Решение от 29 января 2024 г. по делу № А41-40882/2023Арбитражный суд Московской области 107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва http://asmo.arbitr.ru/ Именем Российской Федерации Дело №А41-40882/23 29 января 2024 года г.Москва Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2024 года. Полный текст решения изготовлен 29 января 2024 года. Арбитражный суд Московской области в составе судьи Т.В. Мясова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.О.Добриковым, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению: ИП ФИО1 (ИНН <***>) к Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области (ИНН <***>) о признании незаконным налогового уведомления от 01.09.2022 №49535791 в части при участии в заседании: явка сторон отражена в протоколе судебного заседания Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – ИП ФИО1, заявитель, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области (далее по тексту – инспекция, налоговый орган) о признании незаконным налогового уведомления от 01.09.2022 № 49535791 в части исчисления земельного налога за 2021 по налоговой ставке 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами – 50:32:0050112:3358, 50:32:0050112:2713, 50:32:0050112:2714, 50:32:0050112:2444, 50:32:0050112:2445. В ходе судебного разбирательства заявитель в порядке, установленном ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) уточнил заявленные требования (в том числе, устно, с занесением соответствующего ходатайства в протокол судебного заседания от 23.01.2024) и просил суд признать незаконным налоговое уведомление от 01.09.2022 № 49535791 в части исчисления земельного налога за 2021 по налоговой ставке 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами – 50:32:0050112:3358, 50:32:0050112:2444, 50:32:0050112:2445. Данные уточнения приняты судом. Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании не признал заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, письменных пояснениях. Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил. Согласно сведениям, поступившим из регистрирующих органов в рамках электронного взаимодействия в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) налогоплательщик на протяжении 2021 являлся собственником, в том числе, спорных земельных участков с кадастровыми номерами: 50:32:0050112:3358, 50:32:0050112:2444, 50:32:0050112:2445, расположенных по адресу: Московская область, г. Серпухов, д. Арнеево, на территории ТСН СНТ «Арнеево» (ИНН <***>), отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и видом разрешенного использования – «для дачного строительства». В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Пунктом 2 ст. 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. На основании указанных выше положений законодательства о налогах и сборах, инспекция направила в адрес ИП ФИО1 налоговое уведомление от 01.09.2022 № 49535791, в котором налогоплательщику предлагалось уплатить, в том числе, земельный налог за 2021, в срок не позднее 01.12.2022. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами – 50:32:0050112:3358, 50:32:0050112:2444, 50:32:0050112:2445, Инспекция применила налоговую ставку, установленную п. 2 Решения Совета депутатов г. Серпухова Московской области от 25.11.2005г. № 48/6 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" (далее по тексту – Решение от 25.11.2005г. № 48/6) в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков (как для иных земельных участков), так как, по мнению налогового органа, земельные участки, принадлежащие на праве собственности налогоплательщику, на протяжении 2019-2021 использовались в предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Не согласившись с размером налоговой ставки, подлежащей применению, заявитель обратился в УФНС России по Московской области с жалобой на действия инспекции. Решением УФНС России по Московской области от 07.04.2023 от 07.12.2023 жалоба ИП ФИО1 была оставлена без удовлетворения, в связи с чем, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд считает заявленные требования ИП ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено положениями ст. 388 НК РФ. Как следует из положений п. 1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен земельный налог. Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В соответствии с пунктом 2 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Пунктом 2 Решения от 25.11.2005г. № 48/6 (в редакции, действующей в спорный налоговый период) были установлены следующие ставки земельного налога: 1) 0,3 процента - в отношении земельных участков: - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); - не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; - занятых индивидуальными гаражами и гаражно-строительными кооперативами; - ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента - в отношении прочих земельных участков; 3) 0,5 процента - в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель рекреационного назначения. Из смысла приведенных выше положений Решения от 25.11.2005г. № 48/6 следует, что для применения налогоплательщиком налоговой ставки в пониженном размере (не превышающем 0,3 процента) необходимо соблюдение одновременно следующих условий: - отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования; - земельный участок должен быть занят объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; - фактическое использование данного земельного участка по его целевому назначению в непредпринимательской деятельности. Как следует из материалов дела основанием для исчисления земельного налога за 2021 по ставке в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами - 50:32:0050112:3358, 50:32:0050112:2444, 50:32:0050112:2445 послужил вывод налогового органа об использовании Заявителем на протяжении 2021 принадлежащих на праве собственности земельных участков в предпринимательской деятельности. До направления оспариваемого налогового уведомления Инспекцией было установлено, что ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 05.08.2013 по настоящее время, основной вид деятельности - подготовка к продаже собственного недвижимого имущества, один из дополнительных видов деятельности – управление недвижимым имуществом на договорной основе или за вознаграждение. ИП ФИО1 применяет упрощенную систему налогообложения (далее по тексту - УСН). По данным деклараций УСН доход от предпринимательской деятельности за 2020 составил 4911,2 тыс. руб., за 2021 – 10192,2 тыс. руб., за 2022 – 39952,7 тыс. руб. В сумму дохода по УСН также входят доходы от продажи земельных участков. К примеру, в 2020 ИП ФИО1 был продан земельный участок с кадастровым номером 50:32:0050112:1934 ФИО2 за 943 065 руб., в 2021, земельный участок с кадастровым номером 50:32:0050112:1949 продан ФИО3 за 1 719 550 руб., в 2022 земельный участок с кадастровым номером 50:32:0050112:1948 продан ФИО4 за 1 991 225 руб., земельный участок с кадастровым номером 50:32:0050112:2030 продан ФИО5 за 1 820 960 руб. Проведя анализ информационного ресурса Инспекцией установлено, что за период с 01.01.2019 по настоящее время Заявителем были отчуждены 134 земельных участков, в том числе в 2019 – 18 участков, в 2020 – 31 участок, в 2021 – 64 участка, в 2022 – 16 участков, в 2023 – 5 участков. Объявления о продаже земельных участков, расположенных в д. Арнеево городского округа Серпухов Московской области, размещены на сайте https://poselok-arneevo.ru/. Кроме того, реализация ИП ФИО1 земельных участков подтверждается выпиской по банковскому счету, открытому в ПАО «БАНК ВТБ» за период с 01.01.2022 по 31.12.2022. Таким образом, Инспекцией установлено, что земельные участки, принадлежащие налогоплательщику, используются в предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, что не соответствует положениям пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, п. 2 Решения от 25.11.2005г. № 48/6. Не оспаривая установленных Инспекцией обстоятельств, Заявитель в своем заявлении делает ссылку на то, что на территории земельных участков с кадастровыми номерами - 50:32:0050112:3358, 50:32:0050112:2444, 50:32:0050112:2445 в спорный налоговый период находились объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (дороги, газопровод, воздушная линия электропередач, водопровод), которые обеспечивали жизнедеятельность собственников жилищных строений, расположенных на территории ТСН СНТ «АРНЕЕВО», в связи с чем, данные земельные участки не могли быть использованы в предпринимательской деятельности. В целях документального обоснования своих доводов, Заявителем в материалы дела были представлены следующие документы: техническое заключение от 28.06.2023 составленное и утвержденное руководителем ООО «БИОСФЕРИНГ» по результатам кадастровой съемки земельных участков с кадастровыми номерами - 50:32:0050112:3358, 50:32:0050112:2713, 50:32:0050112:2714, 50:32:0050112:2444, 50:32:0050112:2445; бухгалтерский баланс ТСН СНТ «АРНЕЕВО» за 2021, карточка счета № 01 ТСН СНТ «АРНЕЕВО», выписки из ЕГРН подтверждающие наличие жилого фонда, постановление об утверждении ППТ от 29.12.2014 № 3689, чертеж ППТ ДПК «АРНЕЕВО» от 29.12.2014, заключение специалиста ООО «СЭНиБ» от 17.11.2023 № 01/17/11/2023. В п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что система коммунальной инфраструктуры - это комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов. Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных нужд. Для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Как следует из Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2023 № 305-ЭС22-24825 по делу № А41-88082/2021, принимая во внимание, что конкретный порядок расчета законом не определен, то в случаях, когда при исчислении налога в отношении земельного участка применяются различные налоговые ставки, установленные в зависимости от наличия на нем объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, налоговая база в отношении части земельного участка, приходящейся на данные объекты, может определяться как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной части участка (п. 7 ст. 3 НК РФ). При этом, поскольку в целях определения налоговой базы НК РФ не устанавливает исчерпывающий перечень документов, которыми может подтверждаться площадь части земельного участка, приходящейся на объекты инженерной инфраструктуры, в соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ отдельный расчет налоговой базы может производиться на основе различных документально подтвержденных данных (документированные сведения из ЕГРН, вступившие в законную силу судебные акты, оформленные в соответствии с законодательством кадастровые и технические паспорта объектов недвижимости, карты (планы) объектов землеустройства, планы земельных участков и т.п.), при условии, что они позволяют достоверно определить площадь земельного участка, занятого непосредственно объектами инженерной инфраструктуры. В ходе судебного разбирательства Заявителем в материалы судебного дела не представлены документы, позволяющие с достоверностью убедиться в том, что на протяжении 2021 на спорных земельных участках находились объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Также, из выводов, содержащихся в техническом заключении от 28.06.2023 составленном и утвержденном руководителем ООО «БИОСФЕРИНГ» и заключении специалиста ООО «СЭНиБ» от 17.11.2023 № 01/17/11/2023 не следует, что на спорных земельных участках в 2021 находились объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, сведения о которых зарегистрированы в ЕГРН. Данное обстоятельство было подтверждено представителем заявителя в ходе судебного разбирательства. Кроме того, ввиду удовлетворения ходатайства Инспекции об истребовании доказательств, арбитражным судом в порядке, установленном ст. 66 АПК РФ были направлены запросы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, а также в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области о представлении из материалов регистрационных дел объектов недвижимого имущества (земельных участков с кадастровыми номерами - 50:32:0050112:3358, 50:32:0050112:2444, 50:32:0050112:2445) заверенных в установленном порядке договоров аренды, заключенных между Заявителем и ДПК «Арнеево». Вместе с сопроводительным письмом от 17.11.2023 № исх 01-28/11982/23-1 Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области представил в материалы судебного дела договоры аренды земельных участков от 20.03.2017 и от 21.03.2017 с кадастровыми номерами – 50:32:00500112:2712, 50:32:0000000:38046, 50:32:00500112:2444, 50:32:00500112:2445, заключенных между Заявителем и ДПК «Арнеево». Из представленных документов, арбитражным судом было установлено, что заявителем в марте 2017 земельные участки с кадастровыми номерами - 50:32:0050112:3358 (образован из земельного участка с кадастровым номером - 50:32:00500112:2712), 50:32:0050112:2444, 50:32:0050112:2445 были переданы по договорам аренды ДПК «Арнеево» в целях возведения на данных земельных участках объектов инфраструктуры и строительства малоэтажной жилой застройки, а также возможности заключать договора и совершать сделки с третьими лицами. Из п. 1.3. договоров аренды от 20.03.2017 и от 21.03.2017 следует, что они были заключены сроком на 5 лет (с 01.03.2017 по 28.02.2022), в связи с чем, действия указанных выше договоров распространялся на спорный налоговый период (2021). При этом п. 2.1. договоров аренды от 20.03.2017 и от 21.03.2017 предусмотрено, что перечисленные выше земельные участки сдавались Заявителем в аренду на возмездной основе, так как размер ежемесячного платежа за каждый земельный участок составлял 2000 руб. Следовательно, в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 земельные участки с кадастровыми номерами - 50:32:0050112:3358, 50:32:0050112:2444, 50:32:0050112:2445 использовались заявителем в предпринимательской деятельности, в целях извлечения прибыли. При таких обстоятельствах, заявителем не соблюдены условия для применения пониженной налоговой ставки в размере 0,3% от кадастровой стоимости перечисленных выше земельных участков. Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания, установленные п. 2 ст. 391 НК РФ для расчета земельного налога за 2021 в отношении спорных земельных участков по различным ставкам, так как приведенными выше обстоятельствами подтверждается, что заявитель не имел правовых оснований для применения налоговой ставки в пониженном размере (не превышающем 0,3 процента). В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. При изложенных обстоятельствах арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя. Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 1.Заявленные требования, с учетом принятых судом уточнений, оставить без удовлетворения. 2.В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Судья Т.В. Мясов Суд:АС Московской области (подробнее)Истцы:Буряк Марина Вилорьевна (подробнее)МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ №11 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН: 5043024703) (подробнее) Иные лица:Межрайонная ИФНС №1 (подробнее)Судьи дела:Мясов Т.В. (судья) (подробнее) |