Решение от 18 июня 2019 г. по делу № А55-33299/2018






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17


Именем Российской Федерации


РЕШЕНИЕ


Дело №

А55-33299/2018
18 июня 2019 года
г. Самара




Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 18 июня 2019 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Черномырдиной Е.В.


при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Митекиной М.В.,


рассмотрев в судебном заседании 04-10 июня 2019 года (в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв) дело по заявлению


Государственного автономного учреждения Самарской области «Арена», Самарская область, г. Тольятти


к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

Министерство строительства Самарской области, г. Самара

Администрацию городского округа Тольятти, г. Самара

Государственную инспекцию строительного надзора Самарской области, г. Самара

Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара

Кузнецовой Светланы Юрьевны, Самарская область, г. Тольятти

ООО «Капитальный проект», Самарская область, г. Тольятти

МП городского округа Тольятти «Инвентаризатор», Самарская область, г. Тольятти


О признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия


при участии в заседании


от заявителя – Щетинина А.Ю. по доверенности от 14.01.2019г., после перерыва – Панова Е.Г. по доверенности от 22.01.2019г.,

от заинтересованного лица – Аладин В.Ю. по доверенности от 29.12.2018г.,

от третьих лиц – не явились, извещены

установил:


Государственное автономное учреждение Самарской области «Арена» обратилось в арбитражный суд к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением, в котором просит:

1) признать незаконным отказ заинтересованного лица в кадастровом учете по регистрационному делу №63-0-1-174/3302/2018-873 от 07.09.2018г.;

2) обязать заинтересованное лицо осуществить кадастровый учет вносимых изменений в площадь объекта на основании заявления ГАУ СО «Арена» от 04.06.2018г.

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.1-5, т.2).

В судебное заседание представитель Администрации городского округа Тольятти не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в соответствии со статьей 123 АПК РФ, позиция изложена в отзыве (л.д.47-49, т.2).

В судебное заседание представители Министерства имущественных отношений Самарской области, Кузнецовой Светланы Юрьевны, МП городского округа Тольятти «Инвентаризатор» не явились, о времени и месте судебного заседания извещен в соответствии со статьей 123 АПК РФ, позиция изложена в отзывах (л.д. 33-36, 30-31, т.2)

В судебное заседание представители Министерства строительства Самарской области, Государственной инспекции строительного надзора Самарской области, ООО «Капитальный проект» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии со статьей 123 АПК РФ, отзывы не представлены.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, и при непредставлении Министерством строительства Самарской области, Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области, ООО «Капитальный проект» отзывов на заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих и присутствующих в судебном заседании, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на заявление, оценив в совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 04 июня 2018г. государственное автономное учреждение Самарской области «Арена» (далее – заявитель, ГАУ СО «Арена», учреждение) обратилось с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - здание (Спортивный комплекс «Труд») с кадастровым номером 63:09:0301148:569, расположенного по адресу: Самарская область, г.о.Тольятти. Центральный район, ул. Карла Маркса, д. 37, в части площади объекта, изменившейся вследствие реконструкции объекта №63-0-1-174/3302/2018-873. С заявлением представлены технический план помещения, заключение кадастрового инженера.

06.06.2018г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) уведомило Учреждение о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету на срок до 06.09.2018г. в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам. По мнению государственного регистратора не были представлены разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объекта, изменения в учредительные документы Учреждения, в связи с чем, регистратором были сделаны соответствующие запросы.

Письмом от 21.06.2018г. за исх. №727, от 09.08.2018г. за исх. №883 в адрес Управления направлены ответ заместителя главы городского округа по имуществу и градостроительству Администрации городского округа Тольятти, ответ Министерства строительства Самарской области, изменения в устав Учреждения, постановление государственной инспекции строительного надзора №01-05-10/160 от 31.07.2018г., что подтверждается почтовым отправлением.

07.09.2018г. Управлением принято решение об отказе в государственном кадастровом учете изменений в связи с тем, что в спорном объекте были выполнены работы, которые включены в Перечень, утв. Приказом Министерства Регионального развития РФ № 624 от 30.12.2009 г. Данные работы, по мнению Управления Росреестра, влияют на безопасность объектов капитального строительства, поэтому требуют выдачи разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию.

Посчитав указанный отказ в кадастровом учете незаконным и необоснованным, нарушающим п.п.6 п.5 ст.14 Закона о регистрации права и законные интересы Государственного автономного учреждения Самарской области «Арена», заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В силу с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. №6/8 основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов.

В силу ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Требования к подготовке технического плана, в том числе документы, на основании которых технический план может быть подготовлен, установлены ст. 24 Закона о регистрации, форма технического плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее - Требования к подготовке технического плана).

В соответствии с ч. 12 ст. 24 Закона о регистрации, технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

В силу ч. 10 ст. 24 Закона о регистрации и п. 20 Требований к подготовке технического плана, сведения о помещении за исключением сведений о площади и местоположении в пределах этажа здания указываются на основании: 1) разрешения на ввод в эксплуатацию здания, в котором находится помещение; 2) проектной документации здания, в котором находится помещение; 3) проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки; 4) изготовленного до 01.01.2013 г. технического паспорта помещения или изготовленного до 01.01.2013 г. технического паспорта здания, в котором находится помещение.

Судом установлено, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что на государственный кадастровый учет заявителем представлен технический план здания от 01.06.2018г. (л.д.117-127, т.1).

В силу ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Пунктом 2 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Из заключения кадастрового инженера следует, что общая площадь здания составляет 10405,1 кв.м., площадь здания в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 01.03.2016г. №90 составляет 10608,6 кв.м. (л.д.121 т.1).

Согласно техническому заданию к договору подряда №345-УР/17 от 05.06.2017г., а также сметной документации, представленной заявителем, на объекте выполнены монтажные, демонтажные, отделочные, сантехнические, электромонтажные работы по переустройству помещения тренажерного зала №162 в реабилитационный центр в физкультурно-спортивном комплексе «Труд» (л.д.112-163, т.2, 1-84, т.3).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что согласно представленному техническому плану и проектной документации, на основании которой был составлен технический план, в отношении заявленного объекта осуществлена реконструкция, а именно устройство перегородок между помещениями, а также сконструированы сауна и бассейн (л.д.139-140, т.1).

Вышеуказанные работы входят в перечень работ, содержащийся в приказе Минрегиона РФ от 30.12.2009г. №624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» и, следовательно, требуют для их проведения выдачи разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию.

В соответствии с п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Кроме того, согласно п. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства, а технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Законом о регистрации, в силу п. 10.1. Градостроительного кодекса РФ является лишь обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию и, соответственно, не может являться достаточным доказательством отсутствия у заявителя необходимости получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Из материалов дела следует, что государственный регистратор с учетом характера выполненных строительных работ, возникновением сомнений в комплектности представленных документов, для разъяснения вопроса, требуется ли разрешение на строительство при реконструкции спорного объекта, а в случае необходимости такого разрешения - с целью установления органа, к компетенции которого отнесена выдача разрешения на строительство, приостановил государственную регистрацию и направил межведомственный запрос в Администрацию городского округа Тольятти Департамент градостроительной деятельности, Министерство Строительства Самарской области.

Администрация городского округа Тольятти сообщила, что по данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности такие решения в отношении здания не принимались (л.д.168, т.1).

Из отзыва Администрации городского округа Тольятти также следует, что письмо о предоставлении разъяснений №3713/5 от 14.05.2018г. (л.д.18, т.1), на которое ссылается заявитель как на доказательство соблюдения необходимых процедур, носит информационный характер и содержит в себе отсылку к нормативно-правовым актам, регламентирующим порядок действий в том или ином случае. Кроме того, Администрации городского округа Тольятти заявляет, что в ее адрес не поступало соответствующего заявления с приложением всех необходимых документов о предоставлении муниципальной услуги.

Аналогичный ответ от 15.06.2018г. №3/2674 получен от Министерства строительства Самарской области (л.д.169, т.1).

Ссылка заявителя на письмо Министерства строительства Самарской области 33/1871 от 04.05.2018г. признается судом несостоятельной. Данное письмо представляет собой ответ на обращение заявителя от 26.04.2018г. №532 о предоставлении информации о необходимости получения разрешения на строительство согласно приложенной проектной документации. Так согласно данному письму, Министерство строительства Самарской области сообщает, что выдача заключений об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию объектов в связи с проведенными строительными мероприятиями являются вопросами местного значения и должны осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно.

Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявитель не обращался за получением разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в уполномоченные органы.

Кроме того, заинтересованное лицо ссылается на то, что согласно п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах (далее - орган регистрации прав) в установленном настоящей статьей порядке (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Данный довод заинтересованного лица не может быть принят судом во внимание, так как в данном случае заявителем обжалуется отказ регистрирующего органа, а не уведомление о приостановлении. Действующим законодательством РФ не предусмотренного административного порядка обжалования отказа регистрирующего органа до обращения в суд.

Довод заявителя о том, что в рассматриваемой ситуации осуществлены строительные мероприятия, не требующие получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, что подтверждается постановлением Государственной инспекции строительного надзора Самарской области №01-05-10/160 от 31.07.2018г., в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении в отношении Государственного автономного учреждения Самарской области «Арена» по части 1 статьи 9.5 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения в соответствии с ч.2 ст. 24.5 КоАП РФ, является ошибочным.

Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Кроме того, Государственная инспекция строительного надзора Самарской области не является уполномоченным органом по выдаче разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что отказ в осуществлении кадастрового учета изменений в отношении здания с кадастровым номером 63:09:0301148:569, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Карла Маркса, д. 37, является законным и обоснованным, а требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ и относятся на заявителя.


Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении требований отказать.


Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.



Судья


/
Е.В. Черномырдина



Суд:

АС Самарской области (подробнее)

Истцы:

Государственное автономное учреждение Самарской области "Арена" (подробнее)

Ответчики:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (подробнее)

Иные лица:

Кузнецова Светлана Юрьевна (подробнее)
Администрацию городского округа Тольятти (подробнее)
Министерство строительства Самарской области (подробнее)
Министерство имущественных отношений Самарской области (подробнее)
Государственная инспекция строительного надзора Самарской области (подробнее)
МП г. Тольятти "Инвентаризатор" (подробнее)
МП г.о. Тольятти "Инвентаризатор" (подробнее)
ООО "Капитальный проект" (подробнее)