Решение от 19 марта 2024 г. по делу № А07-17585/2023АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ул. Гоголя, 18, г. Уфа, Республика Башкортостан, 450076, http://ufa.arbitr.ru/, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru Именем Российской Федерации Дело № А07-17585/2023 г. Уфа 19 марта 2024 года Резолютивная часть решения объявлена 13.02.2024 Полный текст решения изготовлен 19.03.2024 Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Давлеткуловой Г.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО1 рассмотрел дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН <***>, ОГРНИП 309028004400138) к Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным предписания от 16.05.2023 при участии в судебном заседании: согласно протоколу. На рассмотрение Арбитражного суда Республики Башкортостан поступило заявление индивидуального предпринимателя ФИО2 к Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене предписания Комиссии по выявлению самовольно установленных нестационарных торговых объектов на территории Ленинского района городского округа город Уфа РБ и принятию мер, направленных на их демонтаж и (или) перемещение самовольно размещенного нестационарного торгового объекта (далее по тексту - Комиссия), от 16.05.2023 в отношении объекта, расположенного по адресному ориентиру: <...> с домом № 83 на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010204:298 в добровольном порядке. Представитель заявителя в обоснование требований указал, что на момент установления Комиссией объекта, обладающего признаками самовольно размещенного нестационарного объекта, ФИО2 не являлся его владельцем и субъектом ответственности. Администрация Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация) с требованиями заявителя не согласна, представила отзыв на заявление, в удовлетворении требований просит отказать. Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее. 27 сентября 2010 г. между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и индивидуальным предпринимателем ФИО3 был заключен договор № 1589-10 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010204:77 площадью 18 кв.м по адресу: г. Уфа, Ленинский район, на пересечении ул. Ленина и ул. Чернышевского, занимаемый нестационарным объектом мелкорозничной торговли «Цветы». На основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 1589-10 от 27 сентября 2010 г. права и обязанности по договору аренды земельного участка перешли к ФИО4. 30 января 2012 между ФИО4 и ФИО2 был заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору № 1589-10 от 27 сентября 2010 г. аренды земельного участка. 30 января 2012 г. между Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и индивидуальным предпринимателем ФИО2 было заключено дополнительное соглашение № 2 о внесении изменений в договор № 1589-10 от 27 сентября 2010 г. аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010204:77 площадью 18 кв.м по адресу: г. Уфа, Ленинский район, на пересечении ул. Ленина и ул. Чернышевского, занимаемый нестационарным объектом мелкорозничной торговли «Цветы». 31 января 2012 г. между ФИО4 и ФИО2 заключен договор купли-продажи нестационарного объекта мелкорозничной торговли «Цветы», расположенного по указанному адресу. 26 декабря 2013 г. между Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и индивидуальным предпринимателем ФИО2 на основании постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 2881 от 06 июня 2013 г. был заключен договор аренды земельного участка № 1781-13 от 26 декабря 2013 г., по условиям которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:55:010204:298, расположенный по адресу: Ленинский район городского округа <...>. Чернышевского, занимаемый нестационарным торговым объектом «Цветы» (типа «павильон»), в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, прилагаемом к Договору, общей площадью 20 кв.м. Согласно условиям договора по первому требованию Администрации земельный участок подлежит изъятию, а строение сносу за счет владельца без возмещения затрат и предоставления другого земельного участка с досрочным расторжением договора аренды земельного участка в установленном порядке. По информации Управления по городу Уфе и Уфимскому району Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на основании п. 1 ст. 46 Земельного кодекса РФ, п. 2 ст. 610 ГК РФ, уведомления Управления по городу Уфе и Уфимскому району Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан исх. № АМ-М04-06-3/5829 от 15 декабря 2022 г., направленного ИП ФИО2, составлен акт от 29 марта 2023 г. о прекращении договора аренды № 1781-13 от 26 декабря 2013 г., в котором указано на направление соответствующего заявления о государственной регистрации прекращения права аренды по указанному договору в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Управлением по городу Уфе и Уфимскому району Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан письмом от 08 декабря 2022 г. № АМ-М04-06-3/11823-г в адрес ФИО2 была направлена досудебная претензия с предложением оплатить образовавшуюся задолженность по арендным платежам по указанному договору. Распоряжением Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 31 октября 2022 г. № 535-р создана Комиссия по выявлению самовольно установленных нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории Ленинского района городского округа город Уфа РБ и принятию мер, направленных на их демонтаж и (или) перемещение и утвержден ее состав. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Порядком по выявлению самовольно установленных нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и принятию мер, направленных на их демонтаж и (или) перемещение, хранение, возврат собственнику (владельцу) либо иному правообладателю, утвержденным постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13 октября 2022 г. № 1757. С целью установления правомерности нахождения вышеуказанного объекта на земельном участке Администрацией Ленинского района были направлены запросы в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление по городу Уфе и Уфимскому району Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Управление потребительского рынка, туризма и защиты прав потребителей Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, МКУ Управление наружной рекламы и информации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Письмом от 12 мая 2023 г. № 3/1245 Управление потребительского рынка, туризма и защиты прав потребителей Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщило Администрации Ленинского района следующее. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 12.10.2021 № 511, п.1.7 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан» в редакции от 22.03.2023) основаниями для размещения нестационарного торгового объекта являются схема размещения и договор на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного между Уполномоченным органом и юридическим лицом или гражданином, занимающимся предпринимательской деятельностью в соответствии с федеральными законами. В действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Уфа РБ, утвержденную постановлением Администрации ГО г. Уфа РБ от 15.12.2022 № 2134, площадка на пересечении улиц Ленина-Чернышевского включена со следующими данными: павильон, специализация-цветы, площадь-18 кв.м (позиция 779). Письмом от 12 мая 2023 г. № 563-23 МКУ Управление наружной рекламы и информации городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщило Администрации Ленинского района, что на 12 мая 2023 г. реестр действующих договоров на размещение нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан не содержит информацию о действующем договоре на размещение НТО по адресу: <...>, павильон ИП ФИО2 «Цветы». Актом осмотра и установления фактического использования земельного участка Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 ноября 2022 г. установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010204:298 расположен нестационарный торговый объект «Цветы» (типа - «павильон»). На момент осмотра в павильоне осуществлялась предпринимательская деятельность. По имеющимся данным информация об оформленных правах отсутствует. Согласно проведенному инструментальному обследованию площадь павильона составляет 20 кв.м, Согласно акту усматриваются признаки нарушения земельного законодательства, а именно ст. 25, ст. 26 Земельного кодекса РФ, выразившиеся в использовании земельного участка без правоустанавливающих документов. Обмер произведен с использованием специального средства измерения, что зафиксировано в акте. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, сформированной по запросу Администрации, права пользователей земельного участка с кадастровым номером 02:55:010204:298 не зарегистрированы. Письмом от 03 февраля 2023 г. № АМ-М04-06-3/689 Управление по городу Уфе и Уфимского района Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан сообщило Администрации Ленинского района, что в адрес Арендатора – ИП ФИО2 направлено уведомление об отказе от договора аренды от 26.12.2013 № 1781-1 земельного участка в соответствии с п. 2 ст. 610 Гражданского кодекса РФ. В случае неявки и неподписания соглашения о расторжении со стороны Арендатора, договор аренды земельного участка прекратит свое действие по истечении трех месяцев с момента направления уведомления (уведомление от 15 декабря 2022 г. № АМ-М04-06-3/5829). По результатам работы Комиссией по выявлению самовольно установленных нестационарных торговых объектов на территории Ленинского района городского округа город Уфа РБ и принятию мер, направленных на их демонтаж и или перемещение (далее –Комиссия) установлено, что нестационарный торговый объект - павильон «Цветы», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010204:298 по адресному ориентиру: <...> рядом с домом 83, собственником которого является ИП ФИО2, самовольно размещен и (или) используется без разрешительных документов на право размещения нестационарного объекта, и указанные обстоятельства зафиксированы в акте комиссии от 15 мая 2023 г. С учетом предоставленной информации 16 мая 2023 г. Комиссией было принято решение выдать ИП ФИО2 предписание о демонтаже и перемещении самовольно размещенного нестационарного торгового объекта в добровольном порядке. Предписанием Комиссии от 16 мая 2023 г. ИП ФИО2 указано на необходимость в срок в течение 10 рабочих дней с момента опубликования информации на официальном сайте Администрации городского округа город Уфа РБ в сети «Интернет» демонтировать нестационарный торговый объект в добровольном порядке за счет собственных средств. Предписание было опубликовано на официальном сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также направлено в адрес ИП ФИО2 почтовым отправлением заказным письмом (РПО № 45007782190250 от 16 мая 2023 г.) по адресу: <...>. Также предписание было размещено непосредственно на нестационарный торговом объекте. В заявлении об оспаривании указанного предписания ИП ФИО2 обращает внимание на то обстоятельство, что в ноябре 2022 г. продал нестационарный торговый объект, который принадлежал ему на праве собственности по договору купли-продажи нестационарного объекта мелкорозничной торговли «Цветы» по ул. Ленина – Чернышевского и переуступил другому лицу право аренды земельного участка по договору № 1781-13 от 26.12.2013 г. Считает, что на момент установления Комиссией по выявлению самовольно установленных нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории Ленинского района городского округа город Уфа РБ и принятию мер, направленных на их демонтаж и (или) перемещение объекта, обладающего признаками самовольно размещенного нестационарного объекта, не являлся владельцем павильона и не являлся субъектом ответственности. Согласно пояснениям представителя Администрации Ленинского района ФИО2 в Администрацию Ленинского района не сообщал о переходе прав на нестационарный торговый объект от него к третьим лицам, договор купли-продажи нестационарного торгового объекта, заключенный в ноябре 2022 г. либо иные документы об отчуждении имущества не предоставил. На запросы Администрации Ленинского района с просьбой предоставить информацию о владельце киоска сведения не поступили. Письмом от 14 ноября 2023 г. № ЭУ-М04-06-3/9009 Управление по городу Уфе и Уфимского района Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан сообщило Администрации Ленинского района, что договор аренды от 26 декабря 2013 г. № 1781-13, заключенный с ИП ФИО2 прекращен 15 марта 2023 г. на основании п. 1 ст. 46 ЗК РФ, ст. 610 ГК РФ, в связи с чем составлен акт от 29 марта 2023 г. о прекращении договора аренды № 1781-13 от 26 декабря 2013 г. земельного участка. Обращений от ИП ФИО2 и третьих лиц по вопросу переоформления договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010204:298 в Управление не поступало. Согласно письму ООО Башкирэнерго договор на электроснабжение киоска был заключен с ФИО2 Не согласившись с предписанием Комиссии от 16 мая 2023 г. ФИО2 обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением. Исследовав и оценив доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит доводы заявителя необоснованными исходя из следующего. Порядок оспаривания ненормативных актов государственных органов регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), предусматривающей возможность обжалования ненормативных правовых актов несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Из анализа взаимосвязанных положений ст. 29, ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ, разъяснений, данных в п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган. В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований. Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом № 381-ФЗ. В силу пункта 6 статьи 2 Закона № 381-ФЗ нестационарным торговым объектом признается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 2 решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.02.2019 № 37/22 Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан поручено организовать работу по формированию и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий городского округа город Уфа Республики Башкортостан и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, устанавливаемых Правительством Республики Башкортостан в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, утверждаемой Правительством Российской Федерации; определить орган, уполномоченный на организацию и проведение торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в срок до 15.03.2019; разработать и утвердить Положение о проведении торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в срок до 15.04.2019. Земельное законодательство основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом (пункт 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Договор аренды заключается на срок, определенный договором (пункт 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации). Пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ). В абзаце 2 пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право каждой из сторон в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок. Из системного толкования указанных норм следует, что при одностороннем отказе от исполнения договора для того, чтобы договор считался расторгнутым, стороне достаточно уведомить контрагента об отказе от его исполнения. Как установлено из представленных документов, договор аренды для размещения НТО неоднократно продлевался сторонами, при этом по истечении срока действия договора арендатор продолжал пользоваться арендованным имуществом и со стороны арендодателя не последовало возражений, в связи с чем договор аренды был возобновлен на неопределенный срок. В пункте 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предоставленное Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" (далее - Постановление Пленума № 54), в случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ). В силу пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ право на одностороннее изменение условий договорного обязательства или на односторонний отказ от его исполнения может быть осуществлено управомоченной стороной путем соответствующего уведомления другой стороны. Договор изменяется или прекращается с момента, когда данное уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено Гражданского кодекса Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон. Как следует из материалов дела, реализуя свое право, арендодатель (Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан) в соответствии с пунктом 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации уведомила арендатора (ИП ФИО2) о расторжении договора, направив в его адрес уведомление по адресу предпринимателя. Данный факт сторонами не оспаривается. Отказ Арендодателя от договора, продленного на неопределенный срок, является безусловным в соответствии с положениями гражданского законодательства. Из разъяснений, изложенных в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 "О свободе договора и ее пределах", следует, что пункт 2 статьи 610 ГК РФ предусматривает право каждой из сторон договора аренды, заключенного на неопределенный срок, немотивированно отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону в названные в данной норме сроки. Эта норма, хотя и не содержит явно выраженного запрета на установление иного соглашением сторон, но из существа законодательного регулирования договора аренды как договора о передаче имущества во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ) следует, что стороны такого договора аренды не могут полностью исключить право на отказ от договора, так как в результате этого передача имущества во владение и пользование фактически утратила бы временный характер. Поскольку арендодатель направил арендатору предупреждение о прекращении договора, то согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 № 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", требование пункта 2 статьи 610 ГК РФ правомерно признается соблюденным. При этом в данном случае не имеет значения, какие обстоятельства предопределили намерение арендодателя отказаться от договора. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 14.07.2011 N 980-О-О, ссылаясь на статью 310 ГК РФ, указал на то, что норма пункта 2 статьи 610 ГК РФ о праве любой из сторон отказаться от договора является гарантией прав сторон договора аренды в случае его заключения на неопределенный срок, а потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права. Вместе с тем согласно пункту 14 Постановления Пленума № 54 при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 168 ГК РФ). Проанализировав условия договора аренды с учетом обстоятельств дела, а также действия Арендодателя в части направления ИП ФИО2 уведомления об отказе от договора аренды с требованием о возврате земельного участка, суд приходит к выводу о том, что Арендодатель реализовал предусмотренное законом и договором право на односторонний отказ от его исполнения. При этом наличия признаков злоупотребления правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) в действиях Арендодатель по одностороннему отказу от исполнения договора не установлено и из материалов дела не следует. Согласно досудебной претензии Управления по городу Уфе и Уфимскому району Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 08 декабря 2022 г. № АМ-М04-06-3/11823-г Арендатор (ИП ФИО2) не исполнял свои обязательства по оплате арендной платы, в результате чего образовалась задолженность по арендным платежам по указанному договору. Таким образом, отказ от договора, возобновленного на неопределенный срок, не является произвольным, и не нарушает права предпринимателя. На основании статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Между тем доказательства освобождения земельного участка со стороны ИП ФИО2 не представлены (часть 1 статьи 65 АПК РФ). Невозврат земельного участка после прекращения договора, расценивается как недобросовестное бездействие, а платежи по арендной плате являются формой исполнения истцом своей обязанности платить за фактическое пользование земельным участком, тем самым, производя досудебное урегулирование возможных требований арендодателя на основании ст. 622 ГК РФ. Иное позволяло бы арендатору, использующему арендуемое имущество без правовых оснований и не исполняющему обязанность по передаче земельного участка арендодателю, продолжать незаконно владеть этим имуществом, извлекая свою выгоду, без возмещения стоимости такого пользования другой стороне. Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.02.2019 № 37/22 утверждено Положение о Порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Порядок). Указанное решение Совета городского округа г. Уфа РБ является нормативным правовым актом, опубликовано в установленном порядке и является обязательным для исполнения всеми субъектами гражданских правоотношений в части размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Уфа. Заявитель не является исключением и обязан соблюдать требования для законного размещения нестационарных торговых объектов. В соответствии с пунктом 1.7 Порядка размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии с утвержденной Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан схемой размещения НТО на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Схема размещения) и на основании договора на размещение, заключенного с Уполномоченным органом в порядке, установленном настоящим Положением. Нестационарный торговый объект павильон «Цветы» на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на пересечении улиц Ленина-Чернышевского был включен в Схему размещения в соответствии с постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15 декабря 2022 г. № 2134 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан». Однако, само по себе указание в схеме размещения места возможного размещения НТО, адресный ориентир которого совпадает с местом, где находится павильон заявителя, в отсутствие действующего договора аренды земельного участка либо договора на размещение НТО является недостаточным основанием для признания права размещения НТО в указанном месте. Письмом от 12 мая 2023 г. № 563-23 МКУ Управление наружной рекламы и информации городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщило Администрации Ленинского района, что на 12 мая 2023 г. реестр действующих договоров на размещение нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан не содержит информацию о действующем договоре на размещение НТО по адресу: <...>, павильон ИП ФИО2 «Цветы». Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 2040 от 15 ноября 2023 г. «О внесении изменений в приложение к постановлению Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15 декабря 2022 г. № 2134 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан» внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно которому в схеме размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на 15 ноября 2023 г. нестационарный торговый объект (павильон) цветы на пересечение улиц Ленина-Чернышевского отсутствует. Порядок по выявлению самовольно установленных нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и принятию мер, направленных на их демонтаж и (или) перемещение, хранение, возврат собственнику (владельцу) либо иному правообладателю установлен Постановлением Администрации городского округа г. Уфа РБ от 13.10.2022 № 1757 (далее – Порядок № 1757). На основании п. 2.1 Порядка № 1757 Комиссия администрации района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по выявлению самовольно установленных нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и принятию мер, направленных на их демонтаж и (или) перемещение (далее - Комиссия района), создается с целью выявления самовольно установленных нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, их демонтажа и (или) перемещения и последующего хранения на территории соответствующего района городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Пунктом 5.1 Порядка № 1757 предусмотрено, что выявление самовольных объектов осуществляется на основании обследований Комиссии района по мере необходимости. Выявленные самовольные объекты фиксируются членами Комиссии района путем составления акта в день выявления объекта, обладающего признаками самовольно размещенного нестационарного объекта с приложением плана размещения и фото-, видеоматериалов (пункт 5.2 Порядка № 1757). В силу пункта 5.3 Порядка № 1757 при выявлении самовольно установленного объекта Комиссия района в течение 1 рабочего дня с момента составления акта выявления объекта направляет запросы: - в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - МЗИО) – о наличие действующего договора аренды; - в Управление потребительского рынка, туризма и защиты прав потребителей Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – о наличие в схеме размещения объекта; - в МКУ "Управление наружной рекламы и информации" городского округа город Уфа Республики Башкортостан – о наличие действующего договора на размещение НТО. В течение 2 рабочих дней с момента получения ответов на запросы от учреждений, структурных подразделений, МЗИО Комиссия района оформляет предписание о демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенного НТО в добровольном порядке. Предписание вручается собственнику самовольного объекта лично в день его оформления (Пункт 6.2 Порядка № 1757). В случае отсутствия собственника Предписание размещается непосредственно на НТО, а также направляется в его адрес почтовым отправлением заказным письмом с уведомлением или любым другим доступным способом. Администрация Ленинского района городского округа город Уфа РБ при вынесении Предписания действовала последовательно в соответствии с Порядком по выявлению самовольно установленных нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и принятию мер, направленных на их демонтаж и (или) перемещение, хранение, возврат собственнику (владельцу) либо иному правообладателю, утвержденным постановлением Администрации городского округа г. Уфа РБ от 13.10.2022 № 1757 (с изменениями от 07.03.2023 № 355). Предписание от 16 мая 2023 г. Комиссии по выявлению самовольно установленных нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан и принятию мер, направленных на их демонтаж и (или) перемещение, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На момент вынесения предписания у заявителя отсутствовали действующие договор аренды земельного участка, договор на размещение нестационарного торгового объекта, это является достаточным доказательством незаконности размещения нестационарного торгового объекта, Администрацией Ленинского района ГО г. Уфа РБ соблюден порядок вынесения предписания. Факт обжалования заявителем предписания Комиссии от 16 мая 2023 г. свидетельствует о том, что предписание Комиссии от 16 мая 2023 г. заявителем получено, изучено. Предоставление документов о заключении договора аренды земельного участка и купли-продажи нестационарного объекта свидетельствует об осведомленности заявителя о порядке и процедуре оформления документов по переходу прав к третьим лицам. Определением суда от 18.12.2023 заявителю было предложено представить доказательства передачи права собственности иному лицу, письменные мотивированные возражения на отзыв со ссылками на нормы права, возражения. Однако заявитель не предоставил доказательства перехода прав на нестационарный объект от ИП ФИО2 к третьим лицам, не предоставил договор купли-продажи нестационарного объекта, на который заявитель ссылается в тексте заявления в обоснование своей позиции. Суд приходит к выводу о правомерном вынесении Администрацией Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан предписания от 16 мая 2023 г. Основания для признания оспариваемого предписания недействительным отсутствуют. Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд В удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя ФИО2 отказать. Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2023 по делу № А07-17585/2023, отменить. Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан. Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru. Судья Г.А. Давлеткулова Суд:АС Республики Башкортостан (подробнее)Истцы:Баймуратов Д С (ИНН: 027370049888) (подробнее)Ответчики:АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (ИНН: 0278117587) (подробнее)Иные лица:Администрация Ленинского района Городского округа г.Уфы (подробнее)Судьи дела:Давлеткулова Г.А. (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Судебная практика по:Злоупотребление правомСудебная практика по применению нормы ст. 10 ГК РФ Признание договора купли продажи недействительным Судебная практика по применению норм ст. 454, 168, 170, 177, 179 ГК РФ
|