Постановление от 17 августа 2022 г. по делу № А46-14797/2021АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА г. ТюменьДело № А46-14797/2021 Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2022 года Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2022 года Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: председательствующегоФИО4 а В.В. судейДемидовой Е.Ю. ФИО1 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение от 08.02.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Ширяй И.Ю.) и постановление от 16.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Воронов Т.А., ФИО2) по делу № А46-14797/2021 по иску департамента имущественных отношений администрации города Омска (644024, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО3 (ИНН <***>, ОГРНИП 311554327900239) об освобождении земельного участка. Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью «Экогаз», департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска. Суд установил: департамент имущественных отношений администрации города Омска (далее – департамент имущественных отношений, департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО3 (далее - ИП ФИО3, предприниматель, ответчик) о признании отсутствующим права собственности на часть производственно-технологического комплекса АЗГС с кадастровым номером 55:36:000000:15841, а именно: в отношении 2 колонок автозаправочных УЗСГ-01; об исключении из ЕГРН сведений о праве собственности на них; о признании самовольной постройкой навеса (литер Г) площадью 124,8 кв.м на железобетонном фундаменте, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:36:12 01 03:3002, площадью 903 кв.м; об обязании в течение 30 дней после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу освободить земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:120103:3002, 55:36:120103:3022, 55:36:120103:8225, 55:36:120104:157, 55:36:000000:711, 55:36:000000:150 от расположенных в их границах объектов: щита высотой 5 м с надписью «ЭКО ГАЗ» и «АГЗС», 2 заправочных колонок, ограждения из металлической сетки, а также путем сноса навеса (литер Г) площадью 124,8 кв.м на железобетонном фундаменте. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Экогаз» (далее – ООО «Экогаз»), департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее – департамент архитектуры). Решением от 08.02.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 16.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано. В кассационной жалобе департамент имущественных отношений просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель полагает, что спорное строение обладает всеми признаками самовольной постройки, предусмотренными законодательством; возведение объекта без разрешения на строительство капитальных строений на земельном участке, не отведённом для этих целей, не может служить основанием для приобретения права собственности на недвижимость в установленном законом порядке; спорные объекты возведены на не предоставленном для указанных целей земельном участке, участок не сформирован в установленном законом порядке, разрешительная документация на спорные объекты не выдавалась. ИП ФИО3 представила письменный отзыв, в котором выразила возражения по доводам жалобы и мнение о законности вынесенных судебных актов. Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены. Из материалов дела следует, что отделом муниципального земельного контроля проведено обследование участка, не сформированного в установленном законом порядке, площадью 1 465 кв.м, расположенного в Центральном административном округе г. Омска относительно здания автозаправочной станции по адресу: ул. 3-й Разъезд, д. 6, составлен акт обследования земельного участка от 05.03.2020 № 50-ф. Согласно последнему участок состоит из: - участка площадью 109 кв.м, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:711, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию г. Омск; - участка площадью 598 кв.м, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 (земли, государственная собственность на которые не разграничена); - участка площадью 532 кв.м (земли государственная собственность на которые не разграничена); - участка площадью 226 кв.м, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1504, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию город Омск. В результате обследования выявлено, что участок используется ИП ФИО3 для размещения принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 55:36:000000:15841 - производственно-технологического комплекса автомобильной газозаправочной станции (далее - ПТК АГЗС) без внесения платы за землю. По данным департамента, правоустанавливающие документы, допускающие размещение на участке ПТК АГЗС, у ответчика отсутствуют. ИП ФИО3 представила истцу разрешения (от 15.04.2016 №№ 20-22), выданные администрацией Центрального административного округа города Омска, согласно которым, на земельных участках допускается размещение исключительно элементов благоустройства территории. В рамках дела № А46-16813/2020 установлено, что распоряжением администрации Центрального административного округа города от 15.07.2020 № 633 разрешения на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, от 15.04.2016 №№ 20-22 признаны утратившими силу в связи с тем, что предоставленные земельные участки использовались ФИО3 не в целях благоустройства, а для размещения составных частей ПТК АГЗС. По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (информация от 02.04.2021 № 11/4608) для размещения ПТК АГЗС помимо указанных ранее используются также земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:120103:3001, 55:36:120103:3022, 55:36:120103:8225, 55:36:120104:157. Истцом установлено, что ПТК АГЗС расположено в границах участков с кадастровыми номерами 55:36:120103:3001, 55:36:120103:3002, 55:36:120103:3022, 55:36:120103:8225, 55:36:120104:157, 55:36:000000:711, 55:36:000000:1504, участка площадью 532 кв.м, отнесенного к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Изначально земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:120103:3001, 55:36:120103:3002 предоставлялись департаментом недвижимости администрации города Омска в аренду третьему лицу – ООО «Экогаз» на основании распоряжения мэра города Омка от 24.01.2006 № 148-р. Пунктом 1.1 договора аренды земельного участка от 24.05.2006 № Д-Ц-31-6215 предусмотрена цель использования участка с кадастровым номером 55:36:120103:3001 – для общественно-деловых целей под строительство газовой заправочной станции. Пунктом 1.1 договора аренды земельного участка от 24.05.2006 № Д-Ц-31-6216 определена цель использования участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 – для организации строительной площадки. Распоряжением департамента архитектуры от 28.11.2006 № 471-р утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3001. На схематичном чертеже данного градостроительного плана определён участок допустимого размещения объекта. Сведения об определении в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120103:3002 участка допустимого размещения объекта строительства отсутствуют. Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 55:36:120103:3001 принадлежит ФИО3 на праве собственности. Права в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120103:3002, 55:36:120103:3022, 55:36:120103:8225 не зарегистрированы. Земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:120104:157, 55:36:000000:711, 55:36:000000:1504 принадлежат на праве собственности муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области. Согласно техническому паспорту на ПТК АГЗС по состоянию на 01.07.2007, разрешению на ввод объектов в эксплуатацию от 19.07.2007 № 55-220, а также сведениям из ЕГРН в состав ПТК АГЗС входят: здание АГЗС площадью 36,3 кв.м; канализация бытовая, протяженностью 7 м; газопровод надземный, протяженностью 20 м; азотопровод надземный, протяженностью 170 м; внутриплощадочные сети электроснабжения, протяженностью 400 м; навес площадью 124,8 кв.м, литера Г; навес площадью 21 кв.м, литера Г1; заглубленная емкость объемом 10 куб.м – 2 шт., литера Г2; колонки заправочные – 2 шт.; ограждение из металлической сетки, протяженностью 192,5 м; молниеприемники – 2 шт.; асфальтовое покрытие площадью 961,6 кв.м; информационный щит высотой 5 м. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.06.2012 право собственности ФИО3 зарегистрировано за номером 55-55-01/139/2012-038 на производственно-технологический комплекс АГЗС в составе: здание АГЗС площадью 36,3 кв.м, заглубленная емкость объемом 10 куб.м – 2 шт, литера Г2; канализация бытовая (7 м); газопровод надземный (20 м); азотопровод надземный (170 м); внутриплощадочные сети электроснабжения (400 м); насосно-компрессорный блок площадью 21 кв.м, литера Г1; молниеприемники – 2 шт., колонки заправочные - 2 шт. Указывая, что правоустанавливающие документы на участки, допускающие размещение на них ПТК АГЗС (за исключение участка с кадастровым номером 55:36:120103:3001) отсутствуют, департамент настаивает на самовольном занятии обозначенных участков. Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с указанным иском. Суды, руководствуясь статьями 11, 12, 130, 131, 133, 134, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснениями в абзаце четвертом пункта 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22), в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», исходили из отсутствия оснований для удовлетворения заявленных требований. Обозначенные выводы являются правомерными. На основании статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Обращаясь с иском о признании отсутствующим права собственности ответчика на ПТК АГЗС, департамент имущественных отношений указал, что право собственности предпринимателя зарегистрировано в отсутствие правовых оснований, поскольку земельный участок для соответствующих целей ФИО3 не предоставлялся, в связи с чем ее объекты должны быть демонтированы. Между тем было установлено, что ПТК АГЗС построена по акту выбора, согласованному проекту и принята в эксплуатацию департаментом строительства администрации города Омска; объект введен в эксплуатацию и на него зарегистрировано право собственности. АГЗС представляет собой единый комплекс, состоящий из отдельных объектов, основных средств, учитываемых как самостоятельные инвентарные объекты: здания, сооружения, оборудование и прочее имущество, объединенные единым функциональным предназначением. ПТК АГЗС является единой вещью, образующей единый технологический, замкнутый производственный цикл единого имущественного комплекса. Все составляющие станцию объекты являются его неотъемлемой частью, без которых использование АЗГС технологически невозможно. Судебными инстанциями также было установлено, что с 2016 года ответчик через департамент архитектуры занимается формированием правильного (обоснованного и соответствующего объекту) земельного участка вокруг принадлежащего на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:3001 площадью 781 кв.м путем внесения изменений в проект планировки территории и проект межевания территории (распоряжение Департамента архитектуры от 15.12.2020 № 1564 и от 29.12.2020 № 1659) для того, чтобы ПТК АГЗС, принадлежащий на праве собственности ФИО3, был расположен на земельном участке с правильными границами в соответствии с земельным законодательством, а допущенные ошибки (точки и границы участка и объекта при сдаче объекта в эксплуатацию определяли уполномоченные государственные органы) были устранены. Суды также указали, что по характеристикам объекта навес (литер Г) площадью 124,8 кв.м на железобетонном фундаменте как составная часть единого производственного комплекса, сложной неделимой вещи – ПТК АГЗС, не имеет самостоятельного хозяйственного назначения и не может выступать в обороте как самостоятельная вещь. Согласно технической документации (техническому паспорту) ПТК, подготовленному 01.07.2007 государственным предприятием Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» для целей государственной регистрации прав на недвижимое имущество, АГЗС состоит, в том числе, из колонок автозаправочных УЗСГ-01, навеса (литер Г) площадью 124,8 кв.м на железобетонном фундаменте, информационного щита высотой 5 м и ограждения протяженностью 192,5 м, год ввода в эксплуатацию – 2006. Т.е. указанные объекты в таком виде существуют более 15 лет. Учитывая, что материалами дела подтверждается, что спорное имущество возведено в составе АЗС на основании согласованного проекта с получением всей необходимой разрешительной документации, размещение объекта частично на земельном участке, не отведенном для этих целей, обусловлено причинами, не зависящими от предпринимателя, суды пришли к правомерному выводу о том, что снос строений в указанной департаментом части приведет к утрате потребительских свойств всего объекта как единой неделимой вещи. Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали департаменту имущественных отношений в удовлетворении заявленных требований. При этом было верно отмечено, что возможности по легализации прав на земельный участок, занимаемый объектом недвижимости, не исчерпаны. В связи с указанным, а также принимая во внимание наличие установленных судебными инстанциями признаков формирования и предоставления земельного участка, недостаточного для нормального функционирования и эксплуатации технологически сложного объекта, который одновременно являет опасным производственным объектом, окружной суд отмечает, что соответствующие обстоятельства департаментом при рассмотрении спора не опровергнуты, каких-либо пояснений относительно их наличия или отсутствия не представлено. В целом приведенные в жалобе доводы получили надлежащую правовую оценку судов обеих инстанций, не опровергают их выводы и не являются основаниями для отмены обжалуемых судебных актов. Поскольку нормы материального права применены арбитражными судами верно и ими не допущено процессуальных нарушений, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, кассационная жалоба департамента имущественных отношений подлежит отклонению. Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа решение от 08.02.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 16.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-14797/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. ПредседательствующийВ.В. ФИО4 СудьиЕ.Ю. ФИО5 Д.С. Дерхо Суд:8 ААС (Восьмой арбитражный апелляционный суд) (подробнее)Истцы:Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (подробнее)Ответчики:ИП Ганчарук Наталья Александровна (подробнее)Иные лица:Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (подробнее)Управление по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области (подробнее) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (подробнее) ООО "ЭКОГАЗ" (подробнее) Последние документы по делу: |