Решение от 28 апреля 2018 г. по делу № А81-298/2018/ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00, www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № А81-298/2018 г. Салехард 28 апреля 2018 года Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25 апреля 2018 года. Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2018 года. Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Н.М. Садретиновой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дегтяревой С.С., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Максим-Яр-Сале" (ИНН: 8909003042, ОГРН: 1108901001274) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8901014300, ОГРН: 1048900005890) о признании недействительным Решения № 5548А об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, об обязании совершить определенные действия, при участии в судебном заседании: от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Максим-Яр-Сале" - представитель не явился, от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу - представитель не явился, от третьего лица - временного управляющего ООО «Максим - Яр-Сале» Назырова Эдуарда Рашитовича – представитель не явился, Общество с ограниченной ответственностью "Максим-Яр-Сале" (ИНН: 8909003042, ОГРН: 1108901001274) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8901014300, ОГРН: 1048900005890) о признании недействительным Решения № 5548А об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, об обязании совершить определенные действия. 16.02.2018 года от заинтересованного лица в суд поступил отзыв на заявленные требования от 14.02.2018 года исх. №03-15/03797, в соответствии с которым МИФНС РФ №1 по ЯНАО просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований. Определением суда от 27.03.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий ООО «Максим - Яр-Сале» Назыров Эдуард Рашитович. В судебное заседание по делу не явились стороны, о слушании дела извещены надлежащим образом. Суд в силу ст.ст. 123, 156 АПК РФ проводит судебное заседание в отсутствие представителей сторон. В судебном заседании объявлялся перерыв с 23.04.2018 года до 25.04.2018 года до 11 часов 00 минут. Судебное заседание по делу продолжено 25.04.2018 года в 11 часов 00 минут в отсутствие представителей сторон. Исследовав материалы дела, оценив доказательства, суд установил следующие обстоятельства. Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Максим-Яр-Сале" зарегистрировано в Межрайонной Инспекции ФНС РФ №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу 27.10.2010 года по адресу (месту нахождения): Ямало-Ненецкий автономный округ, Ямальский район, село Яр-Сале, улица Советская, дом 54. Единственный участник общества – Лаврищев Павел Анатольевич, номинальная стоимость доли в уставном капитале 15 000 руб. (100%). Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 28.02.2018 года лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности (директор) является Методиев М.Б. 03.10.2017 нотариусом города Москвы Прокошенковой Еленой Евгеньевной от имени ООО «Максим-Яр-Сале», с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования направлено в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме №Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, в части перехода доли в размере 15000 рублей (100% уставного капитала) Общества от Лаврищева Павла Анатольевича к иностранной организации ЭЛИКСИР ГРУП ЛТД (код страны происхождения 826 - Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии; адрес место нахождения в стране происхождения: 11, Дивоилс Лайн, Бишопс Сторфорд, СМ23 3ХШ). 27.10.2017 Межрайонной Инспекцией ФНС РФ №1 по ЯНАО принято решение о приостановлении государственной регистрации в связи с необходимостью проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, на основании имеющихся сведений о том, что ЭЛИКСИР ГРУП ЛТД является иностранной организацией - массовым участником юридических лиц, находящихся в различных регионах Российской Федерации. 24.11.2017 по результатам проведенной проверки МИФНС РФ №1 по ЯНАО принято решение об отказе в государственной регистрации от 27.10.2017 № 5548А. В качестве основания для отказа Инспекция указала на недостоверность, содержащихся в заявлении сведений в отношении нового учредителя - иностранной компании. Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Управление ФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу с жалобой на решение Инспекции №5548А об отказе в государственной регистрации. Решением Управления ФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 30.01.2018 № 4-г/р жалоба Общества оставлена без удовлетворения. Что в свою очередь послужило основанием обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями. В обоснование заявленных требований ООО «Максим Яр-Сале» приводит доводы о том, что заявителем в адрес Инспекции был представлен полный комплект документов, необходимых для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, при этом Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, и не содержит такого основания как предоставление недостоверных сведений. К судебному заседанию по делу, состоявшемуся 27.03.2018 года, от заинтересованного лица поступило ходатайство об оставлении заявление Общества без рассмотрения в виду подписания заявления неуполномоченным лицом, а также заявлено ходатайство о фальсификации искового заявления. В части оставления заявления без рассмотрения суд считает необходимым отметить следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем. Исковое заявление может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Приказом Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28.12.2016 N 252 утвержден Порядок подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, который разработан в соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2002 N96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти", предусматривающими возможность подачи документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В соответствии с п. 1.3 Порядка, электронный образ документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе) - это переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная в соответствии с Порядком подачи документов простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом, согласно п. 2.2.1 Порядка, электронный образ документа создается с помощью средств сканирования. В соответствии с пунктом 3.3.1 Порядка подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронной форме, в том числе в форме электронного документа, утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2016 N 252 обращение, в суд и прилагаемые к нему документы могут быть поданы в суд, в том числе в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы. Как усматривается из материалов дела, 19 января 2018 года ООО «Максим Яр-Сале» подал в арбитражный суд ЯНАО, посредством системы "Мой Арбитр", заявление об оспаривании решения налогового органа с приложениями. Заявление об оспаривании решения налогового органа и приложенные к нему документы подавались в виде электронных образов. В соответствии п. 2.1.4 Порядка, при идентификации и аутентификации пользователя посредством упрощенной, стандартной или подтвержденной учетной записи физического лица ЕСИА возможна подача в суд электронных образов документов. Заявление об оспаривании решения подавалось в виде электронных образов документов, через личный кабинет, созданный в информационной системе "Мой арбитр", при идентификации и аутентификации представителя Общества Макрушина Сергея Викторовича, посредством подтвержденной учетной записи физического лица ЕСИА. В соответствии с п. 2.2.5 Порядка, электронный образ документа заверяется в соответствии с Порядком подачи документов простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью. Пунктом 3.2.3 Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2016 N 252 "Об утверждении Порядка подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронной форме, в том числе в форме электронного документа" определено, что если обращение в суд подано в виде электронного образа документа, такое обращение и прилагаемые к нему электронные образы документов считаются заверенными простой электронной подписью лица, подающего документы. В рассматриваемом случае, заявление Общества и прилагаемые к нему электронные образы документов заверены простой электронной подписью лица, подающего документы – Мокрушина С.В., что подтверждается информацией о документе дела, размещенной на сайте "Мой арбитр.ру" в сети Интернет (том 1 л.д. 10). В приложении к заявлению Обществом представлена доверенность от 18.12.2017 года, уполномочивающая Мокрушина С.В. от имени ООО «Максим- Яр-Сале» составлять, подписывать и предоставлять в арбитражный суд ЯНАО заявление Общества о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации изменений, вынесенного 27.10.2017 года МИФНС РФ №1 по ЯНАО. Доверенность подписана директором ООО «Максим-Яр-Сале» Добиаш Ян». На дату выдачи доверенности Добиаш Ян являлся директором предприятия. Более того, по требованию суда, изложенному в определении от 27.03.2018 года, заявителем представлен в суд оригинал искового заявления об оспаривании решения налогового органа, которое подписано лицом (Добиаш Ян), являющимся на дату подачи иска в суд, директором ООО «Максим-Яр-Сале». В силу указанных обстоятельств, суд не усматривает оснований для оставления заявления Общества без рассмотрения по мотиву подписания искового заявления лицом, не имеющим права подписывать его. Кроме того, МИФНС РФ №1 по ЯНАО заявлено о фальсификации заявления ООО «Максим-Яр-Сале» о признании недействительным решения МИФНС РФ №1 по ЯНАО от 27.10.2017 года №5548А. В данном случае суд отклоняет ходатайство о фальсификации искового заявления, поскольку речи о фальсификации в том содержательном буквальном смысле, как это предусмотрено статьей 161 АПК РФ, не идет. Так, в соответствии с частью 1 статьи 161 АПК РФ, если лицо, участвующее в деле, обратится в арбитражный суд с заявлением в письменной форме о фальсификации доказательства, представленного другим лицом, участвующим в деле, суд при заявлении лицом, представившим указанное доказательство, возражений относительно исключения его из числа доказательств по делу, проверяет обоснованность заявления о фальсификации доказательства. На основании ч. 1 ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном АПК РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Часть 2 ст. 64 АПК РФ предусматривает, что в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы. В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Абзац 3 части 4 статьи 4 Кодекса предусматривает, что обращение в арбитражный суд осуществляется в форме заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. В силу изложенного, исковое заявление представляет собой форму обращения в арбитражный суд за защитой нарушенных прав и законных интересов, а не доказательством, представляемым в обоснование предъявленных требований или возражений. Фактически в рамках заявления о фальсификации налоговый орган заявлял свои возражения относительно наличия полномочий у Добиаш Ян на подписание искового заявления, что не соответствует понятию фальсификации доказательств в рамках арбитражного судопроизводства. В связи с этим, заявление ответчика о фальсификации суд признает необоснованным. Суд рассматривает спор по существу. Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отношения в сфере государственной регистрации юридических лиц регулируются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со статьей 1 Закона N 129-ФЗ состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Порядок предоставления документов при государственной регистрации предусмотрен статьей 9 Закона N 129-ФЗ. Государственная регистрация носит заявительный характер, который обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренным статьей 23 Закона N 129-ФЗ. Перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, определен пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ: - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; - решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений; - изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции; - документ об уплате государственной пошлины. Согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации. Представленные для регистрации документы, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию. Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в статье 17 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации изменений, в том случае, если содержащиеся в этих документах сведения недостоверны. Представление заявителем документов, содержащих недостоверные сведения, рассматривается как непредставление в регистрирующий орган необходимых документов, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 N 12101/10, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 14449/12). Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" согласно пункта 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 Кодекса никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Судом установлено и следует из материалов дела, 03.10.2017 нотариусом города Москвы Прокошенковой Еленой Евгеньевной от имени ООО «Максим-Яр-Сале», с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования направлено в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме №Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, в части перехода доли в размере 15000 рублей (100% уставного капитала) Общества от Лаврищева Павла Анатольевича к иностранной организации ЭЛИКСИР ГРУП ЛТД (код страны происхождения 826 - Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии; адрес место нахождения в стране происхождения: 11, Дивоилс Лайн, Бишопс Сторфорд, СМ23 3ХШ). 27.10.2017 Межрайонной Инспекцией ФНС РФ №1 по ЯНАО принято решение о приостановлении государственной регистрации в связи с необходимостью проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, на основании имеющихся сведений о том, что ЭЛИКСИР ГРУП ЛТД является иностранной организацией - массовым участником юридических лиц, находящихся в различных регионах Российской Федерации. 24.11.2017 по результатам проведенной проверки МИФНС РФ №1 по ЯНАО принято решение об отказе в государственной регистрации от 27.10.2017 № 5548А. В качестве основания для отказа Инспекция указала на недостоверность, содержащихся в заявлении сведений в отношении нового учредителя - иностранной компании. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 14-ФЗ от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью" участники общества вправе участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом общества. Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России установлены Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" предусмотрено, что российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее - иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства. Согласно абз. 1 п. 2 ст. 21 Закона N 160-ФЗ в течение двенадцати месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица данное иностранное юридическое лицо (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и документы для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. К иностранной организации применяются общие правила положений Закона N 160-ФЗ и Порядка аккредитации. Согласно абз. 4 п. 2 ст. 21 Закона N 160-ФЗ перечень документов, которые представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, требования к оформлению документов, порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти. Полномочия по аккредитации иностранных филиалов, представительств (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) приказом ФНС России от 22.12.2014 ММВ-7-14/668@ возложены на Межрайонную инспекцию ФНС России N 47 по г. Москве (г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, стр. 1). Приказами ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/681® (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36264) утверждены формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, и представительств иностранных кредитных организаций); от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680® (зарегистрировано в Минюсте России от 27.02.2015 № 36291) утвержден порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, перечня документов, представляемых иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), и требований к их оформлению. В соответствии с приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680® для аккредитации филиала, представительства иностранное юридическое лицо обязано представить в компетентный налоговый орган заявление об аккредитации по установленной форме, документы, отраженные в пункте 7 приказа (в том числе, документы, указанные в подпунктах 1-6 данного пункта, - представленные в срок| не более двенадцати месяцев с даты их выдачи или составления). При этом, в аккредитации филиала, представительства иностранной организации может быть отказано по основаниям, установленным пунктом 3 статьи 21 Закона № 160-ФЗ, в том числе, в связи с непредставлением документов, необходимых для аккредитации; не соответствием их установленным формам, форматам, требованиям к их оформлению; представлением документов, составленных с нарушением сроков, определенных для их представления с даты выдачи или составления; недостоверности учредительных и других документов иностранного юридического лица. Из положений приведенных норм следует, что иностранное юридическое лицо, находящееся за пределами РФ, вправе осуществлять коммерческую деятельность в РФ через филиал, представительство, аккредитованные в установленном законодательством порядке. Согласно разъясняющего письма ФНС России от 24.08.2015 N ГД-5-14/1390дсп(а), нарушение положений пункта 3 статьи 4 Закона N 160-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 106-ФЗ) может являться основанием для отказа в государственной регистрации, предусмотренным подпунктами "а" и (или) "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. В представленных документах ООО «Максим-Яр-Сале» для государственной регистрации изменений отсутствуют сведения и документы, подтверждающие наличие аккредитации у иностранного юридического лица ЭЛИКСИР ГРУП ЛТД, сведения о котором вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с пунктом 8 Устава общества, утвержденного решением единственного участника ООО «Максим-Яр-Сале» от 19.10.2010, следует, что участники общества осуществляют коммерческую деятельность (участвуют в управлении, принимают участие в распределении прибыли и др.). Иностранная организация ЭЛИКСИР ГРУП ЛТД является официально зарегистрированной международной коммерческой фирмой Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии; адрес место нахождения в стране происхождения: 11, Дивоилс Лайн, Бишопс Сторфорд, СМ23 3ХШ, целью создания которой является осуществление любой деятельности, не запрещенной действующим законодательством. Приобретая долю в уставном капитале российской организации ООО «Максим-Яр-Сале» иностранное юридическое лицо ЭЛИКСИР ГРУП ЛТД, тем самым осуществляет инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации, право осуществлять которую она имеет только через аккредитованный филиал, представительство. При этом в информационных ресурсах налоговых органов, в том числе на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет отсутствуют сведения об аккредитации филиала или представительства иностранной организации - ЭЛИКСИР ГРУП ЛТД. Следовательно, в отношении иностранной организации ЭЛИКСИР ГРУП ЛТД отсутствуют сведения и документы, подтверждающие сведения об аккредитации филиала или представительства для осуществления коммерческой деятельности на территории Российской Федерации. Данные сведения не были предоставлены в регистрирующий орган обществом «Максим-Яр-Сале» и для государственной регистрации и в период приостановлении государственной регистрации по решению Инспекции. Таким образом, при отсутствии у регистрирующего органа подтверждения об аккредитации филиала или представительства в отношении иностранной организации, Инспекцией сделан обоснованный вывод о содержании недостоверных сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, о новом участнике иностранном юридическом лице ЭЛИКСИР ГРУП ЛТД. Кроме того, как указано судом выше, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ является не только представление полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ. В результате осмотра адреса местонахождения организации ООО «Максим-Яр-Сале», проведенного 27.11.2017 старшим участковым уполномоченным ОМВД России по Ямальскому району, установлено, что по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, расположено одноэтажное здание с навесом, под которым базируется одна заправочная колонка. Около данного здания расположен рекламный щит с указанием названия АЗС и ценовой политики на бензин и дизельное топливо. При этом согласно результатам осмотра, здание на момент осмотра не эксплуатируется и находится в заброшенном состоянии. Кроме того, налоговым органом в материалы дела представлены сведения, согласно которым ЭЛИКСИР ГРУП ЛТД является «массовым» участником в 11 юридических лицах, не являясь, при этом, учредителем ни одного вновь зарегистрированного юридического лица. При этом, юридические лица, участником которых является ЭЛИКСИР ГРУП ЛТД, после государственной регистрации ввода иностранной компании в качестве учредителя в состав данных Обществ, перестают представлять бухгалтерскую, налоговую отчетность, не производится оплата налогов в бюджет, часть организаций имеют задолженность по налогам и сборам, у всех юридических лиц имеются критерии риска: представление нулевой отчетности, непредставление отчетности, неисполнение требования о представлении документов, отсутствие работников и лиц, привлеченных по договорам. Вышеуказанные признаки говорят о том, что юридические лица с момента ввода иностранной компании в качестве учредителя, перестают осуществлять финансовую (хозяйственную) деятельность. В силу изложенных обстоятельств, налоговый орган обоснованно пришел к выводу о том, что ЭЛИКСИР ГРУП ЛТД вводится в состав общества не для целей осуществления реальной хозяйственной деятельности, получения прибыли, уплаты налогов, а с целью участия в схеме «альтернативной ликвидации российской организации через оффшор». Отсутствие, в рассматриваемом случае, аккредитации, зарегистрированных филиалов и представительств, документов, подтверждающих статус иностранного юридического лица в совокупности с иными доказательствами, не позволили Инспекции, суду сделать вывод о существовании ЭЛИКСИР ГРУП ЛТД как реально действующего юридического лица. В связи с изложенным, определение в качестве единоличного исполнительного органа ООО «Максим-Яр-Сале» иностранной компании, находящейся за пределами РФ и не имеющей в РФ аккредитованных филиалов и представительств, при фактическом отсутствии общества по юридическому адресу, неполучении по этому адресу почтовой корреспонденции, неисполнении требования инспекции об отражении в ЕГРЮЛ достоверных сведений о месте нахождения, свидетельствует об отсутствии реального намерения иностранной компании осуществлять полномочия исполнительного органа ООО «Максим-Яр-Сале» по месту нахождения общества. ООО «Максим-Яр-Сале» в ходе судебного разбирательства не представлены доказательства, опровергающие доводы Инспекции о недостоверности сведений вносимых в ЕГРЮЛ в отношении нового участника Общества - ЭЛИКСИР ГРУП ЛТД. Арбитражный суд приходит к итоговому выводу о том, что в спорном случае определение в заявлении о государственной регистрации в качестве участника российского общества, фактически отсутствующего по юридическому адресу, иностранной организации, не имеющей места нахождения, аккредитованных филиалов и представительств в РФ, подлежит квалификации как непредставление необходимых для государственной регистрации документов, что является основанием для отказа в государственной регистрации такого юридического лица в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ основанием для отказа в регистрации юридического лица является непредставление заявителем определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов. Необходимо отметить, что государственный контроль в данной сфере направлен прежде всего на обеспечение экономической безопасности страны путем установления определенных правил поведения его участников. Поскольку представленные по делу доказательства в совокупности свидетельствуют о недостоверности сведений, представленных обществом на регистрацию, что может нарушить права и интересы как неограниченного количества лиц, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, так и налоговых органов по ведению налогового учета и контроля, суд приходит к выводу, что регистрирующий орган в полной мере имел все законные основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации. Выводы суда согласуются с судебной практикой по аналогичным спорам (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2017 года по делу №А27-18063/2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 по делу №А40-227866/15, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2017 г. по делу N А65-2958/2017, решение Арбитражного суда Республики Марий ЭЛ от 17.02.2016 года по делу №А38-5581/2015). Более того, суд полагает необходимым также отметить следующее. В настоящее время ООО «Максим - Яр-Сале» находится в стадии банкротства - наблюдение (определение суда от 13.11.2017 года по делу №А81-4282/2017). Исходя из буквального толкования норм п. 2 ст. 56 ГК РФ и п. 1 ст. 87 ГК РФ участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей, за исключением случаев, предусмотренных гражданским законодательством или другим законом. Указанные положения соотносятся с нормами ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью). При этом согласно ч. 3 ст. 3 Закона об обществах с ограниченной ответственностью субсидиарная ответственность по обязательствам общества может быть возложена на участников или других лиц только в случае банкротства общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия. Согласно требованиям п. 3 ст. 65 ГК РФ основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Законом о несостоятельности (банкротстве). Ранее условия и порядок привлечения руководителя должника или учредителя (участника) должника к субсидиарной ответственности, вследствие действий и (или) бездействия которого должник признан несостоятельным (банкротом), были регламентированы ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Однако в связи со вступлением в силу 30.07.2017 Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 266-ФЗ) указанная норма права утратила силу. Вместе с тем ст. 1 Закона N 266-ФЗ введена в действие глава III.2 Закона о банкротстве, положениями которой определен порядок привлечения к субсидиарной ответственности контролирующего должника лица. Так, нормами ст. 61.11 Закона о банкротстве предусмотрены обстоятельства, при наличии хотя бы одного из которых субсидиарная ответственность по обязательствам должника может быть возложена на контролирующего должника лица. Согласно п. 1 ст. 61.10 Закона о банкротстве под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующие возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий. Между тем условия, при которых контролирующее должника лицо может быть освобождено от субсидиарной ответственности, указаны в ч. 10 ст. 61.11 Закона о банкротстве. В соответствии с пунктом 4 статьи 61.10 Закона о банкротстве, пока не доказано иное, предполагается, что лицо являлось контролирующим должника лицом, если это лицо: 1) являлось руководителем должника или управляющей организации должника, членом исполнительного органа должника, ликвидатором должника, членом ликвидационной комиссии; 2) имело право самостоятельно либо совместно с заинтересованными лицами распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества, или более, чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, или более, чем половиной голосов в общем собрании участников юридического лица либо имело право назначать (избирать) руководителя должника. Таким образом, Лаврищев П.А. по смыслу пунктов 1 и 4 статьи 61.10 Закона о банкротстве может быть признан контролирующим должника лицом, поэтому он может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам ООО «Максим-Яр-Сале». Выход Лаврищева П.А. из состава участников Общества, а именно продажа 100% доли в уставном капитале предприятия иностранной компании, не имеющей на территории РФ аккредитованных представительств, филиалов, впоследствии не позволит реализовать возможность погашения требований кредиторов Общества за счет контролирующего должника лица (в данном случае участника Общества). В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Совокупность установленных судом выше обстоятельств, исключает законность предъявленных требований, поэтому суд оставляет их без удовлетворения. В виду отказа в удовлетворении требований, расходы по уплате госпошлины в размере 3000 руб. суд относит на заявителя. Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Максим-Яр-Сале" (ИНН: 8909003042, ОГРН: 1108901001274) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8901014300, ОГРН: 1048900005890) о признании недействительным Решения № 5548А об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, об обязании совершить определенные действия – ОСТАВИТЬ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа. В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи. Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. Судья Н.М. Садретинова Суд:АС Ямало-Ненецкого АО (подробнее)Истцы:ООО "Максим-Яр-Сале" (ИНН: 8909003042) (подробнее)Ответчики:Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8901014300) (подробнее)Иные лица:ООО временный управляющий "Максим-Яр-Сале" Назыров Эдуард Рашитович (подробнее)Судьи дела:Садретинова Н.М. (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Судебная практика по:Злоупотребление правомСудебная практика по применению нормы ст. 10 ГК РФ |