Решение от 4 декабря 2017 г. по делу № А63-5220/2016




/


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации


РЕШЕНИЕ


Дело № А63-5220/2016
г. Ставрополь
04 декабря 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2017 года

Решение изготовлено в полном объеме 04 декабря 2017 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Быкова А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шетогубовой О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «НЭНЭТ», с. Верхнерусское, ОГРН 1032601680748,

к администрации города Ставрополя, г. Ставрополь, ОГРН 1022601931901,

комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, г. Ставрополь, ОГРН 1022601934486,

федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1027700485757,

Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737,

о признании недействительным…,

при участии до перерыва: от общества – Фанина А.П. директора, Ветохо В.А. по доверенности от 27.04.2017, от комитета – Зафировой А.Б. по доверенности от 13.09.2017, от администрации – Лянгузовой С.Н. по доверенности от 25.01.2017,

после перерыва: от общества – Фанина А.П. директора, Ветохо В.А. по доверенности от 27.04.2017, от комитета – Зафировой А.Б. по доверенности от 13.09.2017, от администрации – Лянгузовой С.Н. по доверенности от 25.01.2017, от кадастровой палаты – Березуевой А.С. по доверенности от 31.01.2017, в отсутствие управления, извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛ:


Общество с ограниченной ответственностью «НЭНЭТ» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Ставрополя (далее – администрация), комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее – комитет), федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю (далее – кадастровая палата), в котором просило:

- признать недействительным постановление администрации от 27.01.2016 № 144 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (далее - постановление от 27.01.2016 № 144),

- признать недействительными результаты кадастровых работ, проведенных в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 26:12:030502:25, площадью 8 472 кв. м, в виде межевого плана земельного участка от 29.01.2016, выполненного кадастровым инженером Демченко Ольгой Владимировной,

- признать незаконным решение кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием «под производственную базу», с кадастровым номером 26:12:030502:227, расположенного по адресу: г. Ставрополь, Старомарьевское шоссе, д. 28а,

- восстановить в государственном кадастре недвижимости (далее – кадастр) сведения о границах земельного участка, расположенного по адресу: г. Ставрополь, Старомарьевское шоссе, д. 28, площадью 8 472 кв. м.

При первоначальном рассмотрении дела в суде первой инстанции, общество заявило отказ от требований о признании недействительными результатов кадастровых работ, проведенных в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 26:12:030502:25, площадью 8 472 кв. м, в виде межевого плана земельного участка от 29.01.2016, выполненного кадастровым инженером Демченко Ольгой Владимировной.

Решением от 27.09.2016, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 12.12.2016, принят отказ общества от исковых требований в части требования о признании недействительными результатов кадастровых работ, проведенных в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 26:12:030502:25, в виде межевого плана земельного участка от 29.01.2016. Производство по делу в указанной части прекращено. Суд признал недействительным постановление от 27.01.2016 № 144, как противоречащее статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс). Суд признал незаконным решение кадастровой палаты по постановке 03.02.2016 на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:12:030502:227, как не соответствующее требованиям статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре, Закон № 221-ФЗ). На кадастровую палату возложена обязанность в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу исключить из кадастра сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:12:030502:227, общей площадью 2 332 кв. м. В удовлетворении остальной части заявленных требований и требований, предъявленных к комитету, отказано.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.03.2017 решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.09.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2016 в части удовлетворения заявленных требований отменены, в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.

При новом рассмотрении к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее – управление).

С учетом уточнения и частичного отказа от иска общество обратилось в арбитражный суд с требованиями:

- признать недействительным постановление от 27.01.2016 № 144, как противоречащее статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации;

- признать незаконным решение кадастровой палаты по постановке 03.02.2016 на государственный кадастровый учёт земельного участка земель населенных пунктов с разрешенным использованием под производственную базу с кадастровым номером 26:12:030502:227, как несоответствующее требованиям статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

- обязать ответчиков в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу исключить из государственного кадастрового учета сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:12:030502:227 площадью 2 332 кв. м.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 09 часов 30 минут 29.11.2017. После перерыва судебное заседание продолжено.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал в полном объеме. В обоснование заявленных требований указал, что обществу по договорам аренды был предоставлен земельный участок площадью 8 472 кв. м с кадастровым номером 26:12:030502:25, на котором расположены объекты недвижимого имущества, построенные обществом в соответствии с разрешением на строительство и договорами аренды. Постановлением администрации от 27.01.2016 № 144 утверждена схема расположения земельного участка, на основании которой земельный участок был разделен с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, в результате чего было образовано два участка: с кадастровым номером 26:12:030502:227 (площадью 2 332 кв. м) и с кадастровым номером 26:12:030502:25 (площадью 6140 кв. м). Поскольку земельный участок был предоставлен заявителю под строительство, утверждена проектная документация, а также учитывая, что общество не обращалось с заявлением о разделе земельного участка, не согласовывало границы смежного участка, не извещалось о проведении кадастровых работ по разделу спорного земельного участка, заявитель считает действия по разделу участку и постановке на кадастровый учет образованного участка незаконными, нарушающими его права, в связи с чем обратилось в суд.

Администрация просила в удовлетворении требований общества отказать, указал, что договор аренды, заключенный с заявителем, прекратил свое действие. В предоставлении в аренду участка на новый срок заявителю отказано, в том числе по основаниям, что в границах запрашиваемого земельного участка расположен озелененный участок (сквер), который входит в перечень озелененных территорий общего пользования в городе Ставрополе. Таким образом, на момент принятия оспариваемого заявителем постановления, общество не являлось арендатором земельного участка. Администрация считает, что раздел земельного участка произведен законно, при издании постановления от 27.01.2016 № 144 администрацией не было допущено нарушений действующего законодательства, а тем самым и не были нарушены права заявителя.

Комитет требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, указал, что договор, заключенный с обществом является прекращенным по истечении срока его действия, пояснил, что постановление от 27.01.2016 № 144 принято с соблюдением норм действующего законодательства, с целью дальнейшего изменения вида разрешенного использования участка под «сквер», в связи с чем раздел участка является законным и обоснованным. По мнению комитета, права общества оспариваемым постановлением и решением кадастровой палаты не нарушены.

Кадастровая палаты указала, что решение о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:12:030502:227 принято органом кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательства, на основании представленных документов (заявление о постановке на ГКН объекта недвижимости от 29.01.2016 № 30-2934237, поданного Демченко О.В. (кадастровый инженер), межевого плана от 29.01.2016 № 30-2934237, постановления от 27.01.2016 № 144), указанный участок поставлен на государственный кадастровый учет 03.02.2016, о чем имеется отметка в кадастровом паспорте, просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле и оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований

Как видно из материалов дела, на основании постановления от 15.10.2002 № 7269 администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 17.10.2002 № 2553, по которому заявителю предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:12:030502:25 площадью 8472 кв. м для проектирования производственной базы 4254 кв. м, кафе 785 кв. м, СТО 100 кв. м, автомойки 100 кв. м, под благоустройство 3233 кв. м. Договор зарегистрирован 11.12.2002.

Постановлением администрации от 22.03.2005 № 911 утвержден акт выбора земельного участка, обществу согласовано место размещения производственной базы, кафе, станции технического обслуживания, автомойки по Старомарьевскому шоссе, 28.

В соответствии с пунктом 2 постановления № 911, 06 апреля 2005 года комитет (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор № 4362 аренды земельного участка в границах земель города Ставрополя, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 26:12:030502:0025 общей площадью 8 472 кв. м, для строительства первой очереди - кафе с летней площадкой. Срок аренды установлен на 3 года, по 21.03.2008. Арендная сделка зарегистрирована 24.06.2005

25.08.2005 обществу выдано разрешение № 1/169 на строительство производственной базы, кафе, станции технического обслуживания, автомойки (1 очередь - кафе с летней площадкой) на земельном участке с кадастровым номером 26:12:030502:0025. В указанном разрешении указано на наличие разработанной проектной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы от 03.11.2004

04 марта 2008 года обществом получено разрешение № RU26309000-1/637 на ввод в эксплуатацию построенного объект капитального строительства производственной базы, кафе, станции технического обслуживания, автомойки (1 очередь – кафе с летней площадкой, в том числе: лит «А» - 417,3 кв. м, лит «Б» - 357,6 кв. м, лит. «В» - 4,9 кв. м).

19.03.2008 зарегистрировано право собственности общества на объект недвижимости - кафе с летней площадкой (литера А), площадью 417,30 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, Старомарьевское шоссе, д. 28. (кадастровый номер 26:12:030502:110). Также обществом построены и разрешением от 04.03.2008 № RU 2630900-1/637 введены в эксплуатацию литер «Б» склад площадью 357,6 кв. м (кадастровый номер 26:12:030502:115) и литер «В» пункт охраны площадью 4,9 кв. м (кадастровый номер 26:12:030502:111).

Право собственности общества на объекты недвижимости с кадастровыми номерами 26:12:030502:115 и 26:12:030502:111 не зарегистрировано.

Постановлением администрации от 28.09.2011 № 2730 изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 8 472 кв. м с кадастровым номером 26:12:030502:25, предоставленного в аренду для строительства первой очереди - кафе с летней площадкой, на использование под производственную базу. Данный участок предоставлен обществу в аренду на 3 года для использования под производственную базу

07.12.2011 комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор № 9307 аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 8 472 кв. м с кадастровым номером 26:12:030502:25, под производственную базу. Срок аренды установлен с 28.09.2011 по 27.09.2014. Арендная сделка зарегистрирована 02.07.2014.

В пункте 2.1 договора аренды от 07.12.2011 стороны установили, что условия данного договора применяются к отношениям, возникшим до его заключения, начиная с 22.03.2008.

26 августа 2014 года обществу выдано разрешение на строительство № RU26309000-0668-C со сроком действия до 21.08.2015 на реконструкцию объекта капитального строительства здания кафе с летней площадкой лит «А» под производственно-складское здание (общая площадь 417,3 кв. м, площадь земельного участка 8472 кв. м, количество этажей 2 ед.) по адресу ш. Старомарьевское, 28, в квартале 505.

Также 26.08.2014 обществу выдано разрешение на строительство № RU26309000-0667C со сроком действия до 21.08.2015 на строительство производственно-складского здания поз. 1 по ГП (общая площадь 1450,4 кв. м, количество этажей 2 ед.), котельной поз. 2 по ГП (общая площадь 39,4 кв. м, количество этажей 1 ед.), площадь земельного участка 8472 кв. м по адресу ш. Старомарьевское, 28, в квартале 505.

Согласно техническому плану здания, подготовленному кадастровым инженером Колесниковым В.И., обществом на основании разрешения на строительство № RU26309000-0667-C построено нежилое здание площадью 1480 кв. м.

После истечения срока действия договора от 07.12.2011 № 9307 заявитель неоднократно обращался с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:12:030502:25 площадью 8472 кв. м в аренду.

В связи с тем, что на участке располагался торговый центр, а также осуществлялась продажа зеленых насаждений обществу в письмах администрации от 18.12.2014 № 06/1-02-5773, от 09.02.2015 № 06/1-05/1-1/483 было отказано в оформлении прав на участок с кадастровым номером 26:12:030502:25 под производственную базу.

Письмом комитета от 02.12.2015 № 08/14-9276 обществу отказано в предоставлении земельного участка, в связи с тем, что имеется несоответствие вида разрешенного использования участка и его фактического использования, поскольку в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:030502:25 расположен озелененный участок (сквер), который входит в перечень озелененных территорий общего пользования в городе Ставрополе, утвержденный постановлением главы города Ставрополя от 12.05.2008 № 1181 «Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования в городе Ставрополе».

Письмом от 24.12.2015 № 08/14-10050с администрация отказала обществу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:12:030502:25.

Постановлением администрации от 27.01.2016 № 144, со ссылкой на статьи 11.3, 11.4 и 11.10 Земельного кодекса, Правила землепользования и застройки города Ставрополя (утверждены решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 № 97, далее - Правила землепользования и застройки), утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка из земель населенных пунктов площадью 2 332 кв. м, образование которого предусмотрено из участка с кадастровым номером 26:12:030502:25, с видом разрешенного использования под производственную базу, расположенного в границах территориальной зоны П-2 (Зона коммунально-складских объектов). Образуемому участку присвоен адрес: Российская Федерация, Ставропольский край, г. Ставрополь, квартал 505, ш. Старомарьевское, 28а

03.02.2016 в кадастр внесены сведения временного характера о земельном участке из земель населенных пунктов площадью 2 332 кв. м, находящемся по вышеназванному адресу, которому присвоен номер 26:12:030502:227. Дата истечения временного характера сведений - 04.02.2021.

Полагая, что утверждение схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 2 332 кв. м, образуемого из земельного участка площадью 8 472 кв. м с кадастровым номером 26:12:030502:25, и постановка его на государственный кадастровый учет с номером 26:12:030502:227 осуществлены с нарушением действующего законодательства и его прав, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса). Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых решений и действий (бездействия) на соответствие их закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 11.2 Земельного кодекса, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, за исключением предусмотренных названной статьей случаев (в рассматриваемом случае перечисленные в пункте 4 статьи 11.2 Земельного кодекса исключения отсутствуют).

В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, уполномоченный на распоряжение участком орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, поступившей от заинтересованного лица, или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.

При этом подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить, а также копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в ЕГРП, должны быть приложены к заявлению об утверждении названной схемы (пункт 7 статьи 11.4 Земельного кодекса).

По общему правилу, действовавшему до вступления в законную силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) внесенные в кадастр сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер.

В отношении сведений, которые носят в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» временный характер, часть 7 статьи 72 Закона № 218-ФЗ содержит правило о том, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Закона № 221-ФЗ, сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Судом установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что утверждение схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 2 332 кв. м, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 26:12:030502:25, и постановка образуемого участка на кадастровый учет с номером 26:12:030502:227, произведенные без согласия общества.

Принимая во внимание указания суда кассационной инстанции на необходимость исследования вопроса о действительности договора аренды земельного участка от 07.12.2011 № 9307 с указанием правовой процедуры, в соответствии с которой обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 8 472 кв. м под производственную базу судом установлено следующее.

Договор от 07.12.2011 заключен на основании постановления администрации от 28.09.2011 № 2730, которым изменен вид разрешенного использования земельного участка с «строительство первой очереди – кафе с летней площадкой и объекта недвижимости (литер «А» - кафе с летней площадкой» на «использование под производственную базу» и участок предоставлен в обществу в аренду для использования под производственную базу на три года.

Названное постановление не содержит указания на норму Земельного кодекса, на основании которой вынесено оспариваемое постановление о предоставлении земельного участка в аренду обществу. Администрация пояснений и правового обоснования принятия оспариваемого постановления не представила.

Вместе с тем из материалов дела следует, что на момент принятия оспариваемого постановления общество являлось собственником объекта недвижимости – кафе с летней площадкой площадью 417,3 кв. м (кадастровый номер 26:12:030502:110), расположенного на земельном участке (свидетельство о праве от 19.03.2008 серия 26-АЕ № 359059). Также обществом построены и разрешением от 04.03.2008 № RU 2630900-1/637 введены в эксплуатацию литер «Б» склад площадью 357,6 кв. м (кадастровый номер 26:12:030502:115) и литер «В» пункт охраны площадью 4,9 кв. м (кадастровый номер 26:12:030502:111).

Вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:12:030502:25 на «под производственную базу» являлся предметом публичных слушаний и рассматривался на заседании комиссии по подготовки проекта правил землепользования и застройки города Ставрополя (заключение комиссии от 04.10.2010 № 46).

С учетом изложенного можно сделать вывод о предоставлении земельного участка обществу для эксплуатации построенных объектов для производственной базы.

В целях выполнения указаний суда кассационной инстанции и проверки доводов администрации о нахождении в границах участка с кадастровым номером 26:12:030502:227 сквера судом установлено следующее.

Из заявления от 24.05.2002 № 1 следует, что общество изначально просило предоставить земельный участок площадью 5239 кв. м по адресу: Старомарьевское шоссе, 28, для проектирования и строительства производственной базы, станции технического обслуживания автомобилей с кафе и мойкой, который закреплен за ЗАО «Ставропольское ремонтно-строительное управление», а также закрепить за обществом прилегающий земельный участок площадью 8788 кв. м, находящийся в фонде перераспределения земель, для организации благоустройства.

Постановлением администрации от 15.10.2002 № 7269 у ЗАО «Ставропольское ремонтно-строительное управление» изъят земельный участок площадью 5269 кв. м и передан обществу (пункт 1 постановления). Согласно пункту 3 постановления обществу предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 8472 кв. м для проектирования производственной базы 4254 кв. м, кафе 785 кв. м, СТО 100 кв. м, автомойки 100 кв. м, под благоустройство 3233 кв. м.

Из представленных в дело документов видно, что на момент формирования земельного участка с кадастровым номером 26:12:030502:25 площадью 8472 кв. м территория, которая в настоящее время описана как участок с кадастровым номером 26:12:030502:227, относилась к землям города Ставрополя и была занята деревьями – березами (в некоторых картографических материалах указано – березовая роща).

Таким образом, из постановления главы города Ставрополя от 26.12.2000 № 4872 о закреплении за закрытым акционерным обществом Ставропольским ремонтно-строительным управлением земельного участка для завершения строительства производственной базы по Старомарьевскому шоссе, 28, в квартале 505 (площадью 5 239 кв. м), постановления администрации от 15.10.2002 № 7269, заключенного администрацией и обществом договора аренды земельного участка от 17.10.2002 № 2553, градостроительного заключения № 1646 и архитектурно-планировочного задания для проектирования от 20.12.2002, а также заявления общества от 24.05.2002 о предоставлении земельного участка, видно, что увеличение площади земельного участка до 8 472 кв. м при закреплении его за обществом произошло за счет земель, прилегающих к изначально предназначенному для строительства производственной базы участку (5 239 кв. м), площадью 3 233 кв. м, ранее не предназначавшихся для застройки.

Имеющиеся в материалах дела документы подтверждают наличие на переданном обществу земельном участке площадью 8 472 кв. м территории, уже занятой произрастающими на ней многолетними зелеными насаждениями (березовая роща).

Вместе с тем, администрация и комитета не представили в суд доказательства того, что до принятия постановления главы города Ставрополя от 12.05.2008 № 1181 спорный участок относился к скверу. Наоборот действия органов местного самоуправления и иных заинтересованных служб города свидетельствуют о согласовании обществу места размещения на участке производственной базы начиная с 2004 года (акт выбора земельного участка от 28.12.2004 № 710, постановление администрации от 22.03.2005 № 911, градостроительные заключения от 02.12.2004 № 1646, от 29.05.2009 № 201, от 14.07.2011 № 2994, протокол заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ставрополя от 30.09.2010 № 46, заключение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ставрополя от 04.10.2010 № 46, составленное по результатам проведения публичных слушаний, постановление администрации от 28.09.2011 № 2730, разрешение на реконструкцию от 26.08.2014 № RU26309000-«0668-c» здания кафе под производственно-складское здание, разрешение от 26.08.2014 № RU26309000-«0667-С» на строительство производственно-складского здания).

В целях охраны, защиты, воспроизводства, сохранения биологической устойчивости и предупреждения повреждений и уничтожения зеленых насаждений юридическими и физическими лицами на территории города Ставрополя постановлением главы города Ставрополя от 12.05.2008 № 1181 утвержден перечень озелененных территорий общего пользования в городе Ставрополе, одной из которых является сквер на пересечении Старомарьевского шоссе и улицы Объездной. Согласно преамбуле данного постановления оно принято вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке генерального плана города Ставрополя и принятия правил землепользования и застройки города Ставрополя.

Из представленной администрацией в суд выкопировки из генерального плана города Ставрополя на 2010 – 2030 годы, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 03.09.2009 № 98 в редакции решения Ставропольской городской Думы от 27.12.2016 № 50 следует, что спорный земельный участок относится к коммунальной зоне, а участок между дорогой и спорным участком отнесен к городским озелененным территориям общего пользования.

Из представленной администрацией в суд выкопировки из Правил землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 № 97, спорный земельный участок находится в зоне П-2 «Коммунально-складские объекты».

Согласно письму комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 28.11.2017 № 06/1-02/2-2/6692 в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 27.09.2017 № 136 земельный участок с кадастровым номером 26:12:030502:227 расположен в территориальной зоне «П-2. Зона производственно-складских объектов», а участок с кадастровым номером 26:12:000000:5737 (по сведениям публичной кадастровой карты является смежным со спорным участком) расположен в территориальной зоне «Р.2. Зона городских озелененных территорий общего пользования».

Доказательства того, что спорный земельный участок включен в генеральный план города Ставрополя, в качестве озелененной территории (сквера) на дату принятия судебного акта заинтересованные лица не представили.

В целях определения соответствует ли постановление администрации от 27.01.2016 № 144 требованиям статьи 11.2 Земельного кодекса и нарушаются ли права общества оспариваемым постановлением и постановкой на временный кадастровый учет участка с кадастровым номером 26:12:030502:227, а также в целях установления совокупности условий, предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения заявленных требований в целях выполнения указаний суда кассационной инстанции судом установлено следующее.

Как следует из постановления суда кассационной инстанции выводы суда, что по истечении срока действия договора от 07.12.2011 № 9307 стороны продолжили его исполнение сделаны без учета и оценки закрепленного непосредственно в договоре аренды условия прекращения и продления срока действия договора и переписки сторон по вопросу о предоставлении обществу в арендное пользование земельного участка с кадастровым номером 26:12:030502:25.

При новом рассмотрении судом установлено, что согласно пункту 6.3 договора от 07.12.2011 при истечении срока аренды договор считается автоматически прекращенным без уведомления арендатора. Продление срока действия договора без принятия соответствующего решения органом местного самоуправления не допускается (пункт 8.1. договора).

В письмах от 02.12.2015 № 08/14-9276, от 24.12.2015 № 08/14-10050с комитет и администрация отказали обществу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:12:030502:25 на новый срок. Решение, предусмотренное пунктом 8.1 договора от 07.12.2011, для продления договора аренды на момент рассмотрения отсутствует.

С учетом изложенного, принимая во внимание указания суда кассационной инстанции, буквальное толкование пунктов 6.3 и 8.1 договора от 07.12.2011 суд пришел к выводу, что на момент принятия оспариваемого постановления администрации от 27.01.2016 № 144 и постановки участка с кадастровым номером 26:12:030502:227 на учет договор аренды от 07.12.2011 прекратился и у общества отсутствовал статус титульного арендатора земельного участка с кадастровым номером 26:12:030502:25, в связи с чем администрация правомерно не испрашивала согласие общества на раздел земельного участка.

В целях выполнения указаний суда кассационной инстанции по ходатайству общества судом назначена судебная экспертиза. Перед экспертами поставлены следующий вопрос: определить площадь и конфигурацию земельного участка (с учетом существующих границ смежных земельных участков и территорий общего пользования), необходимого для эксплуатации объектов недвижимости (зданий, сооружений), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 26:12:030502:25 с видом разрешенного использования под производственную базу, с учетом технических характеристик и назначения зданий и сооружений, а именно: кафе с летней площадкой площадью 417,3 кв. м с кадастровым номером 26:12:030502:110, назначение – с учетом полученного разрешения на реконструкцию под производственно-складское здание от 26.08.2014; склад площадью 357,6 кв. м с кадастровым номером 26:12:030502:115, назначение – склад, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 04.03.2008; пункт охраны площадью 4,9 кв. м с кадастровым номером 26:12:030502:111, назначение – пункт охраны, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 04.03.2008; нежилого здания площадью 1480 кв. м, назначение – производственно-складское здание с учетом разрешения на строительство от 26.08.2014; 5 - котельная площадью 39,4 кв. м, назначение – котельная с учетом разрешения на строительство от 26.08.2014.

Согласно заключению судебной экспертизы площадь для размещения и эксплуатации объектов общества, перечисленных в вопросе суда, должна составлять минимум 5009,97 кв. м. Конфигурацию участка эксперт не смог определить.

Также экспертами сделан вывод, что исходя из ограниченных условий вопроса суда, в исследовании не учтены сведения о площади застройки под объектами питомника декоративных культур (строения, навесы, технологические площадки), под площадками для погрузки - разгрузки, под открытыми складами, под стоянками легковых и грузовых автомобилей, резервные площади для размещения зданий (в случае наличия задания на проектирование). При условии включения указанных площадей в расчеты, площадь, необходимая для эксплуатации объектов ООО «НЭНЭТ», соответственно, увеличится.

Результаты экспертизы сторонами не оспорены, ходатайства о проведении дополнительной или повторной экспертизы не заявлены.

Доказательства того, что спорный участок необходим для эксплуатации построенных обществом на основании разрешений на строительство объектов недвижимости, в материалы дела не представлены.

Вопрос о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:12:030502:25 площадью 8472 кв. м обществу в аренду на новый срок на момент рассмотрения дела положительно в пользу общества не решен.

Отказ от 24.12.2015 № 08/14-10050с в предоставлении обществу в аренду земельного участка площадью 8472 кв. м незаконным не признан. Кроме того, из резолютивной части решения Арбитражного суда Ставропольского края по делу № А63-127/2016 следует, что в удовлетворении требований общества отказано.

Таким образом, принимая во внимание, результаты судебной экспертизы, то, что отказ в предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:12:030502:25 незаконным не признан, договор аренды от 07.12.2011 прекратился, а также то, что земельный участок с кадастровым номером 26:12:030502:25 площадью 8472 кв. м не прекратил своего существования, а постановка на кадастровый учет участка с кадастровым номером 26:12:030502:227 носит временный характер, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление администрации от 27.01.2016 № 144 и оспариваемые действия органа, уполномоченного на постановку земельного участка на кадастровый учет, права общества не нарушают.

В условии, когда решения, действия государственных органов, органов местного самоуправления не нарушают права заявителя, основания для удовлетворения требований такого лица об оспаривании таких действий, решений удовлетворению не подлежат (статья 4 и часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Довод заявителя, приведенные им в обоснование наличия нарушенного права судом оценены и не принимаются как противоречащие установленным судом фактическим обстоятельствам и сделанным выводам.

Руководствуясь статьями 110, 167170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:


в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.


Судья А.С. Быков



Суд:

АС Ставропольского края (подробнее)

Истцы:

ООО "НЭНЭТ" (ИНН: 2635061024 ОГРН: 1022601953472) (подробнее)

Ответчики:

КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ (ИНН: 2636014845 ОГРН: 1022601934486) (подробнее)
Администрация города Ставрополя (ИНН: 2636019748 ОГРН: 1022601931901) (подробнее)
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" (подробнее)

Судьи дела:

Быков А.С. (судья) (подробнее)