Решение от 6 марта 2024 г. по делу № А65-37963/2023




АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00


Именем Российской Федерации


РЕШЕНИЕ


г. Казань Дело № А65-37963/2023


Дата принятия решения – 06 марта 2024 года

Дата объявления резолютивной части – 27 февраля 2024 года.


Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Насырова А.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокуратура Апастовского района, с.Апастово к Государственному казенному учреждению "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан", г.Казань о привлечении к административной ответственности, с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – НО «ГЖФ при Раисе РТ», Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан,

с участием:

от заявителя – не явился, извещен;

от ответчика – ФИО2 представитель по доверенности от 09.01.2023 г.,

от третьих лиц:

НО «ГЖФ при Раисе РТ» - ФИО3 представитель по доверенности от 29.12.2023 г.;

Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан – ФИО4 представитель по доверенности от 19.02.2024 г. ФИО5 представитель по доверенности от 09.01.2024 г.,


УСТАНОВИЛ


Прокуратура Апастовского района, с.Апастово (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному казенному учреждению "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан", г.Казань о привлечении к административной ответственности.

Заявитель надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Суд определил провести судебное заседание в отсутствие заявителя в порядке, предусмотренном ст.156 АПК РФ, о чем вынесено протокольное определение.

Третьи лица заявили ходатайство о приобщении отзывов к материалам дела.

Судом ходатайство удовлетворено. Представленные отзывы в порядке ст. 159 АПК РФ приобщен к материалам дела, о чем суд вынес протокольное определение.

Ответчик факт нарушения признал.

Третьи лица дали пояснения по существу дела.

Как усматривается из представленных по делу документов, Прокуратурой Апастовского района 17.10.2023, с привлечением в качестве специалиста сотрудника Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан и сотрудника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Буинском, Дрожжановском, Тетюшском, Апастовском районах (ФИО6), проведена проверка хода осуществления строительства многоквартирного жилого дома на территории Апастовского муниципального района, расположенного по адресу: ул. Молодежная, д. № 38, п.г.т. Апастово, Апастовский район, Республика Татарстан.

Установлено, что инвестором по строительству данного дома является -НО «Государственный жилищный фонд при Раисе РТ», техническим заказчиком - ГКУ «Главное инвестиционно - строительное управление РТ», подрядчиком -строительная компания ООО «Народный дом», субподрядчиком - ООО «Передвижная механизированная колонна №5».

Из п. 1.2 Договора №865/ф на строительство объекта «24 кв. жилой дом по ул. Молодежная, д.38, п.г.т. Апастово, Апастовский район, РТ» от 03.09.2020 следует, что Заказчик обязуется организовать строительство Объекта, осуществлять функции технического заказчика по осуществлению строительного контроля за качеством и ходом выполнения работ на Объекте.

В ходе проверки установлено, что 08.11.2021 ГКУ «Главное инвестиционно - строительное управление РТ» направил письмо (уведомление) руководителю Западного территориального органа Инспекции государственного строительного надзора РТ о консервации объекта «24 кв. жилой дом но ул. Молодежная, д.38, п.г.т. Апастово, Лнастовский район, РТ» на неопределенный срок. (исх. №15976-ожс от 08.11.2021. за подписью зам. директора ФИО7).

На момент проверки техническим заказчиком (ГКУ «Главное инвестиционно - строительное управление РТ») не предоставлены документы о техническом обследовании объекта после консервации и не направлены уведомления о возобновлении строительства объекта в орган, выдавший разрешение на строительство - Исполнительный комитет Апастовского муниципального района РТ и в орган государственного строительного надзора-Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан.

В связи с выявленным нарушением, административным органом был составлен акт проверки №42-2023 от 24.10.2023г., 19.12.2023г. вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ.

На основании статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Прокуратура Апастовского района обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан", г.Казань к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

На основании пункта 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик для ввода объекта в эксплуатацию обязан обратиться в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" согласно части 5 статьи 9.5 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежат лица, осуществляющие эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

При рассмотрении таких дел судам необходимо исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства. В том случае, если эксплуатация объекта капитального строительства осуществляется несколькими лицами одновременно, к административной ответственности может быть привлечено каждое из таких лиц, а не только то лицо, которое начало эксплуатировать соответствующий объект первым.

В силу ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ, состоит в нарушении сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или не уведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ о сроках завершения работ, которые подлежат проверке.

Объектом посягательства является установленный порядок осуществления государственного строительного надзора в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, подлежащего проверке, в целях которого и возлагается на лиц, осуществляющих строительство, обязанность по представлению уполномоченному органу соответствующей информации.

Субъектами данных правонарушений являются лица, осуществляющие строительство.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 названной статьи.

В силу пункта 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Учитывая вышеизложенное, именно на общество, как на лицо, осуществившее подготовку проектной документации, получившее разрешение на строительство объектов капитального строительство, возложена обязанность соблюдения требований нормативных документов в области строительства.

Частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с данным Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, (органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ.

Таким образом, из совокупного анализа положений части 2 статьи 9.5 КоАП РФ и части 5 статьи 52 ГрК РФ следует, что квалифицирующим признаком указанного состава административного правонарушения является нарушение срока направления извещения о начале строительства объекта капитального строительства.

Как следует из материалов дела, на момент проверки техническим заказчиком (ГКУ «Главное инвестиционно - строительное управление РТ») не предоставлены документы о техническом обследовании объекта после консервации и не направлены уведомления о возобновлении строительства объекта в орган, выдавший разрешение на строительство - Исполнительный комитет Апастовского муниципального района РТ и в орган государственного строительного надзора-Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан.

Консервация строительства объектов капитального строительства - это комплекс организационных и технических мероприятий, на период приостановления строительства объекта капитального строительства, направленных на обеспечение сохранности объекта незавершенного строительства от его разрушения, а также организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение доступа посторонних лиц на объект незавершенного строительства в целях обеспечения безопасности таких лиц до возобновления его строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при необходимости прекращения строительных работ или их приостановления более чем на шесть месяцев, технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства. Комплекс мероприятий, обеспечивающих консервацию объекта, регламентирован пунктами 2-10 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 г. № 802 (далее - Правил):

Пункт 2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

Пункт 3. случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

Пункт 4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).

Пункт 5. В решении о консервации объекта должны быть определены:

а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;

б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);

в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее - техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации; г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее - подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

Пункт 6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией но договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.

Пункт 7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:

а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;

б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:

о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных па объекте и подлежащих храпению;

о наличии сметной документации;

о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.

Пункт 8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

Пункт 9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:

а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);

б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;

в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;

г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;

д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);

е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки. Пункт 10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.

Кроме того, в пункте 12 Правил указано, что в случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:

а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;

б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.

Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.

В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой района 07.11.2023 было внесено представление на имя директора ГКУ «Главное инвестиционно - строительное управление РТ». 06.12.2023 представление рассмотрено, однако, нарушения, указанные в представлении не устранены.

Согласно паспорту объекта строительство вышеуказанного дома возобновлено 26 мая 2023 года, однако, на 19.12.2023 ГКУ «Главное инвестиционно - строительное управление РТ» не направил уведомление в Инспекцию государственного строительного надзора Республики Татарстан о возобновлении строительства объекта и не предоставил документы о техническом обследовании объекта после консервации.

Из информации Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан следует, что строительный контроль за данным объектом не ведется в связи с тем, что строительство объекта приостановлена согласно уведомления ГКУ «Главное инвестиционно - строительное управление РТ» на руководителя Западного территориального органа Инспекции государственного строительного надзора РТ о консервации объекта «24 кв. жилой дом по ул. Молодежная, д.38, п.г.т. Апастово, Апастовский район, РТ» на неопределенный срок. (исх. №15976-ожс от 08.11.2021. за подписью зам. директора ФИО7).

Согласно ст. 58 Градостроительного кодекса РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в действиях юридического лица ГКУ «Главное инвестиционно - строительное управление РТ» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ -нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке.

В данном случае юридическим лицом ГКУ «Главное инвестиционно -строительное управление РТ» допущено нарушение в виде иеуведомлеиия уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти - Инспекцию государственного строительного надзора Республики Татарстан о возобновлении строительства объекта капитального строительства после консервации, которые подлежат проверке.

Факт совершения ответчиком правонарушения полностью подтвержден материалами административного дела, в частности имеющимися в материалах дела доказательствами: актом проверки №42-2023 от 24.10.2023г., постановлением 19.12.2023г.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых кодексом и законами субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается ввиду следующего.

Согласно требованиям пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с абз. 3 п. 18.1 вышеуказанного Постановления в редакции от 20.11.2008, квалификация правонарушения как малозначительного имеет место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Таким образом, основания для применения норм ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Как установлено судом, ответчик ранее привлекался к административной ответственности. Поскольку имеет место неоднократное совершение однородного административного правонарушения, за совершение которых ответчик уже подвергался административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст.4.6 КоАП РФ.

Учитывая, что ответчик ранее привлекался к административной ответственности, а также факты, свидетельствующие о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава административного правонарушения, оценив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства рассматриваемого дела, суд считает возможным назначить КГУ "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан", г.Казань размер штрафа, предусмотренный пунктом 2 статьи 9.5 КоАП РФ.

руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,



Р Е Ш И Л :


Заявление удовлетворить.

Привлечь Государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан", г.Казань к административно ответственности по ч.2 ст. 9.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.

Исполнительный лист на принудительное взыскание выдать по истечению 60 дней со дня вступления решения в законную силу, при отсутствии уведомления суда о его добровольном исполнении.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.


Судья А.Р.Насыров



Суд:

АС Республики Татарстан (подробнее)

Истцы:

Прокуратура Апастовского района, с.Апастово (подробнее)

Ответчики:

Государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан", г.Казань (ИНН: 1654006250) (подробнее)

Иные лица:

Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан (подробнее)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД ПРИ РАИСЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (подробнее)

Судьи дела:

Насыров А.Р. (судья) (подробнее)