Решение от 1 августа 2019 г. по делу № А07-711/2019








АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/


Именем Российской Федерации


РЕШЕНИЕ


Дело № А07-711/2019
г. Уфа
01 августа 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 01 августа 2019 года


Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Зиганшиной Ю. С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хисамовой О.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ТСЖ "АДМИРАЛЪ" (ИНН 0277033180, ОГРН 1020203083790)

к ГОСКОМИТЕТУ РБ ПО ЖИЛИЩНОМУ И СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ (ИНН 0278218377, ОГРН 1140280411600)

третье лицо: ООО «Управляющая организация города Уфы»

о признании незаконным и отмене Приказа Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору № 1960 от 03.12.2018 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан;

об обязании Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору внести изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан по управлению многоквартирным домом №18/1 по ул. Адмирала Макарова г. Уфы.

при участии:

от заявителя – Лобастова А.Н., представитель по доверенности от 22.03.18,

от ответчика: - Нургалиева Э.Г., представитель по доверенности от 09.01.19,

от третьего лица – Кулешов Р.А, представитель, доверенность от 03.06.2018


ТСЖ «АДМИРАЛЪ» (далее - Заявитель, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее – Госкомитет, Ответчик) о признании незаконным и отмене Приказа Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору № 1960 от 03.12.2018 г. об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан; об обязании Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору внести изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан по управлению многоквартирным домом №18/1 по ул. Адмирала Макарова г. Уфы (с учетом уточнения от 23.05.2019).

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО «Управляющая организация города Уфы».

Заявитель в ходе судебного заседания требования поддержал.

Госкомитет требования заявителя не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых решений и действий.

Третье лицо поддержало позицию Комитета.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд

УСТАНОВИЛ:


ТСЖ «АДМИРАЛЪ» обратилось в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору с заявлением № 221 от 20.11,2018 г. о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан по управлению домом № 18/1 по ул. Адмирала Макарова г. Уфы.

Госкомитетом осуществлена проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, установленных п.5 Порядка 938/пр.

Приказом Госкомитета РБ от 03.12.2018 № 1960 во внесении изменений в реестр лицензий заявителю отказано.

Не согласившись с вынесенными приказом об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан и возврате заявления, ТСЖ «АДМИРАЛЪ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если данный ненормативный акт не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 г. №616, Госкомитет РБ является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионного контроля, государственного контроля в установленной сфере деятельности.

Как следует из материалов дела, в Госкомитет 25.10.2018г. вх. № 23318 поступило заявление ООО "Управляющая организация города Уфы" о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с изменением способа управления МКД № 18/1 по ул. Адмирала Макарова г.Уфа.

Приказом Госкомитета от 08.11.2018г. № 1761 рассмотрение заявления ООО "Управляющая организация города Уфы" было приостановлено для проведения мероприятий указанных в пп. «а» п.15 Порядка и сроков внесения изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее-Порядок 938/пр).

В период приостановления рассмотрения заявления ООО "Управляющая организация города Уфы", 20.11.2018г. вх. № 25967 в Госкомитет поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан от ТСЖ «Адмиралъ».

Приказом Госкомитета РБ от 19.12.2018г. № 2106 внесены изменения в реестр лицензии РБ на основании заявления ООО "Управляющая организация города Уфы" от 25.10.2018г. в связи с заключением договора управления МКД № 18/1 по ул. Адмирала Макарова в г. Уфа РБ.

Приказом Госкомитета РБ от 03.12.2018г. № 1960 во внесение изменений в реестр лицензии вышеуказанного дома ТСЖ «Адмиралъ» отказано по следующим основаниям.

Госкомитетом осуществлена проверка заявления и документов ТСЖ «Адмирал» на предмет соблюдения условий, установленных пунктом 5 Порядка по МКД №18/1 по ул. Адмирала Макарова в г. Уфа Республики Башкортостан (протокол общего собрания собственников №2 от 29.09.2018 г.).

Согласно ст.143 Жилищного кодекса РФ членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья. Из смысла ст. 143 Жилищного кодекса РФ вытекает, что членами ТСЖ могут стать собственники того МКД, в котором это ТСЖ создано.

Согласно сведениям, содержащимся в заявлении, указан юридический адрес ТСЖ «АДМИРАЛЪ»: Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Адмирала Макарова, д.24/2.

Условия, установленные подпунктом а) пункта 5 Порядка - заявление и документы соответствуют положениям п.2, но не соответствуют положениям п. 3 Порядка, а именно:

В нарушении п.п.а) п.3 Порядка в протоколе и решениях общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отсутствуют: вопрос о выборе способа управления МКД, решение об изменении способа управления.

Согласно протоколу №2 от 29.09.2018 года внеочередного общего собрания собственников помещений МКД №18/1 по ул. А. Макарова в городе Уфа вопрос о выборе способа управления на повестку дня не выносился и не обсуждался. Решение о выборе способа управления собственниками не принималось.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Данный перечень является исчерпывающим.

В соответствии с действующим законодательством РФ при проведении общего собрания собственников помещений должно быть принято решение по вопросам выбора способа управления многоквартирным домом (п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

Сохранение членства в ТСЖ не предусмотрено жилищным законодательством, а, следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме могут выбрать только один из способов управления указанных в ч. 2 ст. 161 ЖК РФ.

Товарищество собственников жилья может быть создано собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома (п. 2 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ).

Государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц (п. 3 ст. 136 ЖК РФ).

К товариществу собственников жилья, созданному в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ применяются требования, установленные применительно к товариществу собственников жилья, созданному в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если иное не вытекает из особенностей отношений в товариществе, созданном собственниками нескольких жилых домов.

Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений (ч. 1.1 ст. 136 ЖК РФ).

Также, согласно разъяснениям Минстроя Российской Федерации от 29.11.2018 года № 47841-МГ/04, общее собрание собственников помещений присоединяемого многоквартирного дома принимает решение о выборе (изменении) способа управления многоквартирным домом путем присоединения многоквартирного дома к уже существующему товариществу собственников жилья одного или нескольких многоквартирных домов. Принятые решения оформляются протоколом, копия которого направляется в орган управления товарищества многоквартирного дома, к которому планируется присоединение, для доведения до сведения собственников и принятия решения о согласии (несогласии) создания товарищества собственников жилья в нескольких многоквартирных домах.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ, должно быть инициировано общее собрание членов ТСЖ и принято решение членов ТСЖ о присоединении данного МКД к существующему ТСЖ и о внесении изменений в Устав ТСЖ.

Помимо этого, при принятии решения о согласии создания товарищества собственников жилья в нескольких многоквартирных домах, вносятся изменения в устав, происходит государственная регистрация вносимых изменений. После проведения регистрационных действий собственники помещений в присоединенных к товариществу многоквартирных домам вправе подать заявление о вступлении в члены товарищества собственников жилья.

В соответствии с ч. 7 ст. 135 ЖК РФ в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Соответственно, заявление о внесении изменений в реестр лицензий и документы к нему ТСЖ «Адмиралъ» могут быть направлены в адрес ГК РБ по жилищному и строительному надзору только после принятия решения о государственной регистрации изменений в уставе ТСЖ.

Общее собрание членов ТСЖ «Адмиралъ» о присоединении МКД №18/1 по ул. А. Макарова в городе Уфа не проведено, решение членов ТСЖ о присоединении многоквартирного дома к ТСЖ и о внесении изменений в Устав не принято.

Довод заявителя о том, что поскольку собственники спорного многоквартирного дома уже являлись членами ТСЖ, следовательно, не было необходимости при проведении в период с 31.08.2018г. по 20.09.2018г. общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме в форме очно-заочного голосования (протокол №2 от 29.09.2018г.) включать в повестку дня вопрос о выборе способа управления многоквартирным домом, судом отклоняется, поскольку ранее – в период с 15.08.2018г. по 15.09.2018г. собственниками помещений в многоквартирном доме №18/1 по ул. Адмирала Макарова в г. Уфа было проведено внеочередное общее собрание в форме очно-заочного голосования (протокол №1 от 21.09.2018г. том 1 л.д.46-52), на котором принято решение расторгнуть договор управления с ТСЖ «Адмиралъ», выбран способ управления – управление управляющей организацией, в качестве управляющей организации выбрано ООО «Управляющая организация города Уфы», утвержден договор управления.

Также, Госкомитетом РБ проведена проверка на предмет соответствия направленного протокола общего собрания собственников помещений в МКД Требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах утверждены приказом от 25 декабря 2015 г. № 937/пр.

В ходе проверки протокола общего собрания №2 от 29.09.2018 г. выявлены следующие нарушения указанных Требований.

В нарушении п.п.е) п.11 Требований в вводной части протокола общего собрания не указаны сведения об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

В нарушении п.п.а) п.18 Требований в части 1 - «СЛУШАЛИ» не указаны имя, отчество выступающего.

В нарушении п.п.а) п.19 Требований в обязательном приложении к протоколу общего собрания: реестре собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме - не указано полное наименование и ОГРН юридических лиц, реквизиты документов, подтверждающих права собственности на помещения, количество голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме.

В нарушении п.п.б) п.19 Требований обязательное приложение к протоколу общего собрания: сообщение о проведении общего собрания, оформленное в соответствии с пунктом 5 статьи 45, пунктом 4 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2014, N 30, ст. 4264; 2015, N 27, ст. 3967, N 48, ст. 6724), на основании которого проводится общее собрание — оформлено не соответствующим образом.

В нарушении п.п.г) п.19 Требований в обязательном приложении к протоколу общего собрания: списке собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), предусмотренные пунктом 12 настоящих Требований - в соответствии с п.п.а) п.12 Требований не указаны сведения о лицах, присутствующих на общем собрании, для физических лиц - реквизиты документа, подтверждающего право собственности на указанное помещение, подпись указанных лиц, в соответствии с п.п.б) п.12 Требований не указаны сведения о лицах, присутствующих на общем собрании, для юридических лиц — полное наименование и ОГРН юридического лица, в соответствии с его учредительными и регистрационными документами, наименование и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на помещение в многоквартирном доме, фамилию, имя, отчество (прир наличии) представителя юридического лица, указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя юридического лица, подпись данного лица.

В нарушении п.20 Требований не все приложения к протоколу общего собрания пронумерованы. Номер приложения, а также указание на то, что документ является приложением к протоколу общего собрания, указывается на первом листе документа.

В нарушении п.п.м) п.3 Порядка в формулировке описи представленных документов указано: опись документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий РБ в связи с выбором способа управления МКД, тогда как в самом заявлении, приложенном заявителем указано: о внесении изменений в реестр лицензий РБ в связи с сохранением членства в ТСЖ «АДМИРАЛЪ».

Условия, установленные:

пп б) п.5 Порядка -достоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка - сведения достоверны;

пп. в) п.5 Порядка - отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям - не имеются;

пп. г) п.5 Порядка выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя - выполнено;

пп. д) п.5 Порядка отсутствие вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (Собрание законодательства Российской Федерации) - отсутствует;.

пп. е) п. 5 Порядка отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации - отсутствует.

Частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно п.1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, в сфере строительства, градостроительства, а также функции по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, разработке и согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, осуществлению функций государственного заказчика.

Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, которыми установлен не только порядок оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, но и утверждены требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

Таким образом, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №18/1 по ул. Адмирала Макарова в г. Уфе от 29.09.2018г. №2 в силу ст.46 Жилищного кодекса Российской Федерации должен соответствовать Требованиям, утвержденным Приказом Минстроя №937/пр. Данным приказом установлены императивные требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

Довод заявителя о необходимости приостановления рассмотрения заявления судом отклоняется, поскольку основания приостановления, предусмотренные п.10 приказа от 25.12.2015г. №938/пр в данном случае отсутствовали.

Иные доводы заявителя судом отклоняются как необоснованные и основанные на неверном толковании норм права.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для признания незаконными приказа от 03.12.2018 № 1960 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан и возврате заявления, а также оснований для обязания Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и включить МКД №18/1 по ул. А. Макарова в городе Уфа в реестр домов, находящихся под управлением ТСЖ «АДМИРАЛЪ».

На основании изложенного заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине возлагаются на Заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении заявленных ТСЖ "АДМИРАЛЪ" (ИНН 0277033180, ОГРН 1020203083790) требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.



Судья Ю.С. Зиганшина



Суд:

АС Республики Башкортостан (подробнее)

Истцы:

ТСЖ "Адмиралъ" (подробнее)

Ответчики:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ЖИЛИЩНОМУ и СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ (подробнее)

Иные лица:

ООО "Управляющая организация города Уфы" (подробнее)


Судебная практика по:

По ТСЖ
Судебная практика по применению норм ст. 135, 136, 137, 138 ЖК РФ