Решение от 5 августа 2020 г. по делу № А51-6334/2020




АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации


РЕШЕНИЕ


Дело № А51-6334/2020
г. Владивосток
05 августа 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2020 года .

Полный текст решения изготовлен 05 августа 2020 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Фокиной А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО1, рассмотрев в судебном заседании 23-29 июля 2020 года дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТК Авгит» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 18.10.2017)

к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 15.04.2005)

о признании незаконным решения об отказе в выдаче паспорта транспортного средства на транспортное средство, ввезённое по ДТ № 10702030/260719/0007659, формализованного в письме от 14.02.2020 № 04-02-26/647, об устранении допущенного нарушения прав,

при участии в заседании:

от заявителя – представителя ФИО2 (по доверенности от 14.07.2020) после перерыва,

от таможни – представителей ФИО3 (по доверенности от 08.10.2019 №336) до перерыва, ФИО4 (по доверенности от 23.12.2019 № 363) после перерыва,

в присутствии до перерыва слушателя ФИО5,

установил:


Общество с ограниченной ответственностью «ТК Авгит» (далее – заявитель, общество, ООО «ТК Авгит») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее – таможенный орган, таможня) об отказе в выдаче паспорта транспортного средства (далее - ПТС) на транспортное средство, ввезённое по ДТ № 10702030/260719/0007659, формализованного в письме от 14.02.2020 № 04-02-26/647, об устранении допущенного нарушения прав.

В обоснование заявленных требований общество указало, что в установленном порядке обратилось в таможенный орган с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на ввезенный ранее автомобиль, представило необходимые документы, в том числе расчет подлежащего уплате утилизационного сбора, исчисленного с учетом положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств, однако таможенный орган фактически отказался принимать расчёт утилизационного сбора, выполненный обществом, и его оплату.

Заявитель считает оспариваемое решение таможни об отказе в выдаче паспорта транспортного средства незаконным, основанным на ошибочном подходе к исчислению утилизационного сбора с учетом характеристики грузоподъемности транспортного средства, что влечёт нарушение прав общества в предпринимательской деятельности, возлагая на него излишнее финансовое бремя.

Представитель таможни в заседании суда и письменном отзыве требования оспорил, сославшись на ГОСТ 52389-2005 «Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические требования и методы испытаний», пояснения к Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной рекомендациям Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 № 4, согласно которым полную массу транспортного средства – дорожную массу, указанную производителем как максимальная проектная масса транспортного средства, - составляет сумма собственной массы автомобиля и максимальной массы груза, водителя и полного топливного бака. Такое определение полной массы транспортного средства соответствует определению «технически допустимая максимальная масса» по Техническому регламенту Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». С учётом данных положений таможенный орган полагает, что сведения, указанные в расчете утилизационного сбора в части указания на массу транспортного средства, изложены некорректно и должным образом не подтверждены, обществом применен неверный коэффициент. Таким образом, поскольку платежные документы об уплате утилизационного сбора обществом не представлены, таможенный орган считает отказ в выдаче паспорта транспортного средства правомерным и обоснованным, ввиду чего просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Из материалов дела, пояснений сторон суд установил следующее.

В июле 2019 года ООО «ТК Авгит» ввезло таможенную территорию Евразийского экономического союза по ДТ №10702030/260719/0007659 товар: автомобиль грузопассажирский, б/у, модель NISSAN VANETTE, момент выпуска 15.09.2013.

В графах 35 (брутто) и 38 (нетто) ДТ №10702030/260719/0007659 указан вес ввезенного автомобиля – 1505 кг, в графе 31 – разрешенная максимальная масса 2565 кг; в графе 44 ДТ названо заключение эксперта от 11.07.2019 серии 19/07 № 077130 ООО «Восток-Эксперт», согласно которому масса без нагрузки составляет 1480 кг, а также коносамент от 20.03.2019 № 1209024, согласно которому масса груза (NISSAN VANETTE) составляет 1480 кг.

Выпуск товара, задекларированного по ДТ № 10702030/260719/0007659, разрешен таможней 09.08.2019.

02.09.2019 ООО «ТК Авгит» обратилось во Владивостокскую таможню с заявлением (вх. от 03.09.2019 №11021) о выдаче ПТС на ввезенный по спорной ДТ автомобиль, к которому приложило расчет подлежащего уплате утилизационного сбора в отношении ввезенного транспортного средства на общую сумму 151500 руб. с применением коэффициента 1,01 как для транспортных средств старше 3-х лет полной массой не более 2,5 тонн (раздел II Перечня видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 №1291).

Письмом от 01.10.2019 №04-02-26/3395 таможенный орган уведомил заявителя о необходимости подтвердить сведения, заявленные в графе «Полная масса (тонн)» представленного заявителем расчета утилизационного сбора, посчитав, что указанные в данной графе сведения приведены некорректно.

16.02.2020 ООО «ТК Авгит» повторно заявило о выдаче ПТС на автомобиль и направило в таможенный орган свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства от 27.03.2019 №TC RU A-JP.AT66.22074, в котором указана масса транспортного средства 1480 кг.

По результатам рассмотрения заявления таможней было принято решение об отказе в выдаче паспорта транспортного средства, формализованное в письме от 14.02.2020 №04-02-26/647 «О рассмотрении обращения», в обоснование которого таможня указала, что при расчете подлежащего уплате в спорном случае утилизационного сбора должен применяться коэффициент 2,88 как для транспортных средств старше 3-х лет полной массой свыше 2,5 тонн, но не более 5 тонн, учитывая значение разрешенной максимальной массы автомобиля 2565 кг. Данным письмом обществу было предложено внести изменения в сведения, указанные в графе 31 ДТ №10702030/260719/0007659, либо уплатить утилизационный сбор в предложенном таможенным органом размере.

Не согласившись с отказом таможенного органа в выдаче паспорта транспортного средства по указанным основаниям, посчитав, что он не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» на таможенные органы возложена обязанность по выдаче паспортов транспортных средств в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, а также для усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте.

Согласно пункту 2 Приказа МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 (в редакции от 10.03.2017) «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств» (далее – Положение о ПТС) паспорта выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более, прицепы к ним, подлежащие регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, и на шасси транспортных средств, не входящие в комплект транспортного средства, принадлежащие юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, а также лицам без гражданства в порядке, установленном настоящим Положением.

Паспорта выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях, организациями и гражданами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющимися изготовителями транспортных средств и (или) шасси в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции в порядке, установленном настоящим Положением (пункт 4 Положения о ПТС).

В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии одобрения типа транспортного средства (ОТТС) или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси при наличии одобрения типа шасси (ОТШ) (пункт 6 Положения о ПТС).

Оформление паспортов таможенными органами и подразделениями Госавтоинспекции осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением, при условии представления транспортных средств или шасси таможенным органам или подразделениям Госавтоинспекции (пункт 20 Положения о ПТС).

Пунктами 37-39 Положения о ПТС предусмотрено, что в строке "14. Разрешенная максимальная масса, кг" указывается цифровое значение массы снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленной организацией или предпринимателем в качестве максимально допустимой, в строке "15. Масса без нагрузки, кг" указывается цифровое значение массы транспортного средства без нагрузки. Данные сведения заполняются на основании ОТТС, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, а при их отсутствии соответствующие строки могут заполняться на основании официально изданных технических характеристик, справочников, таблиц и иных документов.

Согласно пункту 58 Положения о ПТС выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также документов на транспортное средство или шасси.

Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или владелец транспортных средств или шасси.

В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД ТС, а также перечень прилагаемых документов. Позиция ТН ВЭД ТС может указываться должностным лицом таможенного органа. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения.

При выдаче паспорта представленные на транспортные средства или шасси документы, послужившие основанием для его выдачи, вместе с копией паспорта остаются в таможенном органе и учитываются в установленном порядке.

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче паспорта в отношении транспортных средств или шасси, указанных в абзаце первом настоящего пункта, должно быть принято не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о выдаче паспорта.

При необходимости направления таможенным органом запросов для проверки сведений, указанных в заявлении о выдаче паспорта и приложенных к нему документах, и (или) проверки подлинности приложенных к заявлению документов, срок принятия решений, предусмотренный абзацем пятым настоящего пункта, продлевается начальником либо заместителем начальника таможенного органа до 30 суток со дня поступления заявления.

Пунктом 57 Положения о ПТС установлено, что паспорта выдаются таможенными органами после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси) для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Отметки (штампы) об уплате утилизационного сбора в порядке, установленном настоящим Положением, вносятся в раздел "Особые отметки" паспортов, в том числе, таможенными органами - при уплате утилизационного сбора в отношении ввозимых в Российскую Федерацию транспортных средств.

Таможенными органами, при внесении сведений об уплате утилизационного сбора, делается запись (проставляется штамп, отметка): "Утилизационный сбор уплачен. ТПО № ___" (с указанием справочного номера таможенного приходного ордера, в котором отражено исчисление утилизационного сбора) или "Утилизационный сбор не уплачивается" (указывается соответствующий абзац пункта и статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым утилизационный сбор не уплачивался) в случаях, когда утилизационный сбор не уплачивается; указанные записи заверяются подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, выдавшего паспорт (пункты 19, 52 Положения о ПТС).

Пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрена уплата утилизационного сбора за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.

К плательщикам утилизационного сбора отнесены, в том числе и лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию (пункт 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ).

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ).

Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 1291).

Этим же постановлением утверждены «Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора» (далее - Правила).

В пункте 7 Правил установлено, что на бланке паспорта транспортного средства, оформляемого на выпускаемое в обращение транспортное средство, в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.

В соответствии с пунктом 5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).

Таким образом, Перечень служит целям исчисления размера утилизационного сбора, подлежащего уплате за колесное транспортное средство (шасси), в том числе применения соответствующего коэффициента расчета суммы утилизационного сбора.

В разделе 2 Перечня приведены коэффициенты расчета утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категории N1. При этом для определения категории транспортного средства используется, согласно формулировке Перечня, термин – «полная масса ТС».

Так, в отношении транспортного средства старше 3-х лет полной массой не более 2,5 тонн подлежал применению коэффициент равный 1,01 (в редакции постановления, действующей на момент выпуска транспортного средства и исчисления утилизационного сбора).

Из системного толкования положений преамбулы, статей 21 и 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществление государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в регулировании обязательных публичных индивидуально возмездных платежей компенсационного фискального характера (фискальных сборов) праве участвовать Правительство Российской Федерации - в той мере, в какой эти платежи допускаются по смыслу Федерального закона, возлагающего на Правительство Российской Федерации определение в своих нормативных правовых актах порядка их исчисления.

При этом обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 Налогового кодекса, которая приобретает тем самым универсальный характер.

В частности, для отношений по уплате фискальных сборов в правовом государстве принципиально важным является соблюдение требования определенности правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, что призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.

Такие правовые позиции, изложенные применительно к отдельным фискальным сборам, но в универсальном ключе, сформированы в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2016 № 14-П, от 05.03.2013 № 5-П, от 14.05.2009 № 8-П, от 28.02.2006 № 2-П.

С учетом изложенного на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса, и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.

Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Определение данных элементов и соответствующих им обязанностей плательщиков сбора в рамках правоприменительной деятельности таможенных органов, равно как и восполнение пробелов в порядке исчисления сбора по аналогии, не может быть признано правомерным.

Судебная практика исходит из допустимости устранения неясностей в порядке исчисления обязательных публично-правовых платежей в тех случаях, когда это не выходит за пределы толкования соответствующих норм и необходимо для обеспечения реализации принципов равенства плательщиков, экономической обоснованности платежей и т.п. (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2013 № 3589/13, от 21.06.2012 № 2676/12, от 25.02.2010 № 13640/09, от 08.12.2009 № 11715/09).

Таможенный орган в обоснование своей позиции ссылается на пояснения к Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденные рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 № 4, действовавшим на дату регистрации ДТ, согласно которым полная масса транспортного средства – это дорожная масса, указанная производителем как максимальная проектная масса транспортного средства. Она равна сумме собственной массы автомобиля и максимальной массы груза, водителя и полного топливного бака.

Кроме того, таможенный орган указывает, что в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993 «О правилах дорожного движения» разрешённая максимальная масса - это масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

Соответственно, таможня полагает, что указываемая в ПТС «Разрешенная максимальная масса» соответствует понятию «полная масса» и «максимально допустимая техническая масса», которым оперирует технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011, следовательно, использование указанной массы для определения размера коэффициента расчета суммы утилизационного сбора соответствует положениям Постановления Правительства № 1291.

Однако указанные основания для расширительного истолкования понятия «полная масса транспортного средства» в отношении транспортных средств категории N1 в контексте исчисления утилизационного сбора по настоящему делу, по мнению суда, отсутствуют.

Определение понятия «полная масса» в отношении грузовых машин отсутствует в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011.

Порядок исчисления утилизационного сбора также не содержит нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении транспортных средств категории № 2 с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в сумме с указанной изготовителем массой или фактической массой транспортного средства, массой водителя, пассажиров и массой полного топливного бака и других технических жидкостей.

В силу пункта 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.

По мнению суда, такая физическая характеристика транспортного средства, как грузоподъемность, а также величина массы водителя и допустимого количества пассажиров не может влиять на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств. Именно масса транспортного средства, прочность и масса материалов, из которых оно изготовлено, необходимы для расчета суммы утилизационного сбора, так как только эти параметры будут влиять на процесс утилизации. Ни «грузоподъёмность», ни масса водителя и допустимого количества пассажиров утилизации сами по себе не подлежат.

Ни по тексту оспариваемого отказа, ни в ходе судебного разбирательства Таможня не установила и не доказала причинно-следственную связь между грузоподъемностью спорных транспортных средств и увеличением затрат в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, которые могут образоваться в будущем в результате утраты такими транспортными средствами своих потребительских свойств.

Следовательно, именно масса транспортного средства необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние этого параметра на процесс утилизации транспортного средства носит объяснимый характер и получило свое закрепление в пункте 5 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ.

Таким образом, нормативных оснований для вывода о том, что такая характеристика транспортных средств как их грузоподъемность влияет на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, и это влияние должно учитываться при исчислении утилизационного сбора, у суда не имеется.

Таможенным органом не представлены какие-либо доказательства того, что приведенные в Постановлении Правительства РФ № 1291 коэффициенты увеличения базовой ставки утилизационного сбора фактически призваны учесть различия в затратах, о которых идет речь в пункте 5 статьи 24.1 Закона об обходах производства и потребления, в зависимости от грузоподъемности транспортных средств, и что именно из такого экономического смысла названных коэффициентов исходило Правительство Российской Федерации при утверждении этого Постановления.

Анализ материалов дела свидетельствует, что в распоряжение Владивостокской таможни обществом представлено заявлению о выдаче паспорта транспортного средства, ДТ №10702030/260719/0007659, коносамент от 20.03.2019 № 1209024, заключение эксперта от 11.07.2019 серии 19/07 №077130, свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства от 27.03.2019 №TC RU A-JP.AT66.22074, расчет суммы подлежащего уплате утилизационного сбора.

Как следует из сведений, заявленных декларантом в графах 35 (брутто) и 38 (нетто) ДТ №10702030/260719/0007659, вес ввезенного автомобиля равен 1505 кг.

Согласно коносаменту, заключению эксперта от 11.07.2019 серии 19/07 №077130 и свидетельству о безопасности конструкции транспортного средства от 27.03.2019 №TC RU A-JP.AT66.22074 масса без нагрузки спорного автомобиля составляет 1480 кг, разрешенная максимальная масса – 2455 кг.

Согласно разделу II Перечня к транспортным средствам, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, полной массой не более 2,5 тонн применяется коэффициент 1,01.

С учетом изложенного, суд поддерживает позицию общества о том о том, что утилизационный сбор, подлежащий уплате за спорное транспортное средство, исчислен заявителем правильно.

Таким образом, представленных заявителем документов было достаточно как для подтверждения характеристик транспортного средства, так и для подтверждения размера исчисленной им суммы утилизационного сбора и принятия таможенным органом такого расчета, а, следовательно, и принятия решения о выдаче паспорта транспортного средства по факту уплаты утилизационного сбора в исчисленном заявителем размере.

Возражений в части недостаточности документов для подтверждения характеристик транспортного средства таможня ни в оспариваемом отказе, ни в ходе судебного разбирательства не заявила.

Довод таможни, изложенный в оспариваемом отказе, о необходимости заявителю внести соответствующие изменения в графу 31 спорной ДТ в части массы транспортного средства, судом отклоняется как не основанный на нормах Положения о ПТС либо Закона № 89-ФЗ. При этом сведения, заявленные декларантом в графе 31 ДТ, подтверждаются приложенными к ней документами, а в Положении о ПТС названы как разрешенная максимальная масса, так и масса без нагрузки (пункты 37, 38 Положения о ПТС), значения которых подтверждены документами, приложенными обществом к заявлениям о выдаче ПТС.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку фактических и нормативных оснований для отказа обществу в принятии расчёта утилизационного сбора и отказа в выдаче паспорта транспортного средства у таможни не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующих статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса. Избранный заявителем способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.

Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, понуждение органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом устранения нарушенного права.

При этом суд вправе самостоятельно определять способ восстановления нарушенного права заявителя.

Таким образом, принимая во внимание сроки, установленные пунктом 58 Положения о ПТС для принятия решений о выдаче паспортов на транспортные средства, суд обязывает таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ТК Авгит» путем выдачи паспорта транспортного средства на спорное транспортное средство не позднее трех рабочих дней со дня представления обществом доказательств уплаты утилизационного сбора, исчисленного с применением коэффициента, равного 1,01, после вступления решения суда в законную силу.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 АПК РФ взыскиваются судом с таможни.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:


Признать незаконным решение Владивостокской таможни об отказе в выдаче паспорта транспортного средства на транспортное средство, ввезённое по ДТ № 10702030/260719/0007659, формализованное в письме от 14.02.2020 № 04-02-26/647, как не соответствующее Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005, Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилам взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колёсных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291.

В данной части решение суда подлежит немедленному исполнению.

Обязать Владивостокскую таможню выдать паспорт транспортного средства на транспортное средство, ввезённое по декларации на товары № 10702030/260719/0007659, не позднее трёх рабочих дней со дня представления обществом с ограниченной ответственностью «ТК Авгит» платёжного документа об уплате утилизационного сбора, исчисленного с применением коэффициента, равного 1,01, после вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Владивостокской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «ТК Авгит» судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 (три тысячи) рублей.

Исполнительные листы выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья Фокина А.А.



Суд:

АС Приморского края (подробнее)

Истцы:

ООО "ТК АВГИТ" (подробнее)

Ответчики:

Владивостокская таможня (подробнее)