасад дома, на котором расклеены объявления, колонны, имеющие трещины – также устанавливались собственником нежилого помещения; выявленные неизолированные провода со стороны подъездов дома являются проводами от кондиционеров, установленных в нежилом помещении, и, поскольку являются собственностью физического лица, должны содержаться им же; никакого подвального помещения в техническом паспорте нет, соответственно оно не может обслуживаться управляющей организацией. Главное управление, возражая на доводы общества, указывает, что предписанием на общество возложены законные требования, связанные с обеспечением надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Исследовав и оценив в порядке главы 7 АПК РФ доказательства, представленные в материалы дела, изучив доводы сторон, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленного ООО «Бруслит Сервис» требования. В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно положениям статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); управляющая организация при управлении многоквартирным домом несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества (часть 2.3). В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в числе прочего, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ). Как определено подпунктами «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются следующие требования: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ. Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ в состав общего имущества включаются: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе технические этажи, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. В соответствии с пунктом 2 Правил № 491, в состав общего имущества, в частности, относятся технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункты «а», «б», «в», «е» пункта 2 Правил № 491). Пунктом 10 Правил № 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц. Согласно пункту 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, в том числе посредством постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха помещений подвалов и технических подполий, входящих в состав общего имущества, в случае наличия продухов в таких помещениях; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. Из положений подпункта «а» пункта 16 Правил № 491 следует, что надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме обеспечивается, в том числе собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией. Именно управляющая организация отвечает перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42). Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, в свою очередь, определен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения. В соответствующий минимальный перечень включены, в числе прочего, следующие работы и услуги: (пункт 2) Работы, выполняемые в зданиях с подвалами: проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями; контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них. Устранение выявленных неисправностей; (пункт 9) Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.); выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ; (пункт 18) Общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации; переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока; промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; очистка и промывка водонапорных баков; проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов; промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений; (пункт 25) Работы по содержанию придомовой территории в теплый период года: подметание и уборка придомовой территории; очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов; уборка и выкашивание газонов; прочистка ливневой канализации; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка. Правилами № 170 определены обязательные к исполнению требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда. В том числе установлено, какие именно работы относятся к содержанию и техническому обслуживанию дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией. Согласно пункту 2.6.2 Правил № 170, обязательных к соблюдению управляющей организацией, при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов. Подвалы и технические подполья должны проветриваться регулярно в течение всего года с помощью вытяжных каналов, вентиляционных отверстий в окнах и цоколе или других устройств при обеспечении не менее чем однократного воздухообмена. Продухи в цоколях зданий должны быть открыты. Проветривание подполья следует проводить в сухие и неморозные дни (пункт 3.4.3 Правил № 170). В случае выпадения на поверхностях конструкций конденсата или появления плесени необходимо устранить источники увлажнения воздуха и обеспечить интенсивное проветривание подвала или технического подполья через окна и двери, устанавливая в них дверные полотна и оконные переплеты с решетками или жалюзи. В подвалах и подпольях с глухими стенами при необходимости следует пробить в цоколе не менее двух вентиляционных отверстий в каждой секции дома, расположив их в противоположных стенах и оборудовав жалюзийными решетками или вытяжными вентиляторами (пункт 3.4.4 Правил № 170). Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в числе прочего, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием (пункт 3.7.1 Правил № 170). Сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда или на договорных началах - специализированной организацией (пункт 3.8.3 Правил № 170). Владельцы озелененных территорий обязаны обеспечить сохранность насаждений (пункт 3.9.1 Правил № 170). Как определено в пункте 4.1.1 Правил № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей. В силу положений пункта 4.1.3 Правил № 170 подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. В соответствии с пунктом 4.2.1.9 Правил № 170 для предупреждения высолов, шелушений, пятен и т.д. выполняется своевременная окраска фасадов. Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту. С появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией (пункты 4.2.3.1 и 4.2.3.2 Правил № 170). Фасады зданий следует очищать и промывать в сроки, установленные в зависимости от материала, состояния поверхностей зданий (степень загрязнения, наличие выколов, разрушение покрытия) и условий эксплуатации (пункт 4.2.3.9 Правил № 170). Отслоившаяся штукатурка должна быть отбита, поверхность перегородок расчищена и вновь оштукатурена раствором того же состава (пункт 4.5.5 Правил № 170). Неисправности системы водоотвода: наружного (загрязнение и разрушение желобов и водосточных труб, нарушение сопряжений отдельных элементов между собой и с кровлей, обледенение водоотводящих устройств и свесов) и внутреннего (протечки в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, засорение и обледенение воронок и открытых выпусков, разрушение водоотводящих лотков от здания, протекание стыковых соединений водосточного стояка, конденсационное увлажнение теплоизоляции стояков) следует устранять по мере выявления дефектов, не допуская ухудшения работы системы (пункт 4.6.4.1 Правил № 170). Организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.) (пункт 4.10.2.1 Правил № 170). Организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны, в числе прочего, принимать меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования (пункт 5.6.6 Правил № 170) Как установлено судом, ООО «Бруслит Сервис», то есть управляющей организацией МКД № 27, принято обязательство обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также содержать надлежащим образом общее имущество названного МКД № 27. При этом надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме должно обеспечиваться управляющей организацией вне зависимости от того, упоминаются ли в договоре управления соответствующие конкретные действия и имеется ли по этому вопросу решение общего собрания собственников помещений в доме. В ходе инспекционного визита Главным управлением установлено следующее: - придомовая территория МКД № 27 со стороны нежилого помещения захламлена многочисленным мусором, также имеется нескошенная трава на брусчатке и клумбах; - на водоотводных лотках, размещенных со стороны нежилого помещения МКД № 27, не установлены и не зафиксированы решетки ливневых каналов; - внешние ограждающие конструкции нежилого помещения МКД № 27 имеют следы многочисленной расклейки (рекламные объявления), оставшиеся после срыва объявлений, надписи, рисунки; - колонны МКД № 27, расположенные со стороны нежилого помещения, имеют многочисленные следы разрушения штукатурно-окрасочных слоев в виде трещин, шелушений, отслоений; - со стороны подъездов МКД № 27 выявлено наличие неизолированных и незафиксированных электрических проводов; - в подвальном помещении МКД № 27 отсутствует освещение и вентиляция. Вышеуказанные обстоятельства, по убеждению суда, основанному на анализе приведенных выше положений ЖК РФ, Правил № 491, Правил № 170, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, правомерно расценены и квалифицированы Главным управлением как нарушения, подлежащие устранению в срок до 27.10.2023, в связи с чем ООО «Бруслит Сервис» выдано предписание от 27.09.2023 № В2023-02.1-0528. ООО «Бруслит Сервис», как управляющая организация, обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту такого имущества. Вопреки доводам общества, на последнем лежит обязанность по подметанию и уборке придомовой территории, по уборке и выкашивание газонов, по обеспечению беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки (абзацы 2. 4 пункта 25 раздела III Правил № 290, абзац 3 подпункта 3.7.1 Правил № 170), вследствие чего Главное управление правомерно указало обществу на необходимость устранения нарушения, связанного с захламлением придомовой территории МКД № 27 многочисленным мусором, наличием нескошенной травы на брусчатке и клумбах и По смыслу положений пункта 2 Правил № 491, определяющих состав общего имущества многоквартирного дома, наличие у какого-либо из помещений многоквартирного дома статуса нежилого помещения не исключает фасад данного помещения из состава общего имущества многоквартирного жилого дома. Фактически декоративные колонны фасада применительно к положениям пункта 9 Правил № 290 расцениваются судом как отдельные элементы фасада, то есть как части фасада; при выявлении нарушений их отделки необходимо проведение восстановительных работ. Само по себе разрушение окрасочного слоя, то есть наличие на окрасочном слое множества трещин и отслоение краски от поверхности фасада, исходя из положений пункта 4.2.3.1 Правил № 170, свидетельствует о местных разрушениях окрасочного слоя, подлежащих устранению по мере их выявления, не допуская их дальнейшего развития, то есть в рамках обеспечения надлежащего содержания МКД. Как уже указывалось выше, обязанность по проведению восстановительных работ ограждающих конструкций (фасадов) при выявлении повреждений и нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, к которым относится ослабления связи отделочных слоев со стенами, местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, равно как очистка и промывка ограждающих конструкций (фасадов) при выявлении мокрых и ржавых пятен, потеков, высолов, общих загрязнений поверхности (абзацы 2, 7 пункта 9 раздела I Правил № 290, подпункты 4.2.1.9, 4.2.3.1, абзац 3 подпункта 4.2.3.2, подпункт 4.5.5 Правил № 170, подпункт 4.2.3.1, 4.2.3.9 Правил № 170), возлагается на управляющую организацию, вследствие чего Главное управление правомерно оспариваемым предписание указало обществу на необходимость устранения нарушений, выраженных в том, что внешние ограждающие конструкции нежилого помещения МКД № 27 имеют следы многочисленной расклейки (рекламные объявления), оставшиеся после срыва объявлений, надписи, рисунки, и что колонны МКД № 27, расположенные со стороны нежилого помещения, имеют многочисленные следы разрушения штукатурно-окрасочных слоев в виде трещин, шелушений, отслоений. Доводы общества о том, что фасад и колонны были самовольно возведены собственником нежилого помещения фактически носят предположительный характер, документально не подтверждены; из представленного в материалы дела заключения специалиста от 04.05.2022 № 27-2022 не следует, что у ООО «Бруслит Сервис» отсутствует обязанность по содержанию названных ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома. Требование об устранении нарушения, связанного с наличием неизолированных и незафиксированных электрических проводов, суд также находит обоснованным, поскольку управляющая организация определенно обязана обеспечить безопасность для жизни и здоровья граждан; доводы о том, что данные провода являются собственностью физического лица, суд находит неподтвержденными. Кроме того, как обоснованно указывает Главное управление, организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны, в числе прочего, принимать меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования (пункт 5.6.6 Правил № 170) В силу прямого указания пункта 4.1.3 Правил № 170 подвальные помещения должны быть оборудованы освещением и вентиляцией. Поскольку в подвальном помещении МКД № 27 освещение и вентиляция отсутствует, так как названное подвальное помещение ввиду наличия инженерных коммуникаций относится к общему имуществу МКД № 27, Главное управление, по убеждению суда, правомерно указало ООО «Бруслит Сервис» на необходимость устранения нарушения, связанного с отсутствием в подвальном помещении МКД № 27 освещения и вентиляция. Вопреки суждениям ООО «Бруслит Сервис», подвальное помещение в спорном МКД № 27 в действительности имеется; данный факт подтверждается результатами многочисленных выездных проверок Главного управления, а также письмами ООО «Бруслит Сервис». В целом все приведенные ООО «Бруслит Сервис» доводы, по убеждению суда, не подтверждают наличие обстоятельств, которые бы свидетельствовали об отсутствии у него обязанности по устранению нарушений, выявленных Главным управлением и обозначенных в предписании от 27.09.2023 № В2023-02.1-0528. Оснований считать оспариваемое предписание Главного управления неисполнимым не имеется. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ). Так как оспариваемое ООО «Бруслит Сервис» предписание Главного управления от 27.09.2023 № В2023-02.1-0528 соответствует требованиям действующего жилищного законодательства, является исполнимым и не нарушает прав и законных интересов общества, суд считает необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать. Ввиду отказа в удовлетворении заявленного требования судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя. Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд В удовлетворении заявленного Обществом с ограниченной ответственностью «Бруслит Сервис» требования отказать. Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения. Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края. Судья В.А. Татаринов Суд:АС Хабаровского края (подробнее)Истцы:ООО "Бруслит Сервис" (ИНН: 2724084665) (подробнее)Ответчики:Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (подробнее)Судьи дела:Татаринов В.А. (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |