Решение от 6 февраля 2024 г. по делу № А76-26988/2023Арбитражный суд Челябинской области Именем Российской Федерации Дело № А76-26988/2023 г. Челябинск 06 февраля 2024 года Резолютивная часть решения объявлена 06.02.2024г. Решение в полном объеме изготовлено 06.02.2024г. Судья Арбитражного суда Челябинской области И.В. Костылев, при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Центральной акцизной таможни, г. Москва, к обществу с ограниченной ответственностью «Интертехника», ИНН: <***>, г.Челябинск о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 8 016 000 рублей, пени в размере 738 540,80 руб. (рассчитанную на день подачи искового заявления), а также сумму пеней, подлежащих уплате за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения денежного обязательства при участии в заседании: от истца: ФИО2, представителя по доверенности от 10.01.2024, паспорт (диплом), от ответчика: ФИО3 - представителя по доверенность от 01.01.2024, паспорт, ФИО4 - представителя по доверенность от 01.01.2024, паспорт (диплом). Центральная акцизная таможня (далее – истец, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Интертехника» (далее – ответчик, общество) о взыскании утилизационного сбора в размере 8 016 000 руб., пени в размере 738 540,80 руб. (рассчитанную на день подачи искового заявления). В обоснование доводов искового заявления заявитель указывает, что ответчиком по декларациям на товары задекларированы и помещены под таможенную процедуру таможенный склад грузовые самосвалы, однако утилизационный сбор за них уплачен несвоевременно, что является основанием для начисления пени. Ответчиком представлен отзыв на исковое заявление, в котором указал на то, что утилизационный сбор при помещении товара под таможенную процедуру таможенный склад уплате не подлежит, поскольку грузовые самосвалы находятся на складе и не эксплуатируются. В последующем, данные грузовые самосвалы помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в ходе которой утилизационный сбор списан таможенным органом со счета общества в полном объеме, что исключает обоснованность исковых требований. Истцом представлено ходатайство об уточнении заявленных исковых требований, в котором просит взыскать с ответчика пени в размере 114 194 руб. 60 коп. Заявил отказ от исковых требований о взыскании утилизационного сбора в размере 8 016 000 руб. Судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения приняты. Суд принимает отказ Центральной акцизной таможни от исковых требований в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью «Интертехника» утилизационного сбора в размере 8 016 000 руб. Производство по делу в данной части подлежит прекращению. Представитель таможенного органа поддержал доводы уточненного искового заявления по изложенным в нем основаниям, просил исковые требования удовлетворить. Представители ответчика в судебном заседании против доводов искового заявления возражали, просили в удовлетворении исковых требований отказать. Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В рассматриваемой ситуации истец изначально просил взыскать с ответчика утилизационный сбор, который фактически был оплачен (списан таможней) в августе, сентябре и октябре 2022 года. В последующем истец уточнил требования и просит взыскать: - пени за период с 06.08.2022 по 08.09.2022 в отношении одного транспортного средства, - пени за период с 06.08.2022 по 11.10.2022 в отношении шести транспортных средств. Фактически, истец просит взыскать пени за период, когда транспортные средства были помещены в режим «таможенный склад» до даты помещения транспортных средств под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Согласно требованиям ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. В соответствии с положениями п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: - осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; - осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; - приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим п. 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 утверждены: 1) Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее – Правила); 2) Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее – Перечень); 3) Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается; 4) Перечень видов и категорий колесных транспортных средств и прицепов к ним, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет, которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается. Согласно п. 3 Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абз. 2 п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба. Разделом II Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты. В соответствии с п. 11 Правил, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абз. 2 п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ. или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы: а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», приведенный в приложении № 1; б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии); в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора; г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении № 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия; д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика. В соответствии с положениями 11(2) Правил Документы, предусмотренные п.п. 11 и 14 Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента: а) выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования); б) фактического пересечения колесными транспортными средствами (шасси) и прицепами к ним государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется). Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных п.п. 11 и 14 Правил, является основанием для начисления пеней за неуплату утилизационного сбора. Между тем, согласно п. 2 ст. 155 ТК ЕАЭС товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, сохраняют статус иностранных товаров. В силу п. 4 ст. 158 ТК ЕАЭС не допускается использование товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, по их функциональному назначению. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 161 ТК ЕАЭС до истечения срока действия таможенной процедуры таможенного склада, предусмотренного ст. 157 ТК ЕАЭС, действие этой таможенной процедуры завершается помещением товаров под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров, на условиях, предусмотренных ТК ЕАЭС, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, если иное не установлено настоящим пунктом. Таким образом, в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада товары хранятся на таможенном складе без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой, поскольку товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, сохраняют статус иностранных товаров. В рассматриваемой ситуации помещение товара по таможенный режим «таможенный склад» не может являться основанием для начисления утилизационного сбора. Соответственно, таможенная процедура таможенного склада, заявленная по декларации на товары (ИМ 70) № 110009100/200723/3080165 была завершена помещением транспортных средств под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ 10009100/030822/3086823, 10009100/080922/3105819, 10009100/111022/3124979 с момента заявления которых и надлежит отсчитывать срок на уплату утилизационного сбора. Таким образом, предельный срок уплаты утилизационного сбора составлял: № дата ДТ Номер товара в ДТ Дата выпуска Предельный срок уплаты УТС 10009100/030822/3086823 1 (1 шт.) 03.08.2022 18.08.2022 10009100/080922/3105819 1 (1 шт.) 08.09.2022 23.09.2022 10009100/111022/3124979 1 (6 шт.) 11.10.2022 17.10.2022 При этом, при наличии денежных средств на лицевом счете Ответчика, утилизационный сбор фактически был списан таможенными органами в следующие сроки с момента выпуска товара в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления: № дата ДТ Номер товара в ДТ Дата выпуска Предельный срок уплаты УТС Дата списания (количество ТС) № таможенного приходного ордера 10009100/030822/3086823 1 (1 шт.) 03.08.2022 18.08.2022 05.08.2022 (1) 10009100/100822/1000069330 10009100/080922/3105819 1 (1 шт.) 08.09.2022 23.09.2022 09.09.2022 (1) 10009100/100822/1000090287 10009100/111022/3124979 1 (6 шт.) 11.10.2022 17.10.2022 15.10.2022 (1) 10009100/080223/1000116995 26.10.2022 (1) 10009100/080223/1000129524 26.10.2022 (1) 10009100/080223/1000129523 26.10.2022 (1) 10009100/080223/1000129520 26.10.2022 (1) 10009100/080223/1000129518 26.10.2022 (1) 10009100/080223/1000129516 В связи с вышеизложенным, у истца отсутствовали правовые основания для начисления пени за период с 06.08.2022 по 11.10.2022. Руководствуясь ст.ст. 49, 110, 150, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Принять частичный отказ от требования о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Интертехника» утилизационного сбора в сумме 8 016 000 руб. Производство по делу в данной части прекратить. В удовлетворении требования отказать. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru. Судья И.В. Костылев Суд:АС Челябинской области (подробнее)Истцы:ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ (ИНН: 7703166563) (подробнее)Ответчики:ООО "ИнтерТехника" (ИНН: 7453198129) (подробнее)Судьи дела:Костылев И.В. (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Судебная практика по:Простой, оплата времени простояСудебная практика по применению нормы ст. 157 ТК РФ
|