Решение от 11 марта 2024 г. по делу № А25-273/2021




Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

369 000, Черкесск, ул. Ленина, д. 9, тел./факс (8782) 26-36-39

E-mail: info@askchr.arbitr.ru, http://www.askchr.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Р Е Ш Е Н И Е


Дело № А25-273/2021
г. Черкесск
11 марта 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 30.01.2024

Полный текст решения изготовлен 11.03.2024

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Шишканова Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Татаршао Э.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Управление жилищного хозяйства № 1» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на постановление Административной комиссии при Мэрии муниципального образования города Черкесска (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 25.01.2021 №008426 по делу об административном правонарушении

в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью «Управление жилищного хозяйства № 1», Административной комиссии при Мэрии муниципального образования города Черкесска, Управления жилищно-коммунального хозяйства Мэрии муниципального образования города Черкесска (3-го лица), извещенных о дате и времени судебного заседания;

УСТАНОВИЛ:


Общество с ограниченной ответственностью «Управление жилищного хозяйства № 1» (далее по тексту – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Административной комиссии при Мэрии муниципального образования города Черкесска (далее – Комисия) о признании недействительным постановления от 25.01.2021 №008426 по делу об административном правонарушении.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства Мэрии муниципального образования города Черкесска (далее – Управление).

Общество в своем заявлении и дополнениях к нему указывает, что в нарушение ч. 5 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановая выездная проверка была проведена Управлением без согласования с органом прокуратуры, что в силу п.2 ч. 2 ст. 20 указанного Федерального закона относится к грубым нарушениям. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 27.12.2012 №117-РЗ «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики с органами муниципального жилищного контроля» предметом муниципального жилищного контроля является деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда, установленных в отношении муниципального жилищного фонда статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. В многоквартирном доме по адресу: <...>, муниципального жилого фонда не имеется, исходя из чего в данном многоквартирном доме полномочий по проведению внеплановой проверки Управление не имело. Проверка вышеуказанного дома могла быть осуществлена только Управлением государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики. Деяния Общества Управлением и Комиссией были неправомерно квалифицированы по статье Закона КЧР от 11.04.2005 №40-РЗ «Об административных правонарушениях», поскольку вмененное Обществу административное правонарушение должно квалифицироваться по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований).

Общество своего представителя в судебное заседание не направило, надлежащим образом извещено о принятии заявления судом к производству, назначении дела к судебному разбирательству, отложении судебного заседания, приостановлении и последующем возобновлении производства по делу, что подтверждается уведомлениями о вручении заказных писем.

Комиссия в отзыве на заявление считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, просит оставить оспариваемое постановление без изменения, указывает, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 №40-РЗ «Об административных правонарушениях» вследствие неисполнения требований Правил благоустройства территории муниципального образования города Черкесска», утвержденных решением Думы муниципального образования города Черкесска от 27.10.2017 № 16. Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является поступление в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки, что прямо следует из ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Комиссия своего представителя в судебное заседание не направило, надлежащим образом извещена о принятии заявления судом к производству, назначении дела к судебному разбирательству, отложении судебного заседания, приостановлении и последующем возобновлении производства по делу, что подтверждается уведомлениями о вручении заказных писем.

Управление, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, отзыва на заявление в суд не представило.

Управление своего представителя в судебное заседание не направило, надлежащим образом извещено о привлечении к участию в деле, отложении судебного заседания, приостановлении и последующем возобновлении производства по делу, что подтверждается уведомлениями о вручении заказных писем.

Суд, изучив изложенные в заявлении, отзыве и дополнениях к ним доводы, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество является юридическим лицом и в качестве основного вида предпринимательской деятельности занимается управлением эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.32.1) в многоквартирных жилых домах в г. Черкесске на основании заключенных с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах договоров на содержание и ремонт общего имущества жилого дома.

Управлением государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики Обществу предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в г. Черкесске по Пятигорскому шоссе, 3-В, был выбран способ управления многоквартирным домом путем привлечения управляющей организации, в качестве таковой избрано Общество.

Между Обществом (в качестве управляющей организации) и собственниками квартир в жилом доме в г. Черкесске по Пятигорскому шоссе, 3-В, был заключен договор управления многоквартирным домом.

И.О. начальника Управления было вынесено распоряжение от 11.01.2021 №3-р о проведении 13.01.2021 внеплановой выездной проверки соблюдения Обществом требований жилищного законодательства при управлении многоквартирным домом в г. Черкесске по Пятигорскому шоссе, 3-В.

Уведомление от 11.01.2021 №3/21-жк о проведении проверки было вручено Управлением в адрес Общества нарочно 12.01.2021 (вх. № 2).

В ходе проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с Решением Думы муниципального образования города Черкесска от 29.04.2014 № 49 «Об утверждении Положения о муниципальном жилищном контроле на территории муниципального образования города Черкесска» Управление выявило следующие нарушения, допущенные Обществом при управлении многоквартирным домом в г. Черкесске по Пятигорскому шоссе, 3-В.: в неисправном состоянии находятся следующие элементы фасада – ступени у входа в 1, 2 подъезды, козырек над входом в 1 подъезд, остекление подъездов, цокольная часть здания.

Выявленные нарушения были отражены в акте проверки от 13.01.2021 №5, копия акта вручена в адрес Общества нарочно 15.01.2021 (вх. № 10).

По результатам внеплановой выездной проверки Управлением в адрес Общества было вынесено предписание от 13.01.2021 № 5 об устранении отнесенного к сфере муниципального жилищного контроля нарушения требований нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление жилищно-коммунальных услуг, иных нормативных правовых актов жилищного законодательства, которым Обществу было предложено устранить выявленные проверкой нарушения: в срок до 30.04.2021 произвести ремонт ступеней, козырька, цоколя; в срок до 25.01.2021 выполнить ремонт остекления подъездов.

Копия предписания вручена в адрес Общества нарочно 15.01.2021 (вх. № 10).

По данному факту инспектором отдела жилищного контроля Управления был составлен протокол об административном правонарушении от 13.01.2021 №010261, которым установлен факт административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 № 40-РЗ «Об административных правонарушениях».

В протокол занесена запись об отказе руководителя Общества ФИО1 от подписания протокола.

Копия протокола была вручена в адрес Общества нарочно 15.01.2021 (вх. № 10).

Протокол и материалы административного дела Управлением были переданы на рассмотрение в Комиссию, которая уведомлением от 15.01.2021 известила Общество о необходимости направления его представителя для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении 25.01.2021 в 14-30.

Копия уведомления была вручена в адрес Общества нарочно 15.01.2021 (вх. № 10).

Комиссия своим постановлением от 25.01.2021 №008426 привлекла заявителя к административной ответственности по статье 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 № 40-РЗ «Об административных правонарушениях» и назначила заявителю административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

На основании статьи 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.03.2009 № 6-РЗ «О порядке создания и деятельности административных комиссий в Карачаево-Черкесской Республике и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики» административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 № 40-РЗ «Об административных правонарушениях», в пределах полномочий, установленных указанным Законом.

Статьей 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ определено понятие проверки, которая представляет собой совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (пункт 6).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предусмотрено, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 данного Федерального закона.

Согласно статье 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Довод Общества о наличии в данном случае грубого нарушения порядка проведения выездной внеплановой проверки, выразившегося в отсутствии согласования Управлением проведения проверки с органами прокуратуры, подлежит отклонению судом.

Пунктом 26 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля.

В соответствии с частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, являются поступления в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

Суд проверил доводы заявителя о невозможности проведения проверки муниципального жилищного контроля в отношении Общества, являющегося управляющей организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление,

В соответствии с частью 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. Положения этой же нормы не устанавливают запрет на муниципальный жилищный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

Таким образом, Управление вправе осуществлять проверки в отношении организации, осуществляющей обслуживание, связанное с содержанием многоквартирного жилого дома.

В данном случае помимо лицензионного контроля Общество может подвергаться и муниципальному контролю в рамках предоставленных органам муниципального жилищного контроля полномочий.

Довод Общества об отсутствии у Управления полномочий по осуществлению мероприятий муниципального жилищного контроля и выдаче предписания в связи с отсутствием в многоквартирном доме в г. Черкесске по Пятигорскому шоссе, 3-В, жилых помещений, относящихся к муниципальной собственности, не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, спорные правоотношения по поводу проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания возникли из норм жилищного законодательства, которое состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации и изданных в соответствии с ним иных нормативных правовых актов.

Согласно статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (пункт. 1.1).

Следовательно, предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики в сфере жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (пункт 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (пункт 2.2 указанной статьи).

Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям (пункт 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Согласно статье 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 27.12.2012 № 117-РЗ «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики с органами муниципального жилищного контроля» правовую основу осуществления муниципального жилищного контроля и взаимодействия органа государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики с органами муниципального жилищного контроля при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля составляют Жилищный кодекс Российской Федерации, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Карачаево-Черкесской Республики, данный Закон, иные нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики, а в части осуществления муниципального жилищного контроля также принимаемые в соответствии с ними муниципальные правовые акты.

В соответствии со статьей 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 27.12.2012 № 117-РЗ для целей указанного Закона под органом муниципального жилищного контроля понимаются органы местного самоуправления, уполномоченные осуществлять муниципальный жилищный контроль в порядке, установленном данным Законом и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Пунктом 1 статьи 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 27.12.2012 № 117-РЗ предусмотрено, что предметом муниципального жилищного контроля является деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований к использованию и сохранности жилищного фонда, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами, в том числе: требований к использованию и содержанию помещений муниципального жилищного фонда; требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в случае, если все жилые и (или) нежилые помещения в многоквартирных домах, либо их часть находятся в муниципальной собственности; требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в случае, если все жилые и (или) нежилые помещения в многоквартирных домах, либо их часть находятся в муниципальной собственности, а также в жилых домах, находящихся в муниципальной собственности; требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в случае, если все жилые и (или) нежилые помещения в многоквартирных домах, либо их часть находятся в муниципальной собственности; требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, в случае, если все жилые и (или) нежилые помещения в многоквартирных домах, либо их часть находятся в муниципальной собственности, а также жилых домов, находящихся в муниципальной собственности; требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, находящихся в муниципальной собственности.

Во исполнение положений статей 16 и 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», Закона Карачаево-Черкесской Республики от 27.12.2012 № 117-РЗ Дума муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики решением от 29.05.2014 № 49 утвердила Положение о муниципальном жилищном контроле на территории муниципального образования города Черкесска (далее по тексту – Положение № 49).

В соответствии с пунктом 1 Положения №49 муниципальный жилищный контроль осуществляет проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики в области жилищных отношений в отношении муниципального жилищного фонда.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется муниципальными жилищными инспекторами, обладающими полномочиями исполнять муниципальную функцию. Ими являются: начальник отдела, главные специалисты, ведущие специалисты, специалисты 1 разряда отдела жилищного контроля Управления жилищно-коммунального хозяйства Мэрии муниципального образования города Черкесска, указанные полномочия которых предусмотрены должностной инструкцией (пункт 3 Положения № 49).

На основании пункта 5 Положения № 49 предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение проверяемыми юридическими лицами, проверяемыми индивидуальными предпринимателями, проверяемыми гражданами обязательных требований, установленных федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами в отношении муниципального жилищного фонда.

Таким образом, приведенные положения статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в совокупности с пунктом 1 статьи 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 27.12.2012 № 117-РЗ и Положением о муниципальном жилищном контроле на территории муниципального образования города Черкесска свидетельствуют о том, что Управление имеет полномочия по осуществлению мероприятий муниципального жилищного контроля в отношении муниципального жилищного фонда.

Согласно пунктам 3 и 6части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Пунктами 1 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены, в том числе, учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.

Муниципальный жилищный фонд определен пунктом 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации как совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Таким образом, буквальное толкование приведенных выше норм о муниципальном жилищном контроле и полномочиях соответствующих должностных лиц свидетельствует о регулировании правоотношений по проверке ими соблюдения обязательных требований, установленных в области жилищных отношений, лишь в части муниципального жилищного фонда.

В деле представлен реестр жилых помещений на территории муниципального образования г. Черкесска, относящихся к муниципальному жилищному фонду, который ведется Управлением по имущественным отношениям Мэрии муниципального образования г. Черкесска по результатам сверок с Управлением Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике и отделом по учету, обмену, распределению и приватизации жилья Мэрии муниципального образования г. Черкесска.

Материалами дела подтверждается, что на дату вынесения Управлением оспариваемого предписания в многоквартирном жилом доме в г. Черкесске по Пятигорскому шоссе, 3-В, имелись неприватизированные жилые помещения, не принадлежавшие на праве собственности проживающим в нем гражданам и относившиеся к муниципальному жилищному фонду, а именно - квартиры №№ 48, 80.

Доказательств обратного в материалах дела не имеется.

Учитывая, что в указанном жилом доме имеются жилые помещения, относящиеся к муниципальному жилищному фонду, в силу чего содержание общего имущества в данном доме приходящегося на долю указанных жилых помещений также должно содержаться надлежащим образом, орган муниципального жилищного контроля вправе осуществлять муниципальный жилищный контроль в отношении указанного объекта в целом.

Таким образом, в данном случае Управление, действующее в качестве органа муниципального жилищного контроля, в рамках своей компетенции назначило и провело внеплановую выездную проверку соблюдения Обществом требований жилищного законодательства при управлении многоквартирным домом в г. Черкесске по Пятигорскому шоссе, 3-В.

Закон Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 № 40-РЗ «Об административных правонарушениях» устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к предметам ведения Российской Федерации, а также определяет органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом.

Пунктом 1 статьи 13 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 № 40-РЗ установлено, что административные комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами Карачаево-Черкесской Республики и отнесенных этими законами к их компетенции.

На основании подпункта 5 пункта 3 статьи 15 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 № 40-РЗ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 4 данного Закона, составляются должностными лицами, уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 13 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 № 40-РЗ административные комиссии муниципальных образований осуществляют подготовку к рассмотрению и рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе, предусмотренных статьей 4 данного Закона, совершенных на территории соответствующего муниципального образования.

Пунктом 3 статьи 1, статьей 16 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 № 40-РЗ «Об административных правонарушениях» предусмотрено, что задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, порядок производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных данным Законом, осуществляется с соблюдением требований и в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 11 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.03.2009 № 6-РЗ «О порядке создания и деятельности административных комиссий в Карачаево-Черкесской Республике и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики» предусмотрено, что производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляются в порядке, установленном КоАП РФ.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу последнего.

Оспариваемым постановлением заявителю вменено совершение административного правонарушения по статье 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 № 40-РЗ «Об административных правонарушениях», согласно которой неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальных правовых актов, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых специально не установлена федеральными законами либо данным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти до тридцати тысяч рублей.

Решением от 27.10.2017 № 16 Думы муниципального образования города Черкесска утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Черкесска (далее – Правила № 16), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере благоустройства территории города Черкесска для всех юридических лиц независимо от их правового статуса и форм хозяйственной деятельности, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц, ответственных за благоустройство дворовых и общественных территорий, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; ответственность физических и юридических лиц за нарушение правил, а также основные нормы по организации благоустройства территории города Черкесска.

В соответствии с пунктом 1.3.1 Правил № 16 правообладатели зданий, сооружений обязаны обеспечить надлежащее их содержание, в том числе по своевременному производству работ по ремонту и покраске зданий, сооружений, их фасадов.

В состав элементов фасадов зданий, подлежащих содержанию, в том числе, входят входные узлы (в том числе ступени, площадки, перила, козырьки над входом, ограждения, стены, двери) (подпункт 2 пункта 1.3.3 Правил № 16).

При содержании фасадов зданий и сооружений не допускается: повреждение (загрязнение) поверхности стен фасадов зданий и сооружений, в том числе подтеки, шелушение окраски, наличие трещин, отслоившейся штукатурки, облицовки, повреждение кирпичной кладки, отслоение защитного слоя железобетонных конструкций; повреждение (отслоение, загрязнение) штукатурки, облицовки, окрасочного слоя цокольной части фасадов, зданий или сооружений, в том числе неисправность конструкции оконных, входных приямков (подпункты 1 и 4 пункта 1.3.5 Правил № 16).

Согласно подпункту 1 пункта 1.4.1 Правил № 16 собственники жилых домов, если иное не предусмотрено законом или договором, обязаны обеспечить надлежащее состояние фасадов зданий, заборов и ограждений, а также прочих сооружений в пределах землеотвода, своевременно производить поддерживающий их ремонт и окраску.

В ходе внеплановой выездной проверки Управлением было установлено, что Обществом при управлении многоквартирным домом в г. Черкесске по Пятигорскому шоссе, 3-В, были допущены следующие нарушения: в неисправном состоянии находятся следующие элементы фасада – ступени у входа в 1, 2 подъезды, козырек над входом в 1 подъезд, остекление подъездов, цокольная часть здания.

Указанное нарушение зафиксировано актом внеплановой выездной проверки от 13.01.2021 №5.

Доказательств отсутствия факта указанных в акте внеплановой выездной проверки нарушений в отношении обслуживания управляющей организацией многоквартирного жилого дома Обществом в суд не представлено.

При таких обстоятельствах суд, оценив представленные в материалах дела доказательства и доводы сторон в порядке статьи 71 АПК РФ, учитывая, что Общество как управляющая организация должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, признает доказанным наличие в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 4 Закона КЧР от 11.04.2005 № 40-РЗ «Об административных правонарушениях».

Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом в данном случае не установлено.

Доводы Общества о том, что при вынесении постановления отсутствовал один из членов административной комиссии подлежит отклонению, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.03.2009 № 6-РЗ «О порядке создания и деятельности административных комиссий в Карачаево-Черкесской Республике и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики» следует, что заседание административной комиссии считается правомочным, если в нем участвует не менее половины ее состава.

Распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 30.09.2020 № 313-р административная комиссия мэрии города Черкесска утвержден в составе 11 членов, при этом оспариваемое постановление вынесено в составе 10 членов административной комиссии.

Наказание в виде штрафа назначено Обществу по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции статьи 4 Закона КЧР от 11.04.2005 № 40-РЗ «Об административных правонарушениях».

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

На основании части 3 статьи 2111 АПКРФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

С учетом изложенного требования заявителя о признании незаконным постановления Комиссии от 25.01.2021 №008426 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 29, 167-170, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Управление жилищного хозяйства № 1» (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная ул., д.2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в течение десяти дней со дня его изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (Ленина пр-т, д. 9, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000).

Судья Д.Г. Шишканов



Суд:

АС Карачаево-Черкесской Республики (подробнее)

Истцы:

ООО "Управление жилищного хозяйства №1" (подробнее)

Ответчики:

Мэрия муниципального образования г. Черкесска (подробнее)

Иные лица:

УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МЭРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЧЕРКЕССКА (подробнее)