Постановление от 11 марта 2024 г. по делу № А76-13738/2023




ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД







ПОСТАНОВЛЕНИЕ




№18АП-928/2024
г. Челябинск
11 марта 2024 года

Дело № А76-13738/2023


Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2024 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2024 года.


Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Корсаковой М.В.,

судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО1,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Баден-Баден Екатеринбург» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2023 по делу № А76-13738/2023.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Баден-Баден Екатеринбург»: ФИО2 (паспорт, диплом, доверенность от 26.04.2023),

Администрации Еткульского муниципального района: ФИО3 (паспорт, диплом, доверенность от 09.01.2024),

Управления строительства и архитектуры Администрации Еткульского муниципального района: ФИО4 (паспорт, распоряжение от 19.04.2017).


Общество с ограниченной ответственностью «Баден-Баден Екатеринбург» (далее – заявитель, ООО «Баден-Баден Екатеринбург») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Еткульского муниципального района (далее – ответчик, Администрация) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство гостиничного корпуса квартирного типа от 29.03.2023 исх. № 1263 на заявление ООО «Баден-Баден Екатеринбург» № 831 от 23.03.2023, возложении на Администрацию обязанности устранить нарушения прав ООО «Баден-Баден Екатеринбург» и выдать разрешение на строительство гостиничного корпуса квартирного типа, расположенного по адресу: Челябинская область, Еткульский муниципальный район, сельское поселение Еткульское, с. Еткуль, территория базы «Лесная сказка».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление строительства и архитектуры Администрации Еткульского муниципального района (далее - Управление), государственное бюджетное учреждение «Особо охраняемые природные территории Челябинской области» (далее - ГБУ «ООПТ Челябинской области»), Министерство экологии Челябинской области, Главное управление лесами Челябинской области.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Баден-Баден Екатеринбург» в апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

ООО «Баден-Баден Екатеринбург» полагает, что вывод суда о том, что с учетом залегания фундаментной плиты, устройства пластового и пристенного дренажа, предусмотренных проектной документацией, будет производиться выемка грунта ниже отметки залегания техногенного грунта, что является нарушением Положения о памятнике природы Челябинской области, является не соответствующим доказательствам, представленным по делу. Заявителем в состав проектной документации были внесены изменения, исключающие возможность выемки природного грунта в месте строительства, а именно: разработка котлована ведется экскаватором до отметки на 0,5 м выше подошвы фундаментов для исключения нарушения материкового слоя, доработка грунта до проектной отметки производится вручную, устройство дренажной системы из состава проектной документации исключено полностью, что подтверждается справкой ГИП от 22.09.2023; согласно ответу ГБУ «ООПТ Челябинской области» размещение объекта в указанном месте возможно с соблюдением ограничений, установленных Положением о памятнике природы; как следует из содержания измененного и дополненного проекта, заявителем эти ограничения были учтены.

ООО «Баден-Баден Екатеринбург» отмечено, что суд ссылается на отсутствие в проекте раздела об устройстве наружных сетей, однако, положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрена необходимость его разработки и представления застройщиком для получения разрешения на строительство. Проектная документация в установленном законом порядке прошла экспертизу, что свидетельствует о достаточности представленных застройщиком сведений для получения разрешения на строительство. Вывод суда о том, что отведение сточных вод возможно на памятник природы и охранную зону, не основан на содержании проектной документации, является субъективным допущением; обустройство наружных сетей возможно осуществлять без выемки грунта, указанные проектные решения застройщиком планировалось разработать в разделе рабочей документации на возведение объекта.

ООО «Баден-Баден Екатеринбург» приведены доводы о том, что суд сослался на доводы отзыва Министерства экологии Челябинской области о содержании в проектной документации работ по озеленению (восстановлению газонов) с заменой местного грунта, на отсутствие схемы мест по складированию строительного мусора, схемы размещения строительной техники; ООО «Баден-Баден Екатеринбург» отмечено, что работы по озеленению с восстановлением газонов, по обустройству тротуара были исключены из состава проектной документации, что подтверждается справкой главного проектировщика от 15.11.2023, места для складирования мусора и пути движения техники на строительной площадке обозначены в разделе ПОС проектной документации, также были указаны в графическом приложении к обращению заявителя в Министерство экологии Челябинской области.

ООО «Баден-Баден Екатеринбург» отметило, что суд, указывая, что на участке, планируемом к застройке, имеются зеленые насаждения, приводит в качестве доказательства данные Google карты и сведения, предоставленные Главным управлением лесами Челябинской области, при этом не учитывает, что представителями заявителя и уполномоченного органа в ходе разбирательства по делу был произведен совместный осмотр территории, в границах котлована были обнаружены три дерева, для сохранения которых проектом предусмотрены соответствующие меры: выполнение подпорной стенки в правом верхнем углу котлована, что подтверждается справкой главного проектировщика от 01.09.2023.

ООО «Баден-Баден Екатеринбург» отметило, что суд указывает на отсутствие сведений о согласовании проектных работ на землях лесного фонда, что не соответствует действительности: к судебному заседанию 20.11.2023 заявителем был представлен прошедший государственную экспертизу Главным управлением лесами Челябинской области проект освоения лесов, согласно которому уполномоченный орган согласовал организацию проезда на части благоустройства территории, включенной в проект организации строительства.

Администрация Еткульского муниципального района, Управление строительства и архитектуры Администрации Еткульского муниципального района в возражениях на апелляционную жалобу просят оставить ее без удовлетворения. Администрацией и Управлением указано на обоснованность сделанных судом выводов, что проект по возведению спорного гостиничного корпуса квартирного типа содержит и предполагает работы, запрещенные утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18.12.2008 № 413-П Положением о памятнике природы Челябинской области Еткульский бор (далее - Положение о памятнике природы Еткульский бор). Суд дал оценку содержанию проекта освоения лесов, представленного в ходе судебного разбирательства, вывод суда об отсутствии в проекте освоения лесов работ, заявленных в проектной документации (разработка котлована, устройство сетей водоотведения, дождевой и производственной канализации, благоустройство территории (устройство тротуара из тротуарной плитки и асфальтобетонного проезда), является обоснованным; этими работами будет нарушен режим охранной зоны памятника природы Еткульский бор. Внесенные в ходе судебного разбирательства изменения в проект (исключение разделов и работ, противоречащих режиму памятника природы и его охранной зоне) не свидетельствуют о соблюдении режимов и запретов, установленных Положением о памятнике природы Еткульский бор, о возможности осуществить строительство без проведения работ, запрещенных Положением.

Министерство экологии Челябинской области в письменном мнении просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Проектом, экспертизой на него подтверждается, что предполагаются работы, запрещенные Положением о памятнике природы Еткульский бор; формальное исключение заявителем из проектной документации разделов и работ ему противоречащих, не свидетельствует о соблюдении установленных им запретов. Заявителем не обоснована возможность постройки подземного этажа и котлована на насыпном грунте, не затрагивая памятника природы. Памятник природы имеет почвозащитное значение, насыпь грунта на почву предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, в Положении о памятнике природы Еткульский бор имеется запрет на проведение изыскательских, взрывных, буровых работ, выемку грунта, нарушение почвенно-растительного слоя, данный запрет не содержит исключений в виде организации насыпного грунта. Спорный проект предполагает подключение к линиям электропередач, газоснабжения и водоснабжения, что предполагает проведение изыскательских, взрывных и буровых работ, выемку грунта, нарушение почвенно-растительного слоя; ООО «Баден-Баден Екатеринбург» осознанно не разработан соответствующий раздел проектной документации, поскольку он бы противоречил режиму охранной зоны памятника природы. Таким образом, строительство спорного объекта повлечет нарушение режима охранной зоны и памятника природы Еткульский бор, в связи с чем в выдаче разрешения на строительство отказано правомерно.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации в сети Интернет. В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представитель ООО «Баден-Баден Екатеринбург» поддержала доводы апелляционной жалобы, представители Администрации и Управления поддержали письменные возражения на апелляционную жалобу.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 74:07:3003001:11 является собственностью Российской Федерации, на основании договора аренды № 1611-09 от 14.09.2009 и соглашения № 824-15 от 15.06.2015 находится в аренде у ООО «Баден-Баден Екатеринбург» сроком с 23.06.2015 по 14.09.2058, частично расположен на территории памятника природы Еткульский бор, частично в охранной зоне памятника природы Еткульский бор (т. 1 л.д. 37-39).

ООО «Баден-Баден Екатеринбург» 23.03.2023 вх. № 831 обратилось в Администрацию Еткульского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Гостиничный корпус квартирного типа», расположенный по адресу: Челябинская область, Еткульский муниципальный район, сельское поселение Еткульское, с. Еткуль, территория базы «Лесная сказка», земельный участок, 1, кадастровый номер: 74:07:3003001:11 (т. 1 л.д. 8). Строительство планируется в охранной зоне памятника природы Еткульский бор.

В ответ на заявление Администрация ответила отказом № 1263 от 29.03.2023 (т. 1 л.д. 6-7) в соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство в связи с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, в отношении данного земельного участка, и действующими на дату выдачи разрешения на строительство). Администрацией было указано, что, исходя из представленных проектной документации шифр 832-10-21.1 и инженерно-геологических изысканий шифр 01-2023, глубина техногенного насыпного грунта составляет 2 м, тогда как глубина залегания фундаментной плиты 3,4 м, что свидетельствует о том, что будет выемка грунта, и согласно инженерно-геологическому разрезу – это глина и песок; остаются открытыми вопросы: строительства инженерных коммуникаций, поскольку предполагается реконструкция сети водоснабжения и реконструкция местной котельной как источника теплоснабжения, однако наружные сети, подводящие к гостиничному корпусу квартирного типа, данным проектом не выполняются; вызывает сомнение прочность фундаментной части здания, так как фундаментная плита на естественном основании толщиной всего 1000 мм; в заключении негосударственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения от 02.02.2023 по-прежнему остались площадки для мойки колес автотранспорта с установкой моечного комплекса, а не площадки для сухой чистки колес автотранспорта. Администрацией сделан вывод о том, что строительство объекта в охранной зоне памятника природы Еткульский бор противоречит режиму соответствующей охранной зоны, установленному Положением о памятнике природы Еткульский бор.

Полагая отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным и необоснованным, создающим препятствия обществу в осуществлении его предпринимательской деятельности, ООО «Баден-Баден Екатеринбург» обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, пришел к выводу о том, что отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство является законным, прав ООО «Баден-Баден Екатеринбург» не нарушает, не лишает его возможности при устранении нарушений вновь обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на строительство.

Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности судебного акта, отсутствии оснований для его отмены и удовлетворения требований заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в орган местного самоуправления, к заявлению прилагаются указанные документы.

В силу ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

3) выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Согласно п. 1, 2 ст. 3-1 Закона Челябинской области от 14.05.2002 № 81-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области», для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

В границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы природных парков и памятников природы. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (п. 2 ст. 16 Закона Челябинской области)

Постановлением Правительства Челябинской области от 18.12.2008 № 413-П утверждено Положение о памятнике природы Челябинской области Еткульский бор, которое определяет правовой статус памятник природы Еткульский бор, устанавливает режим особой охраны памятника природы Еткульский бор, режим охранной зоны памятника природы Еткульский бор, режим использования и виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах памятника природы Еткульский бор, допустимые виды использования памятника природы Еткульский бор, а также содержит сведения о площади, описание местонахождения и границ памятника природы Еткульский бор.

Согласно п. 14 Положения о памятнике природы Челябинской области Еткульский бор на территории охранной зоны памятника природы Еткульский бор запрещается:

1) проведение рубок (за исключением санитарных рубок и рубок ухода), отрицательно влияющих на изменения природных характеристик памятника природы Еткульский бор;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) сброс мусора в специально для этого не предназначенных местах;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) заправка топливом, мойка и ремонт механических транспортных средств;

6) размещение стоянок и парковок транспортных средств, не оборудованных в соответствии с требованиями природоохранного законодательства;

7) распашка земель, выемка грунта, нарушение почвенно-растительного слоя, кроме лесохозяйственных и противопожарных мероприятий;

8) изыскательские, взрывные и буровые работы, добыча полезных ископаемых;

9) сжигание сухих листьев и травы, разведение костров вне специально отведенных мест (за исключением плановых отжигов, проводимых лесной службой в целях снижения пожарной опасности), проведение сельскохозяйственных палов;

10) промышленная заготовка лекарственных растений, технического сырья, древесных соков, ягод, грибов, плодов, орехов, сбор живицы;

11) прогон и выпас скота, катание на лошадях и сенокошение вне специально отведенных для этого мест;

12) повреждение информационных знаков и аншлагов;

13) иные виды деятельности, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов памятника природы Еткульский бор.

Поскольку строительство объекта капитального строительства: «Гостиничный корпус квартирного типа» планируется в охранной зоне памятника природы Еткульский бор, при осуществлении соответствующей деятельности должны соблюдаться ограничения, установленные Положением о памятнике природы Челябинской области Еткульский бор, Законом Челябинской области от 14.05.2002 № 81-30 «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области», Федеральным законом от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; возможность строительства на территории охранной зоны памятника природы должна рассматриваться с точки зрения установленного режима, на что верно указал суд первой инстанции.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Еткульского сельского поселения Еткульского муниципального района, утвержденными решением Собрания депутатов Еткульского муниципального района от 21.12.2016 № 174, земельный участок с кадастровым номером 74:07:3003001:11 расположен в рекреационной зоне: Р-2. Указанными правилами для зоны Р-2 установлены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Так, максимальное количество этажей для объектов капитального строительства в данной зоне установлено 3.

Постановлением администрации Еткульского муниципального района № 713 от 22.09.2021 (т. 1 л.д. 25) разрешено отклонение от предельных параметров разрешенного строительства «Гостиничный корпус квартирного типа», расположенный по адресу: Российская Федерация, Челябинская область, Еткульский муниципальный район, сельское поселение Еткульское, с. Еткуль, территория базы «Лесная сказка», земельный участок, 1, с трех этажей до одиннадцати этажей.

Как верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с представленной ООО «Баден-Баден Екатеринбург» проектной документацией планируемое количество этажей объекта капитального строительства составляет 12 (в том числе 1 этаж подземный), кроме того, исходя из представленной проектной документации шифр: 832-10-21.1 и инженерно-геологических изысканий шифр: 01-2023, глубина техногенного насыпного грунта на предполагаемом месте строительства составляет 2 м, глубина залегания фундаментной плиты 3,4 м. Отказывая в выдаче разрешения на строительство, орган местного самоуправления указал, что предполагается выемка грунта, и согласно инженерно-геологическому разрезу – это глина и песок. Возражая в данной части, заявитель указал, что администрацией неверно проанализировано содержание Конструктивные решения (далее - КР) проектной документации.

В ходе судебного разбирательства специалистом были даны пояснения, в соответствии с которыми, в разделе КР проектной документации отметка глубины залегания фундаментной плиты -3,6 м от 0,000 - чистого пола первого этажа, уровень пола первого этажа поднят от поверхности земли от 1,2 до 1,5 м, низ фундаментной плиты залегает не глубже 2 м от планировочной отметки земли. Суд сделал вывод, что из приведенных значений следует, что глубина залегания фундаментной плиты будет ниже 2 м на 0,1 м. (3,6-1,5-2,0), кроме того разделом ПД 4832-10-21 КР установлено, что технологический насыпной грунт представляет собой механическую смесь щебня, песка, почвы, строительного мусора, участками заасфальтирован, слежавшийся, вскрытая мощность варьирует от 0,6 до 2,0 м, также установлено, что под плитой предусмотрена подготовка из бетона класса В10 толщиной 100 мм (описание конструктивных и технических решений подземной части и в чертежах раздела КР), что также свидетельствует о вскрытии грунта ниже 2,0 м; проектом также предусмотрено до строительства фундаментной плиты устройство пластового и пристенного дренажа, максимальная глубина залегания которого на отметке -4,580 согласно разрезу 1-1 в 5 разделе ПД 832-10-21- ИОСЗ. С учетом залегания фундаментной плиты, устройства пластового и пристенного дренажа, предусмотренного проектной документацией, суд пришел к верному выводу о том, что предполагается выемка грунта ниже отметки залегания техногенного насыпного грунта, что является нарушением Положения о памятнике природы Челябинской области Еткульский бор.

В отношении такого основания для отказа в выдаче разрешения на строительство как непроработка вопросов, связанных со строительством инженерных коммуникаций, судом первой инстанции было установлено, что наружные сети, подводящие к гостиничному корпусу квартирного типа, представленным проектом не выполняются, в то время как проектная документация должна содержать полный перечень работ по строительству объекта капитального строительства, в том числе и по строительству наружных подводящих сетей.

В части 10.5 раздела 7 «Проект организации строительства» проектной документации шифр 832-10-21.1 - ПОС указано, что разработка грунта в траншеях для инженерных коммуникаций будет выполняться экскаватором «обратная лопата» с ковшом емк. 0,63 куб. м и в соответствии с требованиями СП 45.13330.2017, в п. 4.1 которого указано, что земляные сооружения, основания и фундаменты должны соответствовать проекту и выполняться в соответствии с проектом производства работ.

Согласно разделу 2.1.3 положительного заключения негосударственной экспертизы сведения о технико-экономических показателях объекта капитального строительства к застройке в охранной зоне памятника природы Еткульский бор: планируется 12 этажное здание с подземным этажом и общей площадью здания 10163,36 кв. м; проектом предусмотрены все меры для исключения подтопления территории: выполнена вертикальная планировка территории, при планировке территории выполнен уклон от здания, организован сток поверхностных вод с территории по откам внутриквартальных проездов, отдельным проектом выполнен пластовый дренаж, по периметру здания выполнена бетонная отмостка шириной 0,8 м; проект содержит в себе работы по озеленению (восстановлению газонов) с заменой местного грунта растительной землей, слой растительной земли под газон - 20 см.

Схемы мест по складированию строительного мусора, схемы размещения строительной техники в охранной зоне памятник природы Еткульский бор в экспертизе и в проекте отсутствуют; имеется только ссылка на возможность заключения соответствующих договоров с подрядчиком.

Согласно положительному заключению экспертизы работы основного периода включают в себя: I этап - демонтажные работы и работы, связанные с усилением конструкций; II этап - устройство полов, каменные работы; III этап - работы, связанные с прокладкой инженерных сетей и коммуникаций, отделочные работы; IV этап - благоустройство территории и уборку территории от получившегося в ходе строительно-монтажных работ мусора, комплекс пуско-наладочных работ. Однако сам проект содержит лишь общее описание пунктов, схема прокладки инженерных сетей и коммуникаций отсутствует, непонятно, где они будут проходить, учитывая тот факт, что земельный участок расположен не только в охранной зоне, но и на территории памятника природы Еткульский бор; то же самое касается схемы расположения строительной техники, проездов строительной техники с монолитными плитами и т.д.

Проект содержит земляные работы, откачку воды из котлована с целью понижения уровня грунтовых вод. Проектом предполагается реконструкция сети хозяйственно-питьевого водоснабжения на участке комплекса (реконструкция сети выполняется отдельным проектом), сведения в данном проекте по данным мероприятиям отсутствуют. Проектом предусмотрена система водоотведения, производственная канализация и отведение сточных вод, при этом предполагается, что они будут запроектированы отдельным проектом.

Проектом предусмотрены ливневые канализация, однако схема отвода ливневых канализаций отсутствует, поскольку предполагается, что будет разработана в дальнейшем отдельным проектом. Таким образом, место отведения сточных вод не определено.

Суд первой инстанции обоснованно согласился с доводом представителей органов местного самоуправления о том, что фактически строительство наружных подводящих сетей предусматривает проведение земляных работ, что предполагает выемку грунта, что, в свою очередь, противоречит Положению о памятнике природы Челябинской области Еткульский бор.

При осуществлении технологического подключения к планируемому объекту предполагается проведение изыскательских, буровых работ, выемки грунта, нарушение почвенно-растительного слоя, проведение рубок. Учитывая, что спорный объект содержит подключение к газо-, электро- и водоснабжению, проект на которые не разработан, нельзя сделать однозначный вывод о том, на какой территории пройдет подключение – территории памятника природы или его охранной зоны, возможно ли вообще осуществить данное подключение без нарушения режима памятника природы и его охранной зоны, так как работы по подключению предполагают снятие почвенного слоя, бурение и т.д., могут предполагать отвод земельного участка.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о том, что вопрос о подводе внешних сетей к возведенному объекту будет решаться на стадии подготовки объекта к вводу в эксплуатацию, а не на стадии выдачи разрешения на строительство.

В качестве одного из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство указано, что в заключении негосударственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения № 74-2-1-2-004463-2023 от 02.02.2023 как и прежде остались площадки для мойки колес автотранспорта с установкой моечного комплекса, а не площадки для сухой чистки колес автотранспорта, однако, в разделе ПД 832-10-21.1 - ПОС площадки для мойки колес автотранспорта с установкой моечного комплекса заменены на площадки для сухой чистки колес автотранспорта.

Органами местного самоуправления дополнительно было указано на следующее.

В силу п. 6 ч. 3 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, в случае если планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда.

Постановлением администрации Еткульского муниципального района от 15.07.2022 № 497 «Об отклонении проекта планировки и проекта межевания территории» в соответствии со ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании заключения администрации Еткульского сельского поселения о результатах проведения публичных слушаний от 08.07.2022 проект планировки территории для земельного участка с кадастровый номер: 74:07:3003001:11 отклонен.

Орган местного самоуправления указал также, что для подготовки проектной и рабочей документации ООО «Баден-Баден Екатеринбург» проведены инженерные изыскания, что фактически запрещено п. 14 Положения о памятнике природы Челябинской области Еткульский бор; при проведении инженерных изысканий установлено, что на участке изысканий расположены деревья (сосна, ель), а также травы и кустарники, что также подтверждается данными Google карты, фото (из сети Интернет); таким образом, для осуществления строительства необходимо осуществить снос деревьев, расположенных на участке, что также запрещено п. 14 Положения о памятнике природы Челябинской области Еткульский бор. Согласно сведениям, представленным Главным управлением лесами Челябинской области, со ссылкой на графическую информацию, размещенную в публичной кадастровой карте, на участке, планируемом к застройке, фиксируется лесная древесная растительность. В представленном в материалы дела письменном мнении Главного управления лесами Челябинской области также указано на то, что на основании проекта и заключения негосударственной экспертизы можно сделать вывод, что при строительстве 12-этажного здания обществом «Баден-Баден Екатеринбург» планируются работы, которые предполагают проведение изыскательских, взрывных, буровых работ, выемку грунта, нарушение почвенно-растительного слоя, проведение рубок, отрицательно влияющих на изменения природных характеристик памятника природы Еткульский бор, а также движение и стоянка транспортных средств и строительной техники вне разрешенных маршрутов. На основании представленной проектной документации, а именно раздела 2 «Схема планировочной организации земельного участка» и раздела 7 «Проект организации строительства» можно установить, что строительство объекта планируется осуществлять не только в границах земельного участка с кадастровым номером 74:07:3003001:11. Так, разработка котлована, благоустройство территории и устройство дождевой канализации будет осуществляться на прилегающей с восточной стороны к земельному участку территории. По сведениям из публичной кадастровой карты с восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером 74:07:3003001:11 прилегают земельные участки с кадастровыми номерами 74:07:3003001:158 (из единого землепользования 74:07:3003001:95) и 74:07:3003001:1577; согласно выписке из ЕГРН земельный участок 74:07:3003001:95 (в составе 74:07:3003001:158) относится к категории: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для эксплуатации подземного газопровода, права на указанный земельный участок не зарегистрированы; на земельном участке 74:07:3003001:158 в настоящее время расположен газораспределительный пункт блочный (ГРПБ) (в материалы дела представлено фото). При совместном осмотре 23.08.2023 было установлено, что данный ГРПБ находится в границах проектируемого котлована. При этом в проекте отсутствуют какие-либо технические условия, технические решения в отношении существующего ГРПБ и газопровода. Разделом 2 «Схема планировочной организации земельного участка» проектной документации на месте существующего ГРПБ предусмотрено благоустройство, а именно устройство тротуара из тротуарной плитки. Согласно выписке из ЕГРН земельный участок 74:07:3003001:1577 относится к категории: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для осуществления рекреационной деятельности, на правах аренды предоставлен ООО «Баден-Баден Екатеринбург». Согласно разделу 2 проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» и разделу 7 «Проект организации строительства» на земельном участке 74:07:3003001:1577 планируется осуществить работы по разработке котлована, устройству сетей водоотведения, дождевой и производственной канализации, благоустройству территории (устройство тротуара из тротуарной плитки и асфальтобетонного проезда). Сведения о согласовании указанных работ на землях лесного фонда, о наличии данных видов работ в проекте освоения лесов, отсутствуют. Кроме того, согласно разделу 2 проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка», учитывая результаты инженерно-геодезических изысканий, работы по устройству котлована и устройству асфальтобетонного проезда на земельном участке 74:07:3003001:1577 будут проводиться и на территории, на которой в настоящее время произрастает травяная растительность на естественном природном грунте, отсутствует какое-либо искусственное покрытие, а, следовательно, и технический грунт. Таким образом, при производстве работ по устройству асфальтобетонного проезда и тротуара из тротуарной плитки на землях лесного фонда будет произведена выемка грунта на глубину 0,63 м, тем самым нарушен режим охранной зоны памятника природы Еткульский бор.

В силу ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) является несоответствие представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.

По результатам оценки доказательств орган местного самоуправления и суд первой инстанции пришли к верному выводу о том, что возведение заявленного объекта на территории охранной зоны памятника природы Еткульский бор может повлечь нарушение режима охранной зоны, нарушить права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, учитывая, что целью создания памятника природы Еткульский бор является сохранение уникального природного комплекса, включающего ценные лесные насаждения (островной бор) и гидрологический объект озеро Боровушка в естественном состоянии; проект на строительство 12-этажного здания содержит в себе работы, которые предполагают проведение изыскательских, взрывных, буровых работ, выемку грунта, нарушение почвенно-растительного слоя, проведение рубок, что, в свою очередь, является нарушением режима охранной зоны памятника природы Еткульский бор и основанием для отказа Администрации в выдаче разрешения на строительство.

Ссылки заявителя на письмо ГБУ «ООПТ Челябинской области» обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку оно лишь подтверждает, что строительство гостиничного корпуса на территории парковки возможно только при условии соблюдения режима охранной зоны памятника природы Еткульский бор.

Доводы заявителя о том, что в состав проектной документации были внесены изменения, исключающие возможность выемки природного грунта в месте строительства, предусмотрены меры по сохранению деревьев в месте строительства, что ряд работ, к которым предъявлены претензии, исключены из состава проектной документации, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку сделанные органом местного самоуправления и судом первой инстанции выводы не опровергают. Апелляционный суд отмечает, что все изменения, на которые ссылается заявитель, внесены в проектную документацию после того как состоялся оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство, только подтверждают законность соответствующего отказа; формальное исключение из состава проектной документации работ и разделов, противоречащих Положению о памятнике природы Еткульский бор, не свидетельствует о соблюдении установленных им запретов и ограничений, возможность проведения всех работ при их соблюдении заявителем не подтверждена, документально не зафиксирована и не обоснована.

Отсутствие в проекте разработанного раздела об устройстве наружных сетей не позволяет проверить соответствие работ и возможность их выполнения при соблюдении ограничений, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, режима охранной зоны памятника природы, учитывая особый статус земельного участка, на котором планируется строительство.

Суд первой инстанции также дал надлежащую оценку содержанию проекта освоения лесов, представленного в ходе судебного разбирательства; вывод суда об отсутствии в проекте освоения лесов работ, заявленных в проектной документации (разработка котлована, устройство сетей водоотведения, дождевой и производственной канализации, благоустройство территории (устройство тротуара из тротуарной плитки и асфальтобетонного проезда), является обоснованным. Доводы заявителя в соответствующей части подлежат отклонению.

На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что у Администрации имелись достаточные основания для отказа обществу в выдаче разрешения на строительство, в связи с чем, оспариваемый отказ является обоснованным и соответствует действующему законодательству.

Как верно указано судом первой инстанции, ООО «Баден-Баден Екатеринбург» не лишено возможности по результатам устранения всех выявленных нарушений вновь обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на строительство.

Cуд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При подаче апелляционной жалобы ООО «Баден-Баден Екатеринбург» согласно платежному поручению № 3 от 09.01.2024 уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб., излишне уплаченная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции



ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2023 по делу № А76-13738/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Баден-Баден Екатеринбург» - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Баден-Баден Екатеринбург» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению № 3 от 09.01.2024.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.



Председательствующий судья М.В. Корсакова


Судьи Е.В. Бояршинова


А.П. Скобелкин



Суд:

18 ААС (Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд) (подробнее)

Истцы:

ООО "Баден-Баден Екатеринбург" (ИНН: 4501191699) (подробнее)

Ответчики:

Администрация Еткульского муниципального района Челябинской области (ИНН: 7430000485) (подробнее)

Иные лица:

УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЕТКУЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА (подробнее)
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН: 7453171871) (подробнее)
МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН: 7453135778) (подробнее)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ" (подробнее)

Судьи дела:

Бояршинова Е.В. (судья) (подробнее)