Решение от 6 февраля 2024 г. по делу № А29-9835/2023АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000 8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru Именем Российской Федерации Дело № А29-9835/2023 06 февраля 2024 года г. Сыктывкар Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2024 года, полный текст решения изготовлен 06 февраля 2024 года. Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Шевелёвой А.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Ролана» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о взыскании задолженности, пени, в отсутствие представителей участвующих в деле лиц Общество с ограниченной ответственностью «Ролана» (далее – ООО «Ролана», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – Комитет, ответчик) о взыскании 2 159 839 руб. 79 коп. задолженности по оплате услуг по управлению многоквартирными домами в г. Воркута в части незаселенного муниципального жилья в период с 01.08.2022 по 31.12.2022, пени за период с 23.03.2023 по 27.07.2023 в сумме 130 909 руб. 22 коп., а также пени за период с 28.07.2022 по дату рассмотрения дела. Определением суда от 08.08.2023 по делу № А29-9572/2023 требования ООО «Ролана» о взыскании задолженности в отношении муниципального имущества, расположенного по адресу: <...>, <...>, <...>, пер. Ясный, д. 3 выделены в отдельное производство с присвоением делу номера А29-9835/2023. Ответчик в отзыве на иск от 29.09.2023 указал, что жилые помещения, расположенные в г. Воркута по адресам, перечисленным в расчете долга, в спорный период являлись собственностью МО ГО «Воркута», входили в состав казны муниципального образования и являлись пустующими, за исключением жилых помещений, расположенных по адресам: - г. Воркута, пгт. Северный, ул. Цементнозаводская, д. 9, кв. 17, ул. Юго-Западная, д. 9, кв. 11, д. 13, кв. 35, 52 - переданы в собственность физических лиц, а подписанные соглашения о расторжении договоров на передачу квартир в собственность в установленном порядке не зарегистрированы; - г. Воркута, пгт. Северный, ул. Юго-Западная, д. 15, кв. 5, 13, 52 – переданы в собственность физических лиц, сведений о прекращении права собственности не имеется. Также ответчик считает, что настоящим спором затрагиваются интересы ресурсоснабжающих организаций – ООО «Воркутинские ТЭЦ», ООО «Водоканал» и АО «Коми энергосбытовая компания»; затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения, указал, что истцом в материалы дела не представлены доказательства оплаты долга в пользу ресурсоснабжающих организаций, последними не проверены объемы энергоресурсов, что могло повлечь нарушение прав и законных интересов собственников МКД. Заявлением от 04.10.2023 истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика 524 749 руб. 56 коп. задолженности, 86 058 руб. 93 коп. пени за период с 23.03.2023 по 06.10.2023. В отношении оспариваемых ответчиком квартир указал, что собственники квартир по адресам: г. Воркута, пгт. Северный, ул. Юго-Западная, д. 15, кв. 5, 13, 52 умерли, в связи с чем, сняты с регистрационного учета. Истец не располагает сведениями о принятии наследства после их смерти, в связи с чем, названные квартиры относятся к выморочному имуществу, обязанность по их содержанию несет ответчик. Определением от 06.10.2023 на основании статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд истребовал доказательства по делу у Территориального отдела записи актов гражданского состояния ЗАГС города Воркуты, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми, нотариусов Воркутинского нотариального округа. 24.10.2023 ГБУ РК «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» представило сведения о собственниках квартир по адресам: Республика Коми, г. Воркута, пгт. Северный, ул. Юго-Западная, д. 15, кв. 5А, 13А, 52А. Из представленных по запросу суда нотариусами Воркутинского нотариального округа сведений следует, что собственник квартиры № 5 ФИО2 умер 04.09.1997, 14.04.1998 нотариусом г. Воркуты выдано свидетельство о праве на наследство по закону, согласно которому имущество, в том числе квартира по адресу: г. Воркута, пгт. Северный, ул. Юго-Западная, д. 15, кв. 5, перешло по праву наследования к государству в лице Государственной налоговой инспекции по г. Воркуте. Собственник квартиры № 13 ФИО3 умерла 24.02.2010; собственник квартиры № 52 ФИО4 умер 24.06.2011. Согласно представленным указанными нотариусами сведениям наследственные дела к имуществу умерших собственников указанных квартир не заводились. Истцом требования уточнены, окончательно истец просит взыскать с ответчика 524 749 руб. 56 коп. задолженности за период с 01.08.2022 по 31.12.2022, 81 295 руб. 82 коп. пени, начисленных за период с 23.03.2023 по 23.11.2023. Судом уточнение принято. Заявлением от 23.11.2023 Комитет снял возражения относительно включения в расчет долга задолженности по жилым помещениям по адресам: г. Воркута, пгт. Северный, ул. Юго-Западная, д. 15, кв. 13, 52. Определением суда от 28.11.2023 судебное заседание отложено на 23.01.2024. Этим же определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее – УФНС России по Республике Коми). Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку в судебное заседание представителей не обеспечили. В отзыве от 17.01.2024 УФНС России по Республике Коми указало, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 14.04.1998 право собственности на квартиру по адресу: г. Воркута, пгт. Северный, ул. Юго-Западная, д. 15, кв. 5 перешло по праву наследования по закону к государству на основании статьи 552 Гражданского кодекса РСФСР (выморочное имущество). ИФНС России по г. Воркуте Республики Коми собственником спорного жилого помещения не являлась, указанная квартира передана в жилищный фонд города Воркуты. Руководствуясь статьей 156 АПК РФ, арбитражный суд считает возможным провести судебное заседание без участия представителей сторон и третьего лица по имеющимся в деле доказательствам. Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражным судом установлено следующее. ООО «Ролана» в период с августа по декабрь 2022 года осуществляло обслуживание многоквартирных домов, расположенных по адресам: <...>, ул. Юго-Западная, д. 9, 13, 15, пер. Ясный, д. 3, и несло затраты на жилищно-коммунальные услуги. По уточненному расчету истца, задолженность ответчика по оплате жилищно-коммунальных услуг в части незаселенного муниципального жилья за спорный период составила 524 749 руб. 56 коп. Поскольку ответчик не оплатил указанную сумму, в том числе после направления истцом претензии №47/03 от 16.03.2023, ООО «Ролана» обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением. Положениями статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов,а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. В соответствии с частями 1 статей 36, 37 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Согласно статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. В силу части 1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, когда плата за все или некоторые коммунальные услуги вносится собственниками ресурсоснабжающим организациям на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. На основании пунктов 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ по общему правилу собственники помещений в многоквартирном доме, в котором управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Управляющая организация, получающая плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями, с которыми заключены договоры поставки соответствующих ресурсов, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг. Согласно пункту 31 Правил № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и на нее возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящемся в управлении названной организации. В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (далее - Правила № 124) управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) указанных Правил. В соответствии с Правилами № 354 в случае отсутствия договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией при управлении многоквартирным домом управляющей компанией, выбранной собственниками помещений, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и на нее возлагается обязанность по оплате задолженности, имеющейся перед ресурсоснабжающей организацией. Таким образом, наличие договорных отношений между ресурсоснабжающей и управляющей организациями возможно и в отсутствие письменного договора. Управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям с момента поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией, поскольку другое толкование пункта 14 Правил № 354 давало бы возможность управляющей организации в нарушение статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации уклоняться от исполнения обязанностей по договору управления. По общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 № 310-КГ14-8259. Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из буквального толкования названных правовых норм следует, что обязанным лицом по содержанию имущества в многоквартирном доме является в силу прямого указания закона собственник помещения, при этом расходы на содержание общего имущества обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений вне зависимости от их фактического пользования. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ № 16646/10 от 12.04.2011 года. Согласно пунктам 1, 3 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Нормами части 3 статьи 153 ЖК РФ установлено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ). Согласно пункту 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Решением Совета муниципального образования городской округ «Воркута» от 01.06.2013 № 270 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – Положение № 270). Пунктом 1 статьи 6 Положения № 270 предусмотрено, что органы администрации МО ГО «Воркута» осуществляют функции администрации МО ГО «Воркута» по реализации ее полномочий в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом в пределах их компетенции, установленной настоящим Положением и положениями об этих органах. Решением Совета МО ГО «Воркута» от 06.06.2018 внесены изменения в решение Совета муниципального образования городской округ «Воркута» от 01.06.2013 № 270, согласно которым пункт 3 статьи 6 дополнен подпунктами 13 и 14. Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 6 Положения № 270 КУМИ администрации МОГО «Воркута» в пределах полномочий, предоставленных настоящим Положением и Положением о КУМИ администрации МО ГО «Воркута», до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда несет расходы на их содержание и коммунальные услуги. Подпункт 1 пункта 4 статьи 6 Положения № 270 изложен в следующей редакции: Управление городского хозяйства осуществляет функции администрации муниципального образования городской округ «Воркута» в пределах полномочий, предоставленных настоящим Положением и Положением о УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», осуществляет контроль за содержанием и ремонтом муниципального жилищного фонда в соответствии с заключенными договорами управления. Таким образом, решением Совета МО ГО «Воркута» от 06.06.2018 полномочия по несению расходов на содержание и коммунальные услуги муниципального фонда переданы КУМИ администрации МОГО «Воркута», который с 07.06.2018 является финансово-распорядительным органом в отношении бюджетных средств, предусмотренных на цели возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги организациям, осуществляющим содержание пустующего муниципального фонда и выступает как представитель публично-правового образования. При таких обстоятельствах, надлежащим ответчиком по делу о взыскании задолженности за услуги по содержанию и текущему ремонту имущества за спорный период является КУМИ администрации МОГО «Воркута». Ответчиком заявлены возражения в части включения в расчет задолженности по жилым помещениям, расположенным по адресам: г. Воркута, пгт. Северный, ул. Цементнозаводская, д. 9, кв. 17, ул. Юго-Западная, д. 9, кв. 11, д. 13, кв. 35, кв. 52. В отношении вышеуказанных спорных помещений ответчиком указано на наличие соглашений о расторжении (деприватизации) договоров на передачу квартир в собственность. В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. На основании пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей в спорный период) государственная регистрация прав проводилась на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности. Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 16 того же Закона заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. Доказательств того, что уполномоченный орган МО ГО «Воркута» обращался в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о регистрации права собственности на спорные квартиры и ему по каким-либо причинам отказано в ее проведении, материалы дела не содержат. Не подтверждено документально и то, что соглашения о «деприватизации» в установленном законом порядке оспорены и признаны недействительными. Таким образом, отсутствие государственной регистрации перехода права собственности («деприватизации») в данном случае не свидетельствует о том, что квартиры являются собственностью физических лиц. Выраженное физическим лицом законное волеизъявление о прекращении права собственности на квартиру повлекло на стороне муниципального образования обязанность совершить корреспондирующие действия по принятию объекта в муниципальную собственность. Более того, с прекращением права собственности физического лица, жилое помещение возвращается в собственность муниципального образования, как ранее ему принадлежавшее. Отсутствие помещений в реестре муниципального имущества городского округа города Воркуты не может рассматриваться в качестве основания для освобождения Комитета от обязанности по содержанию незаселенных жилых помещений, переданных в муниципальную собственность в силу закона. При таких обстоятельствах, оснований для исключения из расчета долга квартир, расположенных по адресам: г. Воркута, пгт. Северный, ул. Цементнозаводская, д. 9, кв. 17, ул. Юго-Западная, д. 9, кв. 11, д. 13, кв. 35, кв. 52, не имеется. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В силу пунктов 1, 2 статьи 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение. Жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Согласно пункту 1 статьи 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 1157 ГК РФ предусмотрено, что при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 49, 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей, в частности, выплаты долгов наследодателя. Выморочное имущество со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность публично-правового образования: Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и государственной регистрации. Таким образом, право собственности государства или муниципального образования на выморочное имущество возникает в силу закона со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и государственной регистрации и независимо от осведомленности об этом публично-правового образования и совершения им действий, направленных на учет такого имущества и оформление своего права. Ответчик, учитывая отсутствие наследников как по закону, так и по завещанию, а также доказательств принятия кем-либо в качестве наследства спорной квартиры по адресу: г. Воркута, пгт. Северный, ул. Юго-Западная, д. 15, кв. 5, и истечение установленного статьей 1154 ГК РФ срока для принятия наследства, в силу прямого указания закона является собственником жилых помещений как выморочного имущества. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение после смерти собственника перешло в собственность муниципального образования городского округа «Воркута», доказательств обратного суду не представлено. Ответчиком доказательства оплаты коммунальных услуг за спорный период не представлены. Согласно частям 7 и 11 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Не использование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за нежилое помещение и коммунальные услуги. Пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, установлено, что размер платы за содержание и ремонт нежилого помещения собственников помещения, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. При этом размер такой платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений, когда размер расходов одного из собственников помещений не совпадает. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием для невнесения платы. При изложенных обстоятельствах, в отсутствие доказательств оплаты задолженности, с КУМИ администрации МО ГО «Воркута» (главного распорядителя денежных средств в отношении требований истца) в пользу истца подлежит взысканию задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01.08.2022 по 31.12.2022 в размере 524 749 руб. 56 коп. Доводы КУМИ администрации МО ГО «Воркута» о том, что заявленные истцом затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения, подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не является основанием для освобождения собственника помещений от обязательств по внесению платы за потребленные коммунальные ресурсы. При этом, суд принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1081 ГК РФ, лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Право регресса – это требование кредитора к должнику (непосредственному причинителю вреда) о возврате выплаченного по его вине возмещения потерпевшему. Право регрессного требования к должнику возникает с момента выплаты сумм, подлежащих возмещению в связи с причинением вреда. Установленная действующим законодательством схема оплаты коммунального ресурса предполагает (по умолчанию) непосредственную оплату поставленного ресурса абонентом исполнителю (управляющей организации), а также оплату исполнителем коммунального ресурса в адрес ресурсоснабжающей организации, то есть отношения по оплате коммунального ресурса возникают между собственниками помещений в доме и управляющей организацией (исполнителем), а также между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией. То есть в рассматриваемой ситуации обязательственные отношения по оплате коммунального ресурса возникли между собственниками – с одной стороны и управляющей организацией – с другой стороны, а исполнение управляющей организации своих обязательств перед ресурсоснабжающей организацией не поставлено в зависимость от обязанности собственников помещений произвести оплату коммунальных ресурсов управляющей организации. В этой связи, исполнение истцом своего обязательства перед ресурсоснабжающей организацией не может быть квалифицировано как возмещение вреда, причиненного третьим лицом. Не имеется и оснований считать такое исполнение исполнением обязательств третьим лицом (статьи 313 ГК РФ). Истцом также заявлены требования о взыскании с ответчика пеней, начисленных за период с 23.03.2023 по 23.11.2023, в сумме 81 295 руб. 82 коп. Пунктом 1 статьи 329 ГК РФ предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Согласно части 14 статьи 155 ЖК РФ установлена обязанность лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должников), уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается. Факт нарушения ответчиком сроков оплаты оказанных жилищно-коммунальных услуг установлен судом, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорен, контррасчет в дело не представлен, на основании чего требование истца о взыскании неустойки является обоснованным. При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет исковые требования о взыскании пеней в заявленном истцом размере. Вопрос о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку требования, рассмотренные в рамках настоящего дела, выделены арбитражным судом из дела № А29-9572/2023. С ответчика государственная пошлина взысканию не подлежат, поскольку, в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь статьями 49, 110, 167-171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд Уточненные исковые требования удовлетворить. Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ролана» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) 524749 руб. 56 коп. задолженности, 81295 руб. 82 коп. пени. Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу по ходатайству взыскателя. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления текста решения в полном объеме. Судья А.В. Шевелёва Суд:АС Республики Коми (подробнее)Истцы:ООО "Ролана" (ИНН: 1103045855) (подробнее)Ответчики:Комитет по Управлению Муниципальным Имуществом Администрации Муниципального Образования Городского Округа "Воркута" (ИНН: 1103007560) (подробнее)Иные лица:Нотариус Истомина Светлана Васильевна (подробнее)Нотариус Москатова Татьяна Александровна (подробнее) Нотариус Романюк Галина Владимировна (подробнее) Нотариус Щербаков Василий Александрович (подробнее) Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми (подробнее) Территориальный отдел записи актов гражданского состояния ЗАГС города Воркуты (подробнее) ГБУ РК "Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки" (подробнее) ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Республике Коми (подробнее) Судьи дела:Шевелева А.В. (судья) (подробнее)Последние документы по делу:Судебная практика по:Недостойный наследникСудебная практика по применению нормы ст. 1117 ГК РФ По коммунальным платежам Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ
|