Решение от 6 марта 2024 г. по делу № А59-6752/2023Арбитражный суд Сахалинской области Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693000, www.sakhalin.arbitr.ru Именем Российской Федерации Дело № А59-6752/23 г. Южно-Сахалинск 6 марта 2024 года Резолютивная часть решения объявлена 21.02.2024 года. В полном объеме решение изготовлено 06.03.2024 года. Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сахалинской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес регистрации 693008, <...>) к филиалу компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» (Багамские острова) в городе Южно-Сахалинске (НЗА 10150010563, ИНН <***>, адрес места нахождения: 693020, <...>) о взыскании таможенных пошлин в сумме 1 212 203 руб. 53 коп. и пени в сумме 328 705 руб. 82 коп, при участии: от заявителя – ФИО2 по доверенности от 18.12.2023, от ответчика не явились, Сахалинская таможня (далее – заявитель, Таможня) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Сахалинской таможне (далее – таможня, таможенный орган) филиалу компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» (Багамские острова) в городе Южно-Сахалинске о взыскании таможенных пошлин в сумме 1 212 203 руб. 53 коп. и пени в сумме 328 705 руб. 82 коп. В обоснование заявленного требования указано, что в результате проведенной проверки установлено, что Компания являлась инвестором по договору о Соглашении о разделе продукции от 30 июня 1995 г., занималась работами по освоению месторождений углеводородов в рамках Соглашения о разделе продукции (далее - СРП) «Сахалин-1» и осуществляла ввоз материалов и оборудования в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции на постоянной основе. В ходе проведения камеральной таможенной проверки установлено и подтверждено, что таможенные операции, связанные с убытием 21.05.2021 на судне «Алексей Чириков» 300 тонн судового дистиллятного топлива (DMF тип 1) в установленном правом ЕАЭС порядке не совершались, на таможенные посты Сахалинской таможни (Южно-Сахалинский, Холмский, Корсаковский) уведомления в соответствии с положениями статей 89, 92 ТК ЕАЭС не поступали, разрешение таможенного органа на убытие с таможенной территории ЕАЭС указанного товара, не выдавалось. Как установлено в ходе таможенной камеральной проверки, топливо в количестве 300 тонн было получено после совершения таможенных операций, связанных с убытием с таможенной территории ЕАЭС (пункт пропуска Холмск) и на момент пересечения таможенной границы в направлении буровой платформы «Беркут» перевозчиком не совершались, предусмотренные правом ЕАЭС таможенные операции в отношении полученного топлива. В отношении рассматриваемого топлива требовалось совершение таможенных операций, связанных с убытием за пределы таможенной территории ЕАЭС, представления таможенному органу документов, предусмотренных приказом Минфина № 94н, и документов и сведений, указанных в статье 89 ТК ЕАЭС. При таких обстоятельствах, вывоз 21.05.2021 г. с таможенной территории ЕАЭС на морском судне «Алексей Чириков» без совершения операций по дополнительной бункеровке 300 тонн судового дистиллятного топлива марки DMF тип 1 и без разрешения таможенного органа, является незаконным перемещением. С учетом изложенного на основании комплексного анализа всех полученных при таможенной проверке документов и сведений, в том числе отсутствии в информационных системах таможенного органа сведений о разрешении таможенного органа на убытие с таможенной территории Союза проверяемого товара, установлен факт незаконного перемещения через таможенную границу Союза 21.05.2021 ФК «Эксон Нефтегаз Лимитед» 300 тонн судового дистиллятного топлива марки DMF тип 1, повлекший доначисление подлежащих уплате таможенных платежей и пеней на сумму 1 447 993,95 руб., в том числе вывозная таможенная пошлина на товары, выработанные из нефти - 1 212 203,53 руб., пени за неуплату вывозной таможенной пошлины на товары - 235 790,42 руб. Уведомление направлено по почте заказным письмом 08.08.2023г. (сопроводительное письмо от 07.08.2023 №03-03-13/08347) по адресу иностранного юридического лица, указанному таким лицом таможенному органу в таможенных документах (пункт 2 части 25 статьи 73 Федерального закона № 289ФЗ). Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания явку представителей не обеспечило, что в силу статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие неявившегося лица. Заслушав представителя таможенного органа, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора. Как установлено судом и следует из материалов дела, таможней проведена камеральная таможенная проверка в период с 22.03.2023 по 19.06.2023 в отношении Филиала компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» (далее - Компания, Заявитель) на предмет проверки соблюдения требований права Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). В результате проведенной проверки установлено, что Компания являлась инвестором по договору о Соглашении о разделе продукции от 30 июня 1995 г., занималась работами по освоению месторождений углеводородов в рамках Соглашения о разделе продукции (далее - СРП) «Сахалин-1» и осуществляла ввоз материалов и оборудования в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции на постоянной основе. 21.05.2021 на Холмский таможенный пост была представлена ИМО генеральная (общая) декларация на убытие с таможенной территории ЕАЭС морского судна «Алексей Чириков», фрахтователем которого является Компания на основании договора фрахтования судна на время (тайм-чартер) на оказание услуг судна снабжения от 09.12.2010 № 2273481. Согласно сведениям, имеющимся в судовом деле № 10707070/210521/000096, в декларации о судовых припасах на отход 21.05.2021 указанного морского судна в качестве припасов заявлено 1541,3 тонна судового дистиллятного топлива и иные товары. После совершения таможенных операций, связанных с убытием с таможенной территории ЕАЭС и перевозимых на нем товаров и иных предметов, в пределах территориальных вод Российской Федерации (Залив Анива) судном «Алексей Чириков» совершена грузовая операция (дополнительная погрузка топлива) с танкера «Залив Анива» ИМО 8802806. В соответствии с условиями договора фрахтования судна на время (тайм- чартер) от 01.05.2020г. № 5730020/0059Д танкер «Залив Анива» был предоставлен ООО «PH-Бункер» в пользование для перевозок грузов и осуществления бункеровочных операций. Собственником (заказчиком) указанного топлива являлась Компания, поставщиком - ООО «РН-Бункер» (бункерный контракт (договор) А2614908 от 01.06.2018, бункерная накладная № ZAn/2021/03-01). Датой поставки топлива указано 21 мая 2021 года, порт поставки и порт назначения - Залив Анива. Поручение на осуществление указанной бункерной операции составлено 27апреля 2021года должностным лицом Копании, оплата за поставленное топливо (товарная накладная 7/00055-00653 от 21.05.2021) произведена платежным поручением № 34489 от 19.07.2021 по расчетному счету № <***> открытому в АОКБ «Ситибанк» (ИНН <***>), принадлежащему Заявителю. В ходе проведения камеральной таможенной проверки установлено и подтверждено, что таможенные операции, связанные с убытием 21.05.2021 на судне «Алексей Чириков» 300 тонн судового дистиллятного топлива (DMF тип 1) в установленном правом ЕАЭС порядке не совершались, на таможенные посты Сахалинской таможни (Южно-Сахалинский, Холмский, Корсаковский) уведомления в соответствии с положениями статей 89, 92 ТК ЕАЭС не поступали, разрешение таможенного органа на убытие с таможенной территории ЕАЭС указанного товара, не выдавалось. Установленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 19.06.2023 года № 10707000/210/190623/А000013. Усмотрев в действиях Компании нарушение, выразившееся в незаконном перемещении через таможенную границу Союза 21.05.2021 ФК «Эксон Нефтегаз Лимитед» 300 тонн судового дистиллятного топлива марки DMF тип 1, таможенный орган доначислил подлежащие уплате таможенные платежи и пени на сумму 1 447 993,95 руб., в том числе вывозная таможенная пошлина на товары, выработанные из нефти - 1 212 203,53 руб., пени за неуплату вывозной таможенной пошлины на товары - 235 790,42 руб. На основании документов и сведений, полученных в рамках таможенной проверки, исходя из имеющихся сведений о характеристиках товара, отраженных в бункерной накладной № ZAn/2021/03-01, а также в паспорте качества от 19.05.2021 № 26053/22973000.1/L/21 установлено, что отсутствуют необходимые сведения для однозначной классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Согласно имеющихся в распоряжении таможенного органа сведений проверяемый товар подлежит классификации в субпозиции 2710 19 ТН ВЭД ЕАЭС. По состоянию на 21.05.2021 наибольшая из ставок таможенных пошлин, соответствующих товарам, входящим в товарную позицию 2710 19 ЕТН ВЭД ЕАЭС, составляет 54,9 долларов США за 1000 кг. Сумма вывозной таможенной пошлины составит 1 212 203,53 руб. (курс ЦБ РФ на 21.05.2021 составил: 1 доллар США = 73,6007 руб.), что является суммой экономического ущерба. Уведомление о необходимости уплаты таможенных платежей направлено по почте заказным письмом 08.08.2023г. (сопроводительное письмо от 07.08.2023№03-03-13/08347) по адресу иностранного юридического лица, указанному таким лицом таможенному органу в таможенных документах (пункт 2 части 25 статьи 73 Федерального закона № 289ФЗ). 04.08.2023 года по результатам таможенного контроля принято решение № 10707000/210/040823/Т000013. В связи с неисполнением Уведомления таможенного органа (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее по тексту - Уведомление) от 07.08.2023 г. № 10707000/У2023/0000165 (срок добровольной оплаты истек 06.09.2023), в соответствии с частью 5 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 289-ФЗ), в соответствии с положениями главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Сахалинская таможня обратилась в суд с настоящим заявлением. Главой 43 Таможенного кодекса (далее - ТК) ЕАЭС и приказом Минфина России от 05 июня 2020 г. № 94 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций, связанных с убытием с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров Евразийского экономического союза, указанных в подпункте 3 пункта 5 и пункте 6 статьи 302 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, и прибытием на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров Евразийского экономического союза, указанных в подпункте 4 пункта 5 статьи 302 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» установлены особенности перемещения через таможенную границу Союза и совершения таможенных операций, связанных с убытием с таможенной территории Союза товаров Союза, предназначенных для обеспечения функционирования, деятельности установок, сооружений, находящихся за пределами территорий государств-членов (далее - объекты), а также для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания воздушных и водных судов, осуществляющих перевозку физических лиц и товаров между территорией государства - члена Союза и объектами. Для целей убытия с таможенной территории Союза в отношении рассматриваемых товаров не позднее 2-х часов до момента убытия предоставляется уведомление в произвольной форме с приложением транспортных и (или) коммерческих документов, в которых указываются сведения о перемещаемых товарах и транспортном средстве, позволяющие их идентифицировать, и документов, подтверждающих цели перемещения товаров (строительство, эксплуатация, обеспечение функционирования объектов (буровой установки) либо целях обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания воздушных и водных судов, осуществляющих перевозку физических лиц и товаров между территорией государства-члена и объектами). В соответствии со статьёй 10 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, которыми являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов во время работы таможенных органов. Перемещение товаров через таможенную границу Союза может осуществляться в иных местах в случаях и порядке, определенных в соответствии с законодательством государств-членов. Постановлением Правительства РФ от 1 августа 2019 г. № 992 «Об установлении случаев, при которых товары могут прибывать в Российскую Федерацию и убывать из Российской Федерации в местах, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза» предусмотрена возможность убытия товаров Союза для выполнения работ по соглашению о разделе продукции на территорию объектов (буровой установки) из следующих мест: аэропорты Оха и Ноглики, терминал Набиль морского порта Москальво, морская платформа "Орлан" (Сахалинская область), вертодром берегового комплекса подготовки Чайво, вертолётная площадка буровой площадки Одопту 2 (Северная) проекта "Сахалин-1". Как установлено в ходе таможенной камеральной проверки, топливо в количестве 300 тонн было получено после совершения таможенных операций, связанных с убытием с таможенной территории ЕАЭС (пункт пропуска Холмск) и на момент пересечения таможенной границы в направлении буровой платформы «Беркут» перевозчиком не совершались, предусмотренные правом ЕАЭС таможенные операции в отношении полученного топлива. В отношении рассматриваемого топлива требовалось совершение таможенных операций, связанных с убытием за пределы таможенной территории ЕАЭС, представления таможенному органу документов, предусмотренных приказом Минфина № 94н, и документов и сведений, указанных в статье 89 ТК ЕАЭС. В соответствии с положениями статьи 311 ТК ЕАЭС объектами таможенного контроля, в числе прочего, являются товары, находящиеся под таможенным контролем в соответствии со статьей 14 ТК ЕАЭС. В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации. Согласно подпункту 27 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза - ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза. При таких обстоятельствах, вывоз 21.05.2021 г. с таможенной территории ЕАЭС на морском судне «Алексей Чириков» без совершения операций по дополнительной бункеровке 300 тонн судового дистиллятного топлива марки DMF тип 1 и без разрешения таможенного органа, является незаконным перемещением. В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ТК ЕАЭС, обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при вывозе товаров с таможенной территории Союза. Пунктом 2 статьи 56 ТК ЕАЭС установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары. Согласно пункту 4 статьи 56 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза. В силу подпункта 2 пункта 5 статьи 56 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под следующие таможенные процедуры: при вывозе товаров Союза с таможенной территории Союза - таможенная процедура экспорта без применения льгот по уплате вывозных таможенных пошлин. Согласно пункту 7 статьи 56 ТК ЕАЭС для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза. Факт незаконного перемещения проверяемого товара через таможенную границу Союза установлен - 21.05.2021. С учетом изложенного, на основании комплексного анализа всех полученных при таможенной проверке документов и сведений, в том числе, отсутствие в информационных системах таможенного органа сведений о разрешении таможенного органа на убытие с таможенной территории Союза проверяемого товара, факт незаконного перемещения через таможенную границу Союза 21.05.2021 ФК «Эксон Нефтегаз Лимитед» 300 тонн судового дистиллятного топлива марки DMF тип 1, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. При таких обстоятельствах, у Таможни имелись правовые основания для доначисления подлежащих уплате таможенных платежей, в том числе, вывозной таможенной пошлины на товары, выработанные из нефти - 1 212 203,53 руб. В соответствии с пунктом 8 статьи 56 ТК ЕАЭС, если таможенный орган не располагает точными сведениями о товаре, классификация товаров осуществляется с учетом пункта 3 статьи 20 ТК ЕАЭС, а именно допускается определение кода товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 4 знаков, исходя из имеющихся сведений о характеристиках товара, влияющих на классификационные признаки. В случае если код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определен на уровне группировки с количеством знаков менее 10, для исчисления таможенных пошлин применяется наибольшая из ставок таможенных пошлин, соответствующих товарам, входящим в такую группировку. На основании документов и сведений, полученных в рамках таможенной проверки, исходя из имеющихся сведений о характеристиках товара, отраженных в бункерной накладной № ZAn/2021/03-01, а также в паспорте качества от 19.05.2021 № 26053/22973000.1/L/21 установлено, что отсутствуют необходимые сведения для однозначной классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Согласно имеющимся в распоряжении таможенного органа сведениям, проверяемый товар подлежит классификации в субпозиции 2710 19 ТН ВЭД ЕАЭС. В случае если для определения таможенной стоимости товаров, а также для исчисления таможенных пошлин, налогов требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена, такой пересчет производится по курсу валют, действующему на день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза. По состоянию на 21.05.2021 наибольшая из ставок таможенных пошлин, соответствующих товарам, входящим в товарную позицию 2710 19 ЕТН ВЭД ЕАЭС, составляет 54,9 долларов США за 1000 кг. Сумма вывозной таможенной пошлины составит 1 212 203,53 руб. (курс ЦБ РФ на 21.05.2021 составил: 1 доллар США = 73,6007 руб.), что является суммой экономического ущерба. Согласно пункту 3 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее - уведомление). Форма уведомления установлена Приказом ФТС России от 30 октября 2018 г. № 1752 «Об утверждении формы уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней», в целях реализации статьи 73 Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 289- ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 289-ФЗ). В соответствии с частью 15 статьи 73 Закона № 289-ФЗ уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок. Уведомление (уточнение к уведомлению) в виде электронного документа направляется плательщику и (или) лицу, несущему солидарную обязанность, через личный кабинет. Пунктами 1, 2, 5, 7-10 статьи 72 Закона № 289-ФЗ предусмотрено, что пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Обязанность по уплате пеней исполняется одновременно с уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов в полном объеме. По правилам части 7 названной статьи пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 228 статьи 76 настоящего Федерального закона. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока. Если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 Закона № 289-ФЗ. Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени. Сумма пени в Уведомлении рассчитана таможенным органом в соответствии со статьей 72 Закона № 289-ФЗ в процентах за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения. Из представленного расчета суммы пени в размере 328 705,82 рублей, следует, что таможенным органом период начисления определен с 22.05.2021 года по 10.10.2023 года. Между тем, при расчете суммы пени, подлежащей взысканию, таможенным органом не учтено следующее. Изучение имеющих в материалах дела расчетов пеней показало, что период начисления пеней по таможенным платежам в целом не учитывает положения Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497). Как установлено статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство РФ вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством РФ. В развитие указанной нормы права Постановлением N 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного Постановления). Из разъяснений пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). Таким образом, в период действия моратория, введенного Постановлением N 497, не подлежат начислению пени на таможенные платежи, идентифицируемые как иные финансовые санкции, в связи с чем, из расчета пеней по таможенным платежам подлежат исключению периоды действия моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022. Делая указанный выводсуд отмечает, что под таможенной пошлиной согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза. В свою очередь из пункта 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Соответственно, учитывая, что таможенная пошлина и налог имеют одну правовую природу и относятся к обязательным платежам, действие моратория, введенного Постановлением N 497 и имеющего универсальный характер, распространяется и на начисление пеней таможенным платежам. Схожая правовая позиция сформулирована в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 года по делу № А59-830/23. В этой связи, учитывая порядок начисления пеней за нарушение срока уплаты таможенных платежей, а также установленные по настоящему делу обстоятельства и период действия моратория, суд установил, что общая сумма арифметически верных и нормативно обоснованных пеней составляет иной размер, нежели начислены таможенным органом, поскольку из указанного периода начисления пеней подлежит исключению период действия моратория. Таможенным органом представлен справочный расчет суммы пени, подлежащей взысканию с учетом периода моратория, согласно которому, сумма пени составляет 259, 812,24 рублей. При таких обстоятельствах и имеющихся в деле доказательств, суд удовлетворяет заявленное требование в части взыскания с филиала компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» (Багамские острова) в городе Южно-Сахалинске в пользу Сахалинской таможни задолженность в размере 1 212 203 рублей 53 копейки и пени в сумме 259 812 рублей 24 копейки, а всего 1 472 015 рублей 77 копеек. На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 216 АПК РФ, требования Сахалинской таможни удовлетворить в части. Взыскать с филиала компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» (Багамские острова) в городе Южно-Сахалинске в пользу Сахалинской таможни задолженность в размере 1 212 203 рублей 53 копейки и пени в сумме 259 812 рублей 24 копейки, а всего взыскать 1 472 015 рублей 77 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказать. Взыскать с филиала компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» (Багамские острова) в городе Южно-Сахалинске государственную пошлину в доход государства в федеральный бюджет в сумме 27 720 (Двадцать семь тысяч семьсот двадцать) рублей. Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение месяца со дня его принятия. Судья Е.М. Александровская Суд:АС Сахалинской области (подробнее)Истцы:Сахалинская таможня (ИНН: 6500000793) (подробнее)Ответчики:САХАЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ "ЭКСОН НЕФТЕГАЗ ЛИМИТЕД" (ИНН: 9909071164) (подробнее)Судьи дела:Александровская Е.М. (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Судебная практика по:Трудовой договорСудебная практика по применению норм ст. 56, 57, 58, 59 ТК РФ |