Решение № 2-38/2024 2-38/2024(2-414/2023;)~М-1|2010374/2023 2-414/2023 М-1|2010374/2023 от 18 января 2024 г. по делу № 2-38/2024





РЕШЕНИЕ


именем Российской Федерации

гражданское дело №

УИД 26RS0№-88

18 января 2024 года село Арзгир

Арзгирский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующей судьи Нартовой Л.М.,

при секретаре Тогинцевой И.А.,

с участием представителя истца - Хазратова Э.А.,

представителя ответчика администрации Арзгирского муниципального округа ФИО1,

представителя третьего лица отдела образования администрации Арзгирского муниципального округа ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Арзгирского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края и муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад № села Арзгир Арзгирского района Ставропольского края о возложении обязанностей,

установил:


Прокурор Арзгирского района Ставропольского края обратился с иском к администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края и муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад № села Арзгир Арзгирского района Ставропольского края о возложении обязанностей, на администрацию в части обеспечения финансированием для капитального ремонта кровли здания детского сада № с. Арзгир и возложении обязанности на МКОУ детский сад № <адрес> по проведению капитального ремонта кровли дошкольного учреждения.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края исковые требования признала частично, доводы отзыва поддержала в полном объеме, считала, что предложенные сроки прокурором для исполнения решения суда будут не достаточными.

Представитель ответчика муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей № села Арзгир Арзгирского района Ставропольского края в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель третьего лица отдела образования администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края в судебном заседании с исковыми требованиями согласился частично, просил увеличить сроки для исполнения обязанностей возложенных решением суда.

Выслушав представителя истца помощника прокурора Хазратова Э.А., представителя ответчика администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края ФИО1, представителя третьего лица отдела образования администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края ФИО2, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что прокуратурой Арзгирского района в связи с поступившим обращением проведена проверка исполнения требований законодательства о защите жизни и здоровья несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях Арзгирского района Ставропольского края.

В соответствии со статьями 2, 20, 41 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Абзацем 10 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» введено среди других основных понятий такое основное понятие, как санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и, которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

Согласно ст. 11, ч. l ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Санитарные правила СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СП ДД.ММ.ГГГГ-20), которые направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.

В соответствии с пунктом 1.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими, в том числе, деятельности в сфере детского образования.

Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией по охране труда МКДОУ д/с № с. Арзгир составлен акт о протечки кровли, подписанный всеми членами комиссии. По результатам осмотра здания МКДОУ д/с № с. Арзгир, выявлены многочисленные нарушения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в частности имеются многочисленные следы протечек на потолках, стенах в помещениях музыкального зала, а также в помещениях четырех групп, предназначенных для размещения детей. Аналогичные акты составлялись неоднократно на протяжении 2023 года.

В администрацию Арзгирского муниципального округа неоднократно направлялась информация об аварийном состоянии кровли, вместе с тем меры, направленные на капитальный ремонт кровли, находящейся в аварийном состоянии, а также на выделение денежных средств из бюджета Арзгирского муниципального округа на данные цели администрацией Арзгирского муниципального округа не принимались.

Эксплуатация здания детского сада ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников и педагогических работников, поскольку в результате повторного протекания кровли возможны многочисленные протечки и трещины на стенах и потолках здания, образование плесени и грибка, а также возможно замыкание электрической проводки, что противоречит требованиям вышеуказанного законодательства, направленным на обеспечение безопасности пребывания малолетних детей в образовательных организациях.

Пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа отнесено создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В силу пункта 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Также, в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Судом установлено, что по факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ главе Арзгирского муниципального округа Ставропольского края внесено представление об их устранении, которое рассмотрено и удовлетворено.

Вместе с тем, до настоящего времени, каких либо мер к устранению нарушений установленных в представлении администрацией Арзгирского муниципального округа с момента рассмотрения внесенного представления не предпринималось, денежные средства на проведение капитального ремонта кровли здания МКДОУ д/с № <адрес> органом местного самоуправления не выделены.

Согласно ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 1.13 Положения об отделе образования, утвержденного решением Совета депутатов Арзгирского муниципального округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении отдела образования администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края с правом юридического лица и утверждении Положения о нем» отдел образования осуществляет функции и полномочия учредителя, подведомственных ему муниципальных образовательных организаций Арзгирского муниципального округа Ставропольского края.

Согласно п. 1.1 Положения отдел образования администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края является структурным подразделением администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края.

Согласно п.п. 4.2.2, 4.2.3 Положения отдел образования выступает главным администратором доходов местного бюджета, главным распорядителем и получателем бюджетных средств в отношении подведомственных муниципальных организаций.

Следовательно, ввиду того, что отдел образования является структурным подразделением администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, при этом механизм распределения бюджетных средств является внутренним делом администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, а также учитывая, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных учреждению исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам отвечает орган местной администрации, в связи с чем, финансирование для устранения нарушений, указанных в иске прокурора является обязанностью администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, исполнение которой направлено на предотвращение нарушений законодательства о защите жизни и здоровья несовершеннолетних и работников в деятельности МКДОУ детский сад № с. Арзгир.

В соответствии со статьей 204 ГПК РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Срок исполнения решения необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Суд считает, что срок до ДД.ММ.ГГГГ в части обеспечения финансированием для проведения капитального ремонта кровли учебного учреждения не достаточным и двухмесячный срок в части проведения капитального ремонта кровли после поступления денежных средств будет не достаточным для исполнения решения суда и устранения указанных нарушений требований законодательства, в связи с чем, следует установить срок в части обеспечения финансированием для капитального ремонта кровли до ДД.ММ.ГГГГ, а в части проведения капитального ремонта кровли дошкольного учреждения в течение 6 месяцев после поступления денежных средств.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:


Исковые требования прокурора Арзгирского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края и муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад № села Арзгир Арзгирского района Ставропольского края о возложении обязанностей, удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию Арзгирского муниципального округа Ставропольского края (№ не позднее ДД.ММ.ГГГГ обеспечить муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № села Арзгир Арзгирского района Ставропольского края финансированием для капитального ремонта кровли здания учебного учреждения.

Возложить обязанность на муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № села Арзгир Арзгирского района Ставропольского края (№ провести капитальный ремонт кровли здания учебного учреждения не позднее 6 месяцев с момента поступления финансирования на указанные цели.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме через Арзгирский районный суд Ставропольского края.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>



Суд:

Арзгирский районный суд (Ставропольский край) (подробнее)

Судьи дела:

Нартова Лариса Михайловна (судья) (подробнее)